Развитие слухового восприятия.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Задачи: расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти.
2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами. Фрагмент 1. Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают по волосам); как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову); как грозят пальцем и т.д. Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами. Цель: воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке; развитие мимики. Фрагмент 1. Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка летит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев; «девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту; «кошка лакает молоко» - имитирующее движение языком и т.д. Цель: установление контакта: развитие понимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов. Фрагмент 1. Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина- яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх На дереве растёт... По дороге едет... Затем ребёнок, используя жест «дай»- показывает ру кой на ту картинку, которую бы хотел получить. 3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики. Задачи: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук
- глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений - чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти; - формирование представлений о схемах лица и тела; - развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями; - восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений. Приёмы: • прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо; • прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий; • массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на различных поверхностях; • проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом); • узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц; • двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком; • «рисование» в воздухе рукой; • различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие; • активизация пассивных и активных движений пальцев рук; • упражнения с пластилином; • использование кукол би-ба-бо; • артикуляционная и мимическая гимнастика; • задания на имитацию положения рта, представленного на картинках; • упражнения на преодоление сопротивления; • автоматизация отдельных артикулем; • выработка речедвигательных образов звукообразных слов.
Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации- мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна». Фрагмент 1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Логопед- читая стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны).
Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд - назад- пальцы разведены) Вот так- вот так! Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо) Вот так- вот так! Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном) Вот так- вот так! Фрагмент 2. Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак. Фрагмент 3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали» вперёд. Цель: выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц. Фрагмент 1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.
4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа. Приёмы: • нахождение игрушек в пространстве комнаты. • перемещение их в заданном пространстве. • поиск предметов: • соотнесение игрушки с её изображением на картинке: • определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела, • выработка навыков ориентировки; • упражнения в перекрёстном ориентировании; • выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции; • определение недостающих частей у предметов по картинкам; • узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела:
• запоминание изображений предметов; • фиксация изменений в расположении предметов, • выделение из множества предметов; • запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.); • идентификация зрительных изображений по заданной теме; • определение различий в предметах и картинках; • сравнение сходных по зрительному образу предметов; • конструирование по образцу, по инструкции; • конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей; • выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.
Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие имитирующих жестов. Фрагмент 1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот. нос). Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, развивать внимание и память. Фрагмент 1. Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.
5. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности. Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса; восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм; формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса. Приёмы: • выработка умения ориентации в окружающем;
• работа с тактильными таблицами; выделение цвета: • знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной); • выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой): • выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур; • соотнесение цветного и контурного изображений предметов; • дифференциация плоскостного и объёмного изображений; • конструирование целого из частей; • классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы; • идентификация предметов и геометрических фигур: • работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.
Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорно-перцептивной деятельности. Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учётом двигательных возможностей ребёнка) Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы" шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как вес шарики выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки. Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях. Фрагмент 1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жестом ребенку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает заданные формы. Цель: развитие тактильного гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности). Фрагмент 1. Ребенка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: - меховая- мягкая, пушистая: - шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги - неровная, шершавая: - шелковистая - гладкая, ровная. Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет включения колючей поверхности - индикатор Кузнецова, неровной - наплывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д.
Фрагмент 2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и заданной последовательности, комментируя свои действия, и предлагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|