Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы государственной власти Итальянской Республики

Понятие конституционного надзора (контроля)

Положение о высшей юридической силе конституции по отноше­нию к другим источникам права лежит в основе концепции конститу­ционной законности. В соответствии с ней любой закон, договор, су­дебный или административный акт должен находится в соответствии с конституцией государства. Если норма, изданная государственными органами, противоречит конституции, то она не будет иметь юридической силы и не должна применяться, является недействительное

Теория конституционного контроля в современном понимав впервые появилась в США в деле У Мэрбери против Дж. Мэдисона 1803 г.1 При рассмотрении данного дела Верховный суд США взял и себя полномочия по осуществлению конституционного контроля ко­торые в последующем никогда не оспаривались.

В юридической литературе применяют два термина: конституци­онный надзор и конституционный контроль.

Конституционный надзор заключается в проверке акта на его кон­ституционность. При выявлении нарушающего конституцию закона или иного нормативного акта орган конституционного надзоре не правомочен отменить его.

Конституционный контроль — это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Этот контроль предполагает, что соответствующие органы (должностные лица), обнаружив нарушающий конституцию акт, правомочны своей властью его отменить.

Объектами контроля (надзора) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные догово­ры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты испол­нительных органов власти — правительственные декреты, указы пре­зидента (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В ряде зарубежных стран орган конституционной юстиции оценивает конституционность деятельности политических партий (Федераль­ный конституционный суд Германии, Конституционный трибунал Польши).

В федеративных государствах объектом конституционного контро­ля (надзора) являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации и разрешение споров между субъектами федерации. В некоторых субъектах зарубежных федера­ций в этих целях созданы органы специальной юрисдикции.

Субъектами конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные правом запро­са о конституционности того или иного акта. Кроме того, в федера­тивных государствах эти правом обладают органы государственной власти соответствующего субъекта. Пo содержанию конституционный контроль (надзор) может быть

формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов) или материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), а также абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполно­моченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осу­ществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом).

По времени проведения в практике современных государств выде­ляются последующий и предварительный конституционный контроль (надзор).

При последующем конституционном контроле проверке подверга­ются законы и иные акты, уже принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ). Признанные неконституционными законы (или их отдельные положения) формально утрачивают юридическую силу.

При предварительном конституционном контроле (надзоре) провер­ке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента. Иными словами, это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т.е. обнародования, опубли­кования главой государства (в Швеции, Франции, Финляндии). Орган конституционной юрисдикции может либо признать оспа­риваемый акт противоречащим Конституции (неконституционным) полностью или частично, либо признать соответствующим основному закону. В первом случае он теряет юридическую силу и перестает при­меняться всеми судами страны, а также и другими государственными органами. Вынесенное решение является окончательным и может быть пересмотрено только этим органом.

 

Органы государственной власти Итальянской Республики

Правительство (официальное название — Совет министров) явля­ется высшим исполнительным органом государственной власти. В его состав входят председатель Совета министров и министры.

Президент Италии назначает председателя Совета министров и, по его предложению, министров. Глава государства учитывает при этом расстановку политических сил и итоги парламентских выборов. Ита­лия парламентская республика и поэтому правительство должно подучить доверие обеих палат Парламента — Палаты депутатов и Се­ната. Абсолютное большинство послевоенных правительств было об­разовано но коалиционной основе.

Не позднее 10 дней после сформирования Совета министров его правительственная программа представляется палатам для получения вотума доверия. Существенной особенностью Италии является то, что верхняя палата непосредственно участвует в формировании прави­тельства.

Совет министров широко использует право законодательной ини­циативы в Парламенте. Существует институт делегированного зако­нодательства, при котором правительство непосредственно осуществ­ляет законодательные полномочия по поручению или с согласия Пар­ламента.

Министры коллегиально ответственны за действия Совета мини­стров, индивидуально — за деятельность своих ведомств. Голосование в Парламенте одной или обеих палат против какого-либо правитель­ственного предложения необязательно влечет его отставку.

Правительство в своей работе учитывает расстановку сил в Парла­менте, общественное мнение. Непопулярная политика, или ошибки в деятельности исполнительной власти приводят к правительственным кризисам, утрате доверия со стороны Парламента. Так, в 1947-1995 гг. в Италии было 53 правительственных кризиса, в результате чего сме­нилось 48 правительств.

Полномочия Председателя Совета министров весьма обширны. Он руководит работой правительства, координирует деятельность ми­нистерств. По Закону о конституционной реформе 2005 г. глава пра­вительства может самостоятельно назначать и отзывать министров, предлагать Президенту осуществить роспуск Парламента.

Существует ограниченный иммунитет членов правительства.

В 1988 г. был принят Закон о Совете министров, определяющий в соответствии с конституционными нормами статус, структуру прави­тельства, полномочия министров.

В стране создано несколько вспомогательных государственных ор­ганов. Особое значение имеет Национальный совет экономики и тру­да. Это орган Парламента и Совета министров, образуемый на корпо­ративной основе из экспертов, представителей профсоюзов, предпри­нимателей, объединений лиц свободных профессий. Совет имеет право законодательной инициативы в Парламенте и может участво­вать в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...