Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Правоприменительная практика разрешения споров, при исчислении единого налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Кострома 2014

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты исчисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения

1.1 Исторические и правовые аспекты применения упрощённой системы налогообложения

1.2 Особенности исчисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями

2. Арбитражная практика рассмотрения споров по исчислению единого налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

В данной работе рассмотрена упрощенная система налогообложения, как вид специального налогового режима. Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России федеральным законом № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 года, который утратил силу 1 января 2003 года. За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, и уточнялись некоторые положения. Результатом такой работы явилось введение в действие с 1 января 2003 года новой упрощенной системы налогообложения, которая сочетала некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения и накопленный опыт за время ее применения. Основы действующей упрощенной системы налогообложения установлены главой 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, которая была введена в действие федеральным законом № 104-ФЗ от 24 июля 2002 года. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Актуальность изучения упрощённой налоговой системы обусловлена сложившейся экономической ситуацией в Российской Федерации, при которой довольно хорошо развит малый бизнес. Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы. Некоторым фирмам более выгодно использовать специальные режимы, чем общий режим налогообложения. Один из наиболее часто используемых специальных режимов - это упрощенная система налогообложения, которая сокращает налоговые расходы и уменьшает затраты времени на ведение учета. Но даже в упрощенной системе налогообложения существуют особенности исчисления налога, которые необходимо учитывать, чтобы фирме не пришлось нести наказание за несоблюдение налогового законодательства.

Объектом исследования являются налоговые правоотношения, возникающие в сфере применения специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения. Предметом настоящего исследования являются особенности исчисления единого налога при применении упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями.

Целью данной работы является прослеживание механизма взимания единого налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения и эффективность применения данного налога на практике.

Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:

изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс применения упрощённой системы налогообложения;

выявить особенности исчисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями;

провести анализ арбитражной практики по исчислению единого налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями.

Существенная в настоящее время потребность в развитии теории и практики применения упрощённой системы налогообложения индивидуальных предпринимателей не находит соответствующего подкрепления теоретическими и методологическими разработками.

В экономической литературе основное внимание уделяется изменению правового регулирования специального налогового режима в виде упрощённой системы налогообложения.

Вышедшие в последнее время научные учебники и комментарии Невская М.А., Сибикеев К.В., Толмачев И.А., Гордеева О.В., Федорович В., Филина Ф.Н. и др. несколько расширили представление об экономическом содержании упрощённой системы налогообложения и внесли вклад в решение проблем повышения её эффективности.

Однако, следует отметить, что особенности налогообложения в виде упрощённой системы налогообложения и направления её совершенствования не нашли в полной мере отражения в существующих научных трудах. Многие проблемы, как индивидуальных предпринимателей, так и налоговых органов в отношении исчисления единого налога при применении упрощённой системы налогообложения, изучены недостаточно и требуют дальнейшего их исследования и поиска путей решения.

Теоретической и методологической основой исследования курсовой работы послужили информационные сайты ГАРАНТ, Консультант Плюс, официальный сайт ИФНС России. В работе использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации по налогообложению; материалы Министерства Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по налогам и сборам; Министерства финансов Российской Федерации; информация, полученная в процессе теоретических и практических исследований по исчислению единого налога при применении упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями.

Курсовая работа состоит из двух глав теоретической и практической. В теоретической части рассмотрены исторические и правовые аспекты применения упрощённой системы налогообложения, а также особенности исчисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями. В практической части была рассмотрена арбитражная практика рассмотрения споров по исчислению единого налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями.


1 Теоретические аспекты исчисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения

единый налог упрощенный

1.1 Исторические и правовые аспекты применения упрощённой системы налогообложения

 

В конце 1995 года был принят Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ, который вступил в силу вначале 1996 года. Рассмотрим его основные положения.

Индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставлялось право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности[1].

Действие упрощенной системы налогообложения распространялось на индивидуальных предпринимателей с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

Субъекты малого предпринимательства имели право в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 222-ФЗ перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы сто тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Объектом обложения единым налогом индивидуальных предпринимателей в упрощенной системе налогообложения устанавливался совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществлялся органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливались следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

· в федеральный бюджет в размере 10 процентов от совокупного дохода;

· в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могли осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года. При превышении определенной Федеральным законом № 222-ФЗ предельной численности работающих, налогоплательщики переходили на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет.

Государственной Думой 1 июля 2002 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» от 24.07.2002 № 104-ФЗ.

Данный закон признал утратившим силу с 1 января 2003 года Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Также Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ предусматривал дополнение части второй Налогового кодекса Российской Федерации главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения», предоставляя возможность субъектам малого предпринимательства воспользоваться новой упрощенной системой налогообложения с 1 января 2003 года[2].

Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в уведомительном порядке в соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения[3].

Рекомендуемая форма № 26.2-1 "Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения" содержится в Приказе ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения"[4].

Приказом ФНС России от 16 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/878@ "Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме" утвержден, в частности, Формат представления уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-1) в электронной форме.

Согласно пункту 2 статьи 346.13 Налогового Кодекса Российской Федерации вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае индивидуальный предприниматель признаётся налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе[5].

В том случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, определяемые в соответствии со статьёй 346.15 и подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, превысят 60 миллионов рублей, такой налогоплательщик будет считаться утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения (Письмо Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-11-09/6114, Письмо ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/748).

 

    Особенности исчисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями

 

Особенности применение упрощенной системы налогообложения регулируются главой 26.2 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE0CF384CCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F2E69CA2N3N> "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE0CF384CCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B82EF0AEN1N> Налогового кодекса Российской Федерации переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общей системе (общему режиму) предприниматели осуществляют добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену целого ряда налогов единым, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Предприниматель освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, которые не облагаются по ставке 13%), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности)[6].

Кроме того, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. За исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE0CF384CCBB3E33D1F010CD3A7N6N> Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также при исполнении обязанности налогового агента в соответствии со статьёй 161 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE0CF384CCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F1E19CA2N8N> Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, для них сохраняется действующий порядок представления статистической отчетности, ведения кассовых операций.

Перейти на упрощенную систему налогообложения не могут:

. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

. Индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE0CF384CCBB3E33D1F010CD37636A082CB63BB20AFN2N> Налогового кодекса Российской Федерации.

. Индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

. Индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения до 31 декабря или в течение 30 дней со дня, указанного в свидетельстве о постановке на налоговый учет[7].

Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке. Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения[8].

Приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@ были утверждены следующие формы документов:

1. Рекомендуемая форма № 26.2-1 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE6CD3C4FCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F1E399A2N7N> "Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения".

2. Рекомендуемая форма № 26.2-2 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE6CD3C4FCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F1E39CA2N2N> "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения".

3. Рекомендуемая форма № 26.2-3 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE6CD3C4FCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F1E29AA2N0N> "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения".

4. Форма № 26.2-4 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE6CD3C4FCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F1E29FA2N1N> "Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения".

5. Форма № 26.2-5 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE6CD3C4FCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F1E29EA2N1N> "Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения".

6. Рекомендуемая форма № 26.2-6 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE6CD3C4FCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F1E29DA2N2N> "Уведомление об изменении объекта налогообложения".

7. Форма № 26.2-7 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE6CD3C4FCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F1E292A2N5N> "Информационное письмо".

8. Рекомендуемая форма № 26.2-8 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE6CD3C4FCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F1E19BA2N8N> "Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения".

Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае упрощенная система налогообложения применяется в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 346.13 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE0CF384CCBB3E33D1F010CD37636A082CB63BE20F8AEN6N> Налогового кодекса Российской Федерации)[9].

Выбор объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения должен найти отражение в уведомлении о переходе на эту систему, подаваемом налогоплательщиком в налоговый орган. Согласно пункту 1 статьи 346.14 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE0CF384CCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F2E59AA2N4N> Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения может быть признан один их двух возможных, а именно: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, уплачивают единый налог в зависимости от самостоятельно выбранного объекта.

В пункте 3 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации введены ограничения на самостоятельный выбор объекта налогообложения, в частности для налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). Для них объектом налогообложения могут быть только доходы, уменьшенные на величину расходов.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы, полученные от предпринимательской деятельности:

доходы от реализации, определяемой в соответствии со статьёй 249 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE0CF384CCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F0EB9DA2N1N> Налогового Кодекса Российской Федерации;

внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьёй 250 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE0CF384CCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F0EB9DA2N5N> Налогового Кодекса Российской Федерации.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

В соответствии с пунктом 2 статьи 249 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE0CF384CCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F0EB9DA2N3N> Налогового кодекса Российской Федерации выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

В случае если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение таких доходов.

В этом случае при налогообложении доходы налогоплательщика не уменьшаются на сумму расходов налогоплательщика. В то же время доходы могут быть скорректированы при возврате проданной продукции по инициативе покупателя с соответствующим возвратом ранее уплаченных денежных средств.

В случае если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы[10].

Рассмотрим на развернутом примере, как будет при упрощенной системе налогообложения рассчитываться налогооблагаемая база по единому налогу.

Допустим, индивидуальный предприниматель применяет упрощённую систему налогообложения (объект налогообложения - доходы). Размеры полученных доходов в течение I полугодия:

 

Период Доходы, рублей
Январь 600 000
Февраль 840 000
Март 720 000
Итого за I квартал 2 160 000
Апрель 930 000
Май 640 000
Июнь 810 000
Итого за I полугодие 4 540 000

 

. Рассчитаем сумму авансовых платежей:

Сумма за I квартал составит: 2 160 000 x 6% = 129600 рублей

. Определим сумму авансовых платежей:

Сумма за I полугодие составит: 4 540 000 x 6% = 272400 рублей

. Вычислим сумму налога:

С учетом аванса, который уплачен по итогам I квартала, за I полугодие нужно заплатить: 272 400 - 129 600 = 142 800 рублей

При объекте "доходы" индивидуальный предприниматель вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа) на сумму уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды, но не более чем на 50%.

Ограничение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, у которых нет наемных работников. В этом случае налог (авансовый платеж) можно уменьшить на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов исходя из стоимости страхового года.

Допустим, за I квартал индивидуальный предприниматель получил доход 2 160 000 рублей. С выплат наемным работникам он уплатил страховые взносы в размере 75 000 рублей.

. Рассчитаем авансовый платеж:

За I квартал: 2 160 000 x 6% = 129 600 рублей

. Уменьшаем авансовый платеж

Авансовый платеж можно уменьшить не на всю сумму страховых взносов, а только на предельную сумму: 129 600 x 50% = 64 800 рублей

Допустим, что у индивидуального предпринимателя нет наемных работников.

В этом случае уплачиваются страховые взносы только за индивидуального предпринимателя в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в фиксированном размере 17 208,25 рублей.

Авансовый платеж за I квартал составит 129 600 - 17 208,25 = 112 391,75 рублей.

Допустим, индивидуальный предприниматель применяет УСН (объект - доходы минус расходы). Размеры полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы составят:

 

Период Доходы, руб. Расходы, руб. Налоговая база, руб.
Январь 600 000 460 000 140 000
Февраль 840 000 650 000 190 000
Март 720 000 500 000 220 000
Итого за I квартал 2 160 000 1 610 000 550 000
Апрель 930 000 880 000 50 000
Май 640 000 560 000 80 000
Июнь 810 000 680 000 130 000
Итого за I полугодие 4 540 000 3 730 000 810 000

 

. Рассчитаем сумму авансовых платежей:

Сумма за I квартал составит 82 500 руб.: 550 000 руб. x 15%.

. Определим сумму авансовых платежей:

Сумма за I полугодие составит 121 500 руб.: 810 000 руб. x 15%.

. Вычислим сумму налога:

С учетом аванса, который уплачен по итогам I квартала, за I полугодие нужно заплатить 39 000 руб.: 121 500 руб. - 82 500 руб.

Но необходимо учесть, что налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, - это год, и поэтому налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщики, исчисляющие единый налог с доходов, сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, уменьшают на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности.

Налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Соответственно, авансовые платежи должны быть уплачены в следующие сроки: 25 апреля; 25 июля; 25 октября.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом[11].

Минимальный налог уплачивается налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. В соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 <consultantplus://offline/ref=32C873D2A802F4595859FF7B5AFA4E149CE0CF384CCBB3E33D1F010CD37636A082CB63B828F2E59CA2N5N> Налогового кодекса Российской Федерации он составляет 1 процент от суммы полученного налогооблагаемого дохода.

Следует обратить внимание, что минимальный налог рассчитывается только по итогам налогового периода, в соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Налогового Кодекса Российской Федерации. Минимальный налог уплачивается в том случае, если он больше суммы исчисленного в общем порядке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.

Например, индивидуальный предприниматель применяет упрощённую систему налогообложения (объект - доходы, уменьшенные на величину расходов). За налоговый период он получил доходы в размере 25 000 000 рублей, а его расходы составили 24 000 000 рублей.

. Определяем налоговую базу:

Налоговая база равна: 25 000 000 - 24 000 000 = 1 000 000 рублей

. Определяем сумму налога:

Сумма налога составит: 1 000 000 x 15% = 150 000 рублей

. Рассчитаем минимальный налог:

Минимальный налог равен: 25 000 000 x 1% = 250 000 рублей

Уплатить нужно именно эту сумму, а не сумму налога, исчисленную в общем порядке.

Подводя итог первой главы можно сделать вывод о том, что применение упрощённой системы налогообложения значительно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учёта и отчётности для индивидуальных предпринимателей.


Арбитражная практика рассмотрения споров по исчислению единого налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями

 

При применении упрощённой системы налогообложения, у индивидуальных предпринимателей возникают налоговые споры с инспекцией по применению и уплате рассматриваемого режима, поэтому налогоплательщики зачастую обращаются в арбитражные суды для защиты своих прав и законных интересов.

Рассмотрим наиболее часто встречаемые ситуации разрешения споров при исчислении единого налога индивидуальными предпринимателями, при применении упрощённой системы налогообложения:

)   В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2013 по делу № А82-3293/2012 налогоплательщик просит признать недействительным решения налогового органа. по вопросу доначисления налогоплательщику единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, пени и штраф, установив факт получения им необоснованной налоговой выгоды в результате занижения налоговой базы на сумму доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности по продаже квартир.

По мнению заявителя, реализация физическим лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя, товаров (работ, услуг) вне рамок осуществления предпринимательской деятельности подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном нормами главы 23 <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644E8835B432CE24F3F88D1D0D397172935538182B19481226HAT6M> Налогового кодекса Российской Федерации. В подтверждение своей позиции ИП Исаева С.Л. ссылается на то, что при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ею не заявлен вид предпринимательской деятельности, связанный с продажей собственного имущества. Кроме того, разовая продажа квартиры в течение одного налогового периода не может быть расценена как предпринимательская деятельность.

Инспекция провела выездную налоговую проверку ИП Исаевой С.Л. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, в ходе которой установила получение Предпринимателем необоснованной налоговой выгоды в виде занижения налоговой базы на сумму доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности по продаже квартир. Налоговый орган принял решение о привлечении ИП Исаевой С.Л. к налоговой ответственности, предложив уплатить, в том числе, 146 688 рублей единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 33 734 рубля пеней по данному налогу и 29 338 рублей штрафа.

Суд, руководствуясь пунктом 24 статьи 217 и пунктом 3 статьи 346.11 <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644E8835B432CE24F3F88D1D0D397172935538182E1C49H1T6M> Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что сделки по продаже квартир совершены Исаевой С.Л. в рамках осуществления предпринимательской деятельности, поэтому доход от продажи квартир подлежал включению в налоговую базу при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

На основании пункта 3 статьи 346.11 <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644E8835B432CE24F3F88D1D0D397172935538182E1C49H1T6M> Кодекса применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает, в том числе, их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц.

Согласно статье 346.14 <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644E8835B432CE24F3F88D1D0D397172935538182B194A1421HATBM> Кодекса объектом обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по выбору налогоплательщика признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

В силу пункта 1 статьи 346.15 <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644E8835B432CE24F3F88D1D0D397172935538182B1F4AH1TAM> Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644E8835B432CE24F3F88D1D0D397172935538182B19481A26HATFM> Кодекса;

внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644E8835B432CE24F3F88D1D0D397172935538182B19481A26HATBM> Кодекса.

Порядок признания доходов и расходов в целях главы 26.2 <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644E8835B432CE24F3F88D1D0D397172935538182B194A1727HATDM> "Упрощенная система налогообложения" установлен в статье 346.17 <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644E8835B432CE24F3F88D1D0D397172935538182B1F4EH1T7M> Кодекса.

Из приведенных норм следует, что при применении упрощенной системы налогообложения в целях налогообложения доходы от продажи недвижимого имущества подлежат учету.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644E8835B432CE24F3F88D1D0D397172935538182F1849H1T4M> Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644E8835B432CE24F3F88D1D0D397172935538182B19481322HATFM> Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 рублей.

Положения настоящего подпункта <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644E8835B432CE24F3F88D1D0D397172935538182F1849H1T4M> не распространяются на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Как установил суд и подтверждено материалами дела, Исаева С.Л. зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя, в проверяемый период являлась плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы". При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в числе прочих Предприниматель заявил о виде деятельности по коду 70.31 <consultantplus://offline/ref=D0125A92680BE2947F3EFCF001F976644C8C3DB932CD79F9F0D4110F3E7E2D845271142A1B4C17H2T6M> "Деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом".

В 2008-2010 годах к ИП Исаевой С.Л. по договорам купли-продажи и договору дарения перешло право собственности на ряд квартир, которые она через непродолжительный период времени реализовала.

Доход от реализации недвижимого имущества отражен Предпринимателем в налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ.

Материалами дела подтверждается, что сумма примененных Предпринимателем в 2008-2010 годах налоговых вычетов по операциям, связанным с реализацией спорных квартир, составила 2 600 000 рублей.

Суд установил, что период владения Исаевой С.Л. спорными квартирами составлял несколько месяцев, Исаева С.Л. никогда не была зарегистрирована в данных квартирах, приобретенные квартиры не использовались Исаевой С.Л. в личных целях, в связи с этим суды пришли к выводу о том, что квартиры приобретались Исаевой С.Л. в целях последующей реализации и систематического получения прибыли от реализации недвижимого имущества.

Суд сделали правильный вывод о том, что спорные операции правомерно расценены налоговым органом как предпринимательская деятельность по продаже квартир как товара, поэтому право на имущественный вычет по налогу на доходы физических лиц при продаже этого имущества у Предпринимателя отсутствует; доходы, полученные от ре

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...