Экспериментальное изучение развития речи ребенка в процессе общения
Исследования проводились нами в качестве наблюдения за поведением детей и их реакциями на общение со взрослыми. Возраст детей - от 4 месяцев до 3 лет. Также было проведено два эксперимента: 1. по методике для изучения понимания речи* детьми в возрасте 1 год 3 месяца; 2. по методике “Расскажи по картинке”, на определение активного словарного запаса детей в возрасте 3 года. Исследования разделены на три этапа: 1. Подготовительный этап (довербальное развитие общения). Он характеризуется тем, что ребенок еще не понимает речи взрослого и не умеет говорить сам. Но здесь уже складываются предпосылки к овладению речью в будущем. И присутствие взрослого необходимо для их формирования. Например: Миша Т. (возраст 4 месяца). На речевое обращение мамы к сыну: “Миша, Мишенька!” - ребенок начинает бурно реагировать в ответ, улыбается, издает звуки, свидетельствующие о его удовлетворении. При употреблении сигнальных слов (односложных, чаще всего употребляемых) ребенок пытается повторить эти звуки. На обращение мамы: “АГУ” - у малыша проявляется явная заинтересованность, его взгляд сконцентрирован на губах, он пытается повторить “АААУУ”. Чем больше мать разговаривает с ребенком, тем чаще и оживленнее ребенок реагирует на взрослого, тем чаще самостоятельно начинает воспроизводить звуки, играя с игрушками без мамы. ______________________________ * Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г.Рузской. - М., 1990 г. - с.125. Очень часто, когда мама уходит у малыша можно заметить признаки огорчения: с лица исчезает улыбка; он хмурится; долго смотрит в ту сторону, где она скрылась. Миша начинает пытаться привлечь к себе внимание: то энергично двигает ножками, то издает возгласы, то начинает плакать, несколько раз подряд выгибается “мостиком”, не сводя взгляда с двери. Чем дольше мама не возвращается, тем усерднее ребенок проявляет признаки нетерпения.
2. На втором этапе исследовалось поведение ребенка (возраст 1 год 3 месяца), развитие которого соответствует этапу возникновения речи. Этот этап характеризуется переходом от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простые высказывания взрослого, которые слышит каждый день и начинает произносить свои первые активные слова, но речь еще очень примитивна: “БА-БА”, ”МА-МА”, “ЛЯ-ЛЯ” и т.д. Здесь решающую роль играют коммуникативные факторы. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения. Пример: Катя П. Родители всегда очень активно общались с ребенком. Например, такая игра для развития речи: мама садится за стол напротив ребенка с куклой “ЛЯЛЕЙ” и собачкой “АВА”, игрушки она прячет под столом. “ЛЯЛЯ” - говорит мама и с левой стороны появляется кукла. Она разговаривает с малышом и неожиданно исчезает. “АВА” - произносит мама, и с правой противоположной стороны стола появляется собачка. Она тоже разговаривает с малышом и вдруг исчезает. Через несколько таких появлений и исчезновений Катя уже знает, что “ЛЯЛЮ” нужно ждать слева, а “АВУ” - справа. Она начинает поворачивать голову в нужную сторону и уже через некоторое время сама выговаривает игрушки по имени: “ЛЯ-ЛЯ”, “А-ВА“, когда Катя уже самостоятельно играет с игрушками, в т.ч. с куклой и собачкой, то она называет куклу “ЛЯ-ЛЯ”, а собачку “А-ВА”. Таким образом в ходе игры у ребенка закрепились эти названия. Но по прошествии нескольких дней, когда мама не могла активно заниматься с ребенком, Катя меньше стала разговаривать, играя самостоятельно, и она уже не употребляла названия игрушек. Нами был проведен эксперимент на изучение понимания речи детьми в возрасте 1 год 3 месяца. Исследования проводились методом сравнения. Объектом эксперимента были две девочки: - одна из которых воспитывается в полноценной семье, где развитию ребенка уделяется много внимания (см. Пример: Катя П.) - она является контрольным испытуемым;
- вторая воспитывается в неблагополучной семье (нет отца), мать работает, поэтому не имеет возможности заниматься с ребенком, - девочка (Маша Л.) является экспериментальным испытуемым. Методика “Изучение понимания речи” Подготовка исследования. Приготовить куклу и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (например, чашку, погремушку, собачку и т.д.), коробку и кубики. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 1-3 лет. 1. Ситуация - проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя; 2. Ситуация - просят указать на называемый предмет; 3. Ситуация - предлагают показать у куклы какую-либо часть лица или тела; 4. Ситуация - просят найти аналогичную часть лица или тела у себя; 5. Ситуация - просят дать называемый предмет; 6. Ситуация - предлагают произвести с предметом определенные действия, например, положить кубики в коробку. (Это задание может усложняться в зависимости от возраста детей); 7. Ситуация - предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом. (Формулировку задания можно повторять несколько раз.) Обработка данных. Данные заносят в таблицу, где отмечают число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов: 1 раз - 2 балла; 2 раза - 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания); более 2 раз - 0 баллов Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи; от 7 до 10 баллов - средний уровень понимания речи; от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи. Пример № 1. Катя П. 1. Ситуация: Ребенок играет с куклой. На речевое обращение: “Катя!” - ребенок поднимает голову и, улыбаясь, смотрит на экспериментатора. 2. Ситуация: Перед ребенком разложены знакомые предметы. На просьбу: “Катя, покажи где ложка” - ребенок берет в руки ложку.
3. Ситуация: Ребенку показывают куклу. На вопрос: “Катя, покажи, где у куклы глазки?”- девочка показывает на глаза куклы. 4. Ситуация: Вопрос: “Катя, а покажи, где у тебя глазки?” - девочка показывает рукой на свои глаза. 5. Ситуация: на просьбу: “Катя, дай мне пожалуйста собачку” - ребенок берет в руки собаку и протягивает ее экспериментатору. 6. В ситуации, где ребенку предлагается собрать кубики в коробку, девочке повторяется задание два раза, но она все равно не может его выполнить. 7. Ситуация: Просьба: “Катя, похлопай ладошками” - также вызывает у ребенка затруднения, но после повторения задания девочка хлопает в ладоши и смеется. Пример № 2. Маша Л. 1. Ситуация: Девочка играет. На речевое обращение: “Маша!” - ребенок смотрит на экспериментатора и улыбается. 2. Ситуация: Перед девочкой разложены знакомые ей предметы. На просьбу: “Маша, покажи где ложка” - ребенок показывает на ложку. 3. Ситуация: Ребенку показывают куклу. Вопрос: “Маша, покажи, где у куклы глазки” - вызывает затруднения. При повторении вопроса девочка смущается и не может выполнить задания. 4. В этой ситуации ребенок также не понимает вопроса и, при повторении, не может выполнить задания. 5. Ситуация: На просьбу: “Маша, дай пожалуйста собачку” - ребенок протягивает собаку только при повторении задания. 6. Ситуация: Перед ребенком разложены кубики. Экспериментатор просит положить кубики в коробку. Девочка снова не понимает задания и отвлекается. Задание остается не выполненным. 7. Ситуация: Ребенка просят похлопать в ладоши. Маша понимает задание со второго повторения и начинает, смеясь, хлопать в ладоши. Протокол результатов исследования понимания речи № Число повторения формул. задан. Эффект. выполнения задания Ситуац. 1 испыт.(Катя) 2 испыт.(Маша) 1 испыт.(Катя) 2 испыт.(Маша) 1 1 1 выполнено выполнено 2 1 1 выполнено выполнено 3 1 2 выполнено не выполнено
4 1 2 выполнено не выполнено 5 1 2 выполнено выполнено 6 2 2 не выполнено не выполнено 7 2 2 выполнено выполнено Кол-во баллов 11 6 Анализ результатов В ходе проведения эксперимента было отмечено, что Катя П. не испытывала, в основном, никаких затруднений при выполнении задания. Почти все задания были выполнены с первой просьбы. Девочка не испытывала смущения и проявила явный интерес к заданиям эксперимента, а также к личности экспериментатора. Испытуемой было набрано 11 баллов, что соответствует высокому уровню понимания речи взрослого. При проведении эксперимента с Машей Л., было замечено сильное смущение ребенка. Девочка в основном не понимала вопросов, необходимо было повторять задание несколько раз, но даже при этом в 3, 4 и 6 ситуациях оно осталось не выполненным. Испытуемой было набрано 6 баллов, что соответствует низкому уровню понимания речи взрослого. 3. На третьем этапе было проведено исследование развития речи детей в возрасте 3-х лет. Этот возраст соответствует третьему этапу - этапу развития речевого общения. Он охватывает все последующее время с того момента, когда ребенок начинает овладевать речью, постепенно совершенствовать ее и использовать для общения. Ребенок пытается овладеть произвольной регуляцией речевой деятельности. Интересы ребенка по-прежнему сосредоточены на предметах, но он уже может выразить, свою просьбу словами, например - “Дай мне книжку”; интересуется названием предмета - “Что это?”; высказывает свое отношение к какому-либо занятию - “Я не хочу спать”. Наше исследование проводилось методом сравнения, с помощью методики “Расскажи по картинке”, которая предназначена для определения активного словарного запаса детей от трех лет. Методика “Расскажи по картинке” Ребенку показывают серию картинок: “Мальчик вскапывает землю”; “Мальчик сеет”; “Мальчик поливает цветы”; “Мальчик собирает цветы”; Далее ребенку дают две минуты на рассматривание. Если ребенок отвлекается и не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это. После того, как рассмотрены картинки, ребенку предлагают рассказать о том, что он видит на них. На рассказ по каждой картинке отводится по две минуты. Далее тестируется результат в таблице, где отмечается наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкции предложений.
Оценка результатов 10 баллов - В речи ребенка встречаются все десять приведенных в таблице фрагментов речи; 8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи; 6-7 баллов - 6-7 фрагментов речи; 4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи; 2-3 баллов - 2-3 фрагмента речи; 0-1 балла - не более одного фрагмента речи. Выводы об уровне развития 10 баллов - Очень высокий уровень развития речи; 8-9 баллов - высокий уровень; 4-7 баллов - средний уровень; 2-3 баллов - низкий уровень; 0-1 балла - очень низкий уровень. 1. Пример: Алеша С. - 3 года. Единственный ребенок в семье. Его мама не работает и поэтому много времени посвящает общению с ребенком. Алеша является контрольным испытуемым. При предъявлении первой картинки ребенок рассказывает: “На небе желтое солнце. Стоит мальчик… У него лопатка… Он копает песок…”. При предъявлении второй картинки у Алеши возникают затруднения в понимании ее содержания. Ребенок задает вопрос: “Что делает мальчик?” Экспериментатор объясняет ребенку, что делает мальчик и зачем и только после этого содержание картинки становится понятным. Алеша еще некоторое время рассматривает рисунок, а затем рассказывает:”Мальчик кидает на землю зернышки… Он хочет, чтобы выросли красивые цветы…”. При рассматривании третьей картинки у Алеши никаких вопросов не возникает и он рассказывает: “У мальчика большая лейка… Он поливает цветочки водичкой… Цветочки очень маленькие…”. Четвертая картинка также не вызывает никаких затруднений. Ребенок рассказывает: “Мальчик сорвал цветок… Цветы большие и красивые… Мальчик смеется…”. 2. Пример: Паша М. - 3 года. Ребенок из многодетной семьи, где младшим сестрам - близнецам по 9 месяцев. Его мама, также как и в первом случае не работает, но в связи с рождением близнецов общение Паши с родителями свелось к минимуму. Детский сад ребенок не посещает. Паша является экспериментальным испытуемым. При предъявлении картинок, после двухминутного рассматривания, ребенок не понимает, что от него требуется и не может ничего рассказать. Экспериментатор подробно еще раз объясняет ребенку инструкцию и на примере первой картинки рассказывает ее содержание. Паша постоянно отвлекается и не может сосредоточиться. Затем рассказывает: “Это солнце… Это мальчик… ” На вопрос: “Что в руках у мальчика?”- ребенок отвечает: “Лопатка”. Вопрос: “Что можно делать с лопаткой?” - ответ: “Копать”. Также вызывает затруднения вторая картинка. Паша не понимает ее содержания. После двухминутного рассматривания, ребенок говорит: “Стоит мальчик”. Затем экспериментатор объясняет происходящее на картинке, но ребенок все равно не может полностью повторить рассказ: “Мальчик кидает зерна”. При предъявлении третьей картинки Паша сразу говорит: “Мальчик поливает цветы”. На вопрос: “А цветы какие?” - ребенок отвечает: “Маленькие”. При предъявлении четвертой картинки Паша также сразу пытается рассказать: “Мальчик… собирает цветы…” Экспериментатор задает вопрос: “Какие цветы?” - ребенок отвечает: “Большие”. Вопрос: “А они красивые?”. Ответ: “ДА”. Протокол результатов исследования по методике “Расскажи по картинке” № Фрагменты речи тестируемого Частота употребления 1 испыт.(конт.) 2 испыт.(эксп.) 1 Существительное 16 11 2 Глаголы 8 4 3 Прилагательные в обычной форме 3 - 4 Прилагательные в сравнительной степени 3 2 5 Прилагательные в превосходной степени - - 6 Наречия 1 - 7 Местоимения 3 - 8 Союзы 4 - 9 Предлоги 4 - 10 Сложные предложения и конструкции - -
Анализ результатов В результате эксперимента было выяснено, что развитие речи первого испытуемого (контрольного) заметно отличается от развития речи второго испытуемого (экспериментального). 1. В рассказе первого ребенка наблюдалась последовательность и связь между содержанием картинок. Возникло затруднение только в ходе рассказа по второй картинке, т. к. ребенок никогда не сталкивался с подобной ситуацией, а следовательно, не имел представление о том, какое действие на ней изображено. Но при помощи экспериментатора он смог достаточно подробно составить рассказ. В рассказе испытуемого были использованы различные фрагменты речи: существительные, прилагательные, глаголы, союзы, наречия, местоимения и предлоги. Сложные предложения им не использовались. Испытуемым было набрано 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития речи. 2. У второго ребенка наблюдалось отсутствие интереса к предложенному заданию. Он постоянно отвлекался, не мог сосредоточиться, а также понять инструкцию. Каждая предъявленная картинка вызывала у ребенка затруднения. Мальчик не мог сразу рассказать о том, что видит. Только с помощью наводящих вопросов ребенок смог описать содержание картинки. Испытуемый не уловил связи между изображенными на картинках действиями, вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось. Ребенком было набрано три балла, что соответствует низкому уровню развития речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|