Образование лиц с легкой степенью умственной отсталости в России и за рубежом.
Специальные школы для детей с трудностями (с задержкой психического развития) - школы VII вида: начальное общее образование — 3—5 лет; основное общее образование - 5 лет. По мере коррекции отклонений лети могут переводиться обычную школу. Особенности организации обучения: дети принимаются только в подготовительный, 1-й 2-й классы (в виде исключения — в 3-й кл.). наполняемость учебной группы — до 12 чел.; ребенок при уточнении диагноза обучается в течение года; индивидуальные и групповые занятия; логопедические занятия. Специальные школы для детей с умственной отсталостью ~ школы VIII вида. Особенности организации обучения: итоговый экзамен — по трудовому обучению; по состоянию здоровья некоторые выпускники освобождают от экзамена; прием в подготовительный или 1-й класс — с 7—8 лет; в подготовительном классе - подготовка ребенка к школе, уточнение диагноза; наполняемость — до 6—8 чел. (подготовительный класс); до 12 чел. (в остальных классах); сроки обучения - 8, 9, 10 лет (9 и 10 лет - с классом профессиональной подготовки); возможна углубленная трудовая подготовка (при наличии необходимой материальной базы). 3. В ряде школ создаются специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью (5-6 чел.). Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводится по трем уровням: • I — с 6 до 9 лет; • II - с 9 до 12 лет; • III - с 13 до 18 лет. Особенности организации обучения: • не принимаются лети, страдающие психопатией, эпилепсией, другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Такие дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями; • режим работы класса (группы) — по договоренности с родителями;
• индивидуальный образовательный маршрут — в соответствии с психофизическими возможностями ребенка. 1. Характер образовательного процесса для детей с нарушен» интеллекта (умственно отсталых) — коррекционно-развивающий.1 Обучение и воспитание детей с легкими формами умственно отсталости направлены на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной сферы. Основные особенности образовательного процесса: • создание наиболее благоприятного гигиенического и охран* тельного режима; • индивидуальный и дифференцированный подход; • единство и постоянство требований школы (детского сада семьи); • приобщение детей к организованному, посильному для их ровья и возраста труду; • расширение чувственного опыта ребенка; • развитие его речи и познавательных интересов; • организация предметно-практической (рисование, лепка, конструирование и т. п.) и трудовой деятельности; • рациональное использование словесных, наглядных, практических методов; • на ранних этапах обучения — значительная по времени проперевтическая (подготовительная) работы (для развития у детей внимания, обогащения чувственного познания, формирован» фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. — дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работ в коллективе); • сочетание упражнений, развивающих сенсорную и двигательную сферу ребенка, с остальными звеньями учебно-воспитательного процесса. 2. Коррекционная помощь детям раннего возраста может быть оказана в следующих учреждениях: • специальных яслях системы здравоохранения; • центрах раннего вмешательства; • центрах реабилитации и абилитации; • психолого-медико-педагогических консультациях; • домах ребенка (детям, оставшимся без родителей);
• специализированных детских домах для детей с нарушением интеллекта (пребывание с 3— 4-летнего возраста). Результативность коррекционной помощи во многом зависит: • от раннего выявления умственной отсталости; • своевременного начала специального обучения. 3. Детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно отсталым) в системе Министерства образования и науки РФ оказываются: • современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь; • консультативно-методическая поддержка их родителей; • социальная адаптация; • формирование предпосылок к учебной деятельности. Учреждения, осуществляющие помощь: • дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; • дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых); • группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа, созданные в соответствии с приказом Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 29.06.99 № 129/23-16. Цель дошкольного коррекционного воспитания — создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирования его позитивных личностных качеств. Программа " Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта" (Е.А. Стребелева) предназначена для решения диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач Разделы программы: здоровье (защита, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка); социальное развитие ("Я сам", "Я и другие", "Я и окружающий мир"; подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, становление навыков поведения); физическое воспитание и физическое развитие (совершенствование функций организма, полноценное развитие основных движений, двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики, развитие зрительно-двигательной координации); познавательное развитие (подразделы: развитие внимания; развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации; сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности; развитие различных видов памяти, формирование мыслительной деятельности; ознакомление с окружающим; формирование элементарных математических представления; развитие основных компонентов рече-' вой деятельности; подготовка к обучению грамоте); формирование деятельности (предметная деятельность; игровая деятельность, продуктивные виды детской деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд; элементы трудовой деятельности); эстетическое развитие (музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность).
Обучение детей школьного возраста с нарушением интеллекта осуществляется в специальных коррекционных учреждениях — школах VIII вида — по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Основные особенности образовательного процесса: главная задача - максимальная коррекция недостатков в процессе обучения, воспитания, специальных занятий по исправлению дефектов развития, социальная адаптация в условиях современного общества; преподавание общеобразовательных предметов — русского языка, чтения, математики, географии, истории, естествознания, физкультуры, рисования, музыки, черчения; проведение специальных (коррекционных) занятий — логопедические, социально-бытовая ориентировка, ритмика, лечебно-физкультурный комплекс, развитие психомоторики и сенсорных процессов; особое значение придается трудовому обучению, профессиональной подготовке (с учетом производственного окружения школы, возможностей проведения производственной практики и трудоустройства выпускников). Цель воспитательной работы — социализация воспитанников. Задачи воспитательной работы: формирование положительных личностных качеств, правильной оценки окружающих и самооценки, нравственного отношения к другим;
повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников. Многие выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида обустраивают свой быт, востребованы на рынке труда. Некоторые из выпускников не могут адаптироваться к современным условиям жизни. В связи с этим, как показывает зарубежный опыт, необходимо длительное социально-педагогическое сопровождение юношей и девушек с нарушением интеллекта. Коррекционно-воспитательная работа с глубоко умственно отсталыми детьми осуществляется, как правило, в детских домах-интернатах, находящихся в ведении органов социальной защиты, а в отдельных случаях - в специальных классах при специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебные занятия с этой категорией детей предусматривают: пропедевтику; обучение родному языку и Элементарному счету; воспитание навыков общения. Основные особенности образовательного процесса: существенное место занимают предметно-практическая деятельность, хозяйственно-бытовой труд и самообслуживание; начиная с 4-го года обучения проводится трудовая подготовка; большое внимание уделяется физическому и эстетическому воспитанию.
1. Лица с выраженной интеллектуальной недостаточностью имеет право на образование, закрепленное в ряде международных правовых документов. До 70-х гг. детей с нарушениями умственного развития считали необучаемыми. В настоящее время в странах Западной Европы и США таких детей подразделяют на две категории: обучаемые — способные к обучению в условиях школы общего назначения на основе адаптированной индивидуальной образовательной программы; тренируемые — нуждающиеся в специально организованном образовательном процессе. Обучаемый ребенок с выраженным интеллектуальным нарушением должен адекватно вести себя среди других детей и овладеть простейшими учебными навыками. Подготовка детей с глубокой умственной отсталостью к интеграции в массовую школу осуществляется в специальных центрах' обучения родителей, в детских садах (по сведениям А.А Ереминой). Родители могут обучать своих детей, имеющих нарушения интеллекта, как в государственных образовательных учреждениях, так и в частных. Зарубежные специалисты разрабатывают программы раннего вмешательства в развитие, которые предназначены для обучения глубоко умственно отсталых детей. Эти программы имеют тренинговый характер и направлены на отработку отдельных элементов познавательной деятельности (чтение, письмо, рисование). При их применении коэффициент интеллектуального развития
возрастает, дети овладевают глобальным чтением (целыми словами), но ограниченные возможности моторики не позволяют им перейти к письму. В вальдорфских детских садах пытаются развивать (независимо от степени выраженности нарушения интеллекта) эмоционально-положительное отношение к окружающим. В ряде европейских стран аномальные дети обязательно обучаются в лечебно-педагогических учреждениях. "Необучаемых" развивают в условиях практической деятельности-Особенности дошкольного обучения: комплектование групп осуществляется по уровню общего и интеллектуального развития; избирается определенный вариант обучающей программы, которая содержит минимально необходимые, доступные знания и навыки; главное внимание уделяется становлению социально-бытовых навыков. Дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью имеют право на дальнейшее начальное обучение, которое включает овладение элементарными знаниями и умениями по чтению, письму и счету, Профессиональное обучение организовано в специальных группах при профессиональных училищах. Лица с выраженной интеллектуальной недостаточностью осваивают автослесарное дело, и металлотехнику, вязание, садоводство, уход за больными, уборку помещений и др. Система "защищенного" труда обеспечивает умственно отсталых людей рабочими местами: в учреждениях, мастерских, специализированных трудовых центрах, на заводах и фабриках. Службы социального попечения и защита: осуществляют патронажную поддержку лиц с нарушением интеллекта. 2. В России обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта осуществляется по Программе обучения глубоко умственно отсталых детей школьного возраста (1981) и Программе обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста (1993).; Основное содержание этих документов: развитие и коррекция всех психических функций детей; расширение круга представлений и понятий; развитие речи; привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков, простейших навыков самообслуживания, навыков личной и коллективной организованности; физическая закалка организма. Лицами с выраженной интеллектуальной недостаточностью нанимаются учреждения Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В дома-интернаты, согласно соответствующей инструкции, направляются и принимаются дети с умственной отсталостью в степени имбсиильности, идиотии и дебильности при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата. В ряде городов (Москве, Санкт-Петербурге, г. Казани, Новгороде и др.) функционируют лечебно-педагогические центры. Там производится медико-психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям и обучение родителей таких детей. Следует отметить развивающуюся тенденцию воспитания аномального ребенка в семейных условиях Программ содействия таким семьям реализуется Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Министерство образования и науки РФ проводит на базе двух специальных школ эксперимент по обучению и воспитанию детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями Данной категории детей предлагаются основные разделы общеобразовательных предметов и специальные занятия - ознакомление с окружающим миром и социально-бытовая ориентировка. В нашей стране необходимо развивать это направление специального образования, а также создавать условия для профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с нарушением интеллекта. \
См. вопрос 48
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|