Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российская правовая культура на современном этапе




 

Становление правовой культуры нашего общества в современных условиях представляет собой достаточно пеструю картину. Действительность такова, что не проходит и дня, когда средства массовой информации не указали бы на правовой нигилизм, юридический беспредел и правовое бескультурье, процветающие в обществе. Вместе с тем, уже можно выделить некоторые положительные моменты.

И.Д. Неважжай, отмечает, что российское правосознание, особенно это касается так называемого народного или массового правосознания, является, с одной стороны, неразвитым по сравнению с западными цивилизациями, а с другой - характеризуется как расположенное на полюсах нигилизма или идеализма в оценке роли и статуса права.[25]Формами деформации правосознания россиян на современном этапе выступают:

Во-первых, правовой нигилизм - «определенная форма общественного состояния, отражающая политические и национально-исторические особенности общества. Степень правового нигилизма является своего рода показателем здоровья общества и государства, в которых он проявляется»[26].

В этой связи, правовой нигилизм рассматривается не только как правовая категория, но и как социально-психологическое явление, возникающее в результате оценки права или отдельных его норм людьми, социальными группами или даже всем обществом. Отметим, что в правовой идеологии он находит отражение в идеях и течениях, в правовой психологии - в различных установках, стереотипах, неверии в правовые идеалы, в юридической практике характеризуется различными аномалиями правового поведения или же вообще правовой пассивностью[27].

Правовой нигилизм имеет свои формы выражения:

1) прямые умышленные нарушения действующих законов и иных
нормативно-правовых актов;

2) издание противоречивых или даже взаимоисключающих правовых
актов, которые как бы нейтрализуют друг друга или бездействуют;

3) подмену законности политической либо идеологической
целесообразностью;

4) конфронтацию представительных и исполнительных структур
власти на всех уровнях;       

5) нарушение прав человека, особенно таких, как: право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.[28]

М.Б. Смоленский отмечает следующие отличительные черты правового нигилизма в России на современном этапе. Во-первых, он характеризуется массовостью. Правовой нигилизм в России распространен не только среди граждан, но и в официальных кругах: в государственных структурах, в исполнительной и законодательной ветвях власти, в правоохранительных органах. Во-вторых, он носит явно демонстративный, агрессивный и неконтролируемый характер. Правовой нигилизм также характеризуется оппозиционной направленностью, зачастую имеет регионально-национальную окраску. В-третьих, правовой нигилизм проявляется в самых разных формах. Он может быть как криминальным, так и легитимным, проявляться как «наверху», так и «внизу» общества, как в профессиональных слоях, так и на бытовом уровне.[29]

Одним из главных путей преодоления правового нигилизма должно стать всемерное стремление к повышению общей и правовой, в частности, культуры граждан. Естественно, необходимо модернизировать законодательство. Должна проводиться регулярная работа по профилактике правонарушений, осуществляться массовое просвещение и правовое воспитание населения и особенно молодежи. История свидетельствует, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства.[30]

Второй формой деформации правосознания выступает правовой инфантилизм, перерождение правосознания. Он проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у лица умысла на совершение правонарушений. В свою очередь перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.

В-третьих, формой деформации правосознания выступает вера в устрашение, как универсальный и эффективный способ решения социальных проблем, а также нежелание вступать в контакты с законом и его представителями, недоверие правоохранительным и судебным органам.[31]

Одной из основных причин таких проявлений является то, что произошел слом командно-административной системы управления, отход от принципов жесткого централизованного планирования. Сегодня общество вступило на сложный, противоречивый путь создания рыночной экономики. Этот процесс, начавшийся в 1988 году и продолжающийся уже почти два десятка лет, постоянно требует полноценного правового регулирования и создания системы законов, отражающей происходящие изменения в политической и экономической жизни.

Так, Р.С. Байниязов отмечает,что современное состояние отечественного правосознания характеризуется наличием в нем некоего правового вакуума, который необходимо чем-то заполнить, с одной стороны, такой вакуум в сознании людей может быть заполнен духовно-нравственными и религиозными ценностями, а с другой - криминальным, уголовным менталитетом с его глубоко нигилистическим отношением к праву.[32]

Р.С. Байниязов правильно подчеркивает, что именно российский законодатель должен обратить на наличие такого вакуума пристальное внимание, возложить на себя нелегкое бремя созидания действительно морально зрелого правосознания. Впрочем, следует согласиться с автором в том, что формирование зрелого правосознания и правовой культуры - это задача не только законодателя, она стоит и перед всеми остальными субъектами права, что относится ко всей системе правоприменительных органов (в особенности, к правоохранительным), к должностным лицам, гражданам. Правореализующую деятельность последних нельзя переоценить, ибо характер их правового поведения задает юридический «тон» функционированию государственного аппарата в целом.

Глубокий анализ российской правовой культуры на современном этапе был дан на проведенной несколько лет назад конференции, отчет по которой представлен Н.Н. Вопленко. По мнению одного из докладчиков, С.А. Комарова, в кризисной ситуации сегодняшнего дня люди все чаще поступают не в соответствии с моральными и правовыми нормами, а под влиянием той негативной среды, в которой они оказались. С.А. Комаров также указал на существование таких явлений правосознания, как правовой конформизм и правовой индивидуализм, а также на наличие в сфере правовой культуры таких феноменов, как соборность и корпоративность. Докладчик констатировал наступление очередного кризиса правосознания и правовой культуры, для выхода из которого требуется наличие не только продуманной государственной политики, но и активной позиции личности.

Разумеется, за прошедшее с момента проведения указанной конференции время можно отметить ряд положительных сдвигов в формировании российской правовой культуры. Создана полноценная законодательная база, укрепляется судебная система, проводимые перед выборами в Государственную Думу опросы показывают, что граждане стремятся активнее участвовать в общественной жизни страны.

Однако существующие тенденции неоднозначны - эмпирические исследования, в частности, молодежной правовой культуры, показывают противоречивые результаты. Так, отмечается, что в формировании правовой культуры российских подростков прослеживаются тенденции либерализации правового сознания и поведения. Это проявилось в более высоком уровне правовой культуры по таким показателям, как информированность подростков о собственных правах и правовой защищенности, о фактах их нарушений в стране; терминальная ценность права в структуре правового сознания; нормативно-правовая регуляция повседневного поведения.[33]

С другой стороны, О.С. Демко говорит, что у студенческой молодежи сформировалось неадекватное представление о правовой культуре. Индивидуальное сознание интерпретируется современной молодежью не как способ проявления себя, своих собственных способностей, возможностей и таланта, а как отделение, возвышение себя над остальными, своего собственного я. Отсюда и появление различных форм деформации правосознания от недооценки и неуважительного отношения к праву до его

полного игнорирования и отрицания.[34]

Деформация правовой культуры выражается в превращении правовых взглядов, убеждений, установок в неправовые, появляется вера в безнаказанность за совершенное противоправное деяние, как следствие совершение правонарушений и преступлений. Это подтверждается тем, что, хотя данная категория молодежи считает необходимым соблюдение всеми гражданами правовых норм, которые соответствуют социально-экономическим и политическим условиям (41,8%), на практике все обстоит иначе. Лишь малая часть молодежи (9,2%) всегда соблюдает нормы и правила, установленные в обществе и государстве, а остальным требуется контроль со стороны других (6,5%), либо «принять данный закон», «согласиться с ним» (9,2%, 24,5% соответственно).[35]

О.С. Демко сравнила результаты своих исследований с результатами других авторов (см. таблицу в Приложении к настоящей работе) и сделала вывод о примерно одинаковом уровне правовой культуры белгородской молодежи сравнительно с аналогичными показателями по другим регионам.[36]

Главным препятствием к формированию высокой правовой культуры учеными признается отсутствие для этого объективных оснований. По словам Н.Н. Вопленко, вообще не совсем корректно говорить о целенаправленном повышении правовой культуры, поскольку это естественный процесс, который нельзя форсировать «кавалерийским натиском»; речь должна идти скорее о мерах по созданию для него необходимых условий. В числе таких мер участниками вышеуказанной конференции были предложены следующие:

в сфере общегосударственной стратегии - нацеленность государственной политики на защиту интересов личности, выработка единой правовой политики, всемерное обеспечение благосостояния граждан, строжайшее соблюдение Конституции и законов всеми государственными органами;

в сфере правотворчества-  профессионализация законодательной деятельности, предоставление населению права законодательной инициативы, распространение знаний в области юридической техники, широкое публичное освещение законопроектной деятельности, усиление юридической ответственности за нарушение прав и свобод граждан; в сфере правоприменения - лицензирование юридических профессий, развитие судебной системы, обеспечение прямого действия норм Конституции РФ, проведение практических семинаров для работников государственных органов, создание консультативных советов при юридических ведомствах;

в сфере юридического воспитания - необходимо формирование единой системы правового воспитания населения, консолидации усилий органов государственной власти, местного самоуправлении, учреждений образования, культуры, средств массовой информации и правоохранительных органов. Лишь при выполнении всех этих условий можно говорить о реальном построении в Российской Федерации гражданского общества и правового государства;[37]

в сфере юридической науки и юридического образования - дальнейшее развитие научных исследований в области правовой культуры, преодоление разрыва между наукой и практикой, повышение эффективности высшего юридического образования, введение юридических дисциплин в неюридических вузах и общеобразовательных учреждениях;

в сфере гражданского общества и личной инициативы - развитие системы общественных организаций, активное отстаивание личностью своих прав, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола.


Заключение

 

Если попытаться интегрировать подходы к определению понятия «культура» в культурологии и понятия «правовая культура» в теории государства и права, то можно сделать вывод, что правовая культура является совокупностью достижений общества, его социальных групп в области такого регулирования общественных отношений, которое обеспечило бы верховенство права в общественной жизни, т.е. господство правовых принципов справедливости и гуманизма, защиты естественных прав и свобод человека.

Таким образом, правовая культура предусматривает, в частности: установление в обществе права в его гуманистическом измерении; обеспеченность правопорядка; наличие развитого правосознания общества; престижный статус юридической науки, правового образования и воспитания. Следует особо отметить, что правовая культура в условиях ее культивирования в российском обществе способна стать гарантией обеспечения демократии, подчинения государственной власти гражданскому обществу, приоритета права над государством.

В заключение хотелось бы также подчеркнуть, что в переходный период общественного развития, который, несомненно, все еще продолжается в нашей стране, особенно актуальным является поиск тех общечеловеческих духовных ценностей, которые бы позволили нашему народу, государству ориентироваться в сложном переплетении социальных процессов.

К таким ценностям относятся и правовые ценности, морально-этические принципы правовой культуры, поэтому данное понятие не следует ограничивать овладением определенным уровнем юридических знаний, опыта, навыков в сфере законодательной деятельности, уровнем юридической пропаганды, знанием действующих законодательных актов, умением их толковать и применять в практической деятельности (что иногда

  определяется как «юридическая культура»).

Одной из актуальных задач отечественной юридической науки является, таким образом, теоретическое разрешение проблемы взаимосвязи и разграничения таких социальных явлений, как «правовая культура» и «юридическая культура», научное исследование их сущности и содержания, влияния правовой культуры на развитие отечественной правовой науки и правоприменительной практики, социальный прогресс российского общества в целом, особенно в контексте мирового культурного прогресса.

Основным ключом к пониманию целевой направленности исследования ценностей правовой культуры, сущности и содержания правового прогресса в общественном развитии является общечеловеческая тенденция гуманистического развития. Возрастающий уровень гуманизма и духовности в организации общественных отношений, общежития людей становится сегодня одним из важных индикаторов мирового общественного прогресса.

Развитие правовой культуры способствует и в дальнейшем будет в еще большей мере способствовать утверждению в правовом сознании тех духовных ценностей, которые призваны помочь в созидании справедливого, свободного и более совершенного гуманного общества.

 

 

 Список литературы

 

1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М.:Наука, 1988. -142 с.

2. Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 1995.-320 с.

3. Бабаев В.К. и др. Теория права и государства: Учебник. - М.: Право и закон, 2002. - 576 с.

4. Байниязов Р.С. Правосознание. Психологические аспекты // Правоведение. - 1998. - № 3. - С. 16-21.

5. Бондаренко М.В. Правовая культура и   правомерное поведение в современном российском обществе: Дис.... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 159 с.

6. Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001 г.). - Волгоград, 2001.-С. 11-14.

7. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. - 52 с.

8. ГойманВ. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990.-№ 9.-С. 3-7.

9. Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: Автореф. дис.... канд. филос. наук. -Чебоксары, 2007. -21 с.

10.Ю.ДемкоО.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис.... канд. социол. наук. - Белгород, 2006. 204 с.

11. П.Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. - 2005. -№ 6. - С. 14-17.

12.Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социс. - 2006. - № 6.- С. 37-46. 13.ИванниковИ.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. - 1998. -

3.- С. 46-54.

14.Н.Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сборник. -М, 1974. - С. 42-43.

15.Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. - Ростов-н-Д.: Феникс, 2002. - 480 с.

16.Керимов Д.А. Законотворчество // Право и образование. - 2001. - № 3. -С. 67-69.

17. Ковалева И.В. Ценности правовой культуры    в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков. Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. - 160 с.

18.Культурология / Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1996. - 250 с. 19.Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: ТК Велби,

2002.-640 с.

20.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристь, 2002.-512 с.

21.Наумова Т.Н. К вопросу о понятии «правовая культура» // Правовед:

Межвуз. науч. - метод, сборник / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород. - 2003. - Вып. 4. - С. 13-18.

 22.Наумова Т.Н. Работа правоохранительных органов по правовому воспитанию населения во второй половине 1950-х - конце 1970-х годов (на материалах Новгородской области): Автореф. дис.... канд. истор. наук. - Великий Новгород, 2007. - 25 с.

23.Неважжай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания //Правоведение. - 2000. - № 2. - С. 23-31.

24.Нерсесянц B.C. Философия права. - М.: Норма-Инфра-М, 1997. - 652 с. 25.Политология для юристов / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.:

Юристъ, 1999.-774 с.

26.Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методологические вопросы. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1989. - 144 с.

27.Смоленский М.Б. Право и правовая культура  как базовая ценность

гражданского общества // Журнал российского права. - 2004. - № 11. -

С. 22-26.

28.Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. -М: Норма, 2002. -616

 

с.

Приложение: Сравнительный анализ показателей уровня правовой культуры [38]

 

Возрастные группы (лет)

18-20 21-22 До 25 (по Ф. Э. Шереги)
Установки на соблюдение закона      
Всегда следую правовым нормам, принятым в государстве 20,1 21,2 10,5
Соблюдаю правовые нормы, но не всегда 59 58,2 62,7
Соблюдаю правовые нормы только для достижения своих личных интересов 7,8 7,1 17,2
Не считаю нужным соблюдать правовые нормы 1,3 3,3 0,5
Информированность в области права      
Не считаю себя грамотным и не считаю нужным приобретать правовые знания 1,8 5,4 11
Имею лишь правовые представления и нуждаюсь в получении правовой информации в большем объеме 64 33,7 53,1
Считаю себя по своим потребностям достаточно грамотным в правовом отношении 23,8 37 27,8
Обладаю высоким уровнем правовых знаний и оказываю правовую помощь своим знакомым 1,3 3,8 4,3
Источники правовой информации      
Посредством личных контактов (родственники, знакомые и т.д.) 19,8 23,9 52,2
Центральное телевидение и СМИ 57,4 59,8 38,8
Юридические консультации 5,5 8,2 36,4
Другие источники 8,9 9,2 4,3

 


[1] Культурология / Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1996. - С. 16.

[2] Керимов Д. А. Законотворчество// Право и образование. -2001.-№ З.-С. 69.

[3] Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Наука,1988.-С. 18.

[4] См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристь, 2002. - С. 251.

[5] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: Норма-Инфра-М, 1998. -С. 281

[6] Наумова Т. Н. К вопросу о понятии «правовая культура» // Правовед: Межвуз.науч.-метод.сб. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород.-2003.-Вып. 4.-С. 17.

[7] Иванников И.Л. Указ. соч. - С. 47.

[8] Матузов Н.И., Малыш А.В. Указ. соч. - С. 251.

[9] Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX – начала XX веков. - Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. - С. 22.

[10] Нерсесянц B.C. Философия права. - М.: Норма-Инфра-М, 1997. - С. 43

[11] Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис.... канд. социол. наук. - Белгород, 2006. - С. 30.

[12] См: Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сборник. - М., 1974. - С. 42-43.

[13] Иванников И.А. Указ. соч. - С. 49.

[14] Иванников И.А. Указ. соч. - С. 51.

[15] Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. - С. 252.

[16] См.: Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001 г.). - Волгоград, 2001.-С. 11-14.

[17] См.: Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: Автореф. дис.... канд. филос. наук. - Чебоксары, 2007. - С. 13.

[18] Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. – Волгоград.

[19] См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. - С. 252.

[20] Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 1995. - С. 66.

[21] Демко О.С. Указ. соч. - С. 31.

[22] См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. - С. 253.

[23] Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методологические вопросы. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1989. - С. 29.

[24] Там же. - С. 33

[25]Неважжай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. - 2000. - № 2. - С. 23.

[26]См.: Бондаренко М.В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе:дис.... канд. юрид. наук. - Москва, 2002. — С. 36-37.

[27] См.: Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. - 1990. - № 9. - С. 4.

[28] См.: Донченко Р. Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. - 2005. - № 6.-С. 14.

[29] Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. - 2004. - № 11. - С. 26.

[30] Смоленский М.Б. Указ. соч. - С. 26.

[31] См.: Демко О.С. Указ. соч. С. 58-59.

[32]Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001г.). - Волгоград, 2001. -С. 11-14.

 

 

[33] См.: Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социс. -2006. -№б. -С. 46.

[34] Демко О.С. Указ. Соч. С. 69.

[35] Демко О.С. Указ. Соч. - С. 69.

[36] Вопленко Н.Н. Указ. соч. - С. 11-14.

[37] См.: Наумова Т.Н. Работа правоохранительных органов по правовому воспитанию населения во второй половине 1950-х — конце 1970-х годов.

[38] По данным исследований: Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис.... канд. социол. наук. - Белгород, 2006. - 204 с; Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. - СПб.: Алетейя. - 2002. - 447 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...