Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностно-ориентированный подход к воспитательной деятельности

Современные подходы к воспитанию

1.Системный подход к построению ВП.

2.Деятельностный подход.

3.Личностно-ориентированный подход в ВД.

4.Философско-антропологический подход к воспитанию.

5.Синергетический подход.

 

    1. Системный подход к построению воспитательного процесса

Известен давно, однако научным направлением стал в конце 40-х – начале 50-х г. 20века. Его основателем считают австралийского биолога Л. Фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем.

Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.

Понятия:

1. Система – «Система – это комплекс взаимодействующих компонентов» (Берталанфи).

2. Воспитательная система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка.

3. Системность – отличительная особенность сложноорганизованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающихся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов.

4. Элемент - это минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать делимой.

5. Структура – это способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия и интеграции.

6. Компонент – это некая часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями.

7. Связь – наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь.

8. Системообразующий фактор – существенное обстоятельство создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.

 

Принципы:

· Принцип целостности

· Принцип коммуникативности (связи)

· Принцип структурности

· Принцип управляемости и целенаправленности

· Принцип развития (количественные и качественные изменения).

 

Методы:

1. Системный анализ – это комплекс взаимосвязанных приемов и процедур исследования и конструирования сложных и сверхсложных объектов и процессов.

2. Системный анализ – заключается в попытке осуществить интеграцию системных представлений об одном и том же объекте, полученных при различных «срезах» с этого объекта.

3. Моделирование – метод познавательной и практической деятельности, позволяющей адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях и тенденциях функционирования и развития процесса воспитания.

 

    1. Деятельностный подход в воспитании учащихся

Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев, коррективы внесены в исследованиях С.Л. Рубинштейна.

Сущность деятельностного подхода в воспитании заключается в организации и управлении учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выбранных целей и задач.

Понятия:

1 аспект – деятельностный характер:

1. Деятельность человека – это особая форма активности, в результате реализации которой осуществляется преобразование материала, включенного в деятельность, преобразование самой деятельности, преобразование того, кто действует, т.е. субъекта деятельности.

2. Взаимодеятельност ь – представляет и описывает совместную деятельность воспитанников, их общение как форму деятельности в качестве условия, средства, цели, движущей силы и сути воспитания.

3. Духовная деятельность – это ценностно-ориентированная деятельность, направленная на осмысление явлений окружающей и внутренней действительности, на установление личных смыслов происходящих событий, явлений, типов и т.д.

4. Целеполагание – ее продуктом является цель. Зависит от: интересов воспитательного процесса в целом; интересов воспитанника, его развития; интересов воспитателя, его способностей, идеалов и т.д.

5. Смыслосозидающая деятельность – обнаружение и построение смыслов своего бытия, значение своих действий, поступков, осознание и эмоциональное восприятие.

2 аспект – личностная ориентированность:

Личность, личностный смысл, внутренний потенциал, самоактуализация, самоопределение, смысл жизни, субъект, субъектность, субъективные свойства личности, вменяемость и др.

3 аспект – организация и управление:

Воспитательное пространство, метод, механизмы воспитания, организация воспитательного процесса, результат воспитания, содержание воспитания и др.

Принципы:

· Принцип субъектности воспитания

· Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены

· Принцип учета сенситивных периодов развития

· Принцип со-трансформации

· Принцип определения ЗБР и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых

· Принцип амплификации (обогащение, усиления) детского развития

· Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности

· Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности

· Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности

· Принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности

· Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности

· Принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.

Методы

1. Игра

2. продуктивная деятельность

3. учебная деятельность

4. Методы организации детского коллектива (коллективные единые требования, коллективное самоуправление, самообследование, соревнование и т.д.)

5. Методы повседневного общения (метод уважения детской личности, педагогическое требование, убеждение, доверие и т.д.)

6. Методы, учитывающие содействие детей воспитателю (метод поддержки инициативы, метод самоорганизации, совместной учебной деятельности).

 

Личностно-ориентированный подход к воспитательной деятельности

Вклад в разработку теоретических и методологических основ внесли Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, И. С. Якиманская, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Ю. И. Турчанинова.

Под личностно-ориентировочным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самосознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Понятия:

1. индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающих их от других индивидов и человеческих общностей.

2. личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

3. самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

4. самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.

5. субъект – индивид или группа, обладающая осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.

6. субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.

7. Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.

8. выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.

9. педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, жизненным и профессиональным самообладанием.

Принципы:

· пр. самоактуализации

· пр. индивидуальности

· пр. субъектности

· пр. выбора

· пр. творчества и успеха

· пр. доверия и поддержки.

Методы:

· диалог

· рефлексивные

· педагогическая поддержка

· диагностические

· сознание ситуации выбора и успеха.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...