Проверка и оценка системы качества в организации (2 этап)
Предварительная проверка и оценка системы качества (1 этап).
Целью предварительной оценки системы качества является определение готовности организации к сертификации системы качества и целесообразности дальнейшего проведения работ по сертификации.
Этот этап состоит из анализа и оценки сформированной комиссией описания системы качества по документам проверяемой организации. При необходимости, орган по сертификации может направить своего представителя в проверяемую организацию для предварительного ознакомления на месте с системой качества или решения неясных (спорных) вопросов.
В завершении по результатам предварительной оценки системы качества составляется заключение о возможности проведения второго этапа сертификации. Заключение подписывается главным экспертом, экспертами, проводившими экспертизу, и обязательно утверждается руководством органа по сертификации.
При положительном заключении по первому этапу сертификации заявителю направляется «Заключение по результатам предварительной оценки системы качества» и проект договора на осуществление второго этапа проверки, т.е. проверки и оценки системы качества непосредственно в организации.
Договором предусматривается предварительное поступление на счет органа по сертификации всей суммы оплаты до начала второго этапа сертификации. Выполнение работы должно быть оплачено независимо от заключений по результатам проверок (положительном или отрицательном).
Проверка и оценка системы качества в организации (2 этап)
Перед началом этого этапа осуществляют следующие работы:
— составление программы проверки;
— распределение обязанностей между членами комиссии;
— подготовка рабочих документов;
— согласование программы проверки с проверяемой организацией.
После подготовки начинается этап проверки системы качества «на месте». Или, другими словами, проводится сертификационный аудит системы качества в организации. Сертификационный аудит включает в себя проведение вводного совещания, проверку процессов обеспечения качества по элементам системы качества, составление акта проверки и заключительное совещание. На вводном совещании присутствуют члены комиссии, руководитель (или его представитель), руководители структурных подразделений, которые подлежат проверке и ведущие специалисты проверяемой организации. Аудиторы знакомят участников совещания с целями, областями и объемами предстоящего аудита. Кратко излагаются методы и процедуры, используемые при этом. После согласования календарного плана аудита и устранения неясностей и разногласий (если они имелись), начинается обследование организации. При этом проверяются все элементы системы качества на соответствие требованиям стандарта ИСО, выбранного для применения. Проверка осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Сбор фактических данных производится путем:
— опроса персонала;
— анализа используемых документов;
— анализа процессов производства;
— анализа деятельности функциональных подразделений;
— анализа деятельности персонала;
— изучения и оценки проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции.
Все наблюдения должны быть документированы и иметь четкое и конкретное подтверждение объективными данными. Все несоответствия, обнаруженные в ходе проверки должны быть представлены проверяемой организации с обоснованием.
Оценка системы качества нормативным требованиям осуществляется на основе критериев об одобрении системы качества. Систему качества признают соответствующей стандарту при отсутствии значительных несоответствий или при наличии 10 малозначительных несоответствий.
Результаты проверки, выводы и рекомендации оформляются в виде акта о результатах проверки и оценки системы качества.
На заключительном совещании, участниками которого являются представители предприятия и аудиторы, последние сообщают результаты своей работы. Итогом этого этапа является принятие решения о выдаче сертификата. Решения могут заключаться в следующем:
1) Система качества полностью соответствует требованиям стандарта, т. е. в системе качества отсутствуют значительные несоответствия или имеется не более 10 малозначительных несоответствий;
2) Система качества в целом соответствует требованиям стандарта ИСО, однако, содержит несоответствия, которые, по мнению аудиторов, могут быть устранены в срок не превышающий 6 месяцев;
3) Система качества не соответствует требованиям стандарта.
При первом варианте решения предприятию выдается сертификат. В случае незначительных несоответствий требованиям стандарта предприятию дается возможность устранить их, после чего проводится дополнительный аудит (по сокращенной программе). В третьем случае предприятие обязано полностью устранить все несоответствия и обратиться в орган по сертификации с новой заявкой. Все работы по сертификации системы качества при этом выполняются по полной программе
10. Инспекционный контроль за сертификационной системой качества.
Одной из составных частей сертификации, осуществляющейся как на обязательной, так и на добровольной основе, является инспекционный контроль. Инспекционные проверки позволяют органу по сертификации подтвердить или не подтвердить соответствие систем менеджмента на предприятия, организации производственного процесса установленным требованиям.
Инспекционный контроль можно условно подразделить на два направления. Инспекционные проверки на первом этапе позволяют проверить сведения, предъявленные заявителем, соответствие систем менеджмента качества или систем управления требованиям соответствующих стандартов и нормативных документов. На основании этой проверки орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия. Вторая часть инспекционного контроля осуществляется уже после получения заявителем сертификата. Главная цель инспекционного контроля на этом этапе - проверить, как предприятие-держатель сертификата выполняет заявленные сертификационные требования. Для решения этой задачи орган по сертификации проводит регулярные плановые проверки на предприятии, а в отдельных случаях, и внеплановые. В случае выявления серьезных нарушений орган по сертификации может приостановить действие сертификата на период устранения этих нарушений, либо вообще аннулировать сертификат.
Инспекционный контроль, осуществляемый органом по сертификации, направлен на подтверждение выполнения заявителем или держателем сертификата соответствия заявленных требований национальных и международных стандартов, нормативных документов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: