Реализация принципов закона
Закон о техническом регулировании открыл дверь для проведения реформ в сфере нетарифного регулирования в экономике. Техническое регулирование – неотъемлемая часть промышленной политики страны, средство вовлечения в управление экономикой бизнес-сообщества и общества в целом. Для развития страны чрезвычайно важно вовлечение общества в разработку нормативных документов, регулирующих безопасность и качество товаров. Этот процесс будет действительно эффективным, если удастся избежать конфликта между чиновниками и предпринимателями. Достичь этого можно путем создания рабочих групп из представителей бизнес-сообществ, научных деятелей и независимых экспертов, причем контрольно-надзорные органы необходимо привлекать в основном на стадии согласований уже разработанных проектов. Закон вносит существенное увеличение безопасности для потребителя. Это будет осуществляться за счет 3 основных принципов: 1) производитель (продавец) будет ответственен ни за бумагу, а за реальную безопасность товара; 2) в случае нарушений соответствия товара обязательным требованиям производитель (продавец) будет наказываться не только штрафами, но и отзывом товара с рынка; 3) изложение обязательных требований к товару будет четким, что позволит потребителю понять, относительно каких требований товар был сформирован. Но если безопасность продукции поднимается на законодательную высоту, то ее качество контролироваться государством вовсе не будет. Все вопросы определения качества перейдут к рынку. Государству практически невозможно отвечать за сравнительные потребительские свойства. Качество товара на рынке может быть подтверждено знаками соответствия добровольных систем сертификации, и в первую очередь знаком Госстандарта. Если продукция с таким знаком не будет соответствовать требованиям соответствующего стандарта, то производитель понесет ответственность за это.
Принятие технических регламентов позволит упорядочить всю систему обязательного подтверждения соответствия, выкинуть устаревшие требования, и наоборот, уточнить те требования, которые необходимы, полезны и актуальны. Все это позволит существенно продвинуться навстречу европейскому законодательству в области технического регулирования. Здесь речь идет о постепенной унификации европейских и российских требований к производимой продукции по безопасности, к условиям производства этой продукции, качеству рабочей силы, требованиям, которые предъявляются к рабочей силе и так далее. С принятием этого закона вместо тысяч, десятков тысяч документов, часто противоречащих друг другу, будет построена относительно стройная система, состоящая из нескольких сотен законов, которые очень четко описывают полный набор требований государства в технической сфере по каждому конкретному виду деятельности. Естественно, что благодаря этому подтверждения соответствия станет менее изнуряющей процедурой, в том числе и для малого предпринимательства. Тем более, что в идеале сертификация будет проводиться редко, только в случаях обладания продукцией особо опасных свойств. Вводиться она будет вполне понятным образом: технический регламент будет содержать раздел, описывающий все дорыночные меры контроля за товаром, из которых можно будет выбрать способ подтверждения соответствия. Таким образом сертификация не будет возникать спонтанно под нажимом того или иного органа федеральной исполнительной власти. Что касается разработки технического регламента, то необходимо отметить, что любая организация и любой гражданин могут начать разработку. Правовое государство не должно запрещать такого рода инициативу. Другое дело, будет ли под силу «любому» человеку пройти последующие процедуры. В соответствии с законом о техническом регулировании есть правила опубликования информации о начале разработки общего технического регламента, последующем обсуждении проекта с заинтересованными лицами. Для оценки состоятельности проекта технического регламента создается соответствующая экспертная комиссия, в которую войдут самые разные представители (представители бизнеса, отраслевых институтов, потребителей, министерств и ведомств). При необходимости в дальнейшем соответствующее лицо имеет возможность передать любому субъекту законодательную инициативу для внесения проекта. Естественно, следует понимать, что разработка регламента - очень непростая вещь, нужно иметь достаточно высокую квалификацию и понести определенные затраты. Ведь для того чтобы создать действительно эффективный технический регламент необходимо собрать воедино все требования самых разнообразных органов власти, содержащиеся в настоящее время в различных стандартах. Довести до конца такого рода работу непросто. Поэтому возможность появления большого количества проектов в одной области практически невозможно.
Если говорить об экономическом эффекте закона, есть основания надеяться на лучшее. В Германии за счет стандартизации обеспечивается ежегодный экономический эффект 16 млрд. евро, что составляет 1% от ВНП в Германии. Это происходит исключительно за счет того, что активная работа по стандартизации на международном и национальном уровне резко выводит вперед технологии, закрепляется массово в малом и среднем бизнесе, обеспечивает совместимую взаимозаменяемость теми товарами, которые уже находятся на рынке. Эффект от этого реально оценен - 16 млрд. евро. при ежегодных вложениях в 400 млн. Технические регламенты, оформленные законодательно - это ограничения, жесткие ограничения, которые устанавливают фактически общество и государство для развития определенного направления в определенной области. Стандарты, опираясь или подтверждая, что этот товар в данной группе безопасен, позволяют эти требования существенно развить, внести туда новые технологии и обеспечить повышенную конкурентоспособность, что, без сомнения, приведет к конкретной экономической выгоде. Но для того чтобы система заработала, принося определенные доходы, необходимо вложить не мало средств для формирования хорошо функционирующей системы технического регулирования. Для нашей страны внедрение закона, четко устанавливающего положения по сертификации и надзору (контролю), несет уменьшение «взяточного бремени», что позитивно отразиться на экономике. Сегодня "взяточная" нагрузка на бизнес от этих проверок, то есть от проверок различного вида инспекторов, составляет примерно от 25 до 35% стоимости товара. По оценкам эффективность закона заключается и в снижении этой «взяткоемкости» - примерно в 2,5 раза.
Спорных моментов при таком обширном реформировании появляется много. Многие организации в обсуждениях проекта закона пытались отстоять свои коммерческие выгоды, не стараясь способствовать рациональному принятию решения. Многие поправки, внесенные в законопроект после первого чтения, весьма противоречивы. По мнению главы комитета по промышленной политике Валентина Завадникова это связано с тем, что «данный закон сильно снижает силу контрольных и надзорных органов. И теперь эти органы направили большое количество поправок с целью сохранить за собой те или иные участки контроля и надзора». Часть этих поправок обоснована и не носит ведомственного характера. Особенно это касается тех отраслей промышленности, которые являются собственностью государства: атомная, оборонная, космическая отрасли. Тем не менее, основные споры по законопроекту шли из-за основной концептуальной идеи технического регулирования. Одним из таких спорных вопросов является исключение работ и услуг из сферы действия технических регламентов и обязательного подтверждения соответствия. Это может привести к неутешительным последствиям и в отношении безопасности, и в отношении разрушения структуры органов по сертификации, касающихся области подтверждения соответствия услуг.
Вопрос эффективного функционирования технического регулирования в России зависит, естественно, от возможности государством финансирования всех необходимых процессов и инстанций, в особенности орган государственного надзора и контроля. Практика предыдущих лет показала невозможность функционирования органов надзора без дополнительной коммерческой деятельности.
Вывод
Реформирование области стандартизации, сертификации, аккредитации и надзора (теперь обобщенно - области технического регулирования) было необходимо. Раньше или позже страна вступила бы в полосу изменений в этой области, зависело от быстродейственности законодательного аппарата, так как необходимость реформ существует уже несколько лет. Административные барьеры, научная отсталость технологий, отсутствие четко установленных прав и обязанностей государственных органов по подтверждению соответствия, коррумпированность чиновников препятствуют развитию страны и в экономическом, и в техническом отношении. Реформы частично обусловлены этим, и направлены на сведение к минимуму подобных отрицательных моментов. Хочется надеяться, что разработчикам действительно удастся добиться задуманного. Закон несет большое количество позитивных моментов, эффективность которых зависит от того, получится ли настроить закон на реальную жизнь. Но также, в любом концептуальном законе существует множество недостатков, которые выясняются при его практической реализации. Закон «О техническом регулировании» исключением из правил скорее всего не станет. Но сам факт принятия закона и те достоинства, которые в нем содержатся, кажутся больше, чем возможные недостатки. Время покажет. Тем более что до вступления закона в силу осталось совсем немного.
Список использованной литературы: 1. Кравченко Ю., «Главное – настроить закон на реальную жизнь», Стандарты и качество, № 9 - 2002, с 5 – 8. 2. Филатов Е. И., «О влиянии новых принципов технического регулирования на организацию работ по стандартизации, метрологии и сертификации», № 8 – 2002, с 20-26.
Содержание
1. Европейский опыт в вопросах технического регулирования 2.Предпосылки к реформе 3. Закон «О техническом регулировании» 3.1.Основные принципы закона 3.2 Организационные моменты внедрения закона 4.Реализация принципов закона 5. Спорные моменты закона Вывод Список использованной литературы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|