Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сензитивные периоды в развитии детей

Сензитивные периоды развития психики ребенка

Учеными замечено, что каждый возраст отличается избирательной восприимчивостью к определенным педагогическим воздействиям.

А.В. Запорожец отмечал, что в каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным (сенсибильным) к определенного рода воздействиям. В связи с этим при наличии соответствующих социально-педагогических условий у ребенка наиболее интенсивно развиваются определенные процессы и качества. Эти периоды были названы сензитивными. Итак, сензитивные периоды – это периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

Впервые данное понятие ввел в науку Де Фриз, изучавший поведение животных. В последующем термин был перенесен в область педагогики и психологии, его можно обнаружить в работах М. Монтессори.

В сензитивные периоды определенные педагогические воздействия оказывают влияние на развитие определенной стороны психики, вызывая, тем самым, глубокие изменения в ходе развития. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать отрицательное влияние на ход развития.

Можно выделить ряд сензитивных периодов в детском развитии.

Л.С. Выготским были обозначены сензитивные периоды в развитии речи. Особо важным для освоения пассивной и активной речи считается ранний возраст (1-3 года). В это время речь усваивается особенно легко и вносит принципиальные изменения в поведение ребенка и развитие психических процессов – восприятия, мышления. Если в этом возрасте ребенок по каким-то причинам не начал говорить, в дальнейшем развитие речи происходит с большими трудностями. Особенно показательным в этом отношении является обучение речи глухонемых детей, которое начинается после трех лет. В результате у них обнаруживается отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов и качеств, не возникает сюжетно-ролевая игра, отсутствует предметное рисование, задерживается развитие восприятия и мышления.

Возраст 5 лет чувствителен, по мнению Л.С. Выготского, к звуковой стороне речи, а 6 лет – для обучения чтению.

Ранний возраст, кроме того, сензитивен для развития сенсорных способностей (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец). По данным Н.С. Лейтеса, период 4-5, 5-7 лет, сензитивен для развития любознательности.

По утверждению ученых, наиболее сензитивными периодами в психическом развитии ребенка являются временные промежутки от 1 года до 3 лет и с 11 до 15 лет. Соответственно, период от 4 до 11 лет считается значительно более устойчивым.

Как отмечал Л.С. Выготский, сензитивные периоды в основном совпадают с оптимальными сроками обучения, т.е. сроками, в которых обучение данным умениям становится наиболее легким, экономным, плодотворным.

Известно, что существует нижняя граница оптимальных сроков обучения. Например, 2-летнего ребенка нельзя обучить грамоте, т.к. еще не созрели, не развились те свойства и функции, которые необходимы в качестве предпосылок данного обучения. Существует и верхний предел обучения. Так, ребенок, начинающий обучаться грамоте в 12 лет, оказывается в неблагоприятных условиях, поскольку обучение начато слишком поздно. Таким образом, слишком позднее обучение так же трудно и малопродуктивно для ребенка, как и раннее обучение. Если имеющиеся возможности не реализуются в оптимальный период их развития, то происходит необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей.

Теория Л.С. Выготского дает объяснение, почему обучение в сензитивные периоды оказывается наиболее легким и эффективным. Обучение оказывается плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах возраста, определяемого зоной ближайшего развития. В сензитивный период конкретные воздействия могут оказать влияние на развитие в том случае, если соответствующие циклы развития еще не завершены. Тогда обучение пробуждает и вызывает к жизни ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. Как только циклы развития закончены, те же самые условия могут оказаться нейтральными. Если развитие уже сказало свое слово в данной области, сензитивный период к данным воздействиям уже закончился. автоматическая компенсация неразвившихся в должной мере функций в последующих возрастах не происходит, а значит, потребуется гораздо больше усилий для их развития.

Таким образом, незавершенность определенных процессов развития является необходимым условием того, что данный период мог оказаться сензитивным по отношению к определенным влияниям. Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а находятся в сложных взаимоотношениях. Обучение было бы совершенно не нужным, если бы оно могло только использовать уже имеющиеся возможности, если бы оно само не являлось источником развития, источником возникновения нового. Обучение только тогда плодотворно, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития.

Формирующиеся в сензитивные периоды психические функции одновременно являются наиболее уязвимыми и неустойчивыми в отношении вредоносных факторов. Воздействие различных неблагоприятных условий (болезни, интоксикации, психогенные факторы и др.) может привести к нарушениям в развитии тех или иных функций.

Сензитивные периоды в развитии детей

Наверное, я не открою страшной тайны, если сообщу, что работаю с детьми по методике Марии Монтессори, и, наконец, я дозрела до того, чтобы написать что-нибудь о методе, приверженцем которого я являюсь.
Одной из важнейших причин моего личного интереса к этой философии и методике (помимо того, что мне близки ее принципы) было то, что основой концепции Монтессори стали серьезнейшие исследования и научные разработки врача и педагога (в одном ее лице). Одним из важнейших наблюдений на пути понимания особенностей детского развития было выявление в жизни ребенка периодов особой восприимчивости к тем или иным проявлениям жизни, видам деятельности. Эти периоды наиболее интенсивного развития того или иного аспекта психической жизни были названы сензитивными периодами.
Существование сензитивных периодов служит тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимый ему опыт - знания, навыки, умения, способы поведения и эмоционального реагирования. «Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период» (Мария Монтессори «Помоги мне сделать это самому»).
Приведу пример: например, ребенок проходит сензитивный период развития движений и действий. Это значит, что наиболее сильный толчок к развитию на данном возрастном этапе получает его способность к движению, ребенок, имея для этого возможности, будет совершенствовать свои способности к удержанию равновесия, координации движений, изменению положения тела в пространстве, будет тренировать мышцы рук, ног и всего тела и т.п. Это значит, с одной стороны, то, что именно эту потребность крайне необходимо помочь реализовать ребенку для наиболее успешного развития его способности к движению и действию. Но с другой стороны, это значит, что именно через эту деятельность можно способствовать развитию и многих других способностей ребенка, например (как минимум) задействовав движение, расширить словарный запас ребенка словами «бегать», «прыгать», «право», «лево» и т.п.
Если использовать возможности соответствующего сензитивного периода, то ребенок научится очень многому без каких бы то ни было усилий с его стороны, и с вашей стороны понадобится лишь одно усилие - не мешать ему и создать для него возможности тренироваться и развиваться в том направлении, что ему сейчас нужно. Если возможностями, которые дает прохождение ребенком того или иного сензитивного периода, не воспользоваться вовремя, то все те же навыки, умения, знания и способности, конечно, смогут еще у ребенка появиться, но для этого ему понадобятся серьезные усилия.
Чтобы глубже понять саму сущность этого явления приведу основные о собенности сензитивных периодов:

· Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо из своих способностей

· Извне невозможно повлиять ни на время возникновения, ни на длительность сензитивных периодов

· Сензитивные периоды универсальны в том смысле, что они возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных и т.п. различий

· Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется: более или менее медленным началом (которое заметить довольно трудно), этапом наибольшей интенсивности (который наблюдать наиболее просто) и более или менее пологим спадом интенсивности.
(информацию о сензитивных периодах в развитии детей можно прочитать в книгах М. Монтессори "Разум ребенка" и хрестоматии "Помоги мне сделать это самому")

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...