Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приобщение родителей к организации жизни и воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника.

Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятие, оценка и понимание социальными субъектами (отдельными личностями, группами разного типа) социальных объектов (самих себя, других личностей, групп разного типа, социальных явлений и т. д.) и с помощью общения.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Содержание сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников включает три основных направления:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей;

2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения;

3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

Основные задачи реализации данных направлений следующие:

1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).

4. Повышение уровня компетентности родителей.

 

№ 33. Особенности организации жизни детей в первой и второй половине дня

Прием детей

Утренний прием детей может осуществляться: в группе или на участке (в зависимости от погодных условий и времени года). Во время утреннего приема важно создать хорошее настроение ребенку (ласково, приветливо встретить детей)? обратить внимание на внешний вид детей, на то, чтобы пришедшие дети не забывали здороваться, воспитывать у детей культуру общения: разговаривать тихо, не кричать.

Проследить, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить к играющим детям, уточнить, с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку поручение (указать, какое).

Создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей.

Игровая деятельность.

Трудовая деятельность.
Индивидуальная работа с отдельными детьми.

Утренняя гимнастика

Определяя индивидуальную работу с детьми, необходимо учитывать тему недели, возрастные особенности детей. Например, тема недели «Моя семья»: с группой детей организовать с детьми беседу об их семье. Примерная тематика: знают ли дети свой домашний адрес? Какие у них любимые игрушки, игры? С кем они дружат (с кем бы ты хотел дружить? Почему?)? О растениях, о животных, о временах года, об общественных событиях (празднике).

Игровая деятельность в первую половину дня может быть достаточно разнообразной: настольно-печатные и дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики (пазлы, шнуровки, мозаика), игры малой и средней подвижности, игры-хороводы, строительные игры. Сюжетно-ролевые игры, из-за ограниченности по времени, лучше планировать во вторую половину дня.

Утреннюю гимнастику проводит воспитатель, или музыкальный руководитель (инструктор по физо) по заранее запланированному комплексу. В течение недели комплекс традиционной гимнастики может чередоваться с ритмикой, подвижными играми на улице

Организация умывания происходит постепенно, небольшими группами. Перед тем как дети пойдут умываться, объяснить (напомнить, уточнить) правила поведения. Перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, а отжимать воду с рук тоже над раковиной. Поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2—3 человека, чтобы дети не толкали друг друга. При необходимости делать соответствующие замечания, оценку детским поступкам. Обратить внимание, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место. В процессе умывания уточнить с детьми название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина...), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода теплая, холодная).

Завтрак

Обратить внимание детей, как накрыты столы к завтраку (дать оценку дежурным). Если есть необходимость (в зависимости от меню), уточнить название блюд. Отметить заботу взрослых (няни, повара) о детях. Создать у детей положительное настроение к еде. В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать детям о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, малышей докармливать. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки еды в соответствии с возрастном
Организуются в соответствии с учебным планом, расписанием занятий, календарным планом воспитателя. Важно строго соблюдать продолжительность занятий (Сан Пин). После каждого занятия необходима перемена – от 5 до 10 минут.

Подготовка к прогулке

Надо дать детям установку на предстоящую деятельность. Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке. Перед тем как дети пойдут одеваться, объяснить, напомнить, уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей, проследить, чтобы каждый ребенок сел около своего шкафчика (на банкетку или стул), следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания.

Добиваться, чтобы дети одевались в определенной последовательности, самостоятельно (объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания). Сначала надо достать из шкафчика и надеть колготы, рейтузы, затем свитер, кофту, платок, шапку, в последнюю очередь надеть пальто, завязать шарф; убрать свою сменную обувь в шкаф. Надо воспитывать у детей культуру общения. Напомнить о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».

Примечание: по мере того, как большинство детей оденутся, вывести их на прогулку. Перед выходом обратить внимание детей на их внешний вид.

Прогулка

В плане работы необходимо наметить содержание разных видов деятельности, которую вы будете организовывать на прогулке. Необходимо серьезно продумать методику руководства деятельности детей, какие виды игрушек, какой инвентарь будут вынесены для организации намеченных игр детей, трудовой деятельности. Последовательность содержания видов деятельности на прогулке зависит от предыдущей деятельности (т.е. от занятий), от состояния погоды, от интереса детей, от индивидуальных особенностей детей.

Организация прогулки. Выйдя с детьми на участок, познакомить детей с наличием игрушек. Уточнить с детьми, с кем и во что дети хотели бы поиграть, напомнить детям о правилах игры. В процессе прогулки понаблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались. Организовать (провести с детьми) подвижную игру. Привлечь детей к уборке участка.. Группе детей дать трудовое поручение. Организовать с детьми наблюдения. Необходимо помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдение, словесные игры, беседы с детьми. Перед уходом с прогулки проконтроливать, чтобы дети убрали все игрушки на место. Дать детям указание на предстоящую деятельность. Напомнить детям, что при входе в помещение детского сада надо хорошо вытереть ноги, в группу идти тихо, не кричать. В раздевальной комнате следить за тем, чтобы все дети раздевались быстро, самостоятельно, аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у детей бережное обращение к вещам личного пользования. Когда все дети разденутся, проверить, как дети выполнили указания воспитателя, дать оценку детям, при необходимости предложить ребенку навести порядок в шкафу.

Обед

Во время обеда создавать спокойную обстановку. Помочь отдельным детям доесть обед, не допускать, чтобы дети засиживались за столом. Проследить (напомнить детям), чтобы они прополоскали рот. Воспитывать у детей потребность к чистоте и опрятности.

 

№ 34. Организация педагогического процесса в разновозрастной группе

Организация воспитания и обучения в условиях разновозр-й гр, связана с наличием взаимовлияний, которые оказывают друг на друга дети разного возраста и которые может использовать педагог в качестве эффективного фактора восп-ия. Максимальная наполняемость разновозр-й гр. сост-ет 12 детей, что позволяет реализовать эти и другие преимущества разновозрастных объединений дошк-ов.

Педагогически ценным в разновоз-й гр. является использование межвозрастного взаимодействия детей, которое способствует организации взаимообучения между ними. Целесообразно применять игровые формы обучения: дидактические игры, игры с дидактическим материалом. Взаимодействие и общение в совместной игре оказывает положительное влияние на развитие как младших, так и старших дошкольников.

Преимущества взаимообучения состоят в том, что младший ребёнок реально видит, чем овладел его старший партнёр и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший ребёнок может показать младшему образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, проконтролировать правильность выполнения, оказать ему помощь. Показывая и объясняя младшим партнёрам способы выполнения задания, старшие лучше осознают их сами. Контроль за деятельностью младших является предпосылкой формирования самоконтроля. У старших же детей возникает и развивается чувство ответственности за младших.

Однако, возникновение взаимодействия и взаимообучения между детьми разного возраста требует организации его взрослым в процессе совместной деятельности. Для этого необходимо целенаправленно формировать у старших детей, особенно мальчиков, потребность в общении с младшими. Это требует создания определённых условий, при которых возникали бы положительные эмоции в процессе общения и у младших, и у старших детей. Одним из таких условий является осознание старшим ребёнком роли учителя младшего. Старшие дети принимают задачу учить, а младшие — научиться. При этом старшие должны владеть содержанием и способами выполнения деятельности, а младшим это содержание должно быть доступно. Важным условием является наличие взаимоотношений между детьми, основанных на симпатии. Поэтому педагог объединяет в совместной игре детей разного возраста по их выбору: кто с кем хочет играть.

Для того, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом, педагог разновозрастной группы организует их совместную игру так, чтобы между ними возникло взаимообучение. Эффективность взаимообучения обеспечивается соблюдением ряда условий его организации:

• старшие дети должны владеть содержанием игры, а младшим это содержание должно быть доступно;

• все дети должны хорошо овладеть игровыми умениями и навыками;

• следует научить их правилам игры;

• необходимо научить детей правилам взаимодействия в игре.

 

№ 35 Современные исследования по проблеме воспитания детей в разновозрастной группе.

 

№ 36 виды и формы планирования образовательной работы

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее оп­ределенный порядок, последовательность осуществления воспи­тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус­ловий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса явля­ется та Программа, по которой работает дошкольное учреждение. В практику работы - современных детских садов входит тенденция демократизации всех сторон деятельности, основанных на твор­ческом подходе к разным процессам, в том числе и к планирова­нию. Отсюда каждый детский сад может сам выбирать виды и формы планирования и вкладывать в них определенное содержание. Пла­нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст­ной группе. Основной Целью планирования является определение / Конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон­кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи­вающих выполнение программы.

Принципы планирования: научность, перспективность, конк­ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис­ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж­но отвечать определенным Требованиям:

1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе­дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.

3. Планирование воспитательной работы должно предусматри­вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.

4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности. ]

В планах воспитательно-образовательной работы получает конкретизацию содержание программы. При планировании Занятий Учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни), предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется про­ведение наблюдений (программные задачи и основные приемы), дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

Поэтому как самостоятельный Раздел нравственное воспитание не планируется. В плане находит отражение работа по формированию поведения и культурно-гигиенических навыков у детей (объем на­выков, последовательность их формирования, приемы воспитания). Что касается Игры, то планируется не игровая деятельность де­тей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и приемы руководства).

Планирование Трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей трудовых умений и навыков и формирование при этом нравственных качеств. Наиболее эффективным является планирование по формам организации труда (указывается объем и содержание труда детой, оборудование, а также методы и приемы обучения трудовым навыкам, индивидуальная работа).

Кроме того планированию подлежат кон­кретное содержание и формы организации Работы с родителями.

В практике работы дошкольных учреждений сложились следую­щие Виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

Годовой план - это совмест­ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за­дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет­ского сада. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление конт­роля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйст­венная работа; д) связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

I. взаимодействие с семьями воспитанников

2. Индивидуальная работа с детьми.

3.Двигательная деятельность

4.нерегламентированная деятельность

5. специально организованная деятельность

 

К плану прилагаются список детей гр; ты, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный план Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

 

№37. Принципы построения педагогического процесса в современном дуо

Педагогический процесс в дошкольном учреждении в широком смысле — это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи. Например: педагогический процесс ДОУ направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка.

Педагогический процесс имеет три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель и конкретные задачи, планируются и подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания (на современном этапе это концепция личностно-ориентированного подхода, предполагающего соблюдение воспитателем Декларации прав ребенка). На втором (основном) этапе осуществляется педагогическое взаимодействие ребенка и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения и ошибки в воспитании и тут же произвести корректировку, внести изменения и дополнения в реализацию решения воспитательно-образовательных задач. При этом воспитателю необходимо учитывать обратную связь — ответную реакцию ребенка на воздействие. На третьем (заключительном) этапе проводится анализ результатов и установление причин недостатков в воспитании.

Принципы построения педагогического процесса в ДОУ:

· учет возрастных возможностей детей с опорой на их интересы;

· решение воспитательных и образовательных и развивающих задач в их единстве;

· учет положения о ведущей деятельности, ее смене и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

· осуществление взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

· проявление взаимного уважения педагога и ребенка;

· создание естественной непринужденной обстановки для развития свободной творческой личности;

· соблюдение прав ребенка.

№ 38.

№ 39задачи взаимодействия педагогов с семьей, методы изучения семьи.

Основные задачи:

1.Оказание профессиональной помощи семье в воспитании личности ребенка.

2.Повышение психолого – педагогической компетентности родителей.

3.Повышение общего уровня культуры родителей.

4.Гармонизация взаимоотношений педагогов и родителей. Оптимизация детско – взрослого общения.

5.Компенсация недостающего социализирующего влияния детей в неблагополучных семьях.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость)

Методы изучения семьи:

Каждая семья по-своему уникальна и неповторима, и ее влияние на ребенка также сугубо индивидуально. Мы не можем не учитывать этот фактор, так как влияние семьи является определяющим для ребенка.

С целью обеспечения единых подходов к воспитанию и развитию малыша педагогу необходимо знать особенности каждой семьи воспитанников группы. Среди методов изучения семьи успешно используются опросы, анкетирование, интервьюирование, домашние визиты, рисунок «Моя семья», мини-собрания на дому и др. Раскроем некоторые из таких методов изучения семьи.

Анкетирование. Довольно часто мы используем анкеты закрытого типа, когда к вопросам даются возможные варианты ответов, анкеты открытого типа, содержащие вопросы, на которые предстоит ответить, а также смешанные анкеты, где предлагаются возможные ответы и представляется родителям право сформулировать некоторые ответы по-своему. Конечно, нет гарантии, что все родители искренне ответят на заданные вопросы, поэтому лучше, если анкеты останутся не подписанные респондентами. В таком случае, к сожалению, мы утратим возможность адресно работать с конкретной семьей.

Заполненные родителями анкеты необходимо изучить, проанализировать и использовать полученную информацию для планирования работы с семьей, на родительских собраниях и других мероприятиях.

Интервьюирование — это способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.

Виды интервью:

свободное. Оно не регламентируется темой и формой беседы;

стандартизированное. Близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером (или его помощником) или механическим способом (на плёнку магнитофона, диктофона и т. п.).

Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.

Особенности беседы, её подготовка и проведение:

более свободный характер организации, содержания, отношений между собеседниками в отличие от интервью;

составление плана беседы с выделением ключевых вопросов;

умение педагога слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины;

умение педагога обращать внимание не только на слова родителей, но и на интонации, мимику, пантомимику, жесты, эмоциональные реакции;

проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей;

умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитания ребёнка;

фиксирование хода и содержания беседы с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.;

непременное сопоставление результатов беседы с результатами других методов.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания. В процессе наблюдения:

ставится задача;

составляется план;

идёт фиксация данных;

следует обработка зафиксированных данных;

делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения, например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестёр) к братьям (сёстрам); речевое обращение детей к матери, отцу, другим членам семьи и др.

На основании зарегистрированных данных производится количественный учёт данного явления, затем ему даётся соответствующая оценка.

Наблюдения необходимо дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Психолого-педагогический тренинг — метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определённые умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности.

Темы тренингов:

Как вести себя с гиперактивным ребёнком.

Особенности воспитания приёмного ребёнка.

Особенности воспитания единственного ребёнка.

Как воспитывать близнецов.

Особенности общения с больным ребёнком.

Выполнение ребёнком в д/у в присутствии матери, отца (бабушки, дедушки) определённого практического задания. Например, педагог создаёт ситуацию: перед приходом матери (отца и т. д.) ребёнку предлагается разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог наблюдает реакцию родителей (бабушки, дедушки) на выполнение ребёнком задания, характер их помощи, приёмы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д.

Рисуночная методика «Моя семья». Данная методика направлена на изучение представлений ребёнка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребёнку предлагают нарисовать свою семью, используя цветные карандаши. При этом не даётся никаких комментариев относительно того, как это необходимо делать: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые сведения о членах семьи:

Кого ты нарисовал?

Что делает ваша семья?

Кто самый счастливый на твоём рисунке? Почему?

Кто несчастливый в семье? Почему?

Педагог обращает внимание на такие детали:

как расположены члены семьи;

насколько они удалены друг от друга;

каково место нахождения самого ребёнка среди всех членов семьи;

с кого ребёнок начал рисовать семью, а кем закончил;

кто выше ростом, а кто ниже;

кто большой по размерам, а кто — маленький;

кто в каких красках нарисован.

Метод комментирования картинок. Ребёнку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни. Ему предлагается описать, «что нарисовано». Например:

Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?

Как ты думаешь, что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?

Данная методика поможет педагогу увидеть стиль отношений и общения в семье ребёнка.

Довольно эффективной формой взаимодействия с родителями, представляющей возможность лучше узнать семью, являются мини-собрания. Они могут проходить в группе, на участке дошкольного учреждения, на дому. Чаще всего мини-собрания охватывают несколько семей (две – четыре), которых интересует какая-либо общая проблема: например, воспитание ребенка в неполной семье, в многодетной семье, закаливание часто болеющих детей и др. По сути дела, эти родители превращаются в группу самопомощи, взаимоподдержки.

Родители обсуждают проблему, ищут пути ее решения. Хорошо, если на мини-собраниях присутствуют воспитатели группы или социальный педагог. Тогда у участников есть реальная возможность слышать разные точки зрения, корректировать свои взгляды и позиции, обмениваться опытом, знаниями. Многие родители проникаются симпатиями друг к другу и начинают чаще общаться, дружить семьями, что благоприятно сказывается на семейном воспитании.

 

№ 40. Условия оптимизации сотрудничества УДО с семьей

1. Сотрудничество с семьей требует от воспитателей обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения:

- обращение к родителям своих воспитанников только по имени;

- проявление искреннего интереса к родителям своих воспитанников, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ними;

- умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще;

- проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними;

- беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего.

2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений воспитателя с родителями. Гуманизировать - значит признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, а также ошибки. В этой связи с родителями нужно налаживать не только деловые, но и личностные отношения. Гармонизации и демократизации взаимоотношений будут способствовать:

- замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми;

- оборудование в дошкольном учреждении комнаты (консультпункта) для родителей, в которой есть небольшая библиотечка, программы воспитания, детская художественная литература, образцы детских работ, фотографии детей, игрушки, некоторый дидактический материал, которые родители, а также и дети, могут взять домой на время;

- наличие в дошкольном учреждении телефона доверия (который может работать один раз в неделю или месяц в определенные часы).

3. Необходим отказ от формального общения, от монолога в пользу диалога. Поэтому приоритет следует отдавать таким формам работы, как:

- «круглый стол» (что сводит к минимуму проявления авторитарности);

- вечера вопросов и ответов;

- совместные с родителями праздники и развлечения;

- дискуссионные клубы;

- совместные (они могут быть и домашние) педсоветы;

- «дни открытых дверей»;

- выставки совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»;

- тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить реальные и оптимальные педагогические решения.

4. Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями.

5. Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, а может быть незнакомые черты. В качестве наглядности могут выступать:беседы с дошкольниками, записанные на магнитофон; видеофрагменты организации различных видов деятельности (дидактическая или театрализованная игра, труд, изобразительная), режимных моментов, занятий с дошкольниками; «домашние задания» (например, «Понаблюдайте и опишите какое отношение проявляет ваш ребенок к домашнему труду», «Чем ваш ребенок больше всего любит заниматься дома самостоятельно» и т.д.);включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения; фотографии детей; выставки детских работ; микровыступления родителей; участие родителей в работе кружков, в проведении игр, занятий и экскурсий с детьми.

6.Обновлять содержание работы с семьей следует путем расширения круга проблем, связанных не с формированием у дошкольников зуНов, а черт личности, условий и возможности развития их индивидуальности.

7. Продумывая содержание каждого занятия с родителями, следует тщательно спланировать и его итог. Завершать занятие с родителями следует на пике интереса, «поставив не точку, а запятую в дискуссии» и предоставив им возможность самим поразмышлять далее над проблемой.

8. Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы (еще хуже занимать судейскую позицию), необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии» - умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка.

 

№ 41. Формы взаимодействия педагогов с родителями

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как и педагоги, каждый отец и мать желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми, они готовы поддержать начинания педагога, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители — это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умение осмысливать события, поэтому в решении ряда воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

В то же время значительная часть родителей — непрофессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание — основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного или школьного коллективов. Классный руководитель (или администрация) направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Организаторами собрания являются члены родительского комитета (актива). Первые собрания, давая образец демократичного обсуждения вопросов, могут вести педагоги, в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. В определении тематики лектория участвуют родит<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...