Тема 2. Психология как профессия. Сферы и виды практической деятельности психолога
Введение в профессию Рабочая программа
Вологда – 2015 Введение в профессию:Рабочая программа для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 11 с.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).
Разработчик программы: Е.В. Царева – преподаватель кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы
Рецензенты программы: С.А. Прокопьева – старший преподаватель кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, майор внутренней службы; Е.М. Зайцева – психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области, лейтенант внутренней службы.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей психологии, протокол № 9 от 20.03.2015 г.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 26.03.2015 г.
© ВИПЭ ФСИН России, 2015 1. Цели освоения дисциплины Цель курса – знакомство слушателей с профессией психолога, сферами профессиональной деятельности психологов, требованиями к их личности и профессиональной компетенции, ролью психолога в УИС и задачами психологической службы. Задачи изучения дисциплины: 1) оказать помощь обучающимся в формировании представлений об особенностях профессии психолога;
2) способствовать развитию научно-понятийного аппарата обучающихся, описывающего профессиональную деятельность психолога, дифференциации обыденных и профессиональных представлений о психологии; 3) познакомить с содержанием профессиональной деятельности психолога УИС, ее особенностями, основными направлениями в работе, применяемыми методами, основными подходами сложившимися в психологической практике; 4) способствовать развитию у обучающихся высокой культуры общения и профессиональной эрудиции.
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО Дисциплина «Введение в профессию» относится к базовой части образовательной программы (Б1.Б.18) подготовки бакалавров по направлению 37.03.01 – «Психология». К началу изучения дисциплины слушатели должны обладать знаниями законов общественного развития, социокультурных закономерностей и особенностей социального взаимодействия. В этой связи обеспечивающими дисциплинами являются «История», «Общая психология». Дальнейшее развитие теоретических представлений и практических умений, приобретенных в курсе введение в профессию, осуществляется в рамках дисциплин «Юридическая психология», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Социальная психология» и т.д. а также во время прохождения практики. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины обеспечивает формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: – способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); – способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4). В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
– знать систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога; правовые, экологические и этические аспекты профессиональной деятельности; психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов, роль юридической психологии в системе психологической деятельности, особенности практической деятельности психолога УИС; – уметь использовать нормативно-правовые знания при осуществлении профессиональной деятельности; анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции, грамотно распределять свое время и другие ресурсы; – владеть нормами взаимодействия и сотрудничества; толерантностью, социальной мобильностью; навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности, представлениями о сферах и областях деятельности психологов УИС.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины – 2 зач. ед. (72 акад.часа)
Учебно-тематический план, заочная форма обучения
5. Содержание дисциплины Тема 1. Психологическая наука: основные проблемы и перспективы развития Соотношение научной психологии и житейской. Понятие объективного и субъективного факта. Различение между фактом и толкованием. Возможности и ограничения житейской и научной психологии. Значение термина «психология». Место психологии в системе других наук. Категориальный строй психологии. Объяснительные принципы психологической науки: принцип познаваемости окружающего мира, принцип детерминизма, принцип активности, принцип развития. Связь психологии с другими науками. Отросли психологии.
Современное состояние психологической науки и перспективы ее развития. Литература: [1], [2], [3], [4], [9], [14], [27].
Тема 2. Психология как профессия. Сферы и виды практической деятельности психолога История развития практической психологии в России. Субъект-субъектное взаимодействие как основа выделения сфер деятельности практической психологии (внутриличностная сфера, межличностная, организация, общество). Виды деятельности: организационно-методическая работа, консультирование-сопровождение в профессиональном развитии, психодиагностика, психологическая помощь в преодолении затруднений, психопрофилактика, психологическое просвещение и обучение, психотерапия и психокоррекция. Сферы практической деятельности психолога: организационный психолог, клинический психолог, юридический психолог, психолог в образовании, спортивный психолог, военный психолог, психолог в СМИ и др. Литература: [1], [2], [3], [7], [8], [11], [12], [14], [15], [16], [17], [18], [23].
Тема 3. Роль юридической психологии в общей системе психологической деятельности. Структура и задачи юридической психологии Юридическая психология: предмет и роль в системе юридических и психологических дисциплин. Структура юридической психологии: научно-организационный и методический раздел, правовая и превентивная психология, психология гражданско-правовых отношений, криминальная, судебная, оперативно-розыскная, судебно-психологическая экспертиза, их предметы и решаемые задачи. Пенитенциарная психология и перспективы ее развития. Методы этой отрасли знаний, теоретические и практические рекомендации, разрабатываемые пенитенциарной психологией, их применение в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Роль психологической службы в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Структура психологической службы в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания. Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность психологической службы уголовно-исполнительной системы.
Литература: [1], [2], [3], [7], [8], [17], [18], [25], [26], [27].
Тема 4. Профессиональная подготовка психологов. Требования к профессиональным и личностным качествам психолога Системы профессиональной подготовки психологов за рубежом. Система психологического образования в России. Последипломное психологическое образование. Уровни квалификации психологов. Профессиональные и личностные качества пенитенциарного психолога. Требования к образованию профессионального психолога. Знания, умения и навыки необходимые психологу пенитенциарного учреждения в обеспечении процесса исполнения и отбывания уголовного наказания. Этические принципы и правила в профессиональной деятельности психолога: профессиональная компетентность, ненанесения ущерба человеку, объективность, уважение клиента, соблюдение профессиональной конфиденциальности. Литература: [8], [10], [12], [13], [15], [22], [24], [25], [26], [27], [28]. 6. Рекомендуемые образовательные технологии При реализации программы дисциплины «Введение в профессию» используются различные образовательные технологии – аудиторные занятия проводятся в виде лекций с использованием мультимедийной установки, на семинарских занятиях организуется работа в малых группах. Интерактивные образовательные технологии, используемые на аудиторных занятиях
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины В качестве форм самостоятельной работы используются: подготовка к семинарским (конспектирование и индивидуальное консультирование у преподавателя), подготовка докладов, выполнение домашних заданий и их анализ в рамках занятий, подготовка к промежуточной аттестации. Вопросы для самостоятельной подготовки отражены в методических рекомендациях по дисциплине.
Примеры тестовых заданий для самопроверки и текущего контроля: 1. Знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение – это
а) психиатрия; б) социология; в) психология 2. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира – а) познавательные психические процессы; б) эмоциональные явления; в) психические свойства человека. 3. Психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни относятся – а) к научной психологии; б) житейской психологии; в) практической психологии. 4. Узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя – главный критерий истинности психологических знаний – а) в искусстве; б) парапсихологии; в) практической психологии. 5. Практический опыт и эффективность работы специалиста является критерием достоверности знаний – а) в житейской психологии; б) научной психологии; в) практической психологии.
Примерные темы контрольных работ 1. Психология как профессия. 2. Основные направления зарубежной психологии. 3. Основные направления отечественной психологической науки. 4. Научная психология как сфера деятельности профессиональных психологов. 5. Практическая психология как сфера деятельности профессиональных психологов. 6. Формы практической психологической работы. 7. Сферы деятельности практических психологов. 8. Психология в медицинской практике. 9. Психология в педагогической практике. 10. Психология труда и организационная психология. 11. Социальная психология. 12. Экономическая психология. 13. Психология в управлении. 14. Психология в рекламе. 15. Психология в юридической практике. 16. Консультативная психология. 17. Политическая психология. 18. Психология в спорте. 19. Психология семьи. 20. Развитие и саморазвитие психолога профессионала. 21. История становления и развития психологической службы в местах лишения свободы. 22. Состояние и перспективы развития пенитенциарной психологии. Примерный перечень вопросов к зачету: 1. История зарождения профессии психолога. 2. Современные тенденции развития научной психологии. Проблема социального заказа на профессию. 3. Цели научной и практической психологии. 4. Научная деятельность профессиональных психологов. 5. Отрасли научной психологии. Связи психологии с другими науками. 6. Педагогическая деятельность профессиональных психологов. 7. Основные виды деятельности пенитенциарных психологов. Рабочее место практического психолога. 8. Психология в клинической практике. Психотерапия в медицинской работе. 9. Психогигиена, психопрофилактика и реабилитация как виды деятельности медицинского психолога. Медицинская психология в системе здравоохранения. 10. Задачи и виды деятельности специалистов в области психологии труда. Прикладные отрасли психологии труда. 11. Задачи и виды деятельности специалистов в области юридической психологии. 12. Использование знаний психологии при проведении судебно-психологической экспертизы. 13. Задачи и виды деятельности специалистов в пенитенциарной психологии. Место пенитенциарной психологии в системе других наук. 14. Психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога. Общее представление о психологическом консультировании. 15. Принципы психологического консультирования. Виды психологического консультирования. 16. Задачи и виды деятельности специалистов в психологии образования. 17. Задачи и виды деятельности специалистов в области консультативной психологии УИС. 18. Место и роль психологической службы в структуре пенитенциарного учреждения. 19. Подготовка профессиональных психологов в России. 20. Подготовка профессиональных психологов за рубежом. 21. Последипломное образование профессиональных психологов. 22. Профессиональные и личностные качества психолога. Профессиональная компетентность психолога – консультанта. 23. Профессиональные психологические сообщества и ассоциации. 24. Права и обязанности практических психологов. Этика профессиональной деятельности психолога.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Рекомендуемая литература Базовый учебник: 1. Гуревич П.С. Введение в профессию (психология) [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Гуревич П.С. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 415 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=456643). 2. Психолог: введение в профессию: учеб. пособие для вузов по специальности «Психология»/ под ред. Е. А. Климова. 3-е изд., перераб. М.: Академия, 2011. 206 с. Дополнительная литература: 3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М.; Воронеж, 2007. 4. Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 2010. 5. Володарская И.А., Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник МГУ. Сер. 14. 1990. № 1. С. 57-67. 6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. М., 2008. 7. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. М., 2006. 8. Добрынина В.Н., Ратова И.В. Развитие профессионально значимых качеств специалиста: метод. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2001. 9. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов Вузов. 3-е изд., перераб., доп. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2006. 10. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. М., 2009. 11. Локалова Н. П. Психология: введение в профессию. Питер, 2010. 12. Павлова Т.А. Введение в профессию: психолог. М., 2007. 13. Психолог. Введение в профессию / Е. Климов В. Фокин Т. Буякас О. Родина Н. Зотова В. Михеев Р. Фокина. 3-е изд. М.: Академия, 2011. 14. Ушатиков А.И. Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003. 15. Шмелева И. Введение в профессию. Психология. М.: Эксмо, 2010.
Нормативно-правовые акты: 16. Европейские пенитенциарные правила, 2006. 17. Конституция Российской Федерации. М., 1992. 18. Концепция развития УИС РФ до 2020 г., утв. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р. 19. Приказ МЮ РФ от 12.12.2005 «Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы УИС». 20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 07 августа 2014 г. № 946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).
Интернет-ресурсы: 26. www.koob.ru/practic_psychology 27. www.knigi.tr200.ru 28. www.twirpx.com 29. www.psy-gorod.ru 30. www.voppsy.ru 31. www.psylib.myword.ru 32. www.i-u.ru/biblio/default.aspx 33. www.psycheya.ru 34. www.psychology.ru/Library.htm 35. www.znanium.com
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для материально-технического обеспечения дисциплины «Введение в профессию» используются учебные аудитории, оснащенные мультимедийной установкой. Содержание 1. Цели освоения дисциплины.. 3 2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 3 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3 4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4 5. Содержание дисциплины.. 4 6. Рекомендуемые образовательные технологии. 6 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 6 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|