Летом четвероклассники отдыхали в лагере. Для проведения соревнований понадобилось оборудовать спортивную площадку. Было решено расположить на ней яму для прыжков в длину, волейбольную площадку, мишень для стрельбы из лука и доску для записи результатов соревнований.
План спортивной площадки
На плане 1 см соответствует 1 м
1. Вожатая дала четвероклассникам план спортивной площадки. Она попросила отметить на нём расположение мишени и доски, соблюдая следующие условия:
– мишень надо расположить в пяти метрах от лестницы;
– доску надо расположить более чем в шести метрах от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели.
Отметь на плане место расположения мишени знаком М, а доски для записи результатов – знаком Д.
2. В лагере провели соревнования по стрельбе из лука.
Каждый из 5 участников сделал по три выстрела.
Полученные ими баллы записали в таблице.
Прошел дождь и смыл некоторые числа.
Восстанови записи.
Имя
Баллы
Общее количество баллов
Место
1-ый
выстрел
2-ой
выстрел
3-ий
выстрел
Аня
Боря
..............
........
Ваня
..........
........
Галя
.........
........
Даша
..............
........
Ниже приводится план первого варианта комплексной итоговой работы (см. Таблицу 2.)
Таблица 2
План комплексной итоговой работы (вариант 1)
№ задания
Объект оценки
Тип
задания[1]
Макс.
балл
ЧАСТЬ 1. «Добрый совет»
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
- уметь выделять существенную информацию из литературного текста
ВО
- уметь устанавливать причинно-следственные связи
- уметь строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
КО
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
КО
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
РО
- уметь устанавливать причинно-следственные связи
РО
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
КО
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
ВО
- уметь выделять существенную информацию из текста
РО
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
РО
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
РО
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
ВО
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
РО
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
РО
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
РО
- уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
РО
- уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
РО
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
РО
- уметь контролировать действия партнера;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
РО
ЧАСТЬ 2. «Минеральные соли»
№ задания
Объект проверки
Тип
задания
Макс.
балл
Определять цель текста
ВО
Находить в тексте информацию, заданную в явном виде
ВО
Сопоставлять информацию из двух текстов
Во
Выявлять причинно-следственные связи (Устанавливать последовательность действий)
КО
Заполнять таблицы по заданному тексту. (Преобразовывать информацию из одной формы в другую).
КО
Применять информацию в измененной ситуации
РО
ЧАСТЬ 2. «Спортивная площадка»
№ задания
Объект оценки
Тип
задания
Макс.
балл
Предметные умения
Понимать и переносить на плоскость пространственные и количественные отношения (ближе – дальше, между, больше – меньше).
Устанавливать местоположение объекта на плоскости по одному условию (первая часть задания), по трем условиям (вторая часть задания).
Выбирать точку отсчета для нахождения нужной длины.
Переводить значение длины из одной единицы измерения (см) в другую (м) и обратно.
Общеучебные умения Ориентироваться в пространстве. Понимать информацию, представленную в разной форме:
– в виде текста (с математическими отношениями),
- графически.
Учитывать в решении все условия поставленной задачи.
Выбирать ответ в ситуации, когда имеется бесконечное число решений.
Осуществлять самоконтроль:
–пошаговый (использовать предыдущее условие задания при выполнении следующего);
- –этапный (проверять выполнение всех условий задания).
КО
(первая часть – 2;
вторая часть – 3)
Предметные умения
Использовать данные таблицы для получения информации, необходимой для составления математического выражения и нахождения его значения.
Вычислять сумму и разность круглых десятков.
Находить неизвестный компонент сложения.
Упорядочивать числа.
Общеучебные умения
Читать и понимать информацию, представленную в форме таблицы.
Интерпретировать полученные результаты (распределение мест в зависимости от результатов стрельбы).
Осуществлять самоконтроль в ходе заполнения таблицы и интерпретации данных.
КО
Итого по всей работе 26 заданий
В таблице 3 приводятся рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной итоговой работы (вариант 1).
Таблица 3.
Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной итоговой работы (вариант 1).
Комплексное задание «Добрый совет»
№ задания
Правильный ответ или критерии оценивания
1 балл – выбран ответ 3) Мудрая Старая Комета получила в подарок от Солнца длинный шлейф.
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
1 балл – выписано предложение: «Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете»
- выписан отрывок текста: «земля была юной» и приведено объяснение: а люди появились на земле не сразу;
- выписан отрывок текста: «ледяная тишина окутывала землю» и приведено объяснение: а если бы были люди, тишины бы уже не было;
- выписан отрывок текста: «скованные вечным льдом» и приведено объяснение: в такой сильный холод люди не могли выжить.
Комментарии: Если в трёх последних случаях в ответе приведены только указанные выше цитаты, а объяснение, почему это доказывает отсутствии людей, не приведено, 1 балл НЕ ставится.
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. Например, за ответы «Спали ручьи и реки, моря и океаны.» «Шумные ветры тихо дремали в глубоких расселинах скал.»
1 балл – дан утвердительный ответ, выписано предложение: «Прошли многие тысячи лет, прежде чем Мудрая Старая Комета смогла навестить знакомое Светило»
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
2 балла –дано связное монологическое высказывание, содержащее правильное объяснение, в своем ответе ученик должен указать на контраст увиденного в первый и во второй раз, либо ученик в своем ответе вышел на высокий уровень обобщения (красота всегда поражает).
1 балл – дано правильное объяснение, но нет указания на контраст увиденного в первый и во второй раз, в ответе есть только конкретные примеры того, почему была растрогана комета, например:
Потому что она увидела, как красива Земля
Потому что она увидела красоту нашей планеты
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла
1 балл – выбран утвердительный ответ, приведено доказательство того, что комета побывала в Солнечной системе (доказательство: наличие у кометы шлейфа)
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
1 балл – записаны слова Светило, Солнышко
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл, например, записано только одно из слов или ни одного.
1 балл – выбран ответ 2) сильно
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
2 балла –дано два примера
Возможные примеры:
1. Пример, связанный с красотой Земли. При этом если этот пример записан как два отдельных предложения: 1) На Земле были зеленые леса и цветущие луга. 2) На Земле синие реки и озера, полные воды, учащийся получает только 1 балл.
2. Пример, связанный со шлейфом.
3. Пример, связанный с изменениями, произошедшими с Солнцем – перестало боятся высоты, поднимается над горизонтом и т.д.
1 балл – дан один пример из перечисленных выше
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла
2 балла –дано связное монологическое высказывание, содержащее правильное объяснение. В ответе должна быть отражена идея помощи, понимания проблемы другого, или идея изменения характера Солнца (т.е. в ответе есть признаки понимания ребенком того, что значит добро, добрый. Например: «Этот совет был добрым, потому что благодаря ему Солнце изменило свой характер, перестало боятся высоты».
1 балл – дано правильное объяснение, но в ответе указано только на внешние изменения: планета стала красивее, Земля стала обитаемой и красивой, либо по содержанию ответ схож с ответом на 2 балла, но при этом есть погрешности в оформлении высказывания: объяснение приведено в виде обрывочных фраз.
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-3 балла
На 2 балла - предложенный план является правильным, в плане присутствуют все основные смысловые части текста, нет пропусков
На 1 балл – предложенный план содержит пункты, представляющие разную степень отражения событий текста: часть событий передана в плане очень подробно, а часть слишком сжато, таким образом, план не является хорошо сбалансированным
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла. Например, в плане перепутана последовательность смысловых частей текста
Примеры планов, оцениваемых 2-мя баллами
Пример подробного плана
1. Спящая земля.
2. Встреча Солнца и Мудрой Кометы.
3. Смелый поступок Солнца.
4. Пробуждение Земли.
5. Вторая встреча Солнца и Мудрой Кометы.
6. Подарок Солнца
7. Встречи Солнца с другими кометами.
Пример сжатого плана
1. Земля спит.
2. Совет Мудрой Кометы.
3. Пробуждение Земли.
5. Второй визит Мудрой Кометы.
Примеры планов, оцениваемых 1-м баллом
Пример несбалансированного плана
1. Спящая земля.
2. Встреча Солнца и Мудрой Кометы.
3. Смелый поступок Солнца.
4. Пробуждение Земли.
5. Откуда у комет серебряный шлейф.
Пример плана с пропуском некоторых частей.
1. Встреча Мудрой кометы с Солнцем.
2. Земля оттаяла.
3. Солнце дарит кометам шлейф.
1 балл – выбран ответ 3) ледяная тишина
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
1 балл – дано правильное объяснение: указано на прямое значение. В данном контексте значение этого выражения – место, откуда Солнце смотрело на Землю / Учащиеся также при указании на прямое значение слова могут дать синоним: «точка отсчета»
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. Например, указано на переносное значение, дано неправильное объяснение: «мнение», или дан ответ: «изменить место положения»
3 балла – правильно выполнены все три части задания: правильно указана часть речи слова в тексте (имя существительное); указано, что слово может быть глаголом; приведен пример
2 балла –правильно выполнены только две первые части задания
1 балл – правильно выполнена только одна первая часть задания
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-3 балла
Примечания:
Если во второй части кроме слова «глаголом» написано еще и слово «наречием» - вычитается 1 балл
Если во второй части написано «прилагательным» а в третьей части записан пример, в котором слово «светило» является глаголом, ни за вторую, ни за третью часть баллы не даются.
2 балла – приведено два любых случая из трех возможных: 1) начало предложения, 2) когда это слово является именем собственным, 3) в значении «планета», 4)в сказках как имя героини сказки, 5) название текста
1 балл – приведен один из указанных выше случаев
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла
Примечание:
Если в качестве ответов приведены только цитаты из текста и нет указания на правило (в начале предложения и т.д.), баллы не даются.
2 балла –приведено два примера
1 балл – приведен один пример
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла
Возможны следующие примеры:
1. Солнце – источник света, к нему тянется все живое;
2. К полудню солнце находится в точке зенита.
3. Если солнце низко над горизонтом – на Земле низкая температура (холодно), если высоко над горизонтом – жарко.
4. У комет при приближении к солнцу появляется серебряный хвост.
1 балл – приведен один пример, указывающий на несовпадение сведений, полученных на уроках «Окружающего мира», и содержащихся в данной сказке.
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл, например, записано: «Солнце не может боятся высоты.», «Солнце и кометы не могут разговаривать».
Возможны следующие правильные примеры:
1. Не солнце проходит путь от востока на запад, а земля крутится вокруг солнца и вокруг своей оси;
2. Упоминается о середине неба, которой не существует.
3. Говорится, что «оттаяли ветры», ветры замерзнуть не могут.
4. Земля в самом начале своей жизни была не куском льда, а раскаленным шаром
1 балл – выбран утвердительный ответ, указаны все три состояния: твердое – лед, жидкое – вода, газообразное - пар
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
3 балла – отмечено, что права Катя и приведено два доказательства
2 балла – отмечено, что права Катя и приведено одно доказательство
1 балл – отмечено, что прав Миша и приведено оригинальное, но разумное доказательство (например, «Это не сказка, а легенда о происхождении Земли», «На самом деле так и было, просто здесь написано сказочным языком») или приведено одно доказательство в пользу Кати и одно разумное доказательство в пользу Миши.
0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-3 балла. Например, отмечено, что прав Миша и приведенные объяснения не доказательны, или если отмечено, что права Катя, но нет объяснений.
Возможные доказательства того, что прочитанный текст является сказкой:
1. Солнце и Комета разговаривают. / Солнце и кометы не разговаривают.
2. Комета плачет.
3. Героями являются солнце, кометы, ветры.
4. Встречаются слова, не характерные для научно-популярного текста, но свойственные сказке.
5. Солнце не может бояться.
6. Земля в начале была раскалена