Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Киргизы-кыргызы - 2200 летняя история

Договор Мира и Родства - (китайское упр. 和親, пиньинь: huoqin, палл.: хоцинь) - это особая форма договора, которую китайцы использовали для заключения мира с «варварскими» народами. Впервые Договор Мира и Родства был заключён в 197 году до н. э. с хуннским Шаньюем (Верховным Вождем) Модэ. Суть договора состояла в том, что китайская принцесса выходила замуж за варварского владыку и император каждый год отправлял определённое количество «подарков» родственникам - варварам. Варвары обязывались не совершать набеги на Китай. Сами китайцы считали такой договор унизительным для Империи и заключали его, когда они не имели сил, победить варваров.

Предки киргизов были одним из кочевых скотоводческих тюркоязычных народов, издревле обитающих на территории Центральной Азии и Южной Сибири в верховьях Енисея. Киргизы являются результатом ассимиляция динлинов с другими центральноазиатскими племенами. В III веке до нашей эры, в 201 году в китайской исторической летописи «Ши цзи» историка Сыма Цяня впервые упоминается о существовании владения «Кыргыз», находившееся в Восточном Тянь-Шане, в районе хребта Боро-Хоро. Империя Хуннов образовалась в 209 году до нашей эры, предположительно «Владение Кыргыз» возникло примерно в это же время, чуть раньше или позже. Исходя из этого, В. В. Бартольд назвал киргизов одним из древнейших народов Центральной Азии. Позже в VI веке нашей эры, киргизские племена осели в долине реки Енисей, и объединившись образовали Кыргызский Каганат под названием «Хагяс», то есть «Кыргыз». Столицей Кыргызского каганата был большой город на реке Уйбат - Кемжикет. Одним из известных правителей кыргызского государства является Барсбек каган с титулом Ынанчу Алп Бильге. В 840 году во время возвышения тюркоязычных племён Енисейские кыргызы, осилив своих давних врагов уйгуров, создали новое мощное кыргызское государство, чья экспансия распространялась на территории Алтая, Прииртышья, Тувы и Восточных Саян. В. В. Бартольд назвал этот период киргизской государственности - «Кыргызское Великодержавие», со столицей Ордо-Балык (столица бывшего Уйгурского каганата).После возникновения Монгольской империи, кыргызы Южной Сибири были поглощены ею, однако во время распада монгольских государств предкам современных киргизов пришлось мигрировать на Тянь-Шань на территорию современной Киргизии, но часть из них осталась на прежних территориях, из которых впоследствии произошли современные хакасы, алтайцы, шорцы и так д.

РОДОПЛЕМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ КЫРГЫЗОВ МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ

Автоэтнонимом, то есть самоназванием этого народа является термин «кыргыз». В русском языке обычно используется вариант «киргиз». Население Енисея (Минусинской котловины) именовалось в арабских и персидских источниках «хархыз», «хырхыр», а в китайских - «сяцзясы», в древнетюркских, уйгурских и согдийских текстах - «кыргыз». Существуют несколько теорий происхождения этнонима «кыргыз». По одной из версий, слово «кыргыз» означает «сорок» (кирг изское «кырк») и относится к сорока племенам, которых объединил Манас, герой одноименного кыргызского эпоса. Кроме того, возможно происхождение от словосочетания «красные огузы», guryyz или от слова «орёл». Русские в XVIII - начале XX века называли киргизами также казахов в форме «киргиз-кайсаки», «киргиз-касаки» или «киргизы». Собственно киргизов именовали «Киргизская Орда», «Большие киргизы», «Алат киргизы», «Буруты», «Белые буруты», «Алатай-киргиз», «киргиз-калмыки», «узбекские киргизы», «кыркюзы», «дикие киргизы», «коренные киргизы», «черные киргизы», «каменные киргизы», «дико-каменные киргизы», «кара киргизы». Носителями этнонима «кыргыз» в указанные времена были и енисейские (сибирские) кыргызы (езерцы,алтырцы, алтысарцы и другие, в наше время их остатки их известны под общим именем хакасы). Киргизы в большинстве являются мусульманами-суннитами. Некоторые сохраняют также и элементы доисламского языческого мировоззрения - Тенгрианство, то есть почитание Коко-Тенгир, Умай-Эне. Как и многие народы Востока, празднуют зороастрийский Нооруз. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая проживает небольшая уникальная этническая группа киргизов (эмель-гольские калмак-киргизы, эминские киргизы, самоназвание: кыргыз, тарбагатай кыргыздары или буддийские киргизы (фоцзяо кыргыз) численностью несколько тысяч человек, одна часть которых исповедует ислам, а другая тибетско-монгольский буддизм.

Основу фольклора составляет трилогия эпоса «Манас»: «Манас», «Семетей», «Сейтек». Эпос «Манас» вмещает в себя более миллиона строк, внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый крупный в мире эпос и охраняется ЮНЕСКО как достояние человечества. Эпос описывает культуру, философию, мировоззрение, историю и традиции киргизского народа. Эпос отмечает огромное количество топонимических, этногенетических и исторических наименований. Известные сказители «манасчы»: Саякбай Каралаев, Сагымбай Орозбаков, Жусуп Мамай и др. Кыргизы с давних времен славятся своей музыкальностью. Свою музыку, уходящую корнями в глубь веков, кыргызы разделяют на песни и на кю. К кю относятся все музыкальные произведения для народных инструментов. Наиболее популярным музыкальным инструментом является трехструнный щипковый комуз. Популярны двухструнный смычковый кыяк и язычковый металлический варган - темир ооз комуз и деревянный - жыгач ооз комуз. Очень разнообразными являются жанры кыргызского национального фольклора. Кыргызский фольклор, помимо обрядовой поэзии и лирического жанра, богато представлен нравоучительной устной поэзией, многочисленными пословицами и поговорками, уникальными загадками и сказками,мифами, сказаниями, легендами.

 

Среди киргизов очень популярны единоборства и конные игры. Национальными видами игр являются борьба «курёш» и «алыш», скачки на иноходцах «джорго салыш», конная игра «улак тартыш», подбор монет с земли на скаку «тыйын энмей», «кыз куумай», единоборство всадников «оодарыш», «аркан тартмай», логическая игра «тогуз коргоол», «топ таш», «джамбы атмай», «ордо», «ак чёлмёк» и др. Игра тогуз коргоол представляет из себя интеллектуальную игру, состоящую из овальной деревянной доски с девятью углублениями и мелких арчевых шариков. При этом каждый игрок должен переложить шарики из одного углубления в другие, производя при этом сложные вычисления. Любимы скачки «байге», но апофеозом традиционных конных игр служит борьба за тушу козла «Улак-тартыш» (Кок-бору). Эта игра уходит своими корнями далеко в прошлое и тренирует в киргизах смелость, доблесть, отвагу и другие качества воина. Киргиз и боевой конь - неотделимы в истории народа, и по сей день киргизы любят и разводят коней. В киргизском языке есть более десяти оригинальных определений, которые дифференцируют лошадей от рождения жеребёнка и до конца жизни животного. Конь для кыргызов был и есть символ благополучия: именно на конях сражались с врагами; лошадь была источником мяса, кумыса, топлива. Особенно ценятся иноходцы - джорго. Этот тип аллюра хорош тем, что он довольно быстрый и плавный, всадник мало утомляется в пути.

 

Язык - киргизский. Современный киргизский язык относится к киргизско-кыпчакской подгруппе горно-алтайской (центрально-восточной) группы тюркских языков. В период проживания киргизов в Южной Сибири: на Енисее и Алтае, они говорили на древнекыргызском (енисейско-кыргызском)языке, близкородственном к орхоно-енисейскому языку. От древнекыргызского (енисейско-кыргызского)языка произошли хакасские (кыргызские) языки. К ним относится и Фуюйско-кыргызский язык (носители проживают в уезде Фуюй КНР). После переселения киргизов на Тянь-Шань под влиянием соседних народов (кыпчаков) язык подвергся изменениям. К киргизско-кыпчакской подгруппе языков относятся киргизский язык, который состоит из севернокиргизского,ферганско-кыпчакского, южнокиргизского и других диалектов. В южнокиргизском диалекте сохранилась много элементов древнекыргызского (енисейско-кыргызского) языка, но именно севернокиргизский диалект стал основой современного литературного киргизского языка Киргистана.

Традиционному киргизскому костюму присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников - это, прежде всего, удобность, многофункциональность и натуральность материалов. Женский киргизский гардероб, так же как и мужской, состоял из нательной и верхней одежды. К нательным относились платье- рубаха - «кёйнёк» и шаровары. В комплекте с рубахой, мужские штаны могли быть из выделанной кожи или замши - «жаргакшым», «кандагай», «чалбар». На груди женских рубах всегда имелась вышивка или надевался нагрудник -«онур», «жака», расшитые цветными нитками. Поверх надевают вышитый национальными орнаментами и узорами халат из войлока, бархата, виллюра, вельвета, парчи, кожи и замши, которые называются «чепкен», «чапан», «кементай» (из белого войлока), «кемсел», «чыптама»(с короткими рукавами) и т. д. В холодное время года киргизы, как мужчины, так и женщины носят шубы и тулупы сделанные из овечьей, лисьей, волчьей, тигровой шкур и крытые тёмной тканью с меховыми воротниками - «ичик». Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка - «белдемчи», которую носили женщины в возрасте и «элечек» - хлопчатый тюрбан закрывающий шею и волосы, состоящий из 20-30 метров белой ткани, который наматывали на голову замужних женщин. Головной убор «элечек» обычно украшали бархатными тканями и перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, коралла и других ценных камней. Тюрбан имел также и практическое применение: в случае если беременная женщина по каким либо обстоятельствам была вдали от дома, она могла распустить тюрбан и запеленать в белую ткань новорожденного ребёнка; в случае если умирал человек во время кочевки или в дали от дома, распускали тюрбан и использовали белую ткань в качестве савана для погребения умершего. Кроме того существовали такие виды головных уборов, как тюбетейка - «топу», меховая шапка из шкур соболя, куницы, лисы, барса, норки, сурка - «тебетей». У девушек данные головные уборы украшались перьями птиц (в частности сов «юкю» (кирг. үкү) и журавлей «каркыра»). Самым известным мужским головным убором киргизов является войлочная шляпа - «калпак». Он бывает двуполым («Бакай-калпак», который носят старейшины-аксакалы) и четырёхполым, края (отвороты) украшают узорами и бархатными вставками. В зависимости от возраста, социального положения и должности отличался и сам цвет отворотов «калпака».

 

Пояс является важным атрибутом киргизской национальной одежды, делается он на основе крепкой кожи и покрывается золотыми, серебряными, медными, стальными пластинками и зачастую украшается драгоценными камнями - «кемер», «кур». Согласно киргизской традициям, если человек сильно обидев кого-то самостоятельно осознает свою вину, он должен просить прощение, повесив на шею пояс.После этого, человек должен был простить своего обидчика!

У киргизов с XVI века существовало деление на племена, которые в свою очередь делятся на роды - это деление носит название «санжыра». Общим отцом современных Тянь - Шаньских киргизов, согласно санжыре, считается прародитель киргизов по имени Долонбий, у которого было три сына Ак уул (от него происходит правое крыло), Куу уул (от него происходит левое крыло) и Кызыл уул (от него произошли внутренние киргизы - «ичкилики»).

Правое крыло: Ветвь Тагай (племена Сарыбагыш, Бугу, Солто, Тынымсейит, Карачоро, Саяк, Чегиртке, Жедигер, Черик, Азык, Багыш, Баарын, Конурат,Жору,); Ветвь Адигине (Баарын, Карабагыш, Акбагыш, Жолжакшы, Бёрю, Баргы, Сарттар, Мунгуш); Племя Монолдор. Левое крыло: Кушчу (Кутчу), Саруу, Мундуз, Кытай, Басыз, Чоңбагыш, Жетиген. Группа ичкилик: Кыпчаки, Найман, Тейит,Кесек, Каңды, Бостон, Нойгут, Тёёлёс (Дёёлёс), Ават.

Во времена Чингисхана на Алтае жили два предводителя кыргызов: Долон-бий и его старший брат Ырыс-хан. Чтобы жить в мире с чингисидами, Ырыс-хан предложил договор. В результате отважных кыргызских джигитов использовали в качестве передовой конницы при всех завоевательных походах. И естественно, немало воинов тогда погибли. Долон-бий понял, что таким образом от кыргызских племен скоро ничего не останется и призвал своих сородичей уйти в сторону Тенир-Тоо, то есть на Тянь-Шань. Долон-бий мигрирует с сыновьями – братьями-близнецами Ак уул и Куу уул. Первый дал начало «правому крылу». А второй - «левому». Почему именно Он и Сол? Тут есть две версии. Первая гласит, что когда встал вопрос, как делить наследство Долон-бия между близнецами, то аксакалы посоветовали позвать мать и спросить ее, какой же сын первым появился на свет? Байбиче заявила: тот, кто в утробе лежал у печени - будет правый, Он, и как старший берет власть. А кто был под сердцем - левый, Сол, он забирает богатство. Другая же версия гласит, что якобы первая жена Долон-бия не рожала. И тогда он взял в жены молодуху. Старик молился, чтобы у него был сын. А когда подошло время родов, он разволновался и, чтобы сердце не разорвалось от радости, ушел в горы, наказав своим людям: родится сын - пришлете гонца. А если дочь - никого не присылайте. Получилось так, что прискакал человек сообщить радостную весть - наследник родился. А вслед за ним примчался другой человек: мол, у вас еще один отпрыск родился. Отец был озадачен и изрек: первый - мой сын, Он, а второй, не мой, Сол... Вот такими легендами и полна вся санжыра кыргызов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...