Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы педагогических исследований.

Общие основы педагогики

План

1. Возникновение педагогики как науки.

2. Система педагогических наук.

3. Связь педагогики с другими науками.

4. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

Методологические основы педагогики

Методы педагогических исследований.

(Слайд 2) 1. Возникновение педагогики как науки.

Термин «педагогика» получил свое название от греческих слов paidos - дитя и ago - вести. В дословном переводе paidagogos означает «предводитель детей». Педагогом в Древней Греции называли раба, который брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем: для определения искусства вести ребенка в течение жизни, т.е. воспитывать, обучать, давать образование. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

С середины XX века человечество поняло, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. В связи с этим в некоторых странах вместо термина «педагогика» употребляют термины «андрогогика» (от гр. Andros- мужчина и ago - вести) и «антропогогика» (от гр. Antropos- человек и ago - вести). Педагогика расширила свои границы и охватила воспитание человека в целом.

Современная педагогика - это наука о воспитании человека. Под понятием «воспитание» в данном случае понимается образование, обучение и развитие, т.е. оно употребляется его в наиболее широком значении.

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Оно неотделимо от социального воспроизводства поколений, естественной необходимости готовить к жизни потомков. Именно поэтому воспитание является общей и вечной категорией.

Педагогические представления, знания складывались в практическом опыте. По свидетельству наскальных рисунков задолго до человеческой цивилизации воспитание детей осуществлялось путем включения их в жизни рода или семьи: привлечение к труду, охоты, сооружения жилища. В некоторых племенах начали возникать своеобразные «школы» - хищные, где люди преклонного возраста готовили подростков к взрослой жизни. Педагогические знания систематизировались в виде выводов, советов, рекомендаций и существовали в народных обычаях, обрядах, традициях, народном творчестве. Этот своеобразный свод правил и нормативов стал источником развития социального поведения человека в своих основных постулатах: исповеди трудолюбия, гостеприимства, любви к природе, взаимопомощи, милосердия, уважения к старшим, миролюбия, - того, что позже вошло в кодекс жизни цивилизованного общества, стало первоосновой педагогической науки и практики.

Развитие и усложнение производства, накопления научных знаний об окружающем мире требовали от человека специальной, достаточно длительной подготовки. В зависимости от того, как было поставлено воспитание детей и молодежи, общество прогрессировало быстрее или медленнее. Образование и воспитание стали важнейшей предпосылкой его развития. Возникла потребность в педагогических знаниях, которые базировались бы не на эмпирических, субъективных представлениях людей, а на обобщении типичного, характерного, т.е. знаниях объективных, научных.

Науку часто отождествляют со знаниями, что является грубым недоразумением. Наука - это не только знание, но и сознание, т.е. умение должным образом пользоваться этими знаниями.

Серьезные попытки обобщить опыт воспитания, выделить теоретические начала воспитания были начаты в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции. Первые научные педагогические обобщения входили в состав философии, ибо в философии в то время аккумулировались все знания о природе, человеке, обществе.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Теоретиками педагогики были выдающиеся греческие мыслители: Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Сократ (469-399 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг. до н. э.), Аристотель (384-322 гг. до н. э.), в трудах которых существовало немало глубоких мыслей по вопросам воспитания человека, формирования его личности. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Его крылатые афоризмы, которые пережили века, и сегодня наполнены глубоким смыслом: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда», «Большинство багатознайок не имеет ума».

Сократ основал философскую основу гуманистической педагогики. Его казнили по приговору афинского суда, составленного на основании лживого обвинения, суть которого сводилась к отрицанию Сократом «государственных» богов и поклонения новому божеству». Этим божеством был человек.

Сократ считал, что основой личности является субъектное. Человек должен получать образование не путем научения, то есть передачи истины, а путем самостоятельного поиска ее смысла. Самым ценным в человеке является умение видеть истину (нравственность) и должным образом себя вести. Истину можно познать и усвоить только через нахождение противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытие этих противоречий отвергает надуманное знание, а смущение, которое охватывает разум, побуждает к поиску подлинной истины. Саморуководству душе ученика способствует умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами создания таких условий служат маєвтика и ирония. Маєвтикою Сократ называл искусство добычи за помощью умелых проблемных вопросов скрытого в человеке правильного знания. Иронией - манеру прикидываться дураком перед невеждами, которые считают себя знатоками и мудрецами, для того, чтобы они могли из собственных ответов узнать свою глупость и направить свои усилия на истину.

С точки зрения Платона, человек - это проявление всего внешнего, которое является неизменным и поэтому - объективным. В связи с этим основой личности является не субъектное, а объектное. Истина - это идеал воспитания: сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей. Но постижение истины не может дать постоянное знание, ибо познание человека ограничено чувственным восприятием. Отсюда, образование должно образовывать правильные понятия и отсекать то, что мешает воплощать идею нравственности. Следует прежде всего ограничить естественную чувствительность человека. Праведная мысль - это результат воспитательной деятельности справедливого государства. С другой стороны, предпосылкой самосохранения государства является формирование граждан в духе праведности. Таким образом, интересы государства и отдельного человека взаимосвязаны. Педагогика подчиняется политике. Обучение приобретает целенаправленный и жестко воспитательный характер.

В системе научного познания и образования Аристотеля идея трактуется не как самостоятельная категория, а как внутренняя сущность вещей. Поэтому качество знаний полностью зависит от того, насколько удается сделать понятным, строгим и четким их содержание, то есть основные понятия всех дисциплин. Достичь этого можно только опираясь на законы, которые обобщают распоряжения относительно того, как что-либо должно быть или происходить.

Аристотель считал, что воспитание ("nafigefta") является государственной функцией и сводится к формированию у личности необходимых совершенств. Для этого следует использовать три фактора: природные задатки, способность приобретать привычку и способность делать суждения.

Природные задатки "облагораживаются" путем усвоения знаний, необходимых привычек и применения умений и навыков на практике. Способность приобретать привычку является основой своеобразных "тренировок", которые формируют умение правильно мыслить и вести себя соответственно нанесенных образцов. Способность делать суждения, то есть выражать собственное мнение, опирается не на опыт, который есть у человека, а на опыт, что передается ей. Этот опыт научно обоснованный и проверенный.

Факторы воспитания, выделенные Аристотелем, создали почву для первого научного определения педагогики как учения о правильном формировании личности. Это определение не потеряло своей актуальности сегодня, дойдя до нас прак-

тически неизменным.

Развитие педагогической мысли нашло свое продолжение в трудах древнегрече

ских философов и ораторов. Первый «штатный» педагог Марк Квинтилиан (35-96 гг.), который учил юношей-патрициев ораторскому искусству, был автором 12-томной книги «Двенадцать книг риторических наставлений», собственно, первой педагогической книги. Наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

В средние века педагогическая теория потеряла прогрессивную направленность античных времен. Педагогические идеи философов-богословов имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI ст.), когда происходило разложение феодализма и началось развитие буржуазного общества, появился целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, которые своим лозунгом провозгласили античное изречение: «Я - человек, и ни от чего человеческого не свободен». Среди них итальянец Витторино де Фельтре (1378-1446), голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), французы Франсуа Рабле (1494-1553), Мишель Монтень (1533-1592).

(Слайд 3) До начала XVII века педагогика продолжала оставаться частью философии. Отделение ее от философии и оформлению в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В 1632 году Коменский создал выдающееся произведение «Великая дидактика», который положило начало науке о процессе обучения, а в 1633 году - первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста «Материнская школа». Все педагогические сочинения Я.А. Коменского пронизывают мысли о том, что человек является «самым совершенным, прекрасным творением», «чудесным микрокосмом»; школа - «мастерской гуманности», а правильное воспитание всегда должно быть природосоответственным. Не потеряла ни актуальности, ни своего научного значения и его схема организации школы, теоретическое обоснование и разработка принципов обучения, классно-урочной системы обучения и т.д.

Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошло имя английского философа и педагога Джона Локка (1632-1704), который сконцентрировал свои усилия на теории воспитания джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с прочностью моральных убеждений; французского материалиста и просветителя Жана-Жака Руссо (1712-1778), автора идеи природного совершенства детей, теории «свободного воспитания», по которой воспитание должно проводиться только за интересами и желаниями детей, что будет способствовать их развитию; швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), который предложил учителям прогрессивную теорию нравственного воспитания учащихся, развил идеи гуманного воспитания, доброжелательного отношения к детям, привитие им соболезнования и жалостности как основы нравственного развития, пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда; немецкого педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), автора теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехэтапная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений); немецкого педагога Фридриха Адольфа Дистервега (1790-1866), известного идеями об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также мыслями о подготовке народных учителей, которая должна базироваться на получении научных знаний и привитии высоких моральных качеств.

Большой вклад в развитие научной педагогики сделал выдающийся отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870), автор стройной и оригинальной педагогической системы, которая охватывала основные проблемы воспитания и обучения. Основной идеей этой системы была народность, которую он понимал как своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, социальными условиями жизни, географическими особенностями. Главными чертами народности педагог считал любовь к родине, родной язык, веру в могучие силы народа. Основной целью воспитания должна быть подготовка всесторонне развитого человека, а краеугольным камнем теории воспитания - учение о трудовом воспитании, утверждает: в трудовой деятельности развивается и формируется человек.

К.Д. Ушинскийтребовал полной перестройки системы образования на основе новейших научных достижений: «...Педагогическая практика без теории - то же, что знахарство в медицине».

Основательные труды педагога «Педагогическая антропология», «О камеральном образовании», «Три элемента школы» и другие, а также учебные книги для детей начальных классов выдержали множество изданий.

В конце XIX - начале XX века исследования педагогических проблем начинаются в США, куда постепенно перемещается центр педагогической мысли. Инициативные покорители Нового Света без предубеждения приступили к исследованию педагогических процессов современности и быстро достигли весомых результатов: сформировали закономерности человеческого воспитания, разработали и внедрили эффективные технологии образования, которые дают возможность каждому человеку быстро и успешно достичь поставленной цели.

Выдающиеся представители американской педагогики - Джон Дьюи (1859-1952) и Эдвард Торндайк (1874-1949).

Педагогика социалистического периода пошла по пути разработки идей воспитания человека нового общества. С этих позиций педагогическую теорию разрабатывали Н.К. Крупская (1869-1939), П.П. Блонский (1884-1941), С.Т.Шацкий (1878-1934), А.С. Макаренко (1888-1939), В.О. Сухомлинский (1918-1970).

Славу педагогике социалистического периода принесли работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива, педагогического руководства им, предложил методику трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Одним из главных принципов воспитания Макаренко считал гуманизм. Он подчеркивал, что в отношении к детям необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом у А.С. Макаренко тесно сочетается оптимизм, умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего.

Макаренко считал, что невозможно рассматривать человека в отрыве от общества, поэтому основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе.

Свои воззрения выдающийся советский педагог изложил в книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей». В «Педагогической поэме» Макаренко занимал вопрос, как изобразить человека в коллективе, борьбу человека с собой, борьбу коллектива за свою ценность. В книге «Флаги на башнях» Макаренко стремился изобразить счастливый детский коллектив в счастливом обществе.

В.А. Сухомлинский исследовал проблемы умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания школьников, вопросы политехнического образования, теории обучения, воспитания детей в семье, самовоспитания и самообразования, профессионального мастерства учителя, осуществления всеобщего обучения и руководства школой. Многие его советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и реформировании школы.

Им написано более 30 книг и 300 статей. Особенно широко известны его книги «Руководство учебно-воспитательной работой в школе», «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа» (директором которой он был), «Сердце отдаю детям». Книги В.А. Сухомлинского отличаются большой любовью к детям, глубиной и актуальностью. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение при осмыслении современных путей развития педагогической мысли.

Исторический путь становления педагогики как науки свидетельствует о том, что ее возникновение и развитие определялись объективными социально-экономическими потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни. Ни общество, ни воспитания «вообще» не существовало. На определенном этапе исторического развития существовало конкретное общество и воспитание, направленность и уровень которого отражали достигнутый уровень развития общества.

Однако, в каждую эпоху были деятели, которые поднимались выше интересов своего класса. Они выдвигали прогрессивные педагогические идеи, которые отмежевывались от официальной педагогики. Именно эти идеи составляют основу преемственности в педагогической теории и стимулируют ее развитие.

 

(Слайд 4) 2. Система педагогических наук

Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых.

Основными категориями педагогики являются «воспитание», «обучение», «обра-

зование». Следует отметить, что мнения относительно их содержания в определенной степени расходятся. Наиболее приемлемой формулировкой соотношения данных категорий можно считать, ту, которая дана в Законе РФ «Об образовании». Образование в нем трактуется как всеобщая категория. Оно определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Относительно категорий «воспитание» и «обучение» оптимальным можно считать следующие их содержательное наполнение.

(Слайд 5) Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике принято понимать «воспитание» в широком и узком как социальном, так и педагогическом плане.

В широком социальном плане воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Воспитание возникло вместе с человеческим обществом и, соответственно, будет существовать, пока существует общество.

В узком социальном плане воспитанием является направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом плане воспитанием считают специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие воспитателей на воспитуемого, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях.

В узком педагогическом плане воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Категория «обучение» понимается как организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, целью которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Учитель преподает, т.е. целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, руководит процессом их освоения, создает условия для развития личности учащихся. Ученик учится, т.е. овладевает передаваемой информацией, выполняет учебные задания, стремится самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить, проявлять инициативу в поиске новых знаний, заниматься самообразованием.

Обучение и воспитание тесно связаны между собой. Обучая, педагоги формируют у учащихся важнейшие мировоззренческие, социальные, нравственные установки, поэтому обучение всегда имеет воспитывающий характер.

(Слайд 6) Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:

1) ясельная педагогика- изучает закономерности и условия воспитания детей

младенческого возраста. Характерная особенность - взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной;

2) дошкольная педагогика- наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей;

3) педагогика школыявляется базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма;

4) педагогика среднего специального образованияразвивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики;

5) педагогика профессионально-технического образования- отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям;

6) педагогика высшей школыобусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию;

7) производственная педагогикаизучает:

1) закономерности обучения работающих;

2) переориентацию на новые средства производства;

3) повышение квалификации работающих;

4) переориентацию на новые профессии;

8) социальная педагогикасодержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых;

9) сравнительная педагогикаисследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий;

10) педагогика «третьего» возрастаразрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления;

11) исправительно-трудовая педагогикасодержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением;

12) специальные педагогические наукисурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика - разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в

физическом и психическом развитии;

13) лечебная педагогикаразвивается на границе с медициной. Основным ее

предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педаго-

гов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.

(Слайд 7) Педагогическая наука, особенно на современном этапе, активно развивается, расширяя свою сферу и наполняясь новым содержанием. Это приводит к ее дифференциации. Сегодня педагогика включает в себя целую систему педагогических наук. Среди них:

1. Общая педагогика -базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания, обучения и развития личности, разрабатывающая общие основы педагогического процесса в образовательных учреждениях всех типов. Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений.

Она включает в себя:

- общие основы педагогики, изучающие категориальный аппарат педагогики, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых педагогические закономерности, правила и принципы;

- теорию воспитания, предметом которой является специально организуемый процесс воспитания;

- дидактику, исследующую закономерности обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков;

- теорию управления образовательными системами, связанную с организацией учебных заведений и их систем;

- историю педагогики и образования, предметом исследования которой является развитие педагогических идей и образования в различные исторические эпохи.

2. Возрастная педагогика. Она исследует возрастные аспекты обучения и воспитания и включает:

- дошкольную педагогику, которая рассматривает закономерности развития, формирования личности детей дошкольного возраста;

- школьную педагогику, разрабатывающую теоретические и практические основы, принципы, методы, формы и средства обучения и воспитания детей школьного возраста;

- педагогику взрослых, предметом которой является разработка теоретических и практических основ образования, развития и воспитания взрослых людей.

3. Специальная (коррекционная) педагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства образования людей с отклонениями в физическом и психическом развитии. В ее состав входят:

- сурдопедагогика, изучающая теоретические и практические основы воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых;

- тифлопедагогика, рассматривающая основы воспитания и образования слепых

и слабовидящих людей;

- олигофренопедагогика, разрабатывающая закономерности воспитания и образования умственно отсталых людей;

- логопедия, ориентирующаяся на изучение вопросов воспитания и образования людей с расстройствами речи.

4. Отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

5. Социальная педагогика. Изучает закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации.

6. Сравнительная педагогика. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

7. Методики преподавания различных дисциплин (частные методики). Содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам, накапливают технологический инструментарий.

8. Профессиональная педагогика. (Педагогика НПО;Педагогика СПО; Педагогика высшей школы; Педагогика труда).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается, приводя к появлению ее новых отраслей.

9. Этнопедагогика.

10. Философия образования.

 

(Слайд 8) 3. Связь педагогики с другими науками

С момента возникновения и в течение всего периода своего существования педагогика была тесно связана со многими науками. Некоторые из этих взаимосвязей возникли еще на этапе выделения и оформления педагогики как науки, связи с другими науками оформились позднее.

(Слайд 9) Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией. Именно из философских идей выросли основные педагогические концепции и теории, они задавали и задают направления педагогического поиска. В современный период теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определять закономерности учебно-познавательной деятельности. Она оставляет наиболее общую методологическую основу педагогического исследования. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы диалектики способствуют развитию исследовательской педагогической мысли.

В современных условиях получает развитие такое научное направление, как философия образования.

Наиболее широкие и прочные связи у педагогики существуют с психологией. Педагогика для того, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна основываться на понимании свойств человеческой природы, ее естественных потребностей и возможностей, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование, сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.

Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: дидактика, например, опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности, теория управления учебным заведением - на психологии управления. Интеграция наук привела к возникновению смежных отраслей - педагогической психологии и психопедагогики.

Педагогика не может не быть связанной с физиологией. На основе знаний анатомии и физиологии, строение и жизнедеятельность человеческого организма как единого целого, о морфологические и функциональные закономерности и особенности возрастного развития нервной, костно-мышечной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, некоторых органов тела, тканей и клеток, педагогика разрабатывает условия рациональной организации педагогического процесса, правильного режима обучения, воспитания, образования, содержание и методы физического, трудового воспитания и др. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности вооружает педагогику пониманием физиологических механизмов усвоения знаний, формирования умений, навыков, привычек, помогает научно обосновать условия и способы учебно-воспитательной деятельности.

На основе знаний по генетике про зависимость наследственности ребенка от ее генотипа, достаточно сложную природу генетической мутации, функционально-направленное действие генов и хромосом, высокую пластичность детского организма педагогика критически переоценивает немало устоявшихся положений о закономерностях человеческого развития, пытается обосновать оптимальные условия для всестороннего развития каждого ребенка, формирования его личности.

В результате связи педагогики с медициной оформилось появление коррекционной педагогики, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Это позволяет разрабатывать систему средств, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Развитие педагогики связано с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений.

Сложны и неоднозначны отношения между педагогикой и экономическими науками. Понятно, что экономическая политика всегда была и есть необходимое условие развития образованности общества. Система экономических мер оказывает либо тормозящее, либо активизирующее действие на образование, во многом определяет степень его востребованности обществом. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой сфере.

Связь педагогики с экономическими науками привела к появлению такой отрасли знания, как экономика образования. Ее предметом является изучение действия экономических законов в сфере образования.

К числу традиционных можно отнести связи педагогики с социологией. Общим

для них является исследование проблем выявления основных тенденций развития различных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в социальных институтах. В структуре социологической науки развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания и т. д. Для решения многих педагогических проблем используются результаты социологических исследований.

Следует выделить связи педагогики с политологией, занимающейся, в том числе, и вопросами формирования и реализации образовательной политики. Педагогика, в свою очередь, наряду с другими проблемами, исследует выявление условий и механизмов становления человека в качестве субъекта политического сознания.

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания).

Антропология как комплексная наука о человеке дает обширный материал о многомерности и многоликости человека, что позволяет педагогике разрабатывать способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики - народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры.

Для всестороннего научного обоснования педагогического процесса педагогика использует достижения истории и литературы, географии и экологии, археологии, кибернетики, математики и других наук.

Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.

 

(Слайд 10) 4. Объект, предмет, функции и задачи педагогики

Объект науки (научного исследования) - это процесс или явление, взятое для изучения. Предмет - это то, что находится в рамках, в границах объекта, та его часть, которая изучается данной наукой (научным исследованием). Предметы исследования - это те аспекты, изучая которые, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее

и частное. Первичным является объект (более широкое понятие), вторичным - предмет, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.

Следует подчеркнуть, что в определении объекта и предмета педагогической науки мнения ученых несколько расходятся, поэтому в публикациях, в том числе и учебных пособиях, можно встретить разные формулировки этих понятий.

Объект педагогики - ребенок, человек, личность.

Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.

Раскрывая понятие «предмет педагогики», необходимо назвать и ее категории (греч. kategoria – суждение) – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение - целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением.

(Слайд 11) Можно выделить две основные функции педагогической науки - теоретическую и технологическую.

Теоретическая функция педагоги

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...