Внимание! Ранние дезадаптивные схемы есть у всех. Никто из нас не вырос в идеальной обстановке, где все наши потребности удовлетворялись именно так, как нужно: не больше и не меньше. Но схемы могут быть выражены в очень разной степени. Чем сильнее схемы, тем чаще они «срабатывают, тем бОльшую боль приносят. Чем больше у человека сильно выраженных схем, тем больше базовых потребностей ему сложно удовлетворить. Подробнее о схемах и схема-терапии можно прочитать здесь.
Схема и «девиз»
| Описание схемы
| Типичные способы справиться со схемой (копинги)
|
| Капитуляция
| Избегание
| Сверхкомпенсация
|
Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство)
|
1.Брошенность/
Покинутость
«Пожалуйста, не покидай меня!»
| Люди со схемой Брошенности уверены, что отношения с другими ненадежны и нестабильны. В любой момент может что-то произойти и их покинут. По множеству разных причин: от внезапной смерти близкого человека до встречи с кем-то другим, более достойным.
| Выбирает недоступных или непредсказуемых партнеров и значимых других.
| 1. Избегает близких отношений из-за страха быть покинутым.
2. Покидает сам, чтобы избежать покидания. 3.Отстраняется в ответ на минимальное отвержение/расставание.
| 1. Постоянно контролирует близких.
2. Все время на связи с близкими.
3. Гнев и ревность в ответ на минимальное отвержение/расставание.
|
2. Недоверие
«Ты опасен для меня»
| Убеждены, что любые (не только близкие) отношения опасны. Если людям позволить, они будут использовать, манипулировать, пренебрегать, унижать.
| 1.Выбирает ненадежных партнеров и значимых других.
2.Постоянно чрезмерно насторожен и подозрителен по отношению к другим
| 1. Избегает тесного взаимодействия с другими в личной жизни и в бизнесе; 2. Никогда не раскрывается.
| 1.Плохо обращается или использует других.
|
3. Эмоциональная депривация
«Мне нужна любовь, но я не могу ее получить»
| Люди со схемой Эмоциональной депривации чувствуют, что между ними и другими «стена», им трудно почувствовать контакт и близость. Объяснение «стены» может быть разным для разных людей. От «иначе не бывает, о чем вы вообще говорите», до «мне так много нужно, что другие не могу понять, принять и разделить со мной мою потребность в тепле, заботе и поддержке».
| Выбирает холодных, отстраненных партнеров и значимых других;
2. Влюбляется «на расстоянии».
| Избегает близких эмоциональных отношений
| 1. В отрыве от реальности требует, чтобы другие удовлетворяли все его/ее потребности,
2. влюбляется, быстро остывает, чувствуя, что ему «недостаточно».
|
4. Социальная изоляция/
отчуждение
«Я отдельно».
| Постоянно чувствуют себя изолированными, уверены, что совершенно не похожи на других. Нигде не чувствуют себя по-настоящему своими и часто уверены, что для них найти «свою стаю» невозможно, что ее просто не существует.
| Становится членом группы, но держится особняком;
| Избегает социализации; большую часть времени проводит один
| Притворяется «своим», но чувствует свое отличие и отчужденность
|
5. Дефективность
Я «бракованный».
| Люди со схемой Дефектности чувствуют, что с ними что-то не так и это невозможно изменить, только спрятать. Они уверены, что если другие узнают, какие они «на самом деле», то обязательно отвергнут их. Часто застенчивы, очень уязвимы к критике и отвержению. Одна из наиболее отрицаемых схем.
| 1.Выбирает критикующих партнеров и значимых других,
2. Унижает сам себя.
| 1. Избегает делиться мыслями и чувствами.
2. Отказывается от спонтанности, тщательно контролирует свое поведение.
3. Не вступает в близкие отношения.
4. Часто меняет партнеров, друзей, круги общения.
| 1. Осуждает или ведет себя свысока по отношению к другим;
2. Стремится выглядеть «идеальным», чрезвычайно озабочен своим внешним видом.
3. Стремиться действовать, чувствовать и думать «правильно».
|
Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности
|
6. Зависимость
«Я ничего не могу сам по себе»
| Убеждены в своей неспособности самостоятельно справляться с обычной жизнью, чувствуют свою беспомощность перед лицом повседневных проблем.
| 1.Постоянно просит о помощи;
2. Проверяет решения с другими, нерешителен,
3. Выбирает гиперопекающих партнеров, которые все делают для него/ для нее
| 1. Откладывает решения.
2. Избегает действовать самостоятельно брать на себя обычные обязанности взрослого человека
| Демонстрирует излишнюю уверенность в себе даже тогда, когда попросить помощи у других было бы нормально и разумно
|
7. Уязвимость к ущербу/ болезням
«Все может рухнуть в любую минуту»
| Убеждены, что мир – это очень опасное место и в любую минуту может произойти что-то плохое, с чем невозможно справиться: катастрофа, болезнь, авария и т.п.
| 1.Постоянно переживает, что с ним/ с ней случится катастрофа;
2. Постоянно просит у других утешения
| Избегает «опасных» ситуаций
| 1.Использует магическое мышление и ритуалы;
2 Совершает безрассудные опасные поступки
|
8. Слияние/неразвитая идентичность
«Без тебя нет меня».
| Чувствуют, что без другого человека их жизнь не имеет смысла или даже невозможна. Чрезмерно вовлечены в жизнь другого человека, вплоть до восприятия себя как «мы», а не как «я». Часто уверены, что это совершенно нормально и иначе не должно быть.
| 1.Имитирует поведение значимого другого,
2. Постоянно запрашивает мнение другого, предпочитает, чтобы действовал он.
| Избегает отношений с теми, кто не готов к слиянию.
| Создает чрезмерную автономию
|
9. Негативизм/ пессимизм
«Все пойдет самым худшим образом»
| Уверены, что мир – это очень мрачное место, что все в конце концов пойдет не так и все будет плохо. Сосредоточены на возможных негативных событиях и не думают о возможных позитивных.
| Ожидает и готовится к худшему.
| Не надеется на слишком много; сохраняет низкие ожидания
| Ведет себя нереалистично позитивно, с неувядаемым оптимизмом, подобно Поллианне
|
10.Несостоятельность/обреченность на неудачу.
«Я вряд ли справлюсь».
| Люди со схемой Несостоятельности уверены, что они менее умны и менее способны, чем большинство. Поэтому они считают, что не могут справиться с обычными жизненными достижениями, доступными всем остальным. Их единственный шанс сравняться – постоянно прилагать огромные усилия. Эти переживания не зависят от их реальных достижений.
| 1.Работает ниже уровня своих возможностей;
2. Уже почти достигнув цели, «срывает» рабочие достижения.
3. Необъективно сравнивает свои достижения с достижениями других, выставляя их в невыгодном свете
| 1. Прокрастиниует.
2. Избегает новых или сложных задач;
3. Избегает ставить цели в карьере, соответствующие уровню возможностей
| 1. Очень, очень много работает, «трудоголик»;
2. Умаляет достижения других;
|
Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды
|
11. Подчинение
«Я вынужден действовать»
| Чувствуют, что вынуждены действовать так, как хотят другие или как этого требуют обстоятельства. Убеждены, что если будут делать то, что хотят или то, что им нужно произойдет что-нибудь плохое. Плохое может быть разным: от гнева других людей до сумасшествия.
| 1. Выбирает доминирующих, контролирующих партнеров и значимых других; подчиняется их желаниям.
2. Не говорит о своих желаниях прямо, только подразумевает.
| 1. В целом избегает отношений;
2. Избегает ситуаций, в которых его/ее желания отличаются от желаний других.
3. Не проявляет симпатии.
| 1.Ведет себя пассивно-агрессивно или бунтарски.
2.Неконтролируемые вспышки ярости.
3.Опаздывает, прокрастинирует,
4. Соглашается, но не делает, использует отговорки.
|
12.Самопожертвование
«Ваши нужды важнее моих»
| Уверены, что не имеют права заботиться о своих потребностях, не позаботившись о потребностях других. Чувствуют вину, если их жизнь доставляет неудобства другим людям. Считают себя эгоистами, если заботятся о своих потребностях или даже просто говорят о них. Часто видят себя сильными среди нуждающихся и слабых.
| Занимается самоотрицанием; делает слишком много для других и недостаточно – для себя. Дает много больше чем получает.
| Избегает близких отношений
| Злится на значимых других за то, что те не отвечают взаимностью или не выражают благодарность; решает больше ничего для других не делать
|
13. Поиск одобрения/ признания
«Я отношусь к себе так, как вы относитесь ко мне»
| Самооценка людей с схемой Поиска Одобрения напрямую зависит от оценки других людей. Они нуждаются во внимании других людей, чтобы чувствовать себя хорошо и знать, как к себе относится. Они часто чувствуют пустоту, потому что не знают собственные потребности, особенности и желания. И часто выстраивают свою жизнь, опираясь не на свои потребности, а на мнение других людей или групп.
| 1.Привлекает внимание других к своим достижениям.
2.Принимает важные жизненные решения в ушерб своим потребностям, чтобы получить признание.
| Избегает отношений с теми, кого уважает, из страха не получить их одобрение
| Ведет себя скандально, чтобы привлечь внимание.
|
Потребность в спонтанности и игре
|
14. Подавление эмоций
«Чувства должны быть спрятаны».
| Уверены, что эмоции – нечто совершенно лишнее, что они только мешают или опасны. Считают недопустимым проявление чувств даже в пиковые переживания (рождение ребенка, похороны и т.п).Чувствуют пустоту и бессмысленность жизни, т.к. не в контакте со своими эмоциями и потребностями. Подавленные эмоции не считываются другими людьми, поэтому у них часто возникают трудности в общении.
| 1.Действует очень обдуманно и рационально;
2.Не показывает спонтанных эмоций как негативных, так и позитивных.
| Избегает деятельности, требующей эмоционального самовыражения (таких как выражение любви или страха) или раскованности (например, танец)
| Действует импульсивно и раскованно (иногда под действием расслабляющих веществ, таких как алкоголь)
|
|
|
|
|
|
15. Жесткие стандарты
«Никогда не бывает достаточно хорошо»
| Убеждены, что если их поведение и достижения не соответствуют высоким стандартам, то они не могут быть любимы и приняты. Придерживаются нереалистичных и ригидных стандартов, но считают их нормальными или даже заниженными. Достижения не приносят удовольствия и никак не влияют на самооценку: «Можно было лучше». Чувствуют тревогу и страх, вплоть до паники, если возникает угроза неудачи в значимой области. Часто считают удовольствия напрасной тратой времени. Часто чувствуют напряжение и/или вину, если позволяют себе получать удовольствие или расслабляться.
| 1. Перфекционизм,
2. Не позволяет себе развлечения, не ценит виды деятельности, не связанные с успехом.
3. Озабочен рациональным использованием времени, «личным ростом»
| Прокрастинирует.
| Полностью отбрасывает высокие стандарты и довольствуется результатами ниже среднего.
|
|
|
|
|
|
16. Пунитивность
«Ошибки и слабости должны быть наказаны»
| Уверены, что за несовершенства нужно наказывать себя и других. Чувствуют ненависть по отношению к себе, когда совершают ошибки. Чувствуют праведный гнев, когда другие делают то, что они считают ошибочным.
| Ведет себя излишне сурово или грубо со значимыми другими, проявляет гнев, винит себя и других.
| Избегает ситуаций, предполагающих оценку, из страха быть наказанным
| Ведет себя излишне великодушно, а внутри злится и пунитивен
|
Потребность в реалистичных границах и самоконтроле
|
17. Грандиозность
«Я должен получить то, что хочу».
| Убеждены, что всегда должны получать то, что хотят, вне зависимости от реальности, потребностей и чувств других людей. Испытывают гнев и разочарование, если не получают сразу то, что им нужно. Считают себя особенными и чувствуют себя уязвимыми, если обнаруживается, что они такие же, как и все остальные.
| 1.Создает неравные и холодные отношения с партнерами и значимыми другими;
2. Ведет себя эгоистично; игнорирует потребности и чувства других;
3. Ведет себя
высокомерно
4. Постоянно конкурирует и стремится доминировать.
| 1. Избегает ситуаций, в которых не может превзойти других и выделиться.
2. Вступает в отношения только с теми, кого считает ниже себя.
| Делает экстравагантные дорогие подарки или жертвует на благотворительность бОльшие суммы, чем позволяет его бюджет,
|
18. Недостаточность самоконтроля/ самодисциплины
«Невозможно удержаться»
| Не хотят и/или не могут контролировать свои чувства и желания.
Причины возникновения: 1) нормы семьи, 2) темперамент, с которым не могли справиться родители, 3) недостаток опеки в детстве.
| 1.Небрежно выполняет скучные или неприятные задачи;
2. Постоянно теряет контроль над эмоциями; злоупотребляет едой, алкоголем.
3.Играет в азартные игры или употребляет наркотики ради получения удовольствия.
| 1.Не работает или бросает учебное заведение;
2. Не ставит долгосрочные цели в карьере
| Предпринимает краткосрочные, значительные усилия, чтобы закончить проект или проявить самоконтроль
|