От «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу»
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Уважаемый читатель Первое издание книги, лично подготовленное к выпуску А.Н.Лутошкиным, вышло в московском издательстве «Просвещение» в 1978 году. Огромный успех книги и отклики читателей потребовали подготовки второго издания, существенно доработанного и дополненного автором. К сожалению, ему не суждено было увидеть его вышедшим в свет в 1981 году. После этого было еще одно переиздание на русском языке в 1986 году. Состоялись переводы и издания на другие языки: книга вышла в 1980 году на татарском языке в Казани и на киргизском – в г. Фрунзе, в 1982 – на литовском языке в Каунасе, в 1984 – на латышском в Риге. Общий, более чем полумиллионный тираж, и в те годы не смог удовлетворить потребность всех, кто хотел приобрести книгу. Заслуживает внимания идея и история появления этой книги. В 1973 году в Костромской области по инициативе А.Н.Лутошкина, в то время декана историко-педагогического факультета Костромского государственного педагогического института имени Н.А.Некрасова (в настоящее время Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова), и его научного руководителя – доктора психологических наук, профессора Л.И.Уманского, был создан областной лагерь школьного комсомольского актива «Комсорг». Анатолий Николаевич в этом лагере, собиравшем ежегодно в августе до 300 членов выборных органов самоуправления школьных организаций союза молодежи, был официально начальником штаба, а неофициально лидером и тех, кто в нем работал, и тех, кто в него приезжал на учебу. Среди многочисленных лагерных дел и занятий, было и время работы делового клуба организатора «Как вести за собой». Занятия в клубе вел ученый-исследователь, талантливый психолог и педагог, обаятельный человек А.Н.Лутошкин. Он умел, как никто другой, облекать научные факты в эмоционально-привлекательные образы, переводить скучные схемы и формулы на язык популярных символов. В ходе этих занятий появилась идея, а затем и книга, доступно и интересно повествующая о том, что сегодня бы назвали менеджментом для школьников. Адресат книги определил сам автор в посвящении: «Моим друзьям – школьным комсоргам и пионерским вожатым».
Со времени последнего издания книги прошло более двух десятилетий. Изменилась страна. Ушли в историю ВЛКСМ, Всесоюзная пионерская организация, школьные комсомольские и пионерские организации. В современном лексиконе нет слова «комсорг», редко встречается «пионерский вожатый», разное отношение вызывает понятие «коллектив». Однако книга остается современной в своем основном содержании – в раскрытии основных вопросов организаторской работы в подростковых и юношеских объединениях. Нынешние организаторы – и взрослые, и их юные помощники, сумеют самостоятельно сделать поправки на время и вычленить для себя главное и полезное в этой книге. Поэтому на диске представлен текст в той редакции, в которой он был подготовлен автором для первого издания. Читайте и вдумывайтесь, слушайте и вслушивайтесь. Вам сегодня вести за собой, и пусть поможет вам в этом А.Н.Лутошкин своей книгой и своими песнями.
А.Г.Кирпичник – кандидат психологических наук, профессор, проректор по научной работе Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова, член совета Ассоциации исследователей детского движения, член редакционного совета журнала «Про детское движение» СОДЕРЖАНИЕ
Ведущим за собой — Вместо предисловия
Азбука организации
Порядок. — Процесс организации. — Система. — Что значит «организовать дело». — Силы организации. — «Напарницы» организаторской работы. — Как действует организатор. — Ценный багаж вожака — организаторские знания и умения.
Ключи к человеку
Зачем нужны ключи к человеку. — Хозяйка ключей. — Удивительная страна Подростков. — Визитные карточки Юности. — Мир Джульетт и мир д'Артаньянов. — Жители улицы Человеческой Индивидуальности: Темперамент, Характер, Способности. — Советы организатору.
Кто есть кто
Портрет коллектива. — Взаимоотношения деловые и личные. — Лидеры и авторитеты. — Группировки в классе. — Психологическая совместимость людей. — Влияние коллектива на личность. — Внушаемо. — Соглашательство. — Коллективизм. — Советы организатору.
За кем в огонь и в воду
Что такое организаторские способности. — «Аккомпанемент» и «мелодия» организаторских качеств. — Нравственный облик организатора. — Диапазон и индивидуальность организатора. — Есть ли у вас организаторские способности. — Советы организатору.
Как организовать работу
Пять этапов от старта к финишу. — Правила хорошей работы. — Разбирайтесь в задании. — Изучайте опыт. — Кто на что способен. — Что вам пригодится. — Не стройте воздушных замков. — Когда всем все понятно. — Персональная ответственность. — Сплачивайте коллектив. — Договаривайтесь с теми, кто рядом. — Доверяй, но проверяй. — Будьте внимательны на финише. — Итоговый анализ. — Справедливость прежде всего. — Советы организатору.
Почерк организатора
Стиль работы. — «Разящие стрелы». — «Возвращающийся бумеранг. — «Снующий челнок». — «Плывущий плот». — Организаторская этика. — Как убеждать. — Советы организатору.
Игры для пользы дела
Деловая игра — что это такое? — Правила игры. — Играйте серьезно. — Поиск новых идей. — Интеллектуальный «штурм». — Секреты «фирмы». — Советы организатору.
От «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу» Дирижер коллектива. — Путь к вершине.— Станции: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». — Как формировать коллектив. — Самоаттестация. — Программа роста. — В ногу с коллективом. — Советы организатору.
Требуется настройщик
Мастерская настроений. — Что такое хорошо и что такое плохо. — Психологический климат. — «Свет мой, зеркальце». — Амплитуда эмоционального маятника. — Значимость дела. — Совместность переживаний. — Эмоциональная привлекательность. — Новизна. — Соревновательные ситуации. — Неожиданность. — Чувство меры. — Требуется настройщик. — Советы организатору.
«Пусть это буду я!» — Вместо заключения
Моим друзьям — школьным комсоргам
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|