Понятие культурной политики. Основные направления культурной политики современной Украины.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Культурная политика — направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. В Советском Союзе культурная политика была построена на механизмах агитации и пропаганды и определялась Идеологическим отделом ЦК КПСС. Министерству культуры отводилась роль исполнителя этой политики. Сейчас культурная политика представляет собой сравнительно автономную деятельность различных ведомств, отвечающих за охрану культурного наследия, художественную деятельность, печать, библиотечное дело и т. п. Объективный анализ современного состояния и перспектив развития украинского общества в целом i его культурной сферы в частности, показывает, что лишь "косметический ремонт" или идеологических перекрашивание прежнее культурной политики - дело бесперспективное по нескольким причинам. Во-первых, украинское общество, которое становится все более открытым и демократичным, уже не удовлетворится "государственной культурой", а украинская экономика не будет ее содержать, так как это ранее делала командная экономика. К тому же культура советского типа может успешно существовать лишь при недостатке любой конкуренции, чего уже явно не будет. Во-вторых, наиболее динамичная и творческая часть культурно-художественной среды не согласится с "огосударствлением" культуры и искусства, не преобразуется в послушных обслуживающих государственной пропагандисткой машины, хотя бы в какие патриотические цвета ее раскрашивали. Кардинально повлиять на хозяйственно-правовую ситуацию в сфере культуры может только "Закон об организациях, не ориентированные на получение прибыли", который должен отрегулировать такие общие положения:
- Определение принципов, по которым действуют такие заведения ставящие целью не получение прибыли, а развитие важной для общества культурной (образовательной и т.д.) деятельности; - Финансирование таких заведений (организаций) из разных источников: государственного и / или местных бюджетов; средств учредителей; средств от государственных и местных фондов развития; средств от оказания платных услуг; средств от спонсорских и меценатских взносов; - Предоставление неприбыльным организациям, независимо от форм их собственности, налоговых и других льгот, при условии соблюдения ими соответствующих правил функционирования и распоряжения доходами; - налоговые льготы для физических или юридических лиц, предоставляющих неприбыльным организациям средства в виде пожертвований, спонсорского финансирования и т.д. Культура Украины 16-18 века В 18 столетии Украина переживает период экономического подъема, происходившего на основе укрепления феодального хозяйства, роста городов, а также расширения экономических связей с Россией. Большую прогрессивную роль имели для Украины петровские реформы, дальнейшая борьба за воссоединение западных украинских земель в рамках Российской империи. Углублялись связи украинской культуры с братской русской культурой. Все это оказывало свое влияние на развитие украинского искусства. Ведущее значение принадлежало Левобережной Украине — то есть землям, воссоединенным с Россией, в то время как на Правобережье и в Западной Украине в связи с ослаблением экономического положения Польши наблюдался общий упадок городов и строительства в них. Главным центром растущей в это время новой украинской культуры по-прежнему остается Киев. Наиболее значительными очагами культуры и искусства являлись Киево-Могилянская Академия и Киево-Печерская лавра со специальной живописной школой. Наряду с Киевом крупными центрами были Чернигов, Нежин, Стародуб, Новгород-Се-верский и др. В украинской архитектуре, так же как и во второй половине 17 в., сохраняет свое ведущее значение народное деревянное зодчество. Оно продолжает оказывать большое влияние и на украинское каменное зодчество 18 века. В середине 18 в. были воздвигнуты наиболее замечательные памятники украинского деревянного зодчества — пятикупольная церковь Покрова в Ромнах (1764), семикупольная церковь Вознесения в местечке Березне около Чернигова (1761), построенная мастером Афанасием Шелудько, и величественный девятикупольный Троицкий собор в Новоселице (Новомосковске), созданный в 1772—1779гг. выдающимся народным мастером Якимом Погребняком. В последнем общее пирамидальное построение восьми куполов изысканных пропорций завершается динамичным и в то же время гармоничным переходом к высокому центральному куполу. Высокий уровень овладения материалом, своеобразие и смелость конструкций и декоративных приемов, красота пропорций и силуэтов ставят эти памятники в число лучших достижений украинского зодчества 18 века. Много создавалось разнообразных по своему облику и типам деревянных храмов и в Западной Украине. В Закарпатье деревянные церкви, напоминающие клетские церкви России, увенчаны стройной башней-колоколенкой. Выделяются приземистые, но выразительные по своим формам деревянные храмы Волыни. Близки к архитектуре крестьянского жилья бескупольные церкви Буковины. Наконец, своеобразное место занимают деревянные колокольни, восходящие к уже исчезнувшим деревянным оборонительным сооружениям. Колокольни играли важную роль в общем церковном ансамбле. Им свойственно большое разнообразие форм, варьируемых в разных областях. В 18 в. на Украине распространилось строительство каменных колоколен, игравших большую роль в городских и монастырских ансамблях и развивавших образцы деревянного зодчества. Известнейшие среди них — колокольня Киево-Софийского собора и Великая колокольня Киево-Печерской лавры (1731—1744), созданная петербургским архитектором Иоганном Готфридом Шеделем и играющая важную роль в создании облика Киева. Характерной чертой украинской архитектуры 18 в. (Киев и Левобережье) является ее пышный декор, развивавшийся в сторону все более богатой пластической обработки зданий. Лепные украшения, пилястры, сложные обрамления оконных и дверных проемов покрывают большие плоскости стен. Так же обильно декорируются фронтоны и порталы. Все эти особенности придали исключительно нарядный вид всему ансамблю Киево-Печерской лавры, восстановленному после пожара 1718 г., и особенно колокольне Киево-Софийского собора и воротам Заборовского, в которых орнамент покрывает стены сплошным узором. Архитектурное творчество В. В. Растрелли, А. В. Квасова и ряда других мастеров непосредственно связывает украинское зодчество с русским. По проекту Растрелли в 1747—1753 гг. в Киеве был сооружен Андреевский собор, замечательный красотой своих пропорций и гармонической связью с живописным рельефом города.
16. Культура Украины в контексте влияния России и Европы в 19 - нач. 20 века. Развитие высшей школы и науки. В XIX веке на Украине были открыты новые университеты. Они являлись основными центрами науки и подготовки педагогических кадров. Так, Харьковский университет был создан в 1805г. Первоначально он имел 4 факультета: словесный, этико-политический, физико-математический и медицинский. За полвека в его стенах получили образование около 3 тысяч человек (преимущественно дети дворян и чиновников). Обучение в Харьковском университете велось на русском языке. Однако, среди прогрессивно настроенных его преподавателей зрели мысли о предоставлении украинской молодежи права обучаться на родном языке. Так, родоначальник отечественного славяноведения профессор И.Я. Срезневский смело выступал против русификаторской политики царизма. Он писал: «В настоящее время нечего доказывать, что язык украинский … есть язык, а не наречие русского или польского, как указывали некоторые, и многие уверены, что этот язык есть один из богатейших языков славянских…». Это мужественное заявление было сделано в 30-е годы в условиях разгула крепостнической реакции и великодержавного шовинизма.
В 1834г. открыт Киевский университет, первым ректором которого являлся известный ученый М.А. Максимович. Он поощрял и сам лично принимал деятельное участие в изучении памятников старины и собирании украинского фольклора. М.А. Максимович подготовил и опубликовал три сборника украинских песен. Искусство В изобразительном искусстве первой половины XIX века начинается переход от академического классицизма к реализму. Это нашло конкретное выражение в портретах В.А. Тропинина, пейзажах И.М. сошенко, зарисовках природы и быта украинских крестьян В.И. Штернберга. Основоположником критического реализма и народности в украинской живописи являетяс Т.Г. Шевченко. В многочисленных картинах и гравюрах от правдиво отразил тяжелую жизнь крепостнического крестьянства, солдат- рекрутов, обездоленных женщин и детей. Т.Г. Шевченко выполнил серию прекрасных портретов и пейзажей, воссоздал в живописи многие страницы исторического прошлого Украины. Пейзажные, бытовые и портретные полотна на украинскую тему были выполнены И.Н. Крамским, В.Е. Маковским, И.К. Айвазовским и другими известными русскими художниками. Театр. В начале XIX века наряду с домашними, любительскими труппами возникли постоянные профессиональные театры в Одессе, Киеве, Полтаве, Харькове и других городах. Театральные коллективы на Левобережье были преимущественно русскими, на Правобережной Украине – русскими и польскими, в Галиции – немецкими и польскими. Начало украинскому профессиональному театру было положено в Полтаве. Здесь в 1819г. при участии М.С. Щепкина были поставлены пьесы «Наталка-Полтавка», «Москаль-Чарівник». Выдающимся оперным певцом и композитором стал С.С. Гулак-Артемовский. В 1862г. он создал первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем». 17. Культура Украины 20-21 века Заметным явлением в истории украинского изобразительного искусства периода Великой Отечественной войны стал плакат В. Касияна «В бой, славяне!», отмеченный первой премией на московской выставке оборонного плаката летом 1943 г. большой популярностью пользовались посвящённые освобождению столицы Украины плакаты В. Касияна «Киев наш», П. Супонина «Киев», к. Агнита – Следзевского «Под славным городом Киевом» и др. В годы войны активно развивается графическая живопись. Трагические события войны нашли отражение в рисунках И. Кружкова «Девочка на дороге» /1943/, В. Гливенка «Ведут заложников» /1941/, А. Гнилова «В «санчасти» концлагеря Шталаг 326» /1945/. Многочисленные фронтовые рисунки украинских художников, которые дошли до нас на пожелтевших листках бумаги, страницах блокнотов, стали бесценным вкладом в героическую военную летопись. Несмотря на тяжёлые условия, украинскими художниками было создано немало картин, этюдов /Н. Сирота «Пленные немцы», 1942; С. Кравченко «Разгром немцев под Ростовом» 1942; Ю. Балановский «На днепровских переправах» 1944; Ф. Самусев «Под Корсунь – Шевченковском» 1944/. В военное время в украинской советской живописи развивается и исторический жанр /«Московские послы вручают грамоты Богдану Хмельницкому» И. Шульга, созданная в 1943 г. для центрального исторического музея; серия картин М. Дергуса «Хмельничина»; «После Корсуньской победы» и др./…
Всё это свидетельствовало, что признаки нового культурного и общественного подъёма Украины, которая пережила странный шквал войны и немецкую оккупацию, были очевидными. Однако, несмотря на величайший моральный подъём, переживаемый советским обществом, благодаря победе во второй мировой войне, Сталин считал, что она нанесла его режиму серьёзные потери идеологического характера. Стремясь поднять боевой дух советских людей во время войны, советская власть стимулировала национальные чувства, как русского, так и других народов СССР, а также сняла ограничения с религии. Но наибольшее беспокойство режима вызвало то обстоятельство, что около 70 млн. советских людей – жители оккупированных немцами территорий, угонявшиеся на принудительные работы, военнопленные – познакомились с Западом и вкусили некоторые стороны западного образа жизни. Кроме того, путём аннексии в состав СССР были включены территории с миллионами людей, которые в большинстве отрицательно или в лучшем случае скептически относились к советской идеологии, политической системе и экономическому устройству. Апогеем идеологического «закручивания гаек» стал 1951 год, когда было предано анафеме стихотворение В. Сосюры «Любите Украину!», написанное на волне патриотического подъёма в 1944 г. и получившего сталинскую премию. Автора обвинили в национализме и заставили публично выступить с унизительным раскаянием. Достижения и особенности украинского монументально-декоративного искусства в первой половине 50-х годов наиболее чётко прослеживаются в художественном оформлении павильонов Выставки народных достижений УССР /1958-1959/. В выполнении этого проекта принимали участие живописцы и скульпторы Харькова, Одессы, Киева и других городов. Падение Н. С. Хрущева негативно сказалось, в том числе и на культурной жизни Украины. Либерализация культурно-национальной жизни сменилась усилением русификации на Украине.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|