Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оборудование для уроков ритмики

Программы специальной (коррекционной) школы и специальных классов для детей с нарушением интеллекта

 

Отделение

 

Пояснительная записка

 

Умение управлять движениями своего тела у ребенка зависит от зрелости корковых структур мозга. Тотальное недоразвитие коры мозга при олигофрении неизбежно отражается на организации двигательных актов у детей, обучающихся во вспомогательной школе. Отмечается слабая способность к координированным движениям, быстрой смене моторных установок. Наблюдается мало дифференцированная бедная мимика, скудная маловыразительная жестикуляция, иногда и паретические явления в разных группах мышц. Причем, чем грубее выражен психический дефект у ребенка, тем беднее и менее выразительны его движения. Все это вызывает необходимость организации в школах для детей с интеллектуальными нарушениями коррекционных занятий, направленных на развитие двигательной сферы: организованности, целенаправленности, плавности и выразительности движений. Большую роль в развитии двигательной активности детей играют уроки ритмики.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развития младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы; воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и другими предметами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустна), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, попевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных коллективных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

На уроках ритмики определенное место занимает изучение танцевальных элементов и несложных танцев. Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной форме, умственно отсталые учащиеся постепенно приобщаются к миру прекрасного. Через танец у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, прививается хороший эстетический вкус, совершенствуются музыкальные данные. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить движение и их последовательность. Танец приучает к нормам культурного общения, воспитывает доброжелательность, скромность, чувство взаимопомощи. Партнер вежливо приглашает партнершу на танец, подает ей руку, во время танца бережно к ней относится, провожает ее на место после совместного исполнительства. Все проникаются общим настроением, участие в коллективных действиях объединяет и сплачивает. Танец становится одним из средств не только эстетического, но и нравственного воспитания. Систематические занятия танцами оказывают корригирующее влияние на физическое развитие, улучшается и осанка, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Обучение танцам расширяет кругозор. Ученики знакомятся с разными видами танцев, начинают различать их особенности.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития умственно отсталых учащихся, уровня их знаний и умений. Материал в программе расположен по степени усложнения и увеличения объема заданий и сведений, что способствует расширению круга знаний и умений учащихся.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов:

упражнения на ориентировку в пространстве;

ритмико-гимнастические упражнения;

упражнения с детскими музыкальными инструментами;

игры под музыку;

танцевальные упражнения.

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Упражнения на ориентировку в пространстве должны входить составным элементом в каждый урок и являться его организующим началом. Задания этого раздела преследуют задачу научить детей строиться в шеренгу, колонну, цепочку, ходить по кругу, в заданном направлении, разными видами шага (маршировка с высоким подниманием колен, с отбрасыванием ног, осторожный, мягкий, пружинящий шаг, ходьба и бег с поскоками, с приседаниями, между предметами и др. перестроения в различные фигуры).

Во всех видах построения следует добиваться организованности, выработки определенных умений: быстро находить свое место в строю и сразу проверять интервалы, сохранять правильные дистанции, вставать точно в затылок друг другу, быстро выравнивать общую линию, принимать правильное исходное положение. Колонну удобнее строить по росту, начиная с маленьких. В дальнейшем при построении в два, три, четыре ряда и в шахматном порядке для выполнения ритмико-гимнастических упражнений они оказываются впереди высоких, что дает возможность всем детям видеть учителя. Овладевая простейшими строевыми навыками дети приобретают умения выполнять перестроения, которые понадобятся им в дальнейшем в процессе разучивания и исполнения танцев, плясок. В подготовительном и 1 классе рекомендуется обозначать место каждого ребенка в строю, в 2-3-х рядном построении каким-либо предметом (флажок, кегли, палочка и др.) или рисовать мелом кружок. Это необходимо для того, чтобы ребенок чувствовал и запоминал интервалы в разных видах построений и в дальнейшем пытался самостоятельно соблюдать их.

Упражнения на ориентировку в пространстве должны включать в себя элементы занимательности и носить имитационный характер, особенно в подготовительном, 1 и 2 классах.

На первых занятиях можно начертить круг мелом, разложить веревку или ленту, что поможет детям контролировать себя. Построения и движения по кругу развивают чувство пространственной формы.

Упражнения первого раздела выполняются по инструкции учителя, что воспитывает умение внимательно слушать, запоминать и воспроизводить задания. Так как упражнения на ориентировку в пространстве являются начальным этапом урока, они должны создать определенный настрой и установку на дальнейшее занятие, внутренне и внешне организовать группу, обеспечить нормальную работу. При этом учитель обращает внимание детей на ведущую роль музыки.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Этот раздел включает упражнения на развитие мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног. Его по усмотрению учителя можно дополнять упражнениями из программы по физической культуре. Недопустимо разучивание упражнений без музыки, под счет. Учитель может вести счет в начале выполнения упражнения, но одновременно с музыкой, а закачивать упражнения учащиеся должны самостоятельно, ориентируясь только на темп и ритм музыкального сопровождения. Вместе с тем не следует превращать урок в обычную зарядку под музыку. Смена движений должна происходить одновременно со сменой музыки и соответствовать ее музыкально-ритмическому образу.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координации движений, крайне необходимых умственно отсталым детям, так как основным видом их деятельности будет физический труд, в котором всегда имеют место движения, связанные с координацией и ритмом.

Плохая координация движений зависит от чрезмерного возбуждения, нервозности или, наоборот, от двигательной пассивности, приводящей к вялости мышц, а также от неумения соотносить движения с музыкой. Возбудимым учащимся следует давать упражнения с успокаивающей лирической мелодией. Детей вялых, аппатичных надо учить двигаться с полной амплитудой, предельным напряжением мышц, четко, быстро.

Основная цель данных упражнений - научить умственно отсталых детей согласовывать движения обеих рук в разных направлениях или сочетание движений рук с поворотами головы в ту или другую стороны, упражнения выполняются под ритмичную, но не быструю музыку, с нечастой сменой движений. В дальнейшем задания усложняются, добавляются сгибание и разгибание рук в локтевом суставе, ног в коленях, перекрестные одновременные движения рук и ног с поворотами туловища и головы и другие. Убыстряется темп музыки, соответственно и движений, происходит более частая смена заданий.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

Игра на детских музыкальных инструментах во вспомогательной школе вводится с целью развития мелкой мускулатуры пальцев, снятия напряжения или вялости, выработки точности, ритмичности и координации движений рук, развития дыхания. Именно поэтому программой предусматривается овладение гаммой и легкими упражнениями, песнями, не требующими большого количества времени для разучивания.

В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаковый и требует большей свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.

Начинать обучение лучше с детского пианино, используя цифровую систему. Цифры, нанесенные на верхнюю часть белых клавиш, помогают детям при исполнении мелодии найти нужную клавишу. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем, а для каждой клавиши указать удобное их расположение (аппликатуру).

Значительно труднее умственно отсталым детям дается игра на аккордеоне. Но именно игра на этом инструменте служит хорошим упражнением на координацию движений рук, поскольку здесь требуется одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой. Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно использовать четырехпальцевую систему игры (большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне).

Духовая гармоника имеет фортепьянную клавиатуру, поэтому обучение игре на ней не взывает больших затруднений. Сила звука, извлекаемого из духовой гармоники во время игры, зависит от струи вдыхаемого в нее воздуха. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне.

Для исполнения на детских музыкальных инструментах подбираются несложные и хорошо знакомые детям мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы вызывают затруднения у умственно отсталых детей. Выученную на пианино мелодию дети могут исполнить на аккордеоне и духовой гармонике.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после исполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Большинство умственно отсталых детей не умеют или не решаются выражать свое отношение к музыке в движениях. Необходимо возбудить у них желание двигаться, когда звучит музыка. Для этого вначале целесообразно предложить им задания подражательного типа под мелодию, характерную для данного образа. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например, «Зайчик» (подпрыгивание), «Лошадка» (прямой галоп), «Кошечка» (мягкий шаг), мячик» (подпрыгивание и бег). Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить «будете двигаться», а не «бегать», «прыгать», «шагать»).

Не следует предъявлять сразу слишком большие требования к четкости и выразительности исполнения. Эти навыки учащиеся приобретают постепенно, по мере овладения в процессе упражнений различными видами движений. Предварительное прослушивание музыки при импровизации не рекомендуется, ученики должны находить нужное движение под непосредственным ее воздействием. Но если большинство детей неверно реагируют на данную мелодию, учителю следует постепенно подводить их к правильному решению. Такой подход способствует преодолению скованности, стеснения, придает ученикам уверенность в своих силах. На этом этапе работы не рекомендуется отмечать более успевающих, иначе все дети начнут перенимать их движения.

После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен, таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание (2 класс). В дальнейшем предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок» (3 класс). В 4 классе умственно отсталые дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха».

При импровизации и инсценировании учителю очень важно следить за мимикой детей. Надо, чтобы умственно отсталые учащиеся умели не только движением, но и выражением лица передавать настроение и характер изображаемого ими образа.

Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего – с задорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Отработке плавности движений способствует разучивание казахских танцев («Камажай»).

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменный шаг, присядка движения казахских танцев и национальных танцев народов Казахстана). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей, воспитывает чувство интернационализма.

Во вспомогательной школе рекомендуется разучивать не более 3-4 танцев в течение учебного года. На начальном этапе обучения целесообразно подбирать танцы и пляски с повторяющимися движениями, заранее хорошо отработанными детьми. Это позволяет уделять немного времени на их разучивание. Кроме того, близкий положительный результат вызывает у умственно отсталых детей эмоциональное удовлетворение и познавательный интерес.

На всех этапах работы на уроках ритмики необходимо использовать в качестве музыкального сопровождения произведения казахстанских композиторов.

Работа над ритмом речи не выделяется в отдельный этап урока, но должна предусматриваться педагогом в сочетании с разными видами деятельности. Например, ритмико-гимнастические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах с исполнением попевок («Лесенка», «Андрей-воробей» и другие), сопровождение плавных хороводных танцев пением. Развитие чувства музыкального ритма может сочетаться с ритмом стихотворения.

Уроки ритмики следует проводить в просторном зале, оснащенном всем необходимым инвентарем: музыкальный инструмент для учителя, проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, предметы для выполнения упражнений на каждого ученика (разноцветные флажки, шары, ленты, платочки, обручи, мячи, скакалки, погремушки, бубны, барабаны), детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеоны, духовые гармоники). В зале также необходимо иметь стульчики и подставки для игры на детских музыкальных инструментах. На занятия мальчики могут приходить в спортивной форме, девочки в футболке (или топик) и лосинах, на ногах мягкие тапочки (чешки).

Вход в зал должен быть организованным. Учащиеся, построившись в шеренгу, приветствуют учителя: мальчики – легким поклоном головы, девочки – полуприседанием.

На уроке необходимо осуществлять дифференцированный подход, регулируя физическую и двигательную нагрузку каждого ребенка с учетом рекомендаций врача.

Учитывая то, что занятия ритмикой входят в раздел «Коррекционные технологии» базисного учебного плана специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями интеллекта, традиционные пятибальные оценки на этих уроках не выставляются. Оценивание детей осуществляется словесным поощрением и стимулированием.

 

Программа

Подготовительный («0») класс (34 часа)

Упражнения на ориентировку в пространстве

Формировать навыки правильной ходьбы и бега: ходить широким шагом со свободным движением рук; легко ритмично бегать друг за другом, парами, врассыпную, используя все пространство комнаты, не задевая друг друга. Ходить и бегать в колонне между предметами. Ходить и бегать по кругу, взявшись за руки; ходить на носках и пятках. Во время ходьбы выполнять повороты (вправо, влево, вперед, назад) по сигналу педагога. Ходить в колонне по кругу разным шагом (спокойный, высокий, бодрый, спортивно-торжественный, пружинящий). Менять шаг и движения со сменой характера музыкального сопровождения. Вначале педагог может подсказывать смену движений хлопками, погремушкой, бубном. Выполнять различные движения руками (с предметами и без предметов) во время ходьбы. Следить за тем, чтобы дети не выходили из круга. Учить перестраиваться из колонны в шеренгу поворотом в правую или левую сторону.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, соблюдать указанное учителем направление и темп движения. Уметь строиться и перестраиваться на месте, во время ходьбы и бега, равняться в шеренге, в колонне, в кругу, занимать правильное исходное положение.

Ритмико-гимнастические упражнения

В подготовительном классе ритмико-гимнастические упражнения следует проводить, чаще используя различные предметы – флажки, палки, платочки, погремушки, искусственные цветы, обручи, мячи и прочие предметы, привлекающие внимание и интерес детей.

Развивать координацию движений. Учить согласовывать движения рук с движениями ног и туловища.

Упражнения, способствующие развитию отдельных групп мышц. Упражнения для мышц плечевого пояса: движения рук вперед, назад, вверх, без предмета и с предметами; выполнять упражнения в положении стоя, сидя на полу, на стуле; поднимать палки вверх, опускать на плечи, размахивать руками вперед, назад, делать хлопки впереди и позади себя; разгибать руки в стороны из положения их перед грудью и сгибать; круговые движения руками попеременно и вместе; подъем и поднимание рук с одновременным подъемом на носки.

Упражнения для мышц ног. Попеременно выставлять ноги на носок вперед или в сторону; поочередно поднимать правую и левую ноги, согнутые в коленях, делать хлопки под коленом; обхватывать колени руками, палкой, обручем; подниматься на носки; приседать, держась одной рукой за спинку стула, без опоры руками; выполнять упражнения в приседании с предметами.

Упражнения для мышц туловища. Поворачиваться вправо и влево, ноги вместе, сидя на полу. Наклоны туловища вперед, вниз и в стороны из положения стоя – ноги на ширине плеч, касаться носков ног руками; класть предметы перед собой и сбоку, брать их; поочередно поднимать и опускать ноги из положения лежа на спине.

Упражнения на выработку осанки. Расслабляющие упражнения.

В ходе выполнения ритмико-гимнастических упражнений особое внимание уделяется точному началу движений с началом звучания музыки и четкой остановке с ее окончанием. Если в музыке есть вступление, оно используется как момент подготовки к движениям. Повторяющиеся части музыки должны быть связаны одним и тем же движением или движениями.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Знакомство со звучанием некоторых музыкальных инструментов (барабан, бубен). Умение пользоваться барабаном. Использование бубна, барабана, погремушек для передачи сильных и слабых долей в музыкальных произведениях Умение повторить предложенный ритмический рисунок на барабане, бубне.

Игры под музыку

Обучение умению свободно и естественно двигаться под ритмичную музыку, доступную для восприятия детям подготовительного класса с нарушениями интеллекта. Выполнять различные движения в разном темпе, ритме. Умение передавать умеренный, быстрый темпы музыки движениями, хлопками, используя музыкальное сопровождение. Двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (усиление, ослабление звука), отмечать в движении акценты, несложный ритмический рисунок. Игры под музыку. Игры-эстафеты с предметами. Игры с пением.

Танцевальные упражнения

Знакомство с элементами танца и простыми танцевальными движениями: простой шаг – мягкий, перекатный, с высоким подниманием бедра, на полупальцах, топающий на всей ступне, бег на полупальцах, притопы одной ногой с хлопками; кружение через правое плечо, кружение парами. Для девочек – плавные танцевальные движения с платочком в руке. Разучивание несложных танцев с повторяющимися движениями.

Танцы и пляски

Кел, билейiк Музыка Б. Байкадамова

Каскыр. Какпан Музыка К. Куатбаева

Тулькi мен каздар Музыка К. Куатбаева

Айголек Казахская народная песня, обработка Б. Байкадамова

Танец с флажками Казахская народная мелодия, обр. Е. Брусиловского

Гуляем и пляшем Музыка М. Раухвергера

Маленький танец Музыка Н. Александрова

По улице мостовой Русская народная мелодия

Танец с воздушными шарами Музыка М. Раухвергера

Пойду ль я, выйду ль я Русская народная песня

 

1 класс (34 часа)

Упражнения на ориентировку в пространстве

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверх – левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой – в сторону; правой руки вперед, левой – вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки перед собой; правой ноги в сторону, левой руки в сторону и т.п. Изучение позиций рук; смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация стряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую («маятник»).

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменение темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя, с проговариванием стихов, попевок и без них.

Игры под музыку

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо). Регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным спортивным; легкое, игривое подпрыгивание – тяжелым, комичным и т.п.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.

Танцевальные упражнения

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек – движения с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги на носок и пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.

Танцы и пляски

Коян би Казахский танец. Музыка Курмангазы. Обр. В.Питерцева

Танец рыбок Музыка. Е. Брусиловского

Балдыргандар полькасы Музыка А. Менжановой

Балдырган марши Музыка Б. Гизатова

Маусымжан Казахская народная песня

Пальчики и ручки Русская народная мелодия «Ой, на горе-то»

Стукалка Украинская народная мелодия

Подружились Музыка Т. Вилькорейской

Пляска с султанчиками Украинская народная мелодия

Пляска парами Литовская народная мелодия

Пляска с притопами. Гопак Украинская народная мелодия

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться, без лишнего напряжения в коленях и плечах), равняться в шеренге в колонне;

ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций. Не сужая круг и не сходя с его линии; ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; выполнять игровые и плясовые движения; выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

 

2 класс (34 часа)

Упражнения на ориентировку в пространстве

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два, перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение в колонну из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх-вниз с одновременным движением левой руки от себя – к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу; высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т.п.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.

Упражнение на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (сбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Круговые движения кистью (напряженное и свободное). Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя руками одновременно в среднем темпе на детском пианино, разучивание гаммы в пределах одной октавы на аккордеоне и духовой гармонике. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочередно в разных вариациях.

Игры под музыку

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержание песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Танцевальные упражнения

Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг. Мягкий пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).

Танцы и пляски

Сергек журiс Музыка А. Байдильдаева

Коленке Музыка К. Куатбаева

Балыкшы Музыка А. Еспаева

Кел, балалар, ойнайык Музыка А. Еспаева

Каз катар Казахский народный танец, обработка А. Зацепина

Зеркало Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек»

Парная пляска Чешская народная мелодия

Веселые дети Литовская народная мелодия

Хлопки. Полька Музыка Ю. Слонова

Русская хороводная пляска Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку»

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно); сохранять правильные дистанции в колонне парами; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять все игровые и плясовые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.

 

Ш класс (34 часа)

Упражнения на ориентировку в пространстве

Ходьба в соответствии с метрической пульсацией; чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой – на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.

Выполнение движений с предметами более сложных, чем в предыдущих классах.

Ритмик<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...