Российская правовая культура на современном этапе
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Становление правовой культуры нашего общества в современных условиях представляет собой достаточно пеструю картину. Действительность такова, что не проходит и дня, когда средства массовой информации не указали бы на правовой нигилизм, юридический беспредел и правовое бескультурье, процветающие в обществе. Вместе с тем, уже можно выделить некоторые положительные моменты. И.Д. Неважжай, отмечает, что российское правосознание, особенно это касается так называемого народного или массового правосознания, является, с одной стороны, неразвитым по сравнению с западными цивилизациями, а с другой - характеризуется как расположенное на полюсах нигилизма или идеализма в оценке роли и статуса права.[25]Формами деформации правосознания россиян на современном этапе выступают: Во-первых, правовой нигилизм - «определенная форма общественного состояния, отражающая политические и национально-исторические особенности общества. Степень правового нигилизма является своего рода показателем здоровья общества и государства, в которых он проявляется»[26]. В этой связи, правовой нигилизм рассматривается не только как правовая категория, но и как социально-психологическое явление, возникающее в результате оценки права или отдельных его норм людьми, социальными группами или даже всем обществом. Отметим, что в правовой идеологии он находит отражение в идеях и течениях, в правовой психологии - в различных установках, стереотипах, неверии в правовые идеалы, в юридической практике характеризуется различными аномалиями правового поведения или же вообще правовой пассивностью[27]. Правовой нигилизм имеет свои формы выражения: 1) прямые умышленные нарушения действующих законов и иных
2) издание противоречивых или даже взаимоисключающих правовых 3) подмену законности политической либо идеологической 4) конфронтацию представительных и исполнительных структур 5) нарушение прав человека, особенно таких, как: право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.[28] М.Б. Смоленский отмечает следующие отличительные черты правового нигилизма в России на современном этапе. Во-первых, он характеризуется массовостью. Правовой нигилизм в России распространен не только среди граждан, но и в официальных кругах: в государственных структурах, в исполнительной и законодательной ветвях власти, в правоохранительных органах. Во-вторых, он носит явно демонстративный, агрессивный и неконтролируемый характер. Правовой нигилизм также характеризуется оппозиционной направленностью, зачастую имеет регионально-национальную окраску. В-третьих, правовой нигилизм проявляется в самых разных формах. Он может быть как криминальным, так и легитимным, проявляться как «наверху», так и «внизу» общества, как в профессиональных слоях, так и на бытовом уровне.[29] Одним из главных путей преодоления правового нигилизма должно стать всемерное стремление к повышению общей и правовой, в частности, культуры граждан. Естественно, необходимо модернизировать законодательство. Должна проводиться регулярная работа по профилактике правонарушений, осуществляться массовое просвещение и правовое воспитание населения и особенно молодежи. История свидетельствует, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства.[30]
Второй формой деформации правосознания выступает правовой инфантилизм, перерождение правосознания. Он проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у лица умысла на совершение правонарушений. В свою очередь перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений. В-третьих, формой деформации правосознания выступает вера в устрашение, как универсальный и эффективный способ решения социальных проблем, а также нежелание вступать в контакты с законом и его представителями, недоверие правоохранительным и судебным органам.[31] Одной из основных причин таких проявлений является то, что произошел слом командно-административной системы управления, отход от принципов жесткого централизованного планирования. Сегодня общество вступило на сложный, противоречивый путь создания рыночной экономики. Этот процесс, начавшийся в 1988 году и продолжающийся уже почти два десятка лет, постоянно требует полноценного правового регулирования и создания системы законов, отражающей происходящие изменения в политической и экономической жизни. Так, Р.С. Байниязов отмечает,что современное состояние отечественного правосознания характеризуется наличием в нем некоего правового вакуума, который необходимо чем-то заполнить, с одной стороны, такой вакуум в сознании людей может быть заполнен духовно-нравственными и религиозными ценностями, а с другой - криминальным, уголовным менталитетом с его глубоко нигилистическим отношением к праву.[32] Р.С. Байниязов правильно подчеркивает, что именно российский законодатель должен обратить на наличие такого вакуума пристальное внимание, возложить на себя нелегкое бремя созидания действительно морально зрелого правосознания. Впрочем, следует согласиться с автором в том, что формирование зрелого правосознания и правовой культуры - это задача не только законодателя, она стоит и перед всеми остальными субъектами права, что относится ко всей системе правоприменительных органов (в особенности, к правоохранительным), к должностным лицам, гражданам. Правореализующую деятельность последних нельзя переоценить, ибо характер их правового поведения задает юридический «тон» функционированию государственного аппарата в целом.
Глубокий анализ российской правовой культуры на современном этапе был дан на проведенной несколько лет назад конференции, отчет по которой представлен Н.Н. Вопленко. По мнению одного из докладчиков, С.А. Комарова, в кризисной ситуации сегодняшнего дня люди все чаще поступают не в соответствии с моральными и правовыми нормами, а под влиянием той негативной среды, в которой они оказались. С.А. Комаров также указал на существование таких явлений правосознания, как правовой конформизм и правовой индивидуализм, а также на наличие в сфере правовой культуры таких феноменов, как соборность и корпоративность. Докладчик констатировал наступление очередного кризиса правосознания и правовой культуры, для выхода из которого требуется наличие не только продуманной государственной политики, но и активной позиции личности. Разумеется, за прошедшее с момента проведения указанной конференции время можно отметить ряд положительных сдвигов в формировании российской правовой культуры. Создана полноценная законодательная база, укрепляется судебная система, проводимые перед выборами в Государственную Думу опросы показывают, что граждане стремятся активнее участвовать в общественной жизни страны. Однако существующие тенденции неоднозначны - эмпирические исследования, в частности, молодежной правовой культуры, показывают противоречивые результаты. Так, отмечается, что в формировании правовой культуры российских подростков прослеживаются тенденции либерализации правового сознания и поведения. Это проявилось в более высоком уровне правовой культуры по таким показателям, как информированность подростков о собственных правах и правовой защищенности, о фактах их нарушений в стране; терминальная ценность права в структуре правового сознания; нормативно-правовая регуляция повседневного поведения.[33]
С другой стороны, О.С. Демко говорит, что у студенческой молодежи сформировалось неадекватное представление о правовой культуре. Индивидуальное сознание интерпретируется современной молодежью не как способ проявления себя, своих собственных способностей, возможностей и таланта, а как отделение, возвышение себя над остальными, своего собственного я. Отсюда и появление различных форм деформации правосознания от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного игнорирования и отрицания.[34] Деформация правовой культуры выражается в превращении правовых взглядов, убеждений, установок в неправовые, появляется вера в безнаказанность за совершенное противоправное деяние, как следствие совершение правонарушений и преступлений. Это подтверждается тем, что, хотя данная категория молодежи считает необходимым соблюдение всеми гражданами правовых норм, которые соответствуют социально-экономическим и политическим условиям (41,8%), на практике все обстоит иначе. Лишь малая часть молодежи (9,2%) всегда соблюдает нормы и правила, установленные в обществе и государстве, а остальным требуется контроль со стороны других (6,5%), либо «принять данный закон», «согласиться с ним» (9,2%, 24,5% соответственно).[35] О.С. Демко сравнила результаты своих исследований с результатами других авторов (см. таблицу в Приложении к настоящей работе) и сделала вывод о примерно одинаковом уровне правовой культуры белгородской молодежи сравнительно с аналогичными показателями по другим регионам.[36] Главным препятствием к формированию высокой правовой культуры учеными признается отсутствие для этого объективных оснований. По словам Н.Н. Вопленко, вообще не совсем корректно говорить о целенаправленном повышении правовой культуры, поскольку это естественный процесс, который нельзя форсировать «кавалерийским натиском»; речь должна идти скорее о мерах по созданию для него необходимых условий. В числе таких мер участниками вышеуказанной конференции были предложены следующие: в сфере общегосударственной стратегии - нацеленность государственной политики на защиту интересов личности, выработка единой правовой политики, всемерное обеспечение благосостояния граждан, строжайшее соблюдение Конституции и законов всеми государственными органами; в сфере правотворчества- профессионализация законодательной деятельности, предоставление населению права законодательной инициативы, распространение знаний в области юридической техники, широкое публичное освещение законопроектной деятельности, усиление юридической ответственности за нарушение прав и свобод граждан; в сфере правоприменения - лицензирование юридических профессий, развитие судебной системы, обеспечение прямого действия норм Конституции РФ, проведение практических семинаров для работников государственных органов, создание консультативных советов при юридических ведомствах;
в сфере юридического воспитания - необходимо формирование единой системы правового воспитания населения, консолидации усилий органов государственной власти, местного самоуправлении, учреждений образования, культуры, средств массовой информации и правоохранительных органов. Лишь при выполнении всех этих условий можно говорить о реальном построении в Российской Федерации гражданского общества и правового государства;[37] в сфере юридической науки и юридического образования - дальнейшее развитие научных исследований в области правовой культуры, преодоление разрыва между наукой и практикой, повышение эффективности высшего юридического образования, введение юридических дисциплин в неюридических вузах и общеобразовательных учреждениях; в сфере гражданского общества и личной инициативы - развитие системы общественных организаций, активное отстаивание личностью своих прав, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола. Заключение
Если попытаться интегрировать подходы к определению понятия «культура» в культурологии и понятия «правовая культура» в теории государства и права, то можно сделать вывод, что правовая культура является совокупностью достижений общества, его социальных групп в области такого регулирования общественных отношений, которое обеспечило бы верховенство права в общественной жизни, т.е. господство правовых принципов справедливости и гуманизма, защиты естественных прав и свобод человека. Таким образом, правовая культура предусматривает, в частности: установление в обществе права в его гуманистическом измерении; обеспеченность правопорядка; наличие развитого правосознания общества; престижный статус юридической науки, правового образования и воспитания. Следует особо отметить, что правовая культура в условиях ее культивирования в российском обществе способна стать гарантией обеспечения демократии, подчинения государственной власти гражданскому обществу, приоритета права над государством. В заключение хотелось бы также подчеркнуть, что в переходный период общественного развития, который, несомненно, все еще продолжается в нашей стране, особенно актуальным является поиск тех общечеловеческих духовных ценностей, которые бы позволили нашему народу, государству ориентироваться в сложном переплетении социальных процессов. К таким ценностям относятся и правовые ценности, морально-этические принципы правовой культуры, поэтому данное понятие не следует ограничивать овладением определенным уровнем юридических знаний, опыта, навыков в сфере законодательной деятельности, уровнем юридической пропаганды, знанием действующих законодательных актов, умением их толковать и применять в практической деятельности (что иногда определяется как «юридическая культура»). Одной из актуальных задач отечественной юридической науки является, таким образом, теоретическое разрешение проблемы взаимосвязи и разграничения таких социальных явлений, как «правовая культура» и «юридическая культура», научное исследование их сущности и содержания, влияния правовой культуры на развитие отечественной правовой науки и правоприменительной практики, социальный прогресс российского общества в целом, особенно в контексте мирового культурного прогресса. Основным ключом к пониманию целевой направленности исследования ценностей правовой культуры, сущности и содержания правового прогресса в общественном развитии является общечеловеческая тенденция гуманистического развития. Возрастающий уровень гуманизма и духовности в организации общественных отношений, общежития людей становится сегодня одним из важных индикаторов мирового общественного прогресса. Развитие правовой культуры способствует и в дальнейшем будет в еще большей мере способствовать утверждению в правовом сознании тех духовных ценностей, которые призваны помочь в созидании справедливого, свободного и более совершенного гуманного общества.
Список литературы
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М.:Наука, 1988. -142 с. 2. Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 1995.-320 с. 3. Бабаев В.К. и др. Теория права и государства: Учебник. - М.: Право и закон, 2002. - 576 с. 4. Байниязов Р.С. Правосознание. Психологические аспекты // Правоведение. - 1998. - № 3. - С. 16-21. 5. Бондаренко М.В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе: Дис.... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 159 с. 6. Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001 г.). - Волгоград, 2001.-С. 11-14. 7. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. - 52 с. 8. ГойманВ. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990.-№ 9.-С. 3-7. 9. Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: Автореф. дис.... канд. филос. наук. -Чебоксары, 2007. -21 с. 10.Ю.ДемкоО.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис.... канд. социол. наук. - Белгород, 2006. 204 с. 11. П.Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. - 2005. -№ 6. - С. 14-17. 12.Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социс. - 2006. - № 6.- С. 37-46. 13.ИванниковИ.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. - 1998. - 3.- С. 46-54. 14.Н.Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сборник. -М, 1974. - С. 42-43. 15.Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. - Ростов-н-Д.: Феникс, 2002. - 480 с. 16.Керимов Д.А. Законотворчество // Право и образование. - 2001. - № 3. -С. 67-69. 17. Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков. Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. - 160 с. 18.Культурология / Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1996. - 250 с. 19.Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: ТК Велби, 2002.-640 с. 20.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристь, 2002.-512 с. 21.Наумова Т.Н. К вопросу о понятии «правовая культура» // Правовед: Межвуз. науч. - метод, сборник / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород. - 2003. - Вып. 4. - С. 13-18. 22.Наумова Т.Н. Работа правоохранительных органов по правовому воспитанию населения во второй половине 1950-х - конце 1970-х годов (на материалах Новгородской области): Автореф. дис.... канд. истор. наук. - Великий Новгород, 2007. - 25 с. 23.Неважжай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания //Правоведение. - 2000. - № 2. - С. 23-31. 24.Нерсесянц B.C. Философия права. - М.: Норма-Инфра-М, 1997. - 652 с. 25.Политология для юристов / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999.-774 с. 26.Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методологические вопросы. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1989. - 144 с. 27.Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. - 2004. - № 11. - С. 22-26. 28.Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. -М: Норма, 2002. -616
с. Приложение: Сравнительный анализ показателей уровня правовой культуры [38]
Возрастные группы (лет) | ||||||||||||||||||
18-20 | 21-22 | До 25 (по Ф. Э. Шереги) | ||||||||||||||||
Установки на соблюдение закона | ||||||||||||||||||
Всегда следую правовым нормам, принятым в государстве | 20,1 | 21,2 | 10,5 | |||||||||||||||
Соблюдаю правовые нормы, но не всегда | 59 | 58,2 | 62,7 | |||||||||||||||
Соблюдаю правовые нормы только для достижения своих личных интересов | 7,8 | 7,1 | 17,2 | |||||||||||||||
Не считаю нужным соблюдать правовые нормы | 1,3 | 3,3 | 0,5 | |||||||||||||||
Информированность в области права | ||||||||||||||||||
Не считаю себя грамотным и не считаю нужным приобретать правовые знания | 1,8 | 5,4 | 11 | |||||||||||||||
Имею лишь правовые представления и нуждаюсь в получении правовой информации в большем объеме | 64 | 33,7 | 53,1 | |||||||||||||||
Считаю себя по своим потребностям достаточно грамотным в правовом отношении | 23,8 | 37 | 27,8 | |||||||||||||||
Обладаю высоким уровнем правовых знаний и оказываю правовую помощь своим знакомым | 1,3 | 3,8 | 4,3 | |||||||||||||||
Источники правовой информации | ||||||||||||||||||
Посредством личных контактов (родственники, знакомые и т.д.) | 19,8 | 23,9 | 52,2 | |||||||||||||||
Центральное телевидение и СМИ | 57,4 | 59,8 | 38,8 | |||||||||||||||
Юридические консультации | 5,5 | 8,2 | 36,4 | |||||||||||||||
Другие источники | 8,9 | 9,2 | 4,3 |
[1] Культурология / Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1996. - С. 16.
[2] Керимов Д. А. Законотворчество// Право и образование. -2001.-№ З.-С. 69.
[3] Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Наука,1988.-С. 18.
[4] См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристь, 2002. - С. 251.
[5] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: Норма-Инфра-М, 1998. -С. 281
[6] Наумова Т. Н. К вопросу о понятии «правовая культура» // Правовед: Межвуз.науч.-метод.сб. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород.-2003.-Вып. 4.-С. 17.
[7] Иванников И.Л. Указ. соч. - С. 47.
[8] Матузов Н.И., Малыш А.В. Указ. соч. - С. 251.
[9] Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX – начала XX веков. - Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. - С. 22.
[10] Нерсесянц B.C. Философия права. - М.: Норма-Инфра-М, 1997. - С. 43
[11] Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис.... канд. социол. наук. - Белгород, 2006. - С. 30.
[12] См: Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сборник. - М., 1974. - С. 42-43.
[13] Иванников И.А. Указ. соч. - С. 49.
[14] Иванников И.А. Указ. соч. - С. 51.
[15] Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. - С. 252.
[16] См.: Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001 г.). - Волгоград, 2001.-С. 11-14.
[17] См.: Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: Автореф. дис.... канд. филос. наук. - Чебоксары, 2007. - С. 13.
[18] Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. – Волгоград.
[19] См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. - С. 252.
[20] Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 1995. - С. 66.
[21] Демко О.С. Указ. соч. - С. 31.
[22] См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. - С. 253.
[23] Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методологические вопросы. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1989. - С. 29.
[24] Там же. - С. 33
[25]Неважжай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. - 2000. - № 2. - С. 23.
[26]См.: Бондаренко М.В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе:дис.... канд. юрид. наук. - Москва, 2002. — С. 36-37.
[27] См.: Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. - 1990. - № 9. - С. 4.
[28] См.: Донченко Р. Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. - 2005. - № 6.-С. 14.
[29] Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. - 2004. - № 11. - С. 26.
[30] Смоленский М.Б. Указ. соч. - С. 26.
[31] См.: Демко О.С. Указ. соч. С. 58-59.
[32]Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001г.). - Волгоград, 2001. -С. 11-14.
[33] См.: Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социс. -2006. -№б. -С. 46.
[34] Демко О.С. Указ. Соч. С. 69.
[35] Демко О.С. Указ. Соч. - С. 69.
[36] Вопленко Н.Н. Указ. соч. - С. 11-14.
[37] См.: Наумова Т.Н. Работа правоохранительных органов по правовому воспитанию населения во второй половине 1950-х — конце 1970-х годов.
[38] По данным исследований: Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис.... канд. социол. наук. - Белгород, 2006. - 204 с; Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. - СПб.: Алетейя. - 2002. - 447 с.
|
|