Чем взгляды на науку Р. Мертона и Т. Парсонса отличаются от взглядов П. Бурдье?
Чем социологическое исследование науки отличается от философского изучения знания и познания? В чем специфика этапов развития социологии науки?
6. Перечислите не менее 8 особенностей научной деятельности. * Социальные аспекты выделяют в силу того, что по дисциплинарному, отраслевому принципу строятся как научные коллективы, так и средства научной коммуникации. * Особенность разделения труда в науке, которое основывается на специализации. * Относительное обособление фундаментальных и прикладных исследований, в свою очередь пронизанных процессами дифференциации и интеграции, порождающими все новые типы и формы деятельности ученых. * Осознанность творческой исследовательской деятельности (целеполагание); * Общественно обусловленный характер научной деятельности; * Продуктивность научной деятельности (целедостижение, воплощенное в новой идее, концепции, теории либо в практически реализуемой технологии, техническом средстве и т.п. (целедостижение) * Своеобразии ее результата, продукта * Специфика применяемых ею инструментов и средств производства * Более высокая, чем в других видах деятельности, доля живого труда и гораздо меньшая – овеществленного * Институционализированный характер научной деятельности * Профессионализация исследований * Профессиональная дифференциация и глубокая специализация научно-исследовательского труда. * Профессиональная ответственность * Пхрана от непрофессионального вмешательства * Псобый характере вознаграждения научного труда, в его своеобразной мотивации * Пбширные эмпирические данные, полученные опытным путем * П качестве фундаментальной ценности для нее выступает рациональность
* Обусловлена социальными и социокультурными факторами, вследствие чего является деятельностью социальной * Взаимодетерминированности развития науки и культуры * Выходящие за пределы сегодняшнего человеческого опыта и созерцания события и явления * Творческий характер научного поиска Чем взгляды на науку Р. Мертона и Т. Парсонса отличаются от взглядов П. Бурдье? 8. Специфика научной профессии по Т. Парсонсу; 1. Профессиональная ответственность за хранение, передачу и использование специализированной суммы знаний 2. Высокая автономностью профессии в области привлечения, подготовки и контроля профессионального поведения новых членов 3. Потребность в поддержке со стороны общества 4. Потребность в вознаграждении, которое служит стимулом для профессионала Степень признания зависит от ценности вклада учёного в науку, соответственно для стандартизации оценки вклада учёных были созданы научные ценности: * Принцип рациональности * Принцип универсализма * Принцип объективности * Принцип организованного скептицизма * Принцип эмоциональной нейтральности 3 основных области формального знания: * гуманитарные науки * естественные науки * социальные науки Особенности функционирования научного поля по П. Бурдье; По мнению П.Бурдье, развитие науки обусловлено конкуренцией за научный авторитет. Научный авторитет и научное знание являются особыми видами капитала, необходимы для участия в борьбе за власть в научном поле, т.е. авторитет. С точки зрения автора, научный производитель может добиться признания только с помощью коллег, других производителей, которые так же борются за признание и авторитет. Таким образом, конкуренты не признают ценности продукта, произведённого друг другом без обсуждений и противостояния, что позволяет получать объективные истины в науке.
Автор так же обращает внимание на проблему смены доминирующих, т.е. имеющих авторитет, и доминируемых, т.е. не обладающих признанием. По его мнению, это результат научных революций, вписанных в нормальный порядок науки. Чем больше развито знание, тем реже происходят эти революции и тем чаще действуют стратегии преемственности, в то время как стратегии подрыва уходят на второй план. В заключение автор приходит к выводу, что социология науки должна рассматривать научные ценности только как порождение конкуренции и средство, позволяющее скрывать истинные интересы и намерения участников борьбы. 6) Понятие этнос науки; Р. Мертон утверждал: «Этос социального института науки включает универсалистские критерии научной достоверности и научной ценности, а тем самым предлагает такие ценности, которые легко интегрируются с ценностями свободного общества» научный этос - это совокупность норм, действующих в научном сообществе, представляющая собой основной механизм функционирования науки – социального института по производству достоверного знания. Сила же, обеспечивающая движение этого механизма, – институционально подкрепляемое стремление каждого ученого к профессиональному признанию Постулаты этоса науки Р. Мертона; По мнению Роберта Мертона, этос науки образуют 4 императива: 1. Универсализм - оценка любой научной идеи или гипотезы зависит только от её содержания и не зависит, например, от национальности или научного статуса Автора (ов); 2. Коммунизм - понимаемый как открытость результатов научных исследований для научного сообщества. 3. Бескорыстность - исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения научной проблемы. 4. Организованный скептицизм - учёные должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами. Предпринятый Р.Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно подвергался критике, не всегда, впрочем, обоснованной. Отмечалась, в частности, абстрактность предложенных Р.Мертоном ценностей, и то, что в своей реальной деятельности ученые нередко нарушают их, не подвергаясь при этом осуждению со стороны коллег.
Во многом под воздействием этой критики Р Мертон вновь обратился к проблеме этоса науки в 1965 г. в работе «Амбивалентность ученого». В ней он отметил наличие противоположно направленных нормативных требований, т.е. норм и «контрнорм», на которые ориентируются ученые в своей деятельности. Противоречивость этих требований приводит к тому, что ученый нередко оказывается в состоянии амбивалентности, неопределенности по отношению к ним. Таким образом, ученый может и должен проявлять определенную гибкость, поскольку нормативно-ценностная структура науки не является жесткой. И тем не менее наличие норм и ценностей (пусть не именно этих, но в чем-то сходных с ними по смыслу и по способу действия) очень важно для самоорганизации научного сообщества. Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут вызывать серьезные трудности в развитии той или иной области знания, в общем все же чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако если такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой уже оказывается сама наука. Сообщество ученых прямо заинтересовано в сохранении климата доверия, поскольку без него было бы невозможно воспроизводство и развитие науки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|