Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ человека в культуре Древнего Рима

 

В VI в. до н.э., когда Греция стала ведущей силой в восточном и западном Средиземноморье, выдвинулась активная новая сила на Апеннинском полуострове - молодое римское государство, сформировавшееся в процессе борьбы. Существует мнение о том, что римская культура вторична по отношению к греческой, что римляне не создали ничего значительного, поскольку они следовали греческим образцам в разных сферах культурной практики. Такова точка зрения О. Шпенглера, А. Тойнби и др.

Действительно, греки оказали сильное влияние на Рим в разных сферах культуры. Но, во-первых, римляне отбирали то, что соответствовало их ценностям, воплощенным в том числе и в "римском мифе", ставящем Рим, римские культурные традиции выше других народов. Во-вторых, они перерабатывали инокультурные элементы по-своему, в соответствии с римскими традициями, внося немало специфического. В-третьих, культура Древнего Рима - это явление сложное и многообразное, отличающееся пестротой форм, направлений, что имеет историко-культурные корни. На территории современной Италии жили разные народы индоевропейского происхождения: латины, оски, умбры, сабины, а также этруски (с неясной языковой принадлежностью). Все они также, особенно этруски, внесли свою лепту в формирование культуры Рима.

Особенности и ценности древнеримской культуры достаточно явственно проявляются в художественной культуре. Она охватывает литературу, архитектуру, изобразительные искусства, музыку и другие области творческой деятельности, где ярко проявляется взаимовлияние римской, греческой, эллинистической культур, но, усвоение инонациональных традиций происходит не механически, а в соответствии с римскими традициями [2]. Заимствуя многое у греков и варваров, Рим и в этой сфере культуры создает ценности, в которых высвечивалось сотворенное до его владычества и, в пределах римского государства, и римлянами и неримлянами.

Скульптура Рима складывалась также вод воздействием традиций разных народов, особенно греков, этрусков, по-своему переплавляя их. (Например, обычай этрусков сохранять слепки лиц умерших предков мог повлиять на развитие скульптурных портретов). Ввозились из покоренных стран ценности, статуи, прежде всего из Греции. Но римские ваятели внесли свой, своеобразный вклад в скульптуру. В Риме наибольшее распространение получили скульптура и скульптурный рельеф, в основном исторический. В римской пластике нет установки на воплощение идеала человека, прекрасного и нравственно совершенного, как в Греции. Главная отличительная черта римской скульптуры - ее портретность, отличающаяся яркой реалистичностью (например, портрет неизвестного римлянина, скульптурные портреты императоров Нерона, Августа и др.). Ваятель стремился передать облик человека так, как он есть. Скульптурные изображения подчас не просто правдивы, но разоблачительны. Это исторические документы эпохи. Они как бы воспроизводят всю историю Рима с его захватнической политикой, произволом, праздностью и расточительностью римской знати. По словам Ювенала, "Свирепей войн налегла на нас роскошь"1.

Римляне превзошли греков в ряде цивилизационно-технических достижений. Так, в строительстве-архитектуре применение обожженного кирпича и так называемого римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и купола больших объектов. Техника обработки мрамора, облицовки мрамором достигла в Риме очень высокого уровня. Все это позволило римлянам создавать грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани-термы). И эти сооружения, помимо всего прочего, выражали идею величия Рима, особенно императорского. В скульптуре для этого наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность римской художественной культуры, - нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Эта особенность видимо связана с римской традицией изготовления "имагинас", точных скульптурных изображений умерших старших. Римляне создали свой жанр портрета в скульптуре - портретные статуи (традиции этрусков). Это тип статуи "тогатус", изображающий оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся простотой и правдивостью образа. Реализм римского скульптурного портрета, органично сочетающийся с элементами идеализации образов, до сих пор производит чрезвычайно сильное впечатление. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя [1].

Скульптурные портреты передают индивидуальность человека с удивительной беспристрастностью, обнажая даже непривлекательные черты изображаемого лица. Здесь и правители, и простой люд. Например, явственно обнаруживается хищность банкира Юкунды, свирепость и подозрительность императора Каракаллы. Величайшим образцом римской скульптуры стала конная статуя Марка Аврелия, голова юного Августа. Его называли философом на троне. Во взгляде, в выражении лица скульптор пытается передать внутреннюю жизнь Августа. Портретная скульптура смыкается с рельефной скульптурой. Ряд триумфальных рельефов украшает Алтарь мира, арку Тита. Изображения на колонне Траяна показывают победоносные войны императора с даками [2].

К концу империи, правда, и величественность сооружений и реалистичность скульптурных портретов - как бы смазываются. Кризисные явления в жизни вызывают в изобразительном искусстве тяготение к помпезности, эклектичности и повышенной, порой безвкусной, декоративности.

Наряду с изобразительным искусством, в Риме мощно, хотя и сравнительно поздно, развивается литература. В III в. до н.э. появляются первые известные поэты и римский театр. Театр в Риме, как и в Греции был связан с культовыми действами. Это был один из видов "игр" во время празднеств. В III-II вв. до н.э. появляются первые римские трагедии. Трагедию Энния "Амбракия" считают первой трагедией на римскую тему. Но если в Греции появились великие трагики и социально заряженные комедиографы (Аристофан, Менандр.), то в Риме явное преимущество имела комедия, которая начинает ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых ситуаций, комедию интриги.

Пользовались популярностью комедии Тита Макция Плавта (около254-184гг. до н. э). Хотя они подражательны, написаны под влиянием новоаттической (греческой) бытовой комедии, а герои носят греческие имена, но коллизии живо напоминают римскую жизнь, реальные жизненные ситуации. В произведениях Плавта отражены интересы, взгляды, эталоны, нормы поведения городского плебса. Здесь и протест против ростовщичества, аристократического чванства, грубости наемников ("Хвастливый воин", "Амфитрион" и др.). Его герои условны (раб, прихлебатель, сводник и пр), но язык свеж, разнообразен, богат образными выражениями, удачно пародированы расхожие выражения, используемые в официальной практике, в суде и т.д. Он использовал разговорную речь разных слоев. Комедии Плавта, где явственно выражены социальные мотивы с позиций плебса, пользовались успехов у широких зрительских слоев. Такие римские комедиографы как Плавт и Теренций, осмеивали жажду накопления, ростовщичество, стремились и умели возбуждать смех и создавать яркие гротескные типажи [2].

В I-II вв. н.э. в Риме появляется новая прозаическая форма, так называемый " античный роман ", с сатирическим, комическим содержанием, низменно-бытовыми действиями героев и шутками ("Сатирикон" Петрония и "Золотой осел" Апулея). Создателем собственно римского литературного жанра "сатуры" (сатиры) явился Луциллий (180-102гг. до н. э). Это свидетельствует о том, что римская литература нащупывает свои пути развития, приобретает самостоятельность, оригинальность. Сатура (satura) означает блюдо, состоящее из разных плодов. У Луцилия сатура - смешанная литературная форма, соединяющая разные элементы, дидактические и литературно-полемические мотивы.

Сатира, причем порой очень злая, получила в Риме значительное развитие. Популярно-этические рассуждения с критикой современных нравов, осуждение пороков современного ему общества (клятвопреступления, жадность, стремление к роскоши и пр) с целью исправления нравов способствовали возникновению нового жанра - классической стихотворной сатиры ( Гораций, Персий, Ювенал) [2]. Сатира выявляет наиболее темные стороны жизни "О, заботы людей, о, сколько в делах их пустого"1. Эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала, желчные, яростные, и сегодня производят огромное впечатление на читателей.

Из новых жанров наиболее важным оказались формы лирические, элитарные и низовые. Здесь особенно плодотворными оказались греко-римские взаимовлияния. Лирическая поэзия зародилась в римской государстве в I в. до н.э. (период кризиса республики) в кружке молодых поэтов, где самым талантливым был Катулл (примерно 87-54гг. до н. э). Он первым ввел в употребление в латинской поэзии различные размеры, используемые в греческой поэзии. В его лирических стихах, посвященных Клодии, сестре народного трибуна Клодия, ярко выражено личностное начало - с удивительной искренностью переданы и страстная любовь, и мучительная горечь разрыва, и счастье примирения. Эти стихи стали одним из лучших образцов римской поэзии и основой ее развития [2].

Римская поэзия достигла своих высот в так называемый "век Августа", "золотой век" римской литературы. Восхвалением старины и Августа проникнуто творчество лучших лирических поэтов: Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла. Выход на первый план лирики не случаен. В эпоху кризиса республиканских идеалов и эталонов, ценностей гражданской общины наибольшую значимость приобретает личность, освобождающаяся от связей с коллективом, ее индивидуальные особенности, идеалы. По образцу Гомера, Вергилий (70-19гг. до н. э) написал "Энеиду", исполненную римским духом, где изложил мифологическую историю Рима, возвел род Августа к олимпийским богам, что вполне соответствовало изменившемуся менталитету римлян. По его мнению, великие мужи Рима, к коим относится и Август, сильны, мужественны, отличаются суровой простотой и благочестием (pietas) и тем самым являются воплощением римских ценностей. Как выходец из низов, он воспел также труд в сельском хозяйстве ("Георгики" - "О земледелии"), сельскую тишину, мир, простые сельские радости ("Буколики"), где прославил труд, трудолюбие как главную добродетель римлянина [2].

Публий Назон Овидий (43 до н.э. - 17 н. э) довел до совершенства разработку любовных мотивов как излияний автора. В "Метаморфозах", где излагаются мифы о превращениях людей в животных, растения, камни, а обожествленный Август становится звездой, лирические эпизоды с мифологическими персонажами разработаны особенно искусно. Величайшей поэмой, самым популярным после "Энеиды" произведением римской литературы стали "Метаморфозы". В "Лекарстве от любви" в насмешливой форме автор нарисовал современное общество, его нравы, за что был выслан на Черное море (Понт Эвксинский). Легкость его стиха, острота сюжетов ценились высоко, но не власть имущими [2].


Заключение

 

Древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. Так, отмечается, что и там и тут базой развития культуры была в целом однотипная античная гражданская община. Она (весь ее строй) определяла совокупность основных ценностей жизни и культуры. Однако, при всей схожести двух античных цивилизаций и культур, они, существенно разнились. Это мы видим и в создании образа человека.

Если для греков именно человек был главным объектом и смыслом культуры, олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого, т.е. человек - "центр Вселенной и мера всех вещей". И человеческий облик, представленный самым прекрасным образом (культ тела), стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. То в римской пластике нет установки на воплощение идеала человека, прекрасного и нравственно совершенного, как в Греции. Если пластичные формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены.

Главная отличительная черта римской скульптуры - ее портретность, отличающаяся яркой реалистичностью. Ваятель стремился передать облик человека так, как он есть. Скульптурные изображения подчас не просто правдивы, но разоблачительны. Это исторические документы эпохи. Римские мастера в скульптурных портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека. В Риме наибольшее распространение получили скульптура и скульптурный рельеф, в основном исторический. Они как бы воспроизводят всю историю Рима с его захватнической политикой, произволом, праздностью и расточительностью римской знати.


Список литературы

 

1. Большаков В.П., Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. - Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 160 с.

2. Быкова Э.В. Античная культура: социальные и духовные основы. Учебное пособие. - М, 2004.

3. Горохов В.Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации. - М.: МИФИ, 2001.

4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2000. - 368 с.: ил.

5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф.А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.; илл. цв.

6. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.А.Н. Марковой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 400 с. - (Серия "Cogito ergo sum").

7. История мировой Культуры. Культура Древней Греции http://www.culture-history. kiev.ua/analitika/grecia.html

8. Искусство Древней Греции: Особенности, становление и развитие http://www.countries.ru/library/ant/grart. htm

9. Искусство Древней Греции http://old. marin.ru/greece/art. shtml

10. Культура древней Греции. http://belportal. info/kultura-drevnej-grecii


1 От греч. ekiektikos — выбирающий. Механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов и т.п.

1 Аристотель. Об искусстве поэзии. - М., 1957. С. 56

2 Грубер. Цит. соч. С. 97

1 Ильина Т.В. Западно-европейское искусство. - М., 1980. С. 40

1 Луцилий. Цит. по кн. "Культура Древнего Рима". Т. I. С. 322

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...