Личностно-ориентированный подход к воспитательной деятельности
Современные подходы к воспитанию 1.Системный подход к построению ВП. 2.Деятельностный подход. 3.Личностно-ориентированный подход в ВД. 4.Философско-антропологический подход к воспитанию. 5.Синергетический подход.
Известен давно, однако научным направлением стал в конце 40-х – начале 50-х г. 20века. Его основателем считают австралийского биолога Л. Фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем. Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Понятия: 1. Система – «Система – это комплекс взаимодействующих компонентов» (Берталанфи). 2. Воспитательная система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка. 3. Системность – отличительная особенность сложноорганизованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающихся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов. 4. Элемент - это минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать делимой. 5. Структура – это способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия и интеграции. 6. Компонент – это некая часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями. 7. Связь – наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь. 8. Системообразующий фактор – существенное обстоятельство создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.
Принципы: · Принцип целостности · Принцип коммуникативности (связи) · Принцип структурности · Принцип управляемости и целенаправленности · Принцип развития (количественные и качественные изменения).
Методы: 1. Системный анализ – это комплекс взаимосвязанных приемов и процедур исследования и конструирования сложных и сверхсложных объектов и процессов. 2. Системный анализ – заключается в попытке осуществить интеграцию системных представлений об одном и том же объекте, полученных при различных «срезах» с этого объекта. 3. Моделирование – метод познавательной и практической деятельности, позволяющей адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях и тенденциях функционирования и развития процесса воспитания.
Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев, коррективы внесены в исследованиях С.Л. Рубинштейна. Сущность деятельностного подхода в воспитании заключается в организации и управлении учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выбранных целей и задач. Понятия: 1 аспект – деятельностный характер: 1. Деятельность человека – это особая форма активности, в результате реализации которой осуществляется преобразование материала, включенного в деятельность, преобразование самой деятельности, преобразование того, кто действует, т.е. субъекта деятельности.
2. Взаимодеятельност ь – представляет и описывает совместную деятельность воспитанников, их общение как форму деятельности в качестве условия, средства, цели, движущей силы и сути воспитания. 3. Духовная деятельность – это ценностно-ориентированная деятельность, направленная на осмысление явлений окружающей и внутренней действительности, на установление личных смыслов происходящих событий, явлений, типов и т.д. 4. Целеполагание – ее продуктом является цель. Зависит от: интересов воспитательного процесса в целом; интересов воспитанника, его развития; интересов воспитателя, его способностей, идеалов и т.д. 5. Смыслосозидающая деятельность – обнаружение и построение смыслов своего бытия, значение своих действий, поступков, осознание и эмоциональное восприятие. 2 аспект – личностная ориентированность: Личность, личностный смысл, внутренний потенциал, самоактуализация, самоопределение, смысл жизни, субъект, субъектность, субъективные свойства личности, вменяемость и др. 3 аспект – организация и управление: Воспитательное пространство, метод, механизмы воспитания, организация воспитательного процесса, результат воспитания, содержание воспитания и др. Принципы: · Принцип субъектности воспитания · Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены · Принцип учета сенситивных периодов развития · Принцип со-трансформации · Принцип определения ЗБР и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых · Принцип амплификации (обогащение, усиления) детского развития · Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности · Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности · Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности · Принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности · Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности · Принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности. Методы 1. Игра 2. продуктивная деятельность 3. учебная деятельность 4. Методы организации детского коллектива (коллективные единые требования, коллективное самоуправление, самообследование, соревнование и т.д.)
5. Методы повседневного общения (метод уважения детской личности, педагогическое требование, убеждение, доверие и т.д.) 6. Методы, учитывающие содействие детей воспитателю (метод поддержки инициативы, метод самоорганизации, совместной учебной деятельности).
Личностно-ориентированный подход к воспитательной деятельности Вклад в разработку теоретических и методологических основ внесли Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, И. С. Якиманская, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Ю. И. Турчанинова. Под личностно-ориентировочным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самосознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. Понятия: 1. индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающих их от других индивидов и человеческих общностей. 2. личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека. 3. самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности. 4. самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей. 5. субъект – индивид или группа, обладающая осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности. 6. субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности. 7. Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.
8. выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. 9. педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, жизненным и профессиональным самообладанием. Принципы: · пр. самоактуализации · пр. индивидуальности · пр. субъектности · пр. выбора · пр. творчества и успеха · пр. доверия и поддержки. Методы: · диалог · рефлексивные · педагогическая поддержка · диагностические · сознание ситуации выбора и успеха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|