Вопрос 38. Правовые основы семейного воспитания.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная конвенция о правах ребенка. В соответствии с ней родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как естественной среде для обитания и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенка необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов. Конвенция предупреждает родителей об авторитаризме в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права. Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.
В Российской Федерации правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании». Система государственного образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие (ст. 38). Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей – это моральный долг родителей. К родителям, не выполняющим свой долг по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера – лишение родительских прав. Разрешить сложные ситуации по воспитанию детей призван Семейный кодекс РФ, который определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры выплаты алиментов на содержание детей и др.
1. Системный подход в описании семьи. 2. Общенаучные направления в изучении семейной проблематики: эволюционное, функциональное, этологическое, эмпирическое и научное. 3. Системообразующие признаки в классификации семьи 4. Семья в системе воспитательных институтов. 5. Динамика супружеских отношений, профили брака.
6. Семейная педагогика в системе педагогических наук: объект, предмет, задачи и ее взаимосвязь с другими науками. 7. Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке. Сходство и различие. 8. Исторические формы брака: понятие, виды, характеристика. Исторические перемены в функционировании семьи. 9. Характеристика основных функций семьи. 10. Хозяйственно-бытовая и экономическая функций семьи, их характеристика. 11. Характеристика коммуникативной и психотерапевтической функций семьи. Их особенности в современном мире. 12. Характеристика репродуктивной и воспитательной функций семьи. Их особенности в современном мире. 13. Понятие «общение». Виды общения. Особенности общения в семье. Коммуникативная функция семьи. 14. Воспитательный потенциал семьи. Роль социального педагога в повышении уровня воспитательного потенциала семьи. 15. Воспитание ребенка в семье: готовность молодых родителей к рождению ребенка, родительские установки и стили воспитания. 16. Культура отношений в семье. Роль родителей в воспитании детей. Семейные традиции. Влияние быта семьи на развитие личности ребенка. 17. Родительство как социокультурный феномен. 18. Особенности детско-родительских отношений: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическаямодели. 19. Микроклимат в семье: понятие, факторы, особенности в зависимости от типа семьи. 20. Индивидуальные потребности в браке. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. 21. Адаптация и совместимость супругов в семье. Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений. 22. Понятие о педагогической культуре родителей и методы ее повышения. 23. Правовое регулирование семейных отношений. Основы законодательства о семье и браке в РФ. 24. Особенности современной семьи, ее структура, динамика. 25. Семья как малая социальная группа. Семья как социальный институт. 26. Типология семьи. Характеристика основных типов семьи. 27. Государственная семейная политика в интересах семьи и детей: сущность, приоритетные направления и их значение. 28. Демографические аспекты состояния и развития семьи. 29. Основные проблемы современной семьи и их характеристика. 30. Ценности семьи в системе брачно-семейных отношений.
31. Кризисные периоды развития семьи: классификация, причины, характеристика. 32. Супружеские конфликты: понятие, классификация, модели поведения супругов, профилактика супружеских конфликтов. 33. Развод как социально-психологический феномен: причины, факторы, динамика, фазы дестабилизации и распада супружеских отношений. 34. Развод как социально-психологический феномен: стадии, типы взаимоотношений разведенных супругов, мифы о разводе. 35. Работа социального педагога и психолога с семьей: основные направления, формы и методы. 36. Неполная семья: понятие, типы, проблемы, особенности воспитания детей. 37. Супружеские отношения: теории выбора брачного партнера, специфика добрачного и предбрачного периодов. 38. Правовые основы семейного воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|