Темы практических занятий по наркологии
СИЛЛАБУС
- Общие сведения:
1.3. Дисциплина – «Неврология, психиатрия, наркология», код дисциплины PNN 4306
1.4. Специальность - 051301 «Общая медицина»
1.5. Объем учебных часов \ кредитов по дисциплине “Наркология”- 101.
Из них:
лекции - 6 часов
практические занятия – 30 часов
СРС – 35 часов
1.6. Курс и семестр изучения - V; IX, X (весенний, осенний)
/
АЛМАТЫ, 2016
1.7. Сведения о преподавателях:
№
| Ф.И.О.
| Должность
| Ученое звание, ученая степень
| Приоритетные научные интересы
| телефон
|
|
Алтынбеков Сагат Абылкаирович
| зав. кафедрой
|
профессор
д.м.н.
| Вопросы организации психиатрической помощи. Социальная и судебная психиатрия.
|
|
| Шахметов Белгибай Амангельдинович
| профессор
| д.м.н.
| Вопросы охраны психического здоровья. Психотерапия психосоматических и наркологических расстройств.
|
|
| Кудьярова Галия
Махметовна
| профессор
| профессор
д.м.н.
| Социальная и судебная психиатрия. Психические расстройства позднего возраста..
|
|
|
Сарсембаев
Кайратбек
Талгатбекович
| профессор
| профессор
д.м.н.
| Эпидемиология, клиника, прогноз психических и наркологических заболеваний. Неврозы, психосоматические расстройства.
|
|
|
Субханбердина
Алия Салькеновна
| профессор
| профессор
д.м.н.
| Гендерные аспекты наркологических расстройств. Судебная психиатрия и наркология.
|
|
| Садуакасова
Корлан Зарлыковна
| профессор
| доцент
д.м.н.
| Детско-подростковая психиатрия и психотерапия. Психогенетика.
|
|
| Толстикова Аида Юлиановна
| и.о. профессора
| доцент
д.м.н.
| Вопросы клинической психологии и психотерапии
|
|
| Распопова Наталья Ивановна
| и.о. доцента
| д.м.н.
| Суицидология. Суицидальное поведение психических больных
|
|
| Калиева Жанар Джаханшаева
| доцент
| к.м.н.
| Гештальт и психодинамичкеская психотерапия. Соматопсихические и психосоматические расстройства.
|
|
| Жусупова Эльмира Темержановна
| и/о доцента
| к.м.н.
| Психотерапия в психиатрии и наркологии. Эриксоновский гипноз. Психодрама.
|
|
| Нашкенова Айгуль Максутовна
| и/о доцента
| к.м.н.
| Вопросы суицидологи и психосоматические расстройства
|
|
| Өскенбай Зұлыпбек Мақашұлы
| завуч кафедры
ассистент
| -
| Организация больничной и внебольничной психиатрической помощи. Лечение психических расстройств методами восточной) медицины.
|
|
| Муратбаева Анар Бауржановна
| ассистент
| к.м.н.
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Жантуреева
Акмарал
Буребаевна
|
ассистент
| -
| Психосоматические расстройства
|
|
| Жылкибаева Сауле Кокеновна
|
ассистент
| -
| Организация психиатрической помощи.
|
|
| Ахметова Индира Нургожаевна
| ассистент
| -
| Психосоматические расстройства, диагностика и лечение
|
|
| Ибраева Асель Медетовна
| ассистент
| -
| Наркологические заболевания
|
|
| Касымова Наргиз Тургонжановна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Ақшалова
Анар Қаныбековна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Ускенбаева
Жансая Сагынтаевна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 261-15-06
293-72-92
|
| Искакова Бахыт Молдагалиевна
| ассистент
| к.м.н.
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Акназаров Сулейман Алиевич
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Аширбеков Бахытжан Мырзабаевич
| ассистент
| к.м.н.
| Общие вопросы психиатрии
| 261-28-67
|
| Джусупгалиева Айжан Едильжановна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 376-55-78
|
| Жумаев Ермек Икимжанович
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Махамбетова Алима Адиловна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 376-55-87
|
| Машуева Айжан Хисметовна
|
ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Нургалиева Гульжанат Каратаевна
|
ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 278-98-54
|
| Суюнбеков Данияр Сапарович
|
ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 382-36-70
|
| Худаир Жанна Рафкатовна
|
ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Абдыбаева Гульмира Оспанбековна
|
ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 382-35-62
|
| Койгельдиева Тарбия Жусупбековна
|
ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 382-36-01
|
| Сулейменова Роза Сарваровна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Соколова Инна Анатольевна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
1.8. Контактная информация:
№
| База кафедры
| ППС
| Адрес
| Контактный телефон
|
1.
| Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии МЗ РК
| Зав.кафедрой психиатрии, психотерапии, наркологии, д.м.н., профессор Алтынбеков С.А.
| ул. Амангельды, 88
| 272-48-32
|
Завуч кафедры, ассистент З.М. Өскенбай.
| Электронный адрес: kafedra_ppn@mail.ru
| 272-68-00 раб.т.
|
1.9. Политика дисциплины кафедры: направлена на совершенствование всех видов деятельности, в следующих направлениях:
- подготовку квалифицированных специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе изучения запросов и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон, изучения динамично изменяющихся потребностей рынка образовательных услуг и рынка труда;
-повышение квалификации и инициативности профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала университета посредством обучения, мотивации, рейтинговой оценки труда каждого работающего;
- непрерывное улучшение качества учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса,
- внедрение инновационных технологий обучения с использованием новых результатов фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям здравоохранения;
Общие требования кафедры, предъявляемые к студентам в процессе изучения данной дисциплины:
обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий
· к началу занятий каждый студент должен при себе иметь: санитарную книжку, медицинский халат, колпак, индивидуальную марлевую маску, сменную обувь;
· студент не должен опаздывать на лекции, практические занятия;
студент должен принимать активное участие в учебном процессе: иметь конспекты лекций, практического занятия; знать теоретический материал; решать ситуационные задачи; тестовые задания; освоить и уметь применить объективные методы обследования больных при курации больного.
· обязательное выполнение каждым студентом СРС (реферат, подготовка презентаций) по 1 теме на каждом блоке.
· обязательное написание и защита каждым студентом психического статуса и схемы истории болезни.
· срок сдачи материалов СРС и защита темы СРС осуществляется в установленное время, согласно тематического плана;
· при наличии пропуска практического занятия (по уважительной причине)студент с разрешения деканата допускается к занятию;
· конфликтные ситуации в академической группе разрешать с участием заведующего кафедрой или завуча кафедры;
Штрафные санкции:
· за пропуск каждой лекции с итогового рейтинга снимается по 2 балла;
· за пропуск каждого практического занятия по неуважительной причине студент получает 0 баллов.
· при пропусках занятий по уважительной причине в объеме менее 30 % часов на студента подается рапорт заведующему кафедрой. Отработка принимается только при наличии оправдательного документа.
· при пропусках занятий более 30% подаются сведения в деканат в виде рапорта. Студент допускается к отработке только при наличии письменного разрешения деканата.
· при наличии пропусков по практическому занятию по уважительной причине студент отрабатывает занятие в течение 3-х дней, что включает в себя работу в клиническом отделении, реферат и устный опрос ответственным преподавателем по пропущенной теме согласно графика отработок.
· у студента, не отработавшего пропущенное занятие в течение трех дней отработка не принимается.
Программа
Введение
Наркология является разделом психиатрии выделенной в самостоятельную дисциплину в связи увеличивающимся ростом распространенности алкоголизма, наркоманий и токсикоманий и их тяжелыми медико-социальными последствиями. Современный врач общей медицины должен владеть навыками диагностики наркологическ5их расстройств, уметь на основании методов клинических и дополнительных методов обследования больного и его родственников выявить группы повышенного риска, которые в первую очередь становятся объектом соответствующих профилактических мероприятий на уровне первичной медико-санитарной помощи.
2.2. Цель дисциплины наркология:
Цель изучения наркологии: формировать знания и умения по общим принципам диагностики и лечения болезней зависимости, оказания неотложной помощи при ургентных состояниях, а также вопросам профилактики и реабилитации.
2.3. Задачи дисциплины «Наркология»:
· познакомить с основами организаций наркологической помощи населению;
· познакомить студентов с основами клинической диагностики болезней зависимости;
· научить студентов методике обследования психической системы здоровых и больных людей с последующей оценкой наркологического статуса;
· познакомить с основами экспериментальной психологической диагностики болезней зависимости;
· познакомить с современными принципами лечения и реабилитации болезней зависимости с позиций доказательной медицины.
· сформировать основы профилактики, психогигиены болезней зависимости.
2.4. Конечные результаты обучения наркологии:
Формирование когнитивного компонента (знаний):
· принципы организации наркологической помощи населению;
· основные современные методы исследования, применяемые в наркологии;
· основные симптомы и синдромы наркологических расстройств;
· основные принципы лечения и профилактики в наркологии.
Формирование операционных навыков (практических):
· собрать анамнез больного;
· выявлять симптомы наркологических расстройств;
· оценить наркологический статус у больных разного возраста;
· выбрать основные современные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования больного;
· диагностики основных наркологических симптомокомплексов;
· диагностики состояний, угрожающих жизни и оказания первой помощи при наркологических расстройствах;
· проведения мероприятий, направленных на формирование принципов здорового образа жизни.
Формирование коммуникативных навыков:
· установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
· работать в команде.
Формирование правовой компетенции (Адвокат здоровья):
· формировать знания по основным нормативно-правовым документам: Государственная
программа развития «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг, Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Формирование навыков самосовершенствования и развития:
· работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями и контролируемой в виде презентаций и рефератов;
· владеть навыками стратегии поиска систематических обзоров в литературных источниках и интернет – источниках таких как: Medline, Pubmed, Кохрановская библиотека
2.5. Пререквизиты дисциплины: коммуникативные навыки основ психотерапии, общей и медицинской психологии; анатомия-2; введение в клинику-2; фармакология; основы доказательной медицины; детские болезни; неврология; внутренние болезни-1; инфекционные болезни.
2.6. Постреквизиты дисциплины: интернатура по всем специальностям.
2.6. Краткое содержание дисциплины наркология:
Блок №1. Тезисы лекций по наркологии.
Блок №8 Наркология
Предмет и задачи наркологии. Понятие и классификация психоактивных веществ. Этиология и распространенность наркологических заболеваний. Принципы исследования и современные методы диагностики. Организация наркологической помощи.
Блок №9 Наркология
Основные наркологические синдромы. Алкоголизм. Металкогольные психозы. Сравнительно возрастные особенности. Наркомании и токсикомании. Сравнительно возрастные особенности.
2.7. Тематический план лекций, практический занятий, СРС
2.7.1. Тематический план лекций
№
| Лекции по наркологии
|
|
|
1.
| Предмет и задачи наркологии.Организация наркологической помощи. Актуальные проблемы современной наркологии с позиций доказательной медицины. Классификация наркологических заболеваний. Виды наркологических экспертиз. Наркоманический синдром.
| Обзорная лекция
|
|
2.
| Алкоголизм. Алкогольные психозы. Личность и социальные последствия употребления алкоголя.
| Проблемная
лекция
|
|
3.
| Наркомании. Токсикомании. Личность и социальные последствия употребления наркотических и токсикоманических средств.
| Проблемная
лекция
|
|
| Всего часов:
| |
|
Темы практических занятий по наркологии
№
| Наркология
| |
| Организационные вопросы наркологии и алкоголизм
| |
| Предмет и задачи наркологии, методы диагностики наркологических заболеваний. Структура и организация наркологической помощи. Виды экспертиз. Эпидемиология алкоголизма.
| - Обход в клинике.
- Знакомство со структурой психиатрического учреждения.
- дискуссия
- решение ситуационных задач
- презентации
|
|
| Основные психопатологические симптомы и синдромы в наркологии. Расстройства восприятия, мышления, внимания, речь, эмоциональные и двигательно-волевые. Нарушения сознания и пароксизмальные явления в структуре наркологической патологии.
| - работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- составление тестовых заданий;
- презентации
- кейс-стади
|
|
| Классификация психоактивных веществ. Наркоманический синдром. Этиология и патогенез алкоголизма. Алкогольное опьянение. Алкоголизм. Алкогольные психозы. Гендерные и возрастные особенности течения алкоголизма. Ранняя диагностика в общесоматической практике.
| - работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- составление тестовых заданий;
- презентации
- кейс-стади
- демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
|
|
| Последствия употребления алкоголя (алкогольная деградация, патология внутренних органов, центральной и периферической нервной системы). Особенности проведения профилактики алкоголизма среди групп риска в населении. Этапы лечения и реабилитация алкоголизма и алкогольных психозов.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
Рубежный контроль 1
| –– тестирование и/или устный опрос
|
|
| Наркомании, токсикомании
|
|
5.
| Опийная и метадоновая наркомания. Гендерные и возрастные особенности. Диагностика, лечение и психотерапевтическая работа в общесоматической практике.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
кейс-стади
|
|
6.
| Гашишная наркомания. Синтетические каннабиноиды. Курительные смеси. Возрастные особенности. Диагностика, лечение и психотерапевтическая работа в общесоматической практике.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
кейс-стади
|
|
7.
| Зависимость от психостимуляторов: амфетаминовая наркомания, эфедроновая наркомания, первитиновая наркомания.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
кейс-стади
|
|
8.
| Кокаиновая наркомания. Возрастные особенности. Диагностика, лечение и психотерапевтическая работа в общесоматической практике
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
кейс-стади
|
|
9.
| Зависимость от седативных и снотворных средств. Возрастные особенности. Диагностика, лечение и психотерапевтическая работа в общесоматической практике.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
кейс-стади
|
|
10.
| Зависимость от никотина. Зависимость от летучих, ароматических веществ. Возрастные особенности. Диагностика, лечение и психотерапевтическая работа в общесоматической практике.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
11.
| Этапы лечения наркоманий и токсикоманий. Ургентные состояния в наркологии. Социальная работа в наркологии. Вопросы профилактики и реабилитации наркологических заболеваний.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
Рубежный контроль 2
| - тестирование и/или устный опрос
|
|
| Итого
| |
|
| Итоговый контроль
| - I этап тестирование, II – этап ОСКЭ (решение ситуационных задач)
| |
Воспользуйтесь поиском по сайту: