Тема: Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии
Методические рекомендации по подготовке К семинарским занятиям для студентов ОЗО Психология. Часть 2: Возрастная психология Педагогическое образование, профиль подготовки:Дошкольное образование 2 курс. 3 – 4 семестр. Преп: Т.Е. Чернокова, Т.В. Савищева
План занятий на 3 семестр Семинар № 1 Тема: Проблемы психического развития ребенка философских учениях о душе и о сознании Вопросы для обсуждения: 1. Особенности, условия и этапы развития психологии в рамках философии. 2. Проблема психического развития в материалистических учениях о душе в Древней Греции (Герактит, Демокрит). 3. Проблема психического развития в идеалистических учениях о душе в Древней Греции (Сократ, Платон). 4. Естественно-научный подход к душе в теории Аристотеля. 5. Проблема психического развития в философии средневековья (Фома Аквинский, Ибн Сина). 6. Материалистические концепции развития психики в Новое Время (Т. Гоббс, Б. Спиноза,. Дж. Локк). 7. Идеалистические концепции развития психики в Новое Время (Р.Декарт, Г.Лейбниц). 8. Подход к решению проблемы психического развития в ассоциативной психологии. Задания: 1. Выписать основные понятия по теме. 2. Выявить особенности подходов к решению проблем психологии философов античности и средневековья (психофизическая проблема, проблема познания, проблема саморегуляции, проблема развития). Представить в таблице.
Литература: Основная: 1. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии.- М.: Гардарики, 2004. Дополнительная: 2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1995.- с.33-83.
Семинар №2 Тема: Теории развития личности в зарубежной психологии Вопросы для обсуждения: 1.Психоаналитические теории развития ребенка. а) Общая характеристика психоаналитического направления: представления о природе человека, предмет и метод исследований. б) Основные положения теории психосексуального развития ребенка 3. Фрейда: в) Индивидуальная психология А. Адлера: представления о механизмах психического развития. г) Представления об условиях психического развития в неопсихоанализе (К. Хорни, А. Фрейд, Э.Эриксон). 2. Проблемы психического развития в гуманистической психологии. а) Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека, предмет и методы исследований. б) Г. Олпорт: понятие о врожденных и приобретенных чертах личности. в) Мотивационная теория личности А.Маслоу. г) К. Роджерс: развитие самосознания и адекватной самооценки как основа психического здоровья личности. Задания 1. Выписать определения понятий по теме; 2. Провести сравнительный анализ психоаналитического и гуманистического к проблеме психического развития. Продолжить таблицу
Примечание: в таблице должны быть изложены не только общие для каждого подхода положения, но и специфические особенности учений его представителей; все понятия должны быть определены.
Литература Основная: 1. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии. – М., 2004. Дополнительная 2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.
Семинар № 3 Тема: Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии Вопросы для обсуждения: 1. Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского: сознание и его развитие как предмет исследования, экспериментально-генетический метод. 2. Учение о высших психических функциях, закон развития ВПФ. Натуральная и культурная линии развития. 3. Условия психического развития ребенка в концепции Л.С. Выготского. 4. Обучение как движущая сила психического развития в теории Л.С. Выготского. Критика зарубежных теорий обучения, развивающее обучение, понятие «зоны ближайшего развития». 5. Деятельность как движущая сила психического развития. Понятие деятельности и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев). 6. Развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении в отечественной психологии. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова. 7. Понятие «психологический возраст» и критерии периодизации в теории Л.С. Выготского. Понятие структура возраста, ее характеристики. Стабильные и критические возрасты. 8. Деятельность как критерий периодизации психического развития. Ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев). Закон чередования ведущих типов деятельности Д.Б. Эльконина, типы кризисов, эпохи и стадии детства. Задания: 1. Выписать предмет, метод и основные положения теории Л.С. Выготского, понятие высших психических функций и закон их развития. 2. Определить содержание натуральной и культурной линии развития, роль освоения орудий и знаков в развитии ребенка. 3. Привести примеры натуральных и высших психических функций и охарактеризовать по параметрам: опосредствованность, осознанность, произвольнось, интеллектуализированность. 4. Выписать и обосновать условия и движущие силы психического развития с точки зрения Л.С. Выготского, понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, типы обучения. 5. Выписать понятие деятельность, ее структура, ведущая деятельность и характеристики ведущей деятельности, механизмы формирования деятельности.
6. Выписать понятие учебной деятельности ее содержание и структуру (В.В. Давыдов). 7. Выявить отличия культурно-исторического и зарубежных подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.
8. Выписать критерии периодизаций психического развития в зарубежной психологии и теории Л.С. Выготского. 9. Выписать понятия возраста, социальной ситуации развития, новообразований, особенностей кризисов. 10. Определить типы и виды ведущих деятельностей на разных стадиях онтогенеза. 11. Заполнить таблицу: «Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину»
Литература: Основная: 1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. Вузов. - М.: Гардарики, 2004. Дополнительная: 2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.,2008. 3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. 4. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2008. 5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2008. 6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010. 7. Психология развития: Учебник для студ. Вузов / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005. Лабораторная работа №1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|