Темы контрольных работ по ТиМРРуД для студентов 3 курса
Общие рекомендации: 1. При выполнении контрольной работы учитывать краткие методические рекомендации. Сформулированные для каждой темы. 2. Для каждой темы предложен примерный список литературы, требующий корректировки. Рекомендуется использование литературных источников последних 5 лет издания. 3. Для каждой темы предложен примерный план, поэтому в наименование пунктов плана возможно внесение изменений. 4. Рекомендуется использование материалов разработанных в соответствии с ФГОС ДО О.С. Ушаковой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной и др.
Тема 1. Обучение родному языку на занятиях – ведущее средство формирования речи детей. Цель работы: Показать роль и значение речевых занятий в интеллектуальном развитии детей и подготовке их к обучению грамоте. Примерный план работы 1. Значение речевых занятий в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста. Типы занятий по развитию речи. Формы организации обучения дошкольников родной речи. 2. Дидактические требования к занятиям по развитию речи детей. 3. Моделирование и оптимизация процесса речевого развития детей. Проблема комплексного подхода в решении речевых задач в ДОУ. 4. Компьютерные программы для обучения детей родному языку на занятиях по подгруппам. 5. Конспект комплексного занятия по развитию речи детей одной из возрастных групп. Краткие методические рекомендации Теоретическая часть. Осветите роль обучения в овладении детьми родным языком, покажите своеобразие занятий по развитию речи в ДОУ, формы их организации. Раскройте дидактические требования, предъявляемые к таким занятиям. Познакомьтесь с компьютерными программами для обучения детей родному языку на занятиях по подгруппам, проанализируйте их.
Практическая часть. Разработайте конспект комплексного занятия по развитию речи (программное содержание и возраст детей по выбору студента) в соответствии со схемой. Литература 1. Арушанова, А.Г. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников [Текст] / А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников; под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1993. 2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи детей [Текст] / В.В.Гербова. – М., 1981, 1984 и др. изд. 3. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]; под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1993. 4. Ушакова, О.С. Компьютерные программы для обучения родному языку [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 7, 8. 5. Чиркова, Т. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях [Текст] / Т. Чиркова // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 9.
Тема 2. Особенности речевого развития детей раннего возраста. Цель работы: осветить вопросы формирования общения у детей раннего возраста и пути педагогического воздействия воспитателя на ребёнка. Примерный план работы 1. Особенности речи детей на первом году жизни. Педагогические требования к организации общения воспитателя с детьми первого года жизни. 2. Особенности речи детей на втором году жизни. Педагогические требования к организации общения воспитателя с детьми второго года жизни. 3. Особенности речи детей на третьем году жизни. Педагогические требования к организации общения воспитателя с детьми третьего года жизни. 4. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста. 5. Конспект дидактической игры и занятия по развитию речи с детьми раннего возраста. Краткие методические рекомендации Теоретическая част ь. Раскройте проблемы речевого развития детей первых трёх лет жизни. Опишите особенности речи детей первого, второго и третьего года жизни, условия, методы и приёмы их речевого развития.
Практическая часть. Подберите дидактическую игру по развитию речи для детей раннего возраста (второй год жизни). Разработайте конспект занятия с детьми раннего возраста (третий год жизни). Литература 1. Лямина, Г.М. Закономерности развития и воспитания детей первого года жизни [Текст] / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. 2. Мещерякова, С. Становление общения ребёнка со взрослыми на первом году жизни [Текст] / С. Мещерякова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. 3. Павлова, Л.Н. Малыш начинает ходить и говорить [Текст] /Л.Н. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № № 3, 5, 6, 7, 10; 2001. - №№ 1, 3, 10; 2002. - № 5. 4. Ушакова, О.С. Как развивать речь малыша (от рождения до трёх лет) [Текст] / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5.
Тема 3. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. Вариант 1. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. Вариант 2. Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста. Вариант 3. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. Цель работы: осветить особенности овладения словарём детьми дошкольного возраста. Раскрыть проблему формирования словаря у детей как количественное накопление слов и качественное освоение значения слов на основе развития представлений и мышления. Примерный план работы 1. Понятие словарной работы в детском саду. Пассивный и активный словарь детей. 2. Особенности овладения словарём дошкольниками. 3. Задачи, принципы, содержание словарной работы в детском саду. 4. Формирование словаря у детей дошкольного возраста (конкретизировать в зависимости от выбранного варианта темы). 5. Конспект занятия по развитию словаря детей одной из возрастных групп. Краткие методические рекомендации Теоретическая часть. Раскройте сущность слова как единства звукового образа и общественно закреплённого содержания. Дайте характеристику развития словаря у детей (объём, особенности овладения значением слов, образными выражениями, фразеологизмами). Определите задачи развития словаря, а также содержание словарной работы в разных возрастных группах. Раскройте методику обогащения, закрепления и уточнения, активизации словаря.
Практическая часть. Проанализируйте занятия по развитию словаря из книги В.В. Гербовой «Занятия по развитию речи детей» (возраст определите в зависимости от темы контрольной работы). Составьте конспект занятия по развитию словаря детей (возраст определите в зависимости от темы контрольной работы). Литература 1. Дунаева, В. Почему они так называются [Текст] / В. Дунаева //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 11. 2. Иванова, Н.П. Упражнения по лексике [Текст] / Н.П. Иванова //Дошкольное воспитание. – 1978. - № 7. 3. Кабан, Ж. Обогащение и активизация словаря детей в процессе трудовой деятельности [Текст] / Ж. Кабан // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 11. 4. Колунова, Л.А. «Умноватый мальчик». Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников [Текст] / Л.А. Колунова, О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 9. 5. Струнина, Е. Лексическое развитие дошкольников [Текст] / Е. Струнина // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 7.
Тема 4. Беседа как метод формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста. Вариант 1. Беседа как метод формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. Вариант 2. Беседа как метод формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Цель работы: раскрыть значение формирования диалогической речи в начальный период речевого развития ребёнка как средства общения и подготовительного этапа к овладению монологической речью. Примерный план работы 1. Коммуникативное развитие дошкольников: проблемы и перспективы. 2. Характеристика коммуникативных умений детей дошкольного возраста. 3. Беседа как метод формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста (понятие беседы, виды бесед, их сущность, воспитательно-образовательное значение, тематика и методика проведения). 4. Конспект обобщающей беседы с детьми одной из возрастных групп. Краткие методические рекомендации Теоретическая часть. Осветите особенности диалогической речи детей, проблемы и перспективы коммуникативного развития дошкольников. Покажите роль беседы в формировании навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми.
Практическая часть. Разработайте конспект обобщающей беседы с детьми дошкольного возраста (возраст определите в зависимости от темы контрольной работы). Литература 1. Арушанова, А.Г. Сценарий активизированного общения [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 2. 2. Арушанова, А.Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 6 – 10. 3. Арушанова, А.Г. Сверстники: обучение диалогу [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. 4. Богуславская, Н.Е. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка) [Текст] / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург, 1997. 5. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Э.П. Короткова. – М., 1977. 6. Паромонова, Л. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности [Текст] / Л. Паромонова, Т. Алиева, А. Арушанова// Дошкольное воспитание. – 1999. - № 5. 7. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребёнка [Текст] / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 9.
Тема 5. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию по восприятию. Вариант 1. Обучение детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по восприятию. Вариант 2. Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по восприятию. Цель работы: показать особенности, раскрыть методические приёмы обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по восприятию (с учётом использования различного наглядного материала: игрушек, натуральных предметов, картинок). Примерный план работы 1. Понятия «восприятие», «рассказывание по восприятию». 2. Характеристика описательной речи детей. 3. Методика обучения детей составлению описательных рассказов. 4. Особенности использования модели при обучении детей рассказыванию по восприятию. 5. Конспект занятия по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по восприятию с использованием схем, моделей. Краткие методические рекомендации Теоретическая часть. Раскройте особенности познавательной деятельности дошкольников при описании предметов, игрушек, картинок. Осветите вопросы формирования описательной речи детей в психолого-педагогической литературе. Практическая часть. Разработайте конспект занятия по обучению детей рассказыванию по восприятию с использованием схем, моделей (возраст определите в зависимости от темы контрольной работы). Литература 1. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст] /В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 9.
2. Гербова, В.В. Рассказывание по восприятию [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 1975. - № 9. 3. Гризик, Т.И. Обучение детей описанию предметов [Текст] /Т.И. Гризик // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. 4. Зрожевская, А. Обучение монологам-описаниям [Текст] / А. Зрожевская // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 12. 5. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. - №
Тема 6. Обучение детей рассказыванию по воображению. Вариант 1. Обучение детей шестого года жизни рассказыванию по воображению. Вариант 2. Обучение детей седьмого года жизни рассказыванию по воображению. Цель работы: показать особенности творческого рассказывания детей; раскрыть задачи, содержание и методику обучения детей рассказыванию по воображению. Примерный план работы 1. Значение обучения творческому рассказыванию для развития личности и речи ребёнка. 2. Особенности овладения детьми творческим рассказыванием. 3. Приёмы активизации воображения и фантазии детей. 4. Методика обучения связному и последовательному изложению придуманного содержания. 5. Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Краткие методические рекомендации Теоретическая часть. Изучите литературу по детской психологии (радел «Воображение»), по теории и методике развития речи детей (раздел «Рассказывание по воображению»). Обратите внимание на целенаправленное обучение детей творческому рассказыванию на занятиях по развитию связной речи. Опишите наиболее эффективные способы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по воображению. Практическая часть. Составьте конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию (возраст определите в зависимости от темы контрольной работы). Литература 1. Ворошнина, Л. Творческое рассказывание [Текст] / Л. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 9. 2. Ворошнина, Л. Обучение творческому рассказыванию [Текст] /Л. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 1991. - № № 2, 3, 4. 3. Дьяченко, О.Н. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] / О.Н. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. 4. Родари, Дж. Грамматика фантазии [Текст]. – М., 1978. 5. Торокина, В. Примерные конспекты занятий по обучению творческому рассказыванию [Текст] / В. Торокина // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4.
Тема 7. Обучение детей пересказыванию литературных текстов. Вариант 1. Обучение детей среднего дошкольного возраста пересказыванию литературных текстов. Вариант 2. Обучение детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных текстов. Цель работы: раскрыть значение этого вида речевой деятельности для воспитания звуковой культуры речи, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, развития связной речи. Примерный план работы 1. Значение пересказа для развития мышления и речи детей. 2. Требования к отбору текстов для пересказа в разных возрастных группах. 3. Программные требования к пересказыванию детей в разных возрастных группах. 4. Методы и приёмы обучения дошкольников пересказыванию. 5. Организация работы по обучению пересказыванию детей дошкольного возраста (конкретизировать в зависимости от выбранного варианта темы). 6. Конспект занятия по обучению детей дошкольного возраста пересказу литературных текстов (конкретизировать в зависимости от выбранного варианта темы) Краткие методические рекомендации Теоретическая часть. Укажите, какую роль играет художественная литература в интеллектуальном развитии детей. Опишите требования, которыми следует руководствоваться при подборе художественных произведений для занятий по обучению пересказу. Отметьте значение пересказов для речевого развития дошкольников. Практическая часть. Разработайте конспект занятия по обучению дошкольников пересказу литературных текстов (возраст определите в зависимости от темы контрольной работы). Литература 1. Андросова, В. Чтение произведений художественной литературы [Текст] / В. Андросова // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 4. 2. Андросова, В. Обучение детей восприятию художественной литературы [Текст] / В. Андросова // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 3. 3. Венгер, Л. Как ускорить процесс понимания сказки [Текст] / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5. 4. Гурович, Л.М. Пересказ как приём активизации умственной деятельности [Текст] / Л.М. Гурович // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 4. 5. Короткова, Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2001. - №№ 8, 9. 6. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П. Короткова. – М., 1982.
Тема 8. Формирование грамматического компонента языковой способности у детей старшего дошкольного возраста. Вариант 1. Формирование морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Вариант 2. Формирования синтаксической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Вариант 3. Формирование способов словообразования у детей старшего дошкольного возраста. Цель работы: показать важность и значимость овладения дошкольниками грамматическим строем речи для своевременного и полноценного речевого развития и подготовки их к школе. Примерный план работы 1. Значение усвоения грамматики русского языка для речевого развития детей и подготовки их к школе. 2. Особенности овладения дошкольниками грамматическим компонентом языковой способности. 3. Методика формирования грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста (конкретизировать в зависимости от выбранного варианта темы). 4. Конспект занятия по формированию грамматического компонента языковой способности у детей старшего дошкольного возраста (конкретизировать в зависимости от выбранного варианта темы). Краткие методические рекомендации Теоретическая часть. Покажите особенности овладения детьми грамматическим строем речи, своеобразие задач детского сада по формированию морфологической, синтаксической сторон речи, способов словообразования, а также роль дидактических игр и упражнений, занятий по развитию словаря, связной речи в освоении норм грамматики. Практическая часть. Разработайте конспект занятия по формированию грамматического компонента языковой способности у детей старшего дошкольного возраста (конкретизировать в зависимости от выбранного варианта темы). Литература 1. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи: некоторые итоги исследования [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 2. 2. Арушанова, А.Г. Парадоксы детской грамматики [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 7. 3. Арушанова, А.Г. Грамматические игры и упражнения [Текст] / А.Г. Арушанова, Т. Николайчук // Дошкольное воспитание. – 1996. - №№ 2, 3, 5. 4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М., 1961. 5. Калмыкова, Л. Работа по формированию грамматического строя речи (подготовительная группа) [Текст] / Л. Калмыкова // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 1. 6. Тамбовцева, А.Г. Формирование структуры предложения [Текст] / А.Г. Тамбовцева // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 12. 7. Тюрикова, И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей [Текст] / И. Тюрикова // Дошкольное воспитание. – 1988. - №№ 2, 3, 4. 8. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. – М., 1991.
Тема 9. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Вариант 1. Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Вариант 2. Воспитание звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. Вариант 3. Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: освоить последовательность и особенности освоения ребёнком звуковой культуры речи; осветить задачи, содержание и методику работы по формированию произносительной стороны речи, развитию фонематического восприятия и речевого слуха. Примерный план работы 1. Понятие звуковой культуры речи. 2. Особенности овладения детьми звукопроизношением. 3. Восприятие речи, его особенности. 4. Пути воспитания звуковой культуры речи у дошкольников. 5. Конспект комплексного занятия по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста (конкретизировать в зависимости от выбранного варианта темы). Краткие методические рекомендации Теоретическая часть. Осветите ход освоения всех компонентов, входящих в понятие «звуковая культура речи». Покажите связь слухового и речедвигательного анализаторов как условие становления звуковой культуры речи. Раскройте особенности овладения звуковой культурой речи дошкольниками, пути формирования звуко- и словопроизношения. Практическая часть. Составьте конспект комплексного занятия по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников (возраст определите в зависимости от темы контрольной работы). Литература 1. Максаков, А.И. Правильно ли говорит Ваш ребёнок [Текст] /А.И. Максаков. – М., 1988. 2. Максаков, А.И. О развитии внеречевого и речевого дыхания [Текст] /А.И. Максаков // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 1. 3. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи на занятиях [Текст] / А.И. Максаков // Дошкольное воспитание. – 1981. - №№ 8, 9. 4. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей [Текст] / А.И. Максаков // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 6. 5. Максаков, А.И. Учите, играя [Текст] / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М., 1983. 6. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г.С. Швайко. – М., 1987.
Тема 10. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Цель работы: осветить цели и задачи ДОУ по подготовке детей к обучению грамоте. Примерный план работы 1. Подготовка к обучению грамоте в системе работы детского сада по развитию речи детей. 2. Сравнительный анализ содержания вариативных программ по подготовке детей к обучению грамоте. 3. Содержание и методика работы по ознакомлению детей: а) со словом; б) с предложением и его словесным составом; в) со звуковым строением слова. 4. Игры и упражнения по ознакомлению детей со звучащим словом, словесным составом предложения, звуковым строением слова. 5. Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте.
Краткие методические рекомендации Теоретическая часть. Дайте определение понятия «грамота». Ознакомьтесь с содержанием работы по подготовке детей к обучению грамоте в соответствии с требованиями вариативных программ. Дайте анализ организации, содержания и методики работы в подготовительный период обучения грамоте. Практическая часть. Разработайте конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте. Подготовьте несколько увлекательных игр и упражнений по ознакомлению детей со звучащим словом, словесным составом предложения, звуковым строением слова. Литература 1. Белякова, Г.П. Речевая игра «Живые слова» [Текст] / Г.П. Белякова // Дошкольное воспитание. – 1975. - № 10. 2. Волина, В.В. Учимся, играя [Текст] / В.В. Волина. – М., 1994. 3. Журова, Л.Е. Обучение грамоте в детском саду [Текст] / Л.Е. Журова. – М., 1974. 4. Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками [Текст] / С.Н. Карпова. – М., 1967. 5. Колесникова, Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников [Текст] / Е.В. Колесникова. – М., 1996. 6. Невская, Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду [Текст] / Л.Н. Невская. – М., 1990. 7. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте [Текст] / Т.П. Сальникова. – М. – Воронеж, 1996. 8. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом [Текст] / Г.А. Тумакова. – М., 1991.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|