Органы государственной власти Итальянской Республики
Понятие конституционного надзора (контроля) Положение о высшей юридической силе конституции по отношению к другим источникам права лежит в основе концепции конституционной законности. В соответствии с ней любой закон, договор, судебный или административный акт должен находится в соответствии с конституцией государства. Если норма, изданная государственными органами, противоречит конституции, то она не будет иметь юридической силы и не должна применяться, является недействительное Теория конституционного контроля в современном понимав впервые появилась в США в деле У Мэрбери против Дж. Мэдисона 1803 г.1 При рассмотрении данного дела Верховный суд США взял и себя полномочия по осуществлению конституционного контроля которые в последующем никогда не оспаривались. В юридической литературе применяют два термина: конституционный надзор и конституционный контроль. Конституционный надзор заключается в проверке акта на его конституционность. При выявлении нарушающего конституцию закона или иного нормативного акта орган конституционного надзоре не правомочен отменить его. Конституционный контроль — это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Этот контроль предполагает, что соответствующие органы (должностные лица), обнаружив нарушающий конституцию акт, правомочны своей властью его отменить. Объектами контроля (надзора) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти — правительственные декреты, указы президента (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В ряде зарубежных стран орган конституционной юстиции оценивает конституционность деятельности политических партий (Федеральный конституционный суд Германии, Конституционный трибунал Польши).
В федеративных государствах объектом конституционного контроля (надзора) являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации и разрешение споров между субъектами федерации. В некоторых субъектах зарубежных федераций в этих целях созданы органы специальной юрисдикции. Субъектами конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта. Кроме того, в федеративных государствах эти правом обладают органы государственной власти соответствующего субъекта. Пo содержанию конституционный контроль (надзор) может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов) или материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), а также абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом). По времени проведения в практике современных государств выделяются последующий и предварительный конституционный контроль (надзор). При последующем конституционном контроле проверке подвергаются законы и иные акты, уже принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ). Признанные неконституционными законы (или их отдельные положения) формально утрачивают юридическую силу. При предварительном конституционном контроле (надзоре) проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента. Иными словами, это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т.е. обнародования, опубликования главой государства (в Швеции, Франции, Финляндии). Орган конституционной юрисдикции может либо признать оспариваемый акт противоречащим Конституции (неконституционным) полностью или частично, либо признать соответствующим основному закону. В первом случае он теряет юридическую силу и перестает применяться всеми судами страны, а также и другими государственными органами. Вынесенное решение является окончательным и может быть пересмотрено только этим органом.
Органы государственной власти Итальянской Республики Правительство (официальное название — Совет министров) является высшим исполнительным органом государственной власти. В его состав входят председатель Совета министров и министры. Президент Италии назначает председателя Совета министров и, по его предложению, министров. Глава государства учитывает при этом расстановку политических сил и итоги парламентских выборов. Италия парламентская республика и поэтому правительство должно подучить доверие обеих палат Парламента — Палаты депутатов и Сената. Абсолютное большинство послевоенных правительств было образовано но коалиционной основе. Не позднее 10 дней после сформирования Совета министров его правительственная программа представляется палатам для получения вотума доверия. Существенной особенностью Италии является то, что верхняя палата непосредственно участвует в формировании правительства. Совет министров широко использует право законодательной инициативы в Парламенте. Существует институт делегированного законодательства, при котором правительство непосредственно осуществляет законодательные полномочия по поручению или с согласия Парламента. Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров, индивидуально — за деятельность своих ведомств. Голосование в Парламенте одной или обеих палат против какого-либо правительственного предложения необязательно влечет его отставку.
Правительство в своей работе учитывает расстановку сил в Парламенте, общественное мнение. Непопулярная политика, или ошибки в деятельности исполнительной власти приводят к правительственным кризисам, утрате доверия со стороны Парламента. Так, в 1947-1995 гг. в Италии было 53 правительственных кризиса, в результате чего сменилось 48 правительств. Полномочия Председателя Совета министров весьма обширны. Он руководит работой правительства, координирует деятельность министерств. По Закону о конституционной реформе 2005 г. глава правительства может самостоятельно назначать и отзывать министров, предлагать Президенту осуществить роспуск Парламента. Существует ограниченный иммунитет членов правительства. В 1988 г. был принят Закон о Совете министров, определяющий в соответствии с конституционными нормами статус, структуру правительства, полномочия министров. В стране создано несколько вспомогательных государственных органов. Особое значение имеет Национальный совет экономики и труда. Это орган Парламента и Совета министров, образуемый на корпоративной основе из экспертов, представителей профсоюзов, предпринимателей, объединений лиц свободных профессий. Совет имеет право законодательной инициативы в Парламенте и может участвовать в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|