Тема занятия: “ общий обзор пищеварительной системы.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема занятия: «ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ, ГОРТАНЬ, ТРАХЕЯ, БРОНХИ» Показать: 1. На черепе и его сагиттальном распиле: а) стенки носовой полости: верхнюю, нижнюю, латеральную, медиальную, неполную заднюю, кости их образующие; б) грушевидное отверстие носа и хоаны; в) носовые раковины и носовые ходы, их сообщения; г) лобную, клиновидную пазухи и вход в верхнечелюстную пазуху. 2. На сагиттальном распиле головы и шеи: а) носовые раковины и носовые ходы; б) сообщения носовых ходов с лобной, гайморовой, клиновидной пазухами, носослезным протоком; в) отделы полости гортани (преддверие, межсвязочный отдел, подголосовую полость), преддверную и голосовую складки, желудочек гортани; г) отделы полости глотки, их сообщения с полостью носа и полотью гортани; д) полость трахеи. 3. На препаратах: а) щитовидного хряща - пластинки, угол, верхние и нижние рожки, суставные поверхности нижних рожек, вырезку; б) перстневидного хряща - дугу, пластинку, суставные поверхности для щитовидного и черпаловидных хрящей; в) черпаловидного хряща - основание, верхушку, голосовой и мышечный отростки, суставную поверхность для сочленения с перстневидным хрящом; г) надгортанника - стебелек. 4. На комплексе «Гортань (с рассеченной задней стенкой), язык, подъязычная кость»: а) вход в гортань и его границы (надгортанник, черпалонадгортанные складки, черпаловидные хрящи); б) хрящи гортани (щитовидный, перстневидный, черпаловидние, надгортанник), места расположения рожковидных и клиновидных хрящей); в) подъязычную кость, щитоподъязычную мембрану и ее связки; г) отделы полости гортани и их структурные элементы (вход в гортань, надгортанник, преддверие гортани, преддверные складки, желудочки гортани, подголосовую полость).
5. На препарате «Соединения хрящей гортани»: а) отдельные хрящи гортани и их структурные элементы; б) щитоподъязычную мембрану и ее связки; в) перстнещитовидную связку; г) перстнещитовидный сустав; в) перстнечерпаловидный сустав. 6. На препарате «Мышцы гортани»: а) перстнещитовидные мышцы; б) задние перстнечерпаловидные мышцы; в) боковые перстнечерпаловидные мышцы; г) поперечную и косые черпаловидные мышцы; д) щиточерпаловидные мышцы. 7. На модели голосовой щели: а) щитовидный, перстневидный и черпаловидные хрящи; б) голосовые связки и голосовую щель; в) показать движения в перстнечерпаловидных суставах и изменения ширины голосовой щели. 8. На комплексе «Гортань, трахея, бронхи, легкие, сердце»: а) гортань; б) трахею; в) главные бронхи и их отличия; г) легкие; д) легочные артерии и легочные вены.
Показать: 1. На скелете: а) вертикальные линии грудной клетки; б) проекцию легких на стенки грудной полости; 2. На трупе со вскрытой грудной полостью и отпрепарированными органами средостения; а) трахею и главные бронхи; б) легкие и элементы их внешнего строения (верхушку, основание, реберную, диафрагмальную и медиальную поверхности, передний, задний и нижний края, косые и горизонтальную щели, доли, сердечную вырезку, ворота); в) корень легкого, его элементы и их взаимоотношения справа и слева; г) париетальную плевру (купол плевры, отделы); в) висцеральную плевру; г) плевральные полости, синусы плевры; д) органы переднего средостения (трахею и корни легких, сердце, перикард, вилочковую железу, восходящую аорту и ее дугу, верхнюю полую вену); е) органы заднего средостения (пищевод, нисходящую аорту); 3. На комплексе «Гортань, трахея, легкие, сердце»: а) трахею, бифуркацию трахеи, правый и левый главные бронхи;
б) легкие и элементы их внешнего строения (верхушку, основание, реберную, диафрагмальную и медиальную поверхности, передний, задний и нижний края, косые и горизонтальную щели, доли, сердечную вырезку, ворота); в) корень легкого, его элементы и их взаимоотношения справа и слева; 4. На препарате «Бронхиальное дерево и легочные сегменты»: а) трахею, бифуркацию трахеи; б) основные элементы бронхиального дерева (главные, долевые, сегментарные и крупные субсегментарные бронхи, сегменты правого и левого легких). 4. Самостоятельная работа на практическом занятии: (изучение препаратов, препарирование внутренних органов) Зарисовать и обозначить: 1. Схему сегментарного строения легких; 2. Схему корней легких; 3. Схему плевральных синусов; 4. Схему бронхиального дерева; 5. Схему строения ацинуса; 6. Схему нижних границ легких и плевры. Записать латинские, греческие и авторские названия: 1. Ротовая полость – cavum oris (лат), stoma (греч); 2. Язык – lingua (лат), glossa (греч); 3. Зуб - dens (лат), odontos (греч); 4. Проток околоушной слюнной железы – стенонов проток (авт); 5. Проток поднижнечелюстной слюнной железы – вартонов проток (авт); 6. Проток подъязычной слюнной железы – бартолиниев проток (авт); 7. Жировое тело щеки – комочек Биша (авт).
Тема занятия: “ ОБЩИЙ ОБЗОР ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ПОЛОСТЬ РТА, ЗУБЫ, ЯЗЫК, НЕБО, СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ”
Показать: 1. На основании черепа с нижней челюстью: а) состав твердого неба; б) луночки верхних и нижних зубов; в) места начала и прикрепления мышц мягкого неба, языка и дна полости рта; 2. На медиальной поверхности сагиттального распила головы: а) части ротовой полости (преддверие и собственно полость рта, их стенки); б) дно полости рта (челюстно-подъязычную мышцу, переднее брюшко двубрюшной мышцы, подбородочно-подъязычную мышцу); в) губы, щеки; г) зубы; д) отделы языка (верхушку, тело, корень); е) язычную миндалину; ж) мышцы языка (шилоязычную, подбородочно-язычную, подъязычно- язычную, продольные, поперечную, вертикальную); з) подъязычную слюнную железу и место открытия ее протока (подъязычный сосочек); и) твердое небо; к) небную занавеску, язычок, дужки мягкого неба, пазуху небной миндалины; л) небную миндалину;
м) глотку; н) гортань; 3. На латеральной и нижней поверхностях сагиттального распила головы: а) околоушную железу и ее проток; б) поднижнечелюстную слюнную железу; 4. На препарате языка: а) срединную и пограничную борозды языка; б) части языка (верхушку, тело, корень); в) сосочки языка (грибовидные, нитевидные и конические, листовидные, валикообразные); г) язычную миндалину; 5. На препарате мышц мягкого неба: а) мышцу, напрягающую небную занавеску; б) мышцу, поднимающую небную занавеску; в) мышцу язычка; г) небно-язычную мышцу; д) небно-глоточную мышцу; 6. Зев и его границы. 7. На наборе зубов: а) различные виды зубов (резцы, клыки, большие и малые коренные зубы): б) части зуба (коронка, шейка, корень, полость зуба, канал корня зуба).
Записать латинские, греческие названия: 1. желудок - ventriculus (лат), gaster, stomachus (греч). 2. лимфоэпителиальное кольцо глотки – кольцо Вальдейера-Пирогова (авт).
Показать: 1. На скелете: а) скелетотопию глотки; б) скелетотопию отделов и сужений пищевода; в) скелетотопию желудка; 2. На сагиттальном распиле головы: а) отделы глотки и их скелетотопию; б) сообщения глотки с другими полостями: - носовой полостью (хоаны); - барабанной полостью (глоточное отверстие слуховой трубы); - ротовой полостью (зев); - полостью гортани (вход в гортань); - полостью пищевода (вход в пищевод); в) элементы лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера (глоточную, трубные, небные, язычную миндалины); 3. На препарате мышц глотки: а) сжиматели глотки (верхний, средний, нижний); б) шилоглоточную мышцу; г) фиброзную оболочку глотки. 4. На препарате глотки, вскрытой сзади: а) хоаны; б) глоточные отверстия слуховых труб; в) мягкое небо с язычком; г) зев и его границы; г) корень языка; д) надгортанник; е) вход в гортань; 5. На препарате вскрытой грудной полости: а) пищевод; б) органы, соприкасающиеся с пищеводом (трахею с главными бронхами, аорту, диафрагму, сердце). 6. На отдельных органах: а) продольные складки слизистой оболочки пищевода; б) продольную мускулатуру пищевода;
в) адвентицию пищевода; г) отделы, кривизны, стенки желудка; д) ориентацию складок слизистой оболочки желудка в различных его отделах; е) привратниковую заслонку и привратниковый жом; 7. На препарате вскрытой брюшной полости: а) брюшной отдел пищевода и органы с ним соприкасающиеся (левая доля печени, селезенка); б) отделы, стенки, и кривизны желудка, покрытие брюшиной; в) желудок и органы с ним соприкасающиеся (печень, 12-перстную кишку, поджелудочную железу, селезенку, поперечную ободочную кишку, диафрагму); г) большой и малый сальники.
Зарисовать: 1. схему расположения миндалин глотки; 2. схему топографии грудного отдела пищевода; 3. схему отделов желудка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|