Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры




Требования к руководству программой проверок систем качества

ГОСТ Р ИСО 10011-3-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок

Руководство программы проверки - организация или служба в pамках организации, на которую возложена ответственность за планирование и проведение запрограммированной серии проверок систем качества.

 

4 Осуществление руководства

программой проверки

4.1 Организация

Любая организация, испытывающая необходимость в проведении проверок систем качества, должна создать возможность обеспечения руководства полным процессом проверки. Служба проведения проверок должна быть независимой от прямой ответственности за применение систем качества, подвергаемых проверкам.

4.2 Стандарты

Руководству программы проверки следует определить стандарты на системы качества, на соответствие которым может ожидаться проведение проверки, и создать возможности, позволяющие ему эффективно осуществлять проверку на соответствие таким стандартам.

4.3 Квалификация персонала

4.3.1 Руководство программы проверки

Программой проверки должны руководить лица, обладающие практическими знаниями по методике и практике проведения проверок качества.

4.3.2 Эксперты-аудиторы

Руководство программы проверки должно нанимать экспертов-аудиторов, соответствующих рекомендациям ГОСТ Р ИСО 10011-2. Одобрение таких экспертов-аудиторов должна проводить аттестационная комиссия, приемлемая для руководства программы проверки, что соответствует рекомендациям ГОСТ Р ИСО 10011-2-93.

4.4 Соответствие членов группы экспертов-аудиторов

Руководство программы проверки при выборе экспертов-аудиторов и главного эксперта-аудитора для выполнения отдельных заданий и обеспечения соответствия навыков экспертов-аудиторов каждому заданию должно учитывать следующие факторы:

тип стандарта на системы качества, на соответствие которому предстоит провести проверку (стандарт на производство продукции, программное обеспечение или услуги и т. п.);

виды услуг или продукции и связанные с ними нормативные требования (например, охрана здоровья, продовольствие, страхование, ЭВМ, контрольно-измерительная аппаратура, ядерные устройства);

необходимость в профессиональной квалификации или технической экспертизе по отдельным дисциплинам;

численность и состав группы экспертов-аудиторов;

необходимые навыки по руководству группой;

способность эффективно использовать умения и навыки различных членов группы экспертов-аудиторов;

личное профессиональное мастерство, необходимое для работы с конкретной проверяемой организацией;

требуемая степень владения языком;

отсутствие любого реального или предполагаемого конфликта интересов;

другие соответствующие факторы.

4.5 Контроль и обеспечение деятельности экспертов-аудиторов

4.5.1 Оценка деятельности

Руководство программы проверки должно постоянно оценивать деятельность своих экспертов-аудиторов путем наблюдения в ходе проверок либо иным способом. Такую информацию следует использовать для улучшения выбора экспертов-аудиторов и повышения уровня их работы, а также для выявления недостатков в работе.


Руководство программы проверки должно предоставлять эту информацию аттестационным комиссиям, если это необходимо.

4.5.2. Согласованность между экспертами-аудиторами

Проверки, проведенные разными экспертами-аудиторами, должны завершаться похожими заключениями, когда одну и ту же операцию проверяют в одинаковых условиях. Руководству программы проверки следует выработать методы оценивания и сравнения деятельности экспертов-аудиторов для обеспечения согласованности между ними. Такие методы должны включать:

семинары по подготовке экспертов-аудиторов;

сравнения деятельности экспертов-аудиторов;

анализ отчетов о проверках;

оценку деятельности;

ротацию экспертов-аудиторов между группами экспертов-аудиторов.

4.5.3 Подготовка

Руководство программы проверки должно регулярно оценивать необходимость подготовки экспертов-аудиторов и принимать соответствующие меры по поддержанию и повышению их профессионального мастерства.

4.6 Относящиеся к работе факторы

4.6.1 Общие положения

Руководство программы проверки должно учитывать следующие ниже факторы и в случае необходимости, разрабатывать методики для обеспечения уверенности в том, что его персонал может действовать согласованно и имеет достаточную поддержку.

4.6.2 Обязательство по ресурсам

Следует разработать порядок действий, обеспечивающий нахождение в готовности соответствующих ресурсов для осуществления целей программы проверки.

4.6.3 Планирование и составление расписаний программы проверок

Следует разработать методики планирования и составления расписаний программы проверок.

4.6.4 Отчетность

Следует формализовать, насколько это практически возможно, формы отчетов о проверках.

4.6.5 Последующие корректирующие действия

Следует разработать методики управления последующими корректирующими действиями, если это необходимо.

4.6.6 Конфиденциальность

Руководство программы проверки должно разработать порядок действий по сохранению конфиденциальности любой информации о проверке или любой информации, которой могут располагать эксперты-аудиторы.

4.7 Совместные проверки

Возможны случаи, когда несколько проверяющих организаций сотрудничают с целью проведения совместной проверки системы качества. Там, где это имеет место, до начала проверки должно быть достигнуто соглашение о конкретной ответственности каждой организации, особенно о полномочиях главного эксперта-аудитора, взаимодействиях с проверяемой организацией, методах работы и распространении результатов проверки.

4.8 Совершенствование программы проверки

Руководство программы проверки должно разработать систему постоянного совершенствования своей программы с помощью обратной связи и получения рекомендаций от всех заинтересованных сторон.

5 Моральный кодекс

Руководству программы проверки следует учесть необходимость включения морального кодекса в деятельность экспертов-аудиторов и в управление программой проверок.

 

Данный стандарт отменен в 2003 году, вместо него ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

 

Там нет понятия «руководство программой проверок систем качества», есть понятие «Управление программой аудита»

Управление программой аудита

Общие положения

В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации

программа аудита может включать один и более аудитов. Эти аудиты могут иметь различные

цели и включать совместный или комплексный аудит.

Программа аудита также включает деятельность, необходимую для планирования и

организации определенного количества и вида аудитов и обеспечения их ресурсами,

необходимыми для эффективного и результативного проведения аудитов в заданные сроки.

В организации могут быть разработаны несколько программ аудита.

Высшее руководство организации должно предоставлять полномочия для управления

программой аудита.

Ответственным за управление программой аудита следует:

а) определять, внедрять, контролировать, анализировать и совершенствовать программы

аудита;

б) определять и обеспечивать программу необходимыми ресурсами. Схема процесса

управления программой аудита приведена на рисунке 1.

 

П р и м е ч а н и я

1 Рисунок 1 иллюстрирует применение цикла РDСА (планирование - выполнение - проверка - действие).

2 Цифры в скобках указывают соответствующий пункт или раздел настоящего стандарта.

Если в организации, в которой проводится аудит, одновременно действуют системы

менеджмента качества и экологического менеджмента, то возможно, что программа аудита

будет включать комплексный аудит. Необходимо обратить особое внимание на

компетентность аудиторской группы.

При совместном аудите согласно программе сотрудничают две или более проверяющие

организации. При этом необходимо обратить особое внимание на разделение обязанностей,

обеспечение дополнительными ресурсами. Аудиторские группы должны обладать

дополнительной компетентностью и иметь соответствующие процедуры. Эти вопросы

необходимо согласовать до начала аудита.

Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели

программ аудитов.

Для определения целей необходимо рассмотреть:

а) приоритеты руководства;

б) коммерческие намерения;

в) требования системы менеджмента;

г) законодательные требования, требования регламентов и требования, предусмотренные

контрактом;

д) необходимость оценки поставщика;

е) требования потребителя;

ж) потребности заинтересованных сторон;

и) риски организации.

5.2.2 Объем программы аудита

На объем программы аудита влияют размер, вид деятельности, сложность структуры

проверяемой организации, а также:

а) область, цели и продолжительность каждого осуществляемого аудита;

б) частота проводимых аудитов;

в) количество, важность, комплексность, степень сходства, местоположение

подразделений, подлежащих аудиту;

г) стандарты, законодательные, нормативные и контрактные требования и другие критерии

аудита;

д) потребности в аккредитации или регистрации/сертификации;

е) заключения по результатам предыдущих аудитов или анализ результатов предыдущих

программ аудитов;

ж) любые проблемы, связанные с языком, культурой или социальными вопросами; и)

мнения заинтересованных сторон;

к) существенные изменения в организации или ее деятельности.

Ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры

5.3.1 Ответственность за программу аудита

Ответственность за управление программой аудита возлагают на одно или нескольких лиц,

имеющих общее представление о принципах аудита, компетентности аудитора и применении

методов аудита. Эти лица также должны обладать навыками менеджмента, техническими и

экономическими знаниями в той области, которая будет проверяться.

Ответственные за управление программой аудита должны:

а) определять цели и объем программы аудита;

б) определять ответственность и процедуры, а также гарантировать обеспечение

необходимыми ресурсами;

в) внедрять программу аудита;

г) вести записи по программе аудита;

д) осуществлять мониторинг, анализ и улучшение программы аудита.

5.3.2 Ресурсы для программы аудита

При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать:

а) финансовые ресурсы для развития, внедрения, управления и улучшения деятельности по

аудиту;

б) методы проведения аудитов;

в) процессы по достижению и поддержанию компетентности и улучшению деятельности

аудиторов;

г) наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, требуемой

для достижения конкретных целей программы аудита;

д) объем программы аудита;

е) время в пути аудиторов, обустройство и другие потребности для проведения аудита.

5.3.3 Процедуры программы аудита

Процедуры программы аудита включают в себя:

а) планирование и составление планов - графиков аудитов;

б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;

в) подбор соответствующих аудиторских групп и распределение ролей и ответственности;

г) проведение аудитов;

д) выполнение действий по результатам аудита, если требуется;

е) поддержание записей по программе аудита;

ж) мониторинг показателей результативности программы аудита;

и) отчетность перед высшим руководством по всей проделанной работе по программе

аудита.

Для малых предприятий упомянутая деятельность может быть выполнена в виде одной

процедуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...