Композиционная схема сочинения.
Композиция текста. Основные элементы композиции. Задача: познакомить студентов с элементами композиции текста, научить выделять их; узнать о важнейших текстовых понятиях: тема, основная мысль, опорные слова, цепная связь, типы текста.
Ра бота с готовым текстом. НАГРАДА Мужик нашёл дорогой камень и понёс его к царю. Пришёл во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы царя увидеть. Один царский слуга спросил: зачем ему царь. Мужик рассказал. Слуга и говорит: -Хорошо, я скажу царю, но только отдай мне половину того, что тебе даст царь. А если не обещаешь, то не допущу тебя до царя. Мужик обещал, слуга доложил царю. Царь взял камень и говорит: -Какую тебе, мужик, награду дать? Мужик говорит: -Дай мне пятьдесят плетей, не хочу другой награды. Только у меня с твоим слугою уговор был, чтобы пополам делить награду. Так мне двадцать пять и ему двадцать пять. Царь посмеялся и прогнал слугу, а мужику дал тысячу рублей. (Л.Н Толстой)
Для ведущего. 1. Тема сказки: находчивость и жадность. 2. Основная мысль: находчивость всегда выручает. 3. Опорные слова: мужик, царский слуга, царь. 4. Основные части текста. Микротемы: а) Мужик нашёл дорогой камень и понёс его к царю. б) Уговор со слугой о половине награды. в) Мужик просит у царя в награду пятьдесят плетей. г) Царь наградил мужика и прогнал слугу. Составные части композиции Композиция художественного произведения – это его построение. Слово “композиция” образовано от латинского “компоситио” - расстановка, составление. Иногда вместо слова композиция используют слово “архитектоника”. Задание. Ответьте на вопросы: 1. Прочитайте текст. Какова его тема?
А основная мысль? 2. Выделите части в этом тексте. Назовите микротемы. 3. С какой целью написана каждая часть текста? Как они называются? Цели основных частей текста. Первая часть. Не нашёл бы мужик камня, не о чем было бы и рассказывать. Первая часть завязывает действие, даёт ему толчок. Это – завязка сказки. Вторая часть. Действие начинает развиваться, происходят события, встречи, появляются новые действующие лица. Это – развитие действия. Третья часть. Без этой части основную мысль сказки понять невозможно. Она является самым ярким, самым острым моментом в повествовании. Это – кульминация. Четвёртая часть. Эта часть делает текст законченным, помогает узнать, чем кончилось повествование. Это – развязка. Части текста связаны единством повествования и центральным героем. Второстепенные действующие лица помогают развитию действия. Составных частей в композиционной схеме всегда четыре. А вот, смысловых частей текста может быть больше и они не всегда совпадают с пунктами композиции сочинения. Основные элементы композиции Композиция художественного произведения – это его построение. Слово “композиция” образовано от латинского “компоситио” - расстановка, составление. Иногда вместо слова композиция используют слово “архитектоника”. Задание. Прочтите текст.
Мужик нашёл дорогой камень и понёс его к царю. Пришёл во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы царя увидеть. Один царский слуга спросил: зачем ему царь. Мужик рассказал. Мужик рассказал. Слуга и говорит: -Хорошо, я скажу царю, но только отдай мне половину того, что тебе даст царь. А если не обещаешь, то не допущу тебя до царя. Мужик обещал, слуга доложил царю. Царь взял камень и говорит: -Какую тебе, мужик, награду дать? Мужик говорит: -Дай мне пятьдесят плетей, не хочу другой награды. Только у меня с твоим слугой уговор был, чтобы пополам награду делить. Так мне двадцать пять и ему двадцать пять.
Царь посмеялся и прогнал слугу, а мужику дал тысячу рублей. (Л.Н Толстой) Задание. Ответьте на вопросы: 1. Какова основная тема рассказа? А основная мысль? 2. Выделите смысловые части в этом тексте. Назовите эти микротемы.
Смысловые части текста (микротемы): 1. Мужик нашёл дорогой камень и понёс к царю. 2. Уговор со слугой о половине награды. 3. Мужик просит у царя в награду пятьдесят плетей. 4. Царь наградил мужика и прогнал слугу.
Опорные слова текста: мужик, царский слуга, царь. Цепочки связей. Мужик находит камень. Несёт во дворец к царю. Здесь встречает царского слугу. Он требует половину награды за услугу. Слуга докладывает царю о просителе. Мужика допускают к царю. Просит в награду пятьдесят плетей и говорит, должен поделиться с царским слугой; таков был уговор. Обоим по двадцать пять плетей. Царь всё понял. Прогнал слугу и наградил мужика.
Части текста связаны единством повествования и центральным героем. Второстепенные действующие лица лишь помогают развитию действия.
Тема сказки: находчивость и жадность. Находчивость всегда выручает. ЗАДАНИЕ С ГОТОВЫМ ТЕКСТОМ
Прочтите текст. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его. В этом тексте всего два абзаца, а сколько композиционных частей? Выделите каждую часть и дайте название (с опорой на важнейшие в смысловом отношении предложение части).
ТЕКСТ № 3 У одного человека был ручной волк. Этот волк, как преданная собака, любил своего хозяина, ходил за ним по пятам, защищал от врагов. Хозяину волка надо было уехать. Ехать нужно было очень далеко, кроме того, он не знал, как ещё устроиться на новом месте и захотят ли там пустить его с волком. Поэтому он не решился взять его с собой. Он подарил его своим друзьям. Волк не захотел жить с новыми хозяевами. Тогда он отвёл его в лес. Волк нашёл дорогу и ещё раньше хозяина вернулся домой. Наконец решили его отравить и насыпали ему в кашу яду. Волк съел, шатаясь, добрался до подстилки и вытянулся замертво. А хозяин, очень расстроенный, сел в почтовый тарантас и уехал.... Через две почтовые станции смотрит – за тарантасом, высунув язык, поспешает бедняга волк. Порция яда оказалась слишком маленькой: волк благополучно выспался и, как только пришёл в себя, бросился за хозяином. Весь длинный путь, около тысячи километров, до железной дороги, волк ехал в кибитке, потом путешествовал в поезде, на пароходе, верхом. Хозяин всюду выдавал его за собаку, а волк держал себя так хорошо, что все так и считали его собакой. У этого хозяина волк дожил до самой старости и никогда они больше не расставались.
(О. Перовская)
-Итак, у вас получился подробный план, дающий представление о содержании всего текста. Какой композиционной части текста соответствует каждый пункт плана? -Какие слова осуществляют цепную связь в тексте? Какие слова-заменители используются в тексте вместо опорных слов? А какие ещё возможны слова-заменители? -Составьте цепочку связей кульминационной части текста (используя опорные предложения повествования). -Какое время глаголов используется в этом тексте? Почему? В какой момент автор изменяет временной план? Как это влияет на повествование? Композиционная схема сочинения.
А. 1. Тема сочинения: история про яблоко. 2. Основная мысль – надо быть внимательной, чтобы избежать лишних неприятностей. 3. Опорные слова: девочка, прогулка, сад, яблоко. 4. Главный герой – девочка школьного возраста. Б. Композиционная схема. 1. Зачин. Маша гуляла в саду. 2. Развитие сюжета. Она увидела высокое, раскидистое дерево усыпанное яблоками. Ей захотелось съесть одно. Самые большие и красивые висели почти на самой макушке. Маша сорвала, что пониже, куда смогла дотянуться. 3. Кульминация. Мыть яблоко девочка не стала. Отёрла носовым платком. Облизнулась и откусила с самого красного бока. Стала жевать и вдруг замерла. Во рту появился противный вкус, на языке было, что-то подозрительно мягкое. Маша выплюнула содержимое на ладонь. Среди раскусаной мякоти, находился жирный, зелёный червяк. Девочка содрогнулась, быстро стряхнула ладонь. 4. Завершение рассказа.
Она оглядела яблоко. Рядом с местом укуса красовалась червоточина. Маша больше не смогла и кусочка съесть, поэтому выкинула только что надкусанное яблоко. В. Текст. ЯБЛОКО После обеда Маша вышла в сад. Прогуливаясь по неширокой тропке, она увидела старую раскидистую яблоню. Её густая, спутанная крона была усыпана краснощёкими плодами. Но самые большие и красивые висели очень высоко. Маша потянулась к ветвям и сорвала то, что первым попалось в руки. Мыть яблоко она не стала, просто отёрла носовым платком. Облизнулась и откусила с одного бока. Мякоть оказалась сладкой и сочной. Но вдруг девочка замерла. Во рту появился противный, горький вкус. Она осторожно пошевелила языком и сразу сплюнула себе на ладонь. Среди раскусанной мякоти неприятно дёргался жирный, зелёный червяк. Маша криво улыбнулась и резко встряхнула рукой. Оглядела яблоко. Увидела червоточину и расхотела есть. Кинула надкушенное яблоко в бочку с мусором и вернулась в дом.
Упражнение №2 Сочинение на тему “В городской (школьной, сельской) библиотеке”. Опишите библиотечное помещение. Как одеты посетители? Опишите их лица, позы. Какая основная мысль вашего сочинения?
Упражнение №3 Понаблюдайте за тем, как выполняет ту или иную работу кто-либо их ваших знакомых (родственников). Какие действия и в какой последовательности он выполняет? Как изменяется его поза? Запишите материалы к сочинению на тему: “Бабушка (дядя, старший брат...) шьёт (строгает, ремонтирует и.т.п.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|