Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Ценности современной молодежи.

Современная молодежь ценит не то, что ценила молодежь в прежнее время, потому что изменились условия, изменилась страна, изменился социально-политический строй, идеология государства, а также у молодежи появились такие возможности, которых у прежней не было. Последняя советская молодежь выросла в непростых экономических условиях, например обычных явлением был дефицит товаров. Это накладывало отпечаток на прежнюю молодежь, на ее отношение к материальным благам и образ жизни. Последняя советская молодежь часто была вынуждена проводить время в магазинах, стоя в длинных очередях. Молодежь знала, как сложно было приобрести многие вещи в советское время, поэтому и ценила их больше, чем современная. Советская молодежь росла в период единой идеологии, в жестких рамках советской нравственности. С первого класса школьник становился сначала октябренком, потом пионером, комсомольцем. Поэтому прежняя молодежь выросла на других принципах, она больше ценила честность, порядочность, искренность, взаимовыручку. На этих ценность росла прежняя молодежь. Современная молодежь если и испытывает на себе давление в идеологическом плане, то оно в основном ограничивает патриотическим воспитанием. Материальное состояние советских людей было в среднем одинаковое. Молодые люди могли выделиться на общем фоне не своей дорогой одеждой или дорогим телефоном, а только чем-то нематериальным. Например, храбростью, знаниями, лидерскими качествами. Современная молодежь - часть современной эгоистичного мира, где каждый сам за себя. В современном мире зачастую молодежь самоутверждается за счет некоторых внешних атрибутов, носящих сугубо материальный характер. Молодежь копирует поведение старших людей. И в этом они ничем от взрослых не отличаются. Поздняя советская молодежь росла в период серьезных политических изменений в стране, в период так называемой перестройки. После долгих лет монополизма одной партии и одной идеологии наступала гласность, демократия и свобода слова. Молодежь активно интересовалась политикой и высоко ценила новые ценности. Современная молодежь не знает, что такое несвобода слова, свобода совести, поэтому она не ценит ее, не ощущает связи между свободой слова и своим материальным положением. Поэтому современная молодежь, гораздо меньше интересуется политикой и тем, что происходит в стране. Молодежи кажется, что все в этом мире происходит самостоятельно и их участие в этом не требуется. Молодежь равнодушна к политике. С другой стороны это может быть объяснено и некоторой апатией, усталостью. Конец 80х - это эпоха не только больших перемен, но и больших надежда. Люди были уверены, что именно от них зависит то, как будет развиваться в дальнейшем государство, как будут люди жить. Сейчас такого нет. Есть ощущение, что от одного отдельно взятого человека вообще ничего не зависит. Поэтому современная молодежь, также как и их родители, предпочитают жить одним днем, не задумываясь о будущем. Очень сильно изменились условия жизни, появились новые технологии. Раньше не было Интернета. Молодые люди общались лично, напрямую, не через социальные сети и телефоны. Поэтому ценилось живое общение, ценилось умение, например, петь под гитару, рассказать какую-то интересую историю в компании, ценился широкий кругозор. Теперь этого нет. Все общение через интернет. Играть не гитаре не требуется, можно найти любую мелодию в интернете. Реальные эмоции можно скрыть за картинкой в Интернете. Книги никто не читает. Современная молодежь живет в своем новом мире. В этом мире цвет волос и необычная прическа имеют большее значение, чем внутренний мир человека, его качества как личности. Достижения в онлайн-играх ценятся выше, чем успехи в спорте, количество друзей в социальных сетях - выше умения общаться вживую. Современная молодежь живет в своем виртуальном, искусственном мире. Отсюда и ценности современной молодежи такие же искусственные, поверхностные, ненастоящие.

Ценности - это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.

«Ценности, - писал В.П. Тутаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала»

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

 

Несомненно, до сих пор существуют и признаются такие вечные (истинные) ценности: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.

Сейчас молодые люди на одну из первых позиций ставят материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько материальному материальное благополучию, как некому стимулу жизненной активности. Причем, цель зарабатывания денег может достигаться любым доступным способом. А такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются - «ты - мне, я - тебе», «успех - любой ценой».

Молодые люди во главу угла ставят независимость и карьеру, достижение высокого статуса. В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего.

Отношение к дружбе и товариществу тоже претерпело изменения. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким людям приобретает все более корыстный характер. Эгоистичный настрой «сам за себя» выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи.

Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность

 

Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда, образования и знаний. В большинстве своем подрастающее поколение стремится получить любое образование с минимальными усилиями, работает на результат - лишь бы получить диплом. Образование рассматривается в первую очередь как возможность получить хорошее место работы, а уже потом - как средство получения новых знаний. На формирование этих ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные изменения. Те приоритеты, которые раньше казались незыблемыми, сменяются другими. Появляются новые ценностные ориентации, а значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формулируется новый тип личности. Общество, среда обитания с их стихийными, хаотичными, неписаными требованиями и принципами изменяют, часто просто уродуют взгляды еще не до конца сформировавшейся личности.

 

Анализ показывает, что в условиях обще-социального кризиса, который мы переживаем сегодня, и такие ценности, как семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, - все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования - отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. - это также картина кризиса.

Однако кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления.

Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо привлекательным местом - островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности - необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер. Часто молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи, чтобы укрыться там от фрустрирующего воздействия общественных процессов. В области образования все большую популярность приобретают нетрадиционные виды обучения. Многие люди не смущаются и даже стремятся к платным формам учебных заведений предпочтительно делового, профессионального характера. Отрицая официальные учебные заведения, они связывают свои надежды с иными формами образования, так как понимают его как средство выживания в новых условиях, максимально безболезненного перехода к новому образу жизни.


Глава 3. Система ценностей молодого поколения

Молодое поколение – это особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо “наследует” социальный статус семьи, либо характеризуется “будущим” социальным статусом.

Изучение динамики жизненных ориентаций и ценностей подростков – благодатная почва для анализа жизни общества и тенденций его развития. Изменения, происходящие в обществе, создают постоянную потребность в продолжении этих исследований, ведь сегодняшние подростки – завтрашние активные участники всех социальных процессов.

Объектом исследований является старшая возрастная группа подростков. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой – их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто не определены. Именно эта группа – хороший “барометр” протекающих в обществе процессов идеологической, ценностной реконструкции. Интерес определяется и тем, что сегодняшнему подростку особенно трудно – в сложных условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование смысл о жизненных ценностей молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.

Ценностями являются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности – это то, ради чего люди живут и что ценят.

К сквозным ценностям, которые являются основными практически в любой сфере деятельности, можно отнести трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, милосердие и другие.

Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения – явления общественные, коллективные. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. Диапазон и количество социальных ролей личности определяется многообразием социальных групп, с которыми она себя идентифицирует, разнообразной структурой деятельности и отношений, в которые она включена.

Проблема выбора побуждает рассмотреть вопрос о свободе и необходимости в ценностном отношении. Свобода тут проявляется не только как выбор возможностей, но и как возможность выбора, которая зависит от объективных социальных условий, а также от осознания этой возможности самим человеком и его желания совершить определенный выбор.

В конечном счете, традиционные ценности – это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Здесь важно учесть ряд моментов. Первый связан с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На одном уровне – конкретные родители влияют на своих детей. На другом - молодое поколение в целом так или иначе воспринимает ценности старшего поколения. Это не может не восприниматься родителями болезненно, с чувством горечи и обиды. Тем более, - и тут проявляется второй момент, - что они не могут прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям. Наконец, сегодняшняя ситуация необычна тем, что “подростковый период” переживают не одни подростки и юноши, а все общество. Сегодня “отцам” открывается знание того, насколько пропитано мифами и миражами их сознание, насколько оно неадекватно современной жизни.

Ориентация – это целая система установок, в свете которых индивид воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это то компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека.

Ценностные ориентации очень тесно связаны с идеалом. Мы вправе сказать, что ценностное отношение возникает при сравнении, сопоставлении объекта с идеалом.

Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности:

- сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации;

- расстройство индивидуальной ценностной системы. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения;

- развитие – такое изменение в ценностно – ориентационной системе личности, когда обогащается внутренне содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере.

В социальном портрете современной молодежи можно выделить следующие противоречивые характеристики:

- возросший уровень образованности и недостаточную согласованность социального и личностного смысла образования;

- признание молодежи социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом, в сфере досуга;

- стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение, особенно учащейся молодежи, от многообразных видов социальной деятельности;

- желание что-то изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.

Такое положение дел явилось следствием ряда причин:

отношение к подрастающему поколению как к объекту воспитания, что подкреплялось авторитарной методикой, рассчитанной на получение результатов, в которых проявляются прежде всего исполнительские, конформистские наклонности человека;

отстраненность молодежи от власти и от решения задач, стоящих перед обществом (социальное отчуждение);

продолжительное пребывание молодых людей в заниженном социальном статусе;

отсутствие социальных программ, рассчитанных на воспитание самодеятельности подрастающего поколения, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, деловитость;

Молодое поколение оказывается более категоричным в суждениях и, что на первый взгляд, более сплоченным, чем их родители. Например, анализ ценностей показывает, что имеются некоторые существенные различия в распределении, по сравнению с родительской структурой ценностей. Ценности молодого поколения распределились следующим образом (в порядке убывания значимости): 1. “Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл. 2. “Вера в бога – это только обряды, имеющие какой-то не совсем понятный смысл”. 3. “Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше”. 4. “Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр”. 5. “Смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода.” 6. “Не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение”. 7. “Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни”. 8. “Жизнь человека – высшая ценность, только закон может посягнуть не нее”.

Ценности добра, свободы и достойного продолжения своего рода не подвержены переменам в обществе.
Система ценностей молодого поколения – в стадии становления, причем четко видна ориентация на дифференцирующие или интегрирующие системы.

Особая роль в жизни каждого человека принадлежит правильному выбору профессии. Выявить дарование, помочь человеку определить призвание – важная задача школы и вуза.

Профессиональные планы у молодежи возникают, как правило, под влиянием различных причин: мнения родителей, учителей, друзей, книг, телепередач, собственных размышлений и проб.

Высшее образование стремятся получить многие люди. Но вузы не могут принять всех желающих. Многие поступают на платные формы обучения, но в нынешней ситуации это очень дорого. Отсюда масса разочарований и огорчений.

Многие молодые люди осознанно связывают свое будущее с интересной и хорошо оплачиваемой работой. Хотя в условиях рыночной экономики появилось немало возможностей иметь хороший заработок, не имея высокой квалификации.

Молодежь является большой социальной группой населения России. В силу возрастных особенностей молодежь тяготеет к новым видам деятельности, сравнительно легко овладевает сложными профессиями.

Профессиональные предпочтения отражают реальное социальное положение разных профессиональных групп, а также косвенную деятельность средств массовой информации. Многие подростки хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит это – не знают. Им явно не хватает информации – и о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями. От правильного выбора профессии зависит судьба молодого человека и ничто, кроме нормальной жизни общества и научно – обоснованной профориентации, не может реально помочь молодым людям.

Одна из важных для будущего общества проблем – соотношение предпочтений, отдаваемых типу общественного устройства. Оказалось, что несмотря на жесткие условия социальной действительности индивидуализм преобладает. Молодые люди в большей степени согласились бы работать в хорошем коллективе, чем в одиночку.

70% молодых людей считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится. “Заграница” для них более привлекательна, этим можно объяснить стремление молодых людей получить образование за рубежом или в престижных вузах нашей страны. Такое образование становится для них залогом, первой ступенью к достижению своей цели – возможности состояться профессионально.

Структуру предпочтений молодежи можно разделить на три подгруппы:

- сферы жизни, значимые в высокой степени – работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями;

- сферы жизни, значимые на среднем уровне – учеба, здоровье, семья, брак, любовь;

- сферы жизни, значимые в низкой степени – религия, общество, страна, город, среда обитания.

Обнаруживаются существенные различия у молодежи и взрослого населения в отношении значимости различных сфер жизни. Для молодежи более важны досуг, работа, общение; для взрослых – город, среда обитания, страна, общество.

Большинство молодых людей удовлетворяет жизнь в целом и отдельные ее стороны. Неудовлетворенность молодые ощущают в отношении общества, страны и работы (настоящей или перспектив ее получения).

. В процессе социализации молодежь усвоила основной принцип рыночных отношений, какую бы сферу он не затрагивал: экономическую, политическую либо духовную: “главное – инициатива, предприимчивость и поиск нового”. Уже по этим двум выборам можно сделать вывод, что перед нами обновленное поколение, освободившееся от контроля обычаев и норм, принятых большинством. Оно пойдет по пути поиска нового, приобретая при этом, возможно, не только положительный опыт.

Заключение

В заключении можно сказать, что нравственные приоритеты молодежи во многом отличаются от приоритетов молодежи прошлых поколений.

Подрастающее поколение стремится получить образование с минимальными усилиями. Оно не ставит цель получения каких-либо знаний, а стремится получить диплом, чтобы попасть на хорошее место.

Проблема современной молодежи, что она живет в своем искусственном мире, отсюда и ценности такие же искусственные и поверхностные.

Ценности современной молодежи в России находятся в состоянии диссонанса, несмотря на то что молодежь стремится к независимости и материальным ценностям, не менее актуальны вечные ценности, такие как вера, семья, любовь.

Однако проведенные мною исследования по данной теме это лишь вершина айсберга.

Вывод: Молодежи сегодня следует стремиться к укреплению вечных, истинных ценностей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...