Ширина интерференционной полосы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Рассмотрим теперь график распределения интенсивности I (d), который согласно (1) является гармонической функцией. На рис.3 представлена часть графика для d > 0.
Очевидно, что данный график отражает интерференционную картину, возникающую на экране. Значение d = 0 соответствует центру интерференционной картины; xm и xm+ 1 – два соседних максимума с номерами m и m +1 соответственно. Геометрические места точек в пространстве, куда приходят волны от источников S 1 S 2 (рис.2) с одинаковыми δ (одинаковыми разностями хода D), образуют гиперболоиды вращения с осью S 1 S 2. Поскольку плоскость экрана параллельна S 1 S 2 , а D >> 2 l, сечения гиперболических поверхностей с плоскостью экрана образуют чередующиеся светлые и темные полосы. Расстояние B между парой соседних максимумов (или минимумов) получило название ширины интерференционной полосы. Величину B можно найти из простых геометрических соотношений, используя схему рис.2. По теореме Пифагора:
Вычтем почленно, разложив разность квадратов в левой части:
Здесь r 2 – r1 = D, и, поскольку D >> 2 l, можно считать, что r 1 + r 2 @ 2 D. Из (5) найдём координату x произвольной точки на экране (5)
а для координат двух соседних максимумов (или минимумов) (6)
Часть II. Экспериментальная часть
Методика эксперимента
Устройство для получения колец Ньютона состоит из плоскопараллельной стеклянной пластины и плосковыпуклой тонкой линзы, находящейся в оптическом контакте с пластиной. Линза может быть закреплена на пластине (рис.4) или находиться под пластиной. Между линзой и пластиной образуется клинообразный воздушный слой, постепенно утолщающийся к краям линзы. Если на линзу с пластиной сверху направить свет, то вследствие деления световых волн в результате отражения и преломления будет происходить интерференция.
Результат интерференции данной пары лучей, как и всегда, определяется разностью хода. Можно использовать стандартную формулу для разности хода
Здесь h – толщина клинообразного воздушного слоя, n - показатель преломления вещества клина, ψ – угол преломления светового луча, λ – длина волны света. Падение света можно считать нормальным (
Таким образом, разность хода волн, интерферирующих на нижней поверхности линзы, зависит только от толщины воздушного клина.
Геометрическим местом точек на поверхности воздушного клина (на нижней поверхности линзы), куда волны приходят с одинаковой разностью хода, будут концентрические кольца (кольца Ньютона) с центрами, лежащими на оси линзы. При наблюдении картины в монохроматическом свете кольца Ньютона имеют вид чередующихся тёмных и светлых колец; в белом свете кольца окрашены.
Согласно теореме Пифагора
где hm – толщина воздушного клина. В право й части раскрываем скобки и пренебрегаем малым слагаемым
Выразив
Теперь можно вывести формулы, определяющие радиусы светлых и тёмных колец Ньютона. Там, где реализуются условия максимума интерференции (D = ml), наблюдаются светлые кольца:
Для тёмных колец (
где m = 1,2,3, …. Рассмотрим некоторую пару тёмных колец, имеющих порядковые номера m и р. Согласно (12), для этой пары
Тогда
Если же радиус кривизны линзы известен, то можно найти длину волны падающего света:
Практическая часть Оборудование: микроскоп, окулярный микрометр Гюйгенса, объект-микрометр, устройство из плоскопараллельной пластинки и плоско-выпуклой линзы, светофильтры, плоское зеркало.
Упражнение 1. Определение увеличения микроскопа 1) На тубус микроскопа надеть окулярный микрометр Гюйгенса с известной ценой деления. 2) На предметный столик микроскопа положить объект-микрометр. 3) Перемещая винт микроскопа и поворачивая направляющее зеркало, получить изображение шкалы объект-микрометра в поле зрения микроскопа (рис.8).
5) Передвинуть перекрестие на z делений, совместив его с каким-либо другим штрихом шкалы объект-микрометра. Записать второй отсчёт в виде числа 7) Повторить измерения пп.4 и 5 не менее 5 раз. Результаты занести в табл. 1.
Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|