Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможности современных учебно-методических комплектов по русскому языку для работы по совершенствованию культуры невербального общения младших школьников в процессе обучения слушанию

Соколова А.И.

ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва

sokolova_anna_igorevna@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАНИЮ

 

В статье рассмотрены возможности современных УМК для организации работы по совершенствованию культуры невербального общения младших школьников в процессе обучения слушанию как виду речевой деятельности; предложен их сопоставительный анализ.

Ключевые слова: слушание, невербальные средства общения, возможности современных УМК по русскому языку, обучение младших школьников.

 

 

Необходимость совершенствования культуры невербального общения младших школьников в процессе обучения слушанию как виду речевой деятельности объясняется особенностями современного образовательного процесса, имеющего общую гуманитарную, коммуникативную направленность и характеризующегося внедрением стратегии проблемного обучения, а также использования как урочных, так и внеурочных форм работы.

Исследование проблемы совершенствования культуры невербального общения младших школьников в процессе обучения слушанию как виду речевой деятельности требует изучения возможностей современных учебно-методических комплектов (УМК) для организации соответствующей работы.

Нами был проведен анализ следующих УМК:

по русскому языку:

1. «Русский язык», УМК «Школа 2100» (авторы – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);

2. «Русский язык», УМК «Школа России» (авторы – В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);

3. «Русский язык», УМК «Гармония» (авторы – М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко);

– по литературному чтению:

1. «Литературное чтение», УМК «Перспектива» (авторы – Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская);

2. «Литературное чтение», УМК «Школа 2100» (авторы – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);

– по риторике:

1. «Детская риторика», УМК «Школа 2100» (авторы – Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина).

Результаты изучения научной литературы по проблеме исследования позволяют выделить два направления анализа учебно-методических комплектов:

1) выявление возможностей учебно-методических комплектов для организации работы, направленной на обучение слушанию как виду речевой деятельности;

2) выявление возможностей учебно-методических комплектов для организации работы, направленной на совершенствование культуры невербального общения младших школьников.

В учебниках начальной школы нет отдельных уроков, посвященных обучению слушанию или ознакомлению с невербальными средствами общения. Работа по совершенствованию культуры невербального общения младших школьников при обучении слушанию может быть включена учителем в содержание УМК.

Проанализируем программу УМК «Школа 2100» (авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина). Одной из целей обучения русскому языку авторы считают развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения). Среди коммуникативных УУД выделяются следующие: 1) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; 2) слушать и слышать других. В содержании рабочей программы нет уроков, посвященных обучению младших школьников слушанию или ознакомлению с невербальными средствами общения.

В учебнике русского языка УМК «Школа 2100» отсутствуют упражнения, направленные на совершенствование культуры невербального общения младших школьников при обучении слушанию. В то же время учебник содержит иллюстрации к упражнениям, по которым учитель может проводить с учащимися эту работу.

В учебнике литературного чтения УМК «Школа 2100» также содержатся иллюстрации, в ходе работы с которыми возможно организовать наблюдение за жестами и мимикой героев литературных произведений. Но авторы данную работу не прописывают.

Итак, можно утверждать, что учебники Р.Н. Бунеева не содержат теоретического материала и заданий, направленных на совершенствование культуры невербального общения при обучении слушанию, однако учитель может её организовать, опираясь на имеющийся в УМК иллюстративный материал.

Проанализируем программу УМК «Школа России» (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). Среди задач изучения курса присутствует задача развивать речь, формировать умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Одной из содержательных линий программы является развитие речи. В содержании обучения слушанию названы: 1) осознание цели и ситуации устного общения; 2) адекватное восприятие звучащей речи; 3) понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

В УМК «Школа России» младшим школьникам уже в 1 классе на первых уроках сообщается о видах речевой деятельности. Школьники узнают, что «слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь». Авторы учебника предлагают учащимся рассмотреть четыре рисунка, каждый из которых соответствует одному виду речевой деятельности (упражнение 2 с. 6), и определить, к какому «виду речи» относится каждый рисунок. Также дети узнают, что речь бывает устная и письменная.

Учебники 2 и 3 классов тоже начинаются с изучения речи. Дети вспоминают, что существует 4 вида речи, а также устная и письменная речь.

Также в УМК «Школа России» присутствуют задания, направленные на формирование культуры невербального общения. Например, в учебнике для 1 класса в упражнении 7 (с. 35) учащимся предлагается разыграть сценку и показать с помощью жестов, как дед тянет репку. При этом нужно сопровождать свои действия словами из последнего предложения в упражнении: «Тянет-потянет, вытянуть не может». Но таких заданий явно не достаточно.

Таким образом, в УМК «Школа России» присутствует теоретическая информация о слушании как виде речевой деятельности, есть упражнения, направленные на обучение невербальному общению. Но заданий, способствующих совершенствованию культуры невербального общения при обучении слушанию, в УМК не представлено.

В учебниках литературного чтения УМК «Перспектива» (авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий) есть произведения, иллюстрации и задания, с помощью которых учитель может организовать работу по совершенствованию культуры невербального общения младших школьников. Но заданий, направленных на совершенствование культуры невербального общения учащихся при обучении слушанию, в учебнике нет.

Проанализируем учебники русского языка УМК «Гармония» (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко). Младшие школьники в 1 классе начинают знакомство с русским языком с темы «О нашей речи». Детям сообщается, что хорошая речь должна быть понятной и вежливой.

В учебниках присутствует информация о невербальных средствах общения. В учебнике для 1 класса в упражнении 55 учащимся предлагается представить, что они идут с кем-то по лесу и видят белку. Им задаются следующие вопросы:

Что ты воскликнешь? Что выразишь на лице? Как еще покажешь свои чувства? Разыграй эту сцену.

После упражнения следует информация:

Не забудь, что в устной речи нам помогают передавать чувства голос, жесты, выражение лица (мимика).

Итак, в УМК «Гармония» присутствует информация о невербальных средствах общения, но заданий, направленных на обучение слушанию, не представлено.

Проанализируем учебные пособия по детской риторике (авторы – Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина). В программе данного курса среди результатов обучения выделим такие:

– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

– уместно использовать изученные несловесные средства при общении.

В 1 классе дети узнают о четырех видах речевой деятельности (говорим – слышим, читаем – пишем). В пособии 1 класса учащиеся знакомятся с понятиями «мимика» и «жесты» и читают отрывок из произведения «Цыпленок» К.И. Чуковского:

Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал кверху голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшка. Мама была вот такая. Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой.

Учащимся предлагается выполнить следующие задания:

Покажи, как важничал цыпленок. Какая была Пеструшка? Каким был кот?

Также дети узнают, что мимика и жесты могут отображать эмоции людей (радость, грусть, удивление и страх). Дети наблюдают за иллюстрациями и определяют настроение сказочных персонажей по их мимике и жестам.

Во 2 классе обучению слушанию посвящен целый раздел учебного пособия («Учусь слушать»). Раздел представлен следующими темами занятий: «Мы слушаем – нас слушают», «Сигнал принят! Слушаю!», «Слушали и услышали», «Слушаем и стараемся понять», «Слушаем и выделяем непонятное», «Слушаем, как говорят», «Слушаем на уроке», «Слушаем целый день!» В данном разделе присутствует множество заданий, направленных на осознание школьниками значения внимательного слушания; представлен теоретический материал о слушании, а также некоторые правила внимательного слушания. Отметим некоторые упражнения.

1. Прочитай однокоренные слова, значение которых связано с умением слушать, и объясни, чем они отличаются друг от друга (упражнение 62).

Слышать, слушать, услышать, выслушать, прослушать, прислушаться, заслушаться, подслушать.

2. С тобой бывали случаи, когда ты что-то слушал, слушал и… прослушал? Расскажи, как это произошло и к чему это привело (упражнение 74).

3. Найди в книгах иллюстрации, где изображены герои, которые разговаривают друг с другом. Какие у них позы, жесты, мимика? Как ты думаешь, каким тоном они говорят? (упражнение 84)

4. Запиши небольшое высказывание, которое ты услышал от родителей, друга, брата или сестры. Как оно было произнесено, какое выражение лица было у говорящего? Слова в столбиках помогут тебе ответить на последний вопрос (упражнение 86).

Спокойно Брови нахмурены Быстро
Тревожно Глаза смеются Медленно
Радостно Лоб наморщен Громко
Удивленно С улыбкой тихо
Со страхом Прищурился  
С негодованием Рот полуоткрыт  

5. Рассмотри рисунок. Кто из героев внимательно слушает, а кто нет? Как ты об этом узнал? Как ты думаешь, нужно ли на уроке слушать ответы других ребят? Почему? (упражнение 90)

6. Как ты понимаешь эту пословицу? Какие еще пословицы и поговорки о слушании ты знаешь? (упражнение 96)

Я ему про Фому, а он мне – про Ерему.

Учащимся предоставляется памятка «Как слушать, чтобы понять звучащий текст?»:

1. Нужно сосредоточиться на слушании, не отвлекаться.

2. Постараться определить по заголовку или по началу тему текста.

3. Во время слушания стараться понять самое основное в тексте.

4. Если ты не понял основное в тексте, надо выслушать текст заново.

Во 2 классе, помимо мимики и жестов, учащиеся начинают обращать внимание на такие невербальные средства общения, как взгляд и поза. В задании 51 детям нужно рассмотреть рисунки и сказать, о чем говорят взгляды, мимика, жесты и позы героев сказок. После выполнения заданий 52 и 53, в которых дети читают фрагменты литературных произведений и наблюдают за невербальными средствами общения героев, учащихся подводят к выводу:

Когда ты говоришь, учитывай не только то, что, но и как сказать. Обращай внимание на мимику, жесты и позу говорящего.

В ходе выполнения заданий 54, 55 и 56 школьники осознают, что взгляд может быть «говорящим», то есть выражающим эмоции людей.

Следует особо отметить, что в пособии содержится материал о связи слушания и невербального общения. Детям предоставляется следующая информация:

Когда один человек обращается к другому, а тот хочет выслушать его, это видно по их позам, мимике, жестам.

Учащиеся узнают о сигналах, показывающих собеседнику, что его слушают:

Я слушаю… Внимательный взгляд
Да, да… Кивок головой
Продолжай… Улыбка
Что же было дальше? Нахмуренные брови

Также в пособии содержится следующее правило:

Когда слушаешь, важно слышать, как говорят, и видеть, что выражает лицо говорящего. Это помогает понять смысл сказанного.

В 3 классе школьники продолжают обучаться слушанию в разделе «Слушаем, вдумываемся…» Приведем примеры упражнений, направленных на совершенствование культуры невербального общения детей при обучении слушанию:

1. Вспомни, как можно показать говорящему, что ты его внимательно слушаешь. Что тебя отвлекает при слушании (посторонние предметы и люди, внешний вид и поведение говорящего, собственные мысли)? (упражнение 80)

2. Согласен ли ты с французским поэтом, критиком Н. Буало, что «искусство слушать почти равносильно искусству говорить»? Докажи свою точку зрения (упражнение 90).

Учащимся сообщается следующая информация о слушании:

В разных ситуациях слушают по-разному и ставятся разные задачи, например: - понять главное, что хочет сказать говорящий; - воспроизвести подробно или кратко услышанное; - высказать свое мнение и т. д.

В 4 классе продолжается изучение несловесных средств общения. Приведем примеры упражнений из учебного пособия:

1. Какие несловесные средства устного общения легко изобразить на рисунке, а какие – не так уж просто? Попробуй нарисовать то, что сможешь. Расскажи, что ты на них изобразил (упражнение 37).

2. Учитель задал детям вопрос. Кто из изображенных учеников еще раздумывает над ним, кто готов отвечать, а кто вообще не слышал вопроса учителя? Расскажи о каждом ученике с точки зрения учителя (упражнение 72).

Младшим школьникам предлагается анкета «Какой я слушатель» (упражнение 70). После ее заполнения, дети сами подсчитывают очки и узнают свой уровень слушания. В анкете есть вопросы, касающиеся невербального поведения при слушании: 1) Бывает ли, что ты во время разговора:

а) редко смотришь или совсем не смотришь на собеседника;

б) слишком пристально разглядываешь собеседника;

в) суетишься – что-то ищешь, протираешь стекло очков, играешь ручкой и т. д.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) В проанализированных программах и учебниках по русскому языку и литературному чтению совершенствованию культуры невербального общения младших школьников при обучении слушанию уделяется недостаточно внимания.

2) В учебниках, подвергнутых анализу, упражнений для совершенствования культуры невербального общения младших школьников при обучении слушанию, как правило, не представлено.

3) В учебном пособии «Детская риторика» УМК «Школа 2100» (авторы – Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина) содержится большое количество упражнений, направленных на совершенствование культуры невербального общения младших школьников при обучении слушанию (анализ различных речю ситуаций, ознакомление с правилами эффективного слушания, с культурой неверб обшения,).

 

Литература

1. Методика обучения русскому языку. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. – М.: Издательство Юрайт, 2016 – 309 с.

2. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 468 с.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...