Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философская антропология и телефонная помощь: М. Бубер и М. М. Бахтин против Б. Паскаля и Г. -г. Гадамера1




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 3

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА 3

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ко второму изданию 7

Введение 7

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ: М.БУБЕР И М.М.БАХТИН ПРОТИВ Б.ПАСКАЛЯ И Г.-Г.ГАДАМЕРА1 7

Рекомендуемая литература 11

I ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕЛЕФОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ, ОБУЧЕНИЕ 12

Глава 1. История телефонной психологической помощи за рубежом 12

Рекомендуемая литература 17

Глава 2. Особенности телефонной психологической помощи в посттоталитарном обществе 18

Рекомендуемая литература 22

Глава 3. Основные принципы работы и этика телефонной помощи 23

Рекомендуемая литература 27

Глава 4. Модель обучения консультантов на основе опыта 28

Рекомендуемая литература 31

Глава 5. Феномен «сгорания» у телефонных консультантов 33

Рекомендуемая литература 35

Глава 6. Практика супервизии в телефонном консультировании 37

Рекомендуемая литература 42

Глава 7. Рекламная деятельность в службах неотложной телефонной помощи 43

Рекомендуемая литература 47

П. ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕЛЕФОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 48

Глава 8. Психология активного слушания 48

Таблица 8.1 Основные приемы активного выслушивания 50

Таблица 8.2 Различия между симпатией и эмпатией можно представить так 51

Рекомендуемая литература 54

Глава 9. Психология телефонного диалога 55

Рекомендуемая литература 61

Глава 10. Язык телефонного диалога 63

Рекомендуемая литература 67

Глава 11. Телефонный диалог и простые эриксонианские техники 68

Рекомендуемая литература 70

Глава 12. Психология регулярных («зависающих») абонентов 71

Рекомендуемая литература 74

Глава 13. Психология вербальной агрессии 75

Рекомендуемая литература 78

Глава 14. Беседа с агрессивным и манипулятивным абонентами 79

Рекомендуемая литература 81

Глава 15. Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения 83

Рекомендуемая литература 86

Глава 16. Механизмы психологической защиты и телефонная помощь 87

Рекомендуемая литература 91

Ш. ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕФОННОЙ ПОМОЩИ 92

Глава 17. Экзистенциальные аспекты консультирования 92

Рекомендуемая литература 96

Глава 18. Основы возрастной психологии и телефонная помощь 97

Рекомендуемая литература 102

Глава 19. Психология семейного конфликта 103

Рекомендуемая литература 107

Глава 20. Кризисные состояния 108

20.1. Психология острого горя (утраты) 108

Рекомендуемая литература 112

20.2. Абоненты, пережившие экстремальные ситуации 113

Рекомендуемая литература 117

20.3. Психология болезни и умирания 119

Рекомендуемая литература 121

20.4. Консультирование детей и подростков 123

Рекомендуемая литература 127

20.5. Психология и консультирование жертв сексуального насилия 129

Рекомендуемая литература 133

Глава 21.Суицидальное поведение 134

21.1. Суицидальное поведение в исторической ретроспективе 134

Рекомендуемая литература 145

21.2. Общие черты и особенности суицидального поведения 146

Рекомендуемая литература 153

21.3. Факторы, влияющие на суицидальное поведение, и группы риска 154

Рекомендуемая литература 163

21.4. Превенция, интервенция и поственция 164

Рекомендуемая литература 170

21.5. Биоэтика и самоубийство 171

Рекомендуемая литература 175

Глава 22. Проблемы аддикции 177

22.1. Алкогольные проблемы 177

Рекомендуемая литература 183

22.2. Проблемы употребления психоактивных веществ 184

Рекомендуемая литература 187

22.3. Игровая зависимость 188

Рекомендуемая литература 191

22.4. Компьютерная зависимость 192

Рекомендуемая литература 195

22.5. Религиозные и духовные проблемы 197

Рекомендуемая литература 204

Глава 23. Сексуальные проблемы в телефонном консультировании 205

Рекомендуемая литература 208

Глава 24. Телефонное общение с душевнобольными 209

Рекомендуемая литература 212

ПРИЛОЖЕНИЯ 213

Приложение 1. Как организовать центр консультативной телефонной помощи (на опыте «Befrienders International») 213

Приложение 2. Этическая хартия международной федерации служб неотложной телефонной помощи (ifotes) 222

СОДЕРЖАНИЕ (со старого сканированного текста) 230

 


Сканирование и OCR http://www.myword.ru/

 

На данный момент в библиотеке MyWord.ru опубликовано более 2000 книг по психологии. Библиотека постоянно пополняется. Учитесь учиться.

Удачи! Да и пребудет с Вами....:)

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

А.Н. Моховиков

ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

2-е издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано Советом УМО по психологии в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям «Психология», «Клиническая психология»

 

 

МОСКВА

СМЫСЛ

УДК 615.851 ББК 53.5 М86

 

 

Моховиков А.Н.

М 86 Телефонное консультирование. — М.: Смысл, 2001. - 494 с. 2-е издание, переработанное и дополненное

Под редакцией и с предисловием доктора медицинских наук В.Е.Кагана

ISBN5-89357-104-5

В книге рассматриваются вопросы теории и практики те­лефонной психологической помощи как особого направления в психологическом консультировании. Особое внимание уде­лено психотехническим аспектам телефонного консультирова­ния и частным проблемам телефонной помощи.

Рекомендуется как практическое руководство для сотрудни­ков служб неотложной телефонной помощи — «Телефонов до­верия», студентам психологических факультетов, а также прак­тическим психологам, специалистам по социальной работе и су­ицидологам.

ISBN5-89357-104-5

© Одесский городской центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи, 2001 г.

© Издательство «Смысл», 2001 г.

© Ф.С.Сафуанов, оформление, 2001 г.

 

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Телефонная психологическая помощь — дело для на­шей страны новое. В 1989 г. во всем бывшем СССР ра­ботало не более десяти таких линий. Сегодня, по дан­ным Российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), число таких ли­ний в России приближается к 220. Около 2500 их со­трудников (профессиональных психологов и волонте­ров) отвечают не менее чем на 1,5 миллиона звонков в год. Если очень условно принять среднюю продол­жительность разговора с абонентом за полчаса, это складывается в 31250 дней или 85,6 лет. На что же ухо­дит это время? Ради чего два человека по оба конца те­лефонного провода тратят самое дорогое, что у них есть, — часы и дни своей жизни?

Может быть, лучше всего на этот вопрос ответил один мальчик лет семи. В 1989 г. в Институте психоте­рапии и консультирования «Гармония» благодаря ини­циативе Е.С.Креславского был открыт «дважды первый» тогда еще в СССР (первый негосударственный и пер­вый для детей) телефон экстренной помощи. И пер­вый звонок был от мальчика, который сказал: «Я дома один. Мне так плохо и скучно. Я услышал по радио ваш телефон. Поговорите со мной немножко». Люди звонят, когда им плохо, и они нуждаются в собеседнике.

Телефонная психологическая помощь бесплатна и анонимна — поэтому ее сотрудники не могут предста­вить таких статистик, какие представляют, например, врачи: поступило столько-то больных с такими-то рас­стройствами, лечились так-то, вылечилось столько-то.

Но о необходимости и полезности таких служб доста­точно убедительно говорят и мировой опыт, и тот факт, что число служб и обращающихся в них людей продолжает расти, и — иногда — звонки абонентов, говорящих «спасибо» за то, что они продолжают жить, за помощь в разрешении каких-то проблем, за сохра­ненную семью или не превратившийся в войну на вза­имное уничтожение развод, — каждый за что-то свое (хотя чаще всего люди предпочитают, преодолев «по­лосу проблем», оглядываться на нее пореже).

Со 2 ноября 1953 г. — дня рождения телефонной пси­хологической помощи — прошло 45 лет, но до сих пор некоторые люди не могут принять ее, видя в ней лишь «новомодный выверт» или признак угрожающего рас­пада межчеловеческих связей и культуры. Между тем, речь идет не о распаде, но как раз наоборот — об адап­тации к новым условиям человеческой жизни, связан­ным с нарастающим ускорением ее темпов и все уве­личивающимся многообразием, то есть как раз с тем, о чем человечество мечтало, сочиняя сначала сказки, а потом фантастические романы, большинство из кото­рых предупреждало (но мы не хотели или не умели ус­лышать), что в воплощающихся мечтах и сбывающих­ся сказках проблемы не исчезнут, а сменятся другими. Одной из таких проблем представляется возрастающая свобода выбора в уплотняющемся, ускоряющемся, ус­ложняющемся и все более многообразном мире. Элвин Тоффлер называет реакцию на столкновение с призна­ками наступающего будущего «культурным шоком», или «футурошоком», но при необходимости дать явле­нию эпонимическое наименование я бы назвал его «синдромом старика Хоттабыча». Подобно этому пер­сонажу, мы теряемся, пугаемся, тревожимся перед ли­цом непривычного будущего, ставшего настоящим. Но было бы ошибкой сочинять новую сказку о том, что человек и человеческие отношения не меняются на ус­коряющихся путях цивилизации и можно получить все ее прелести, оставаясь прежними и сохраняя прежние стереотипы отношений. Ответом на осознание несбыточности таких сказок стали многие явления и процес­сы, особенно ярко проявившиеся в послевоенное время от рождения гуманистической психологии до «экспансии психотерапии во внеклиническую среду» и появления организационной терапии, пасторского консультирования, ко-консультирования и, в том чис­ле, телефонного психологического консультирования.

Литературы на эту тему пока немного. Начиная с 1992 г. выходит журнал «Вестник РАТЭПП», выпуще­но несколько небольших переводных пособий, теле­фонные службы обмениваются своими материалами. Но в основном приходится обращаться к литературе по психологическому консультированию и психотерапии, преломляя ее через призму специфики телефонного консультирования. Между тем, потребность в «своей» литературе растет по мере развития дела, углубления его профессиональной рефлексии и включения в него все большего количества волонтеров, не являющихся про­фессиональными психологами. Уменьшению сущест­вующего пробела и служит эта книга нашего украинс­кого коллеги.

Никоим образом не предваряя мнения читателя, дол­жен заметить, что она, во-первых, не является полным и исчерпывающим руководством по телефонному кон­сультированию, а во-вторых, как замечает в предис­ловии сам автор, не избегает дискуссионных положений и не претендует на непогрешимость. Читателя, склонного видеть в печатном тексте свод заповедей и истин, это может разочаровать. Но кто-то откроет для себя возмож­ность диалога и дискуссии — мысленных или в так или иначе организованном общении с автором.

Трудно не согласиться с утверждением автора о мно­жественности подходов к телефонному консультирова­нию. В одних фигурой гештальта консультирования яв­ляются классифицируемые проблемы у классифицируе­мых людей, а способы построения диалога — средством, своего рода техническим фоном. Другие, наоборот, со­средоточены больше на технической стороне. Для треть­их главной фигурой консультирования оказывается уникальность встречи этого консультанта с этим абонентом в это время по этому поводу — уникальность, по от­ношению к которой классификации и технологии пред­стают фоном: проблемы можно классифицировать, тех­нологии — выбирать, развивать и совершенствовать, но по отношению к абоненту действует правило О.Ман­дельштама: «Не сравнивай — живущий несравним». Чет­вертые видят эти три подхода как ступени профессио­нального роста, дискутируя по поводу того, в каком порядке располагаются эти ступени. В конечном же ито­ге консультант, как и психотерапевт, работает собой — без этого телефонное консультирование можно было бы перепоручить компьютерному центру. Возможно, эти мои соображения не бесспорны. Но именно они удер­живали меня как редактора от вмешательства в логику и взгляды автора, от подтягивания их к некоему «об­щему знаменателю», действительная общность которого для меня весьма сомнительна. Вместо этого, там, где мне представлялось необходимым, я делал сноски, вступая с автором в диалог, к которому он приглашал, иногда дополняя, иногда уточняя, иногда дискутируя, иногда привлекая внимание читателя к альтернативным подхо­дам и точкам зрения. Хочу надеяться, что это не поме­шает читателю и будет воспринято им как приглашение к диалогическому чтению, помогающему сделать из ле­жащей перед ним книги для всех — книгу для себя.

Докт.мед.наук В.Е.Каган

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая монография — первое в Восточной Евро­пе руководство по теории и практике телефонной пси­хологической помощи. Она впервые увидела свет семь лет назад (Киев: Academpress, 1994). Однако интенсивное раз­витие этого направления психологического консультиро­вания заставило существенно переработать и дополнить текст первого издания. Читатель, знакомый с ним, в сущ­ности, встретится с новой книгой.

В последние десятилетия неотложная помощь и пси­хологическое консультирование по телефону получили широкое распространение во многих странах мира. Те­лефонное консультирование, к которому по праву мо­жет быть применено определение великого Мартина Бубера — «исцеляющая встреча», уверенно занимает достойное место в психологической практике, интег­рируя в своей деятельности современные знания и под­ходы прикладной психологии, психиатрии, различных направлений психотерапии и социальной работы. На­ходясь на пересечении этих сфер, оно является само­стоятельным направлением со своей спецификой эти­ческих подходов и принципов организации, характер­ным спектром психологических проблем и методов консультирования нуждающихся.

Поскольку неотложная телефонная помощь в стра­нах СНГ интенсивно развивается только в последние годы, существенной проблемой является подготовка и повышение квалификации консультантов служб. Нема­лый опыт в этом деле принадлежит Российской ассо­циации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП). Важным шагом в решении проблемы является обеспечение этих служб руководствами и мето­дическими рекомендациями по отдельным проблемам телефонного консультирования. Эта книга призвана за­полнить познавательную брешь и помочь освоению тео­рии и практики телефонной психологической помощи.

Как построена книга? Особое внимание уделено осо­бенностям оказания телефонной помощи в условиях посттоталитарного общества, принципам работы и эти­ке служб, а также различным аспектам психологии те­лефонного диалога. Специальные разделы построены традиционным для психологического консультирования образом — в соответствии с типовыми обращениями абонентов. Существенное место отводится консультиро­ванию саморазрушающего поведения, прежде всего, различного рода суицидальных тенденций. Наряду с из­ложением теоретических аспектов психологии типич­ных проблемных ситуаций, важное место отводится практическим аспектам консультирования. На примере конкретных обращений автор стремился показать, ка­ким образом можно наиболее эффективно использо­вать «дружескую помощь», элементы экзистенциаль­ной, эриксонианской, гештальт-терапии, трансактно-го анализа и нейролингвистического программирования. Подробно изложить все подходы в рамках одной кни­ги невозможно, да и не представляется необходимым для повседневной работы телефонных консультантов, оказывающих, в основном, первую психологическую помощь. Будучи первой монографией в этой области, книга, очевидно, не лишена недостатков. Ряд положе­ний носит дискуссионный характер, что имеет целью привлечь внимание читателя к альтернативным моделям психологического консультирования. Автор будет при­знателен за конструктивные замечания и предложения коллег.

Эта книга так бы и осталась на этапе привлекатель­ного замысла, если бы не многолетний самоотвержен­ный труд всех консультантов Одесского «Телефона до­верия» («Одесских самаритян»), доброжелательная настойчивость и бескорыстная поддержка директора Одес­ского центра социально-психологической помощи де­тям, подросткам и молодежи Леопольда Мендельсона, проведшего немало часов за набором текста рукописи. Автор приносит искреннюю благодарность Борису Хер­сонскому, директору колледжа «Социум» (Одесса) за дружеские советы и предложения, а также благоприят­ную возможность читать систематические курсы по те­лефонному консультированию, положенные в основу монографии. Также с благодарностью автор вспомина­ет Александра Яременко, директора Института проблем молодежи (Киев), чьей прозорливости обязано появ­ление первого издания книги.

Автор прекрасно отдает себе отчет в том, что это ис­следование было бы невозможным без неоценимого вклада Ольги Донец (Одесса), неустанный труд кото­рой сделал доступным многие зарубежные материалы по телефонному консультированию.

Идея книги, по-видимому, осталась бы неосуществи­мой без уникальной возможности воспользоваться опы­том работы «Линий Жизни» в Окленде (Новая Зелан­дия) и творческими озарениями их директора Брюса Мэки; «Международных кризисных линий» и их пре­зидента Мэри Фрэнсис Сили, давших мощный импульс развитию служб телефонной помощи в России и на Украине. Целому ряду интересных мыслей и продуктив­ных находок автор обязан памятным беседам с профес­сором психологии Иудейского университета в Иеруса­лиме Тамар Крон, директором службы «Ричаут» Карен Истер (США), одним из старейших волонтеров англий­ского движения «Самаритяне» Норманом Кейром (Ве­ликобритания).

Общение и плодотворное сотрудничество с корифе­ем современной суицидологии профессором Эдвином Шнейдманом (США), исполнительным директором Американской ассоциации суицидологии доктором Лан-ни Берманом и другими американскими специалиста­ми, работающими в сфере превенции самоубийств (Норманом Фарбероу, Генри Сейденом, Кристофером Лукасом, Терри Малтцбергером, Карен Данн-Мексим, Ричардом Стилихой), а также коллегами по Междуна­родной ассоциации профилактики самоубийств — Данутой Вассерман (Швеция), Армином Шмидтке (Германия), Айри Вярник (Эстония), Унни Билле-Браг (Дания), Вандой Скотт (Великобритания), Хашитомо Такагаши (Япония), Александром Ботсисом (Греция) способствовало появлению многих страниц этой кни­ги, посвященных различным аспектам суицидального поведения.

С сердечной теплотой автор вспоминает основателя Всемирного движения телефонной помощи Чада Вару (Великобритания) и президента Международной федера­ции служб неотложной телефонной помощи Тео ван Ой-пена (Нидерланды), вице-президента Федерации «Ино-чино Денва» (Япония) Юкио Сайто, президента Польс­кого товарищества телефонов доверия профессора Гражину Швентецку и ее соратников (Иренеуша Кафли-ка, Терезу Михаляк, Адама Клодецкого, Кристину Эндер), телефонных консультантов Швеции (Олле Маделанда), Венгрии (Илону Шаги), Югославии (Славицу Селякович-Буршич), Швейцарии (Сюзетт Эглофф), Великобрита­нии (Криса Холлиса) и многих коллег из других стран, чей живой интерес, благожелательность и поддержка не только позволили автору понять глобальные, мировоз­зренческие аспекты телефонного консультирования, но и давали необходимый заряд душевной энергии для про­должения работы.

Моей матери, несомненно, принадлежит пальма пер­венства в создании режима наибольшего благоприятство­вания при работе над этой книгой.

Автор выражает искреннюю признательность многим российским и украинским коллегам — Евгению Крес-лавскому (Санкт-Петербург), Елене Лешуковой (Мос­ква), профессору Анатолию Чуприкову (Киев), Сергею Горину (Канск), профессору Цезарю Короленко (Но­восибирск), Михаилу Антоненко (Запорожье), профес­сору Владимиру Миневичу (Томск), профессору Алек­сандру Коробову (Симферополь), профессору Виктору Кагану (Санкт-Петербург), Даниилу Хломову, Еле­не Калитеевской (Москва) и профессору Александру Фильцу (Львов) за неоценимую возможность познако­миться с их идеями и обратиться к их уникальному профессиональному опыту при подготовке нового из­дания книги.

В заключение нельзя не упомянуть, что монография выходит в свет благодаря инициативе и энтузиазму ди­ректора издательства «Смысл» Дмитрия Леонтьева, чье доброжелательное содействие автор высоко ценит.

 


ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ко второму изданию

После выхода в свет первого издания этой книги не прошло и двух лет, однако весь тираж разошелся, и от издателей поступило предложение переиздать работу в связи с заявками, продолжающими поступать в издатель­ство. Этот факт свидетельствует о несомненном интересе читателей и, очевидно, о дальнейшем развитии и расши­рении сети служб неотложной телефонной помощи в России и Украине, что не может не радовать автора.

Во втором издании сохранилась структура книги. Пе­реработаны и дополнены главы, посвященные суици­дальному поведению, психологии телефонного диалога, острого горя, экзистенциальным аспектам консультиро­вания и телефонному общению с душевнобольными. Вниманию читателя предложены новые главы, касающи­еся практики супервизии в службах неотложной телефон­ной помощи, консультированию абонентов с компью­терной и культовой зависимостью. Пересмотрена и об­новлена рекомендуемая литература.

Автор продолжает надеяться, что его не оставят в покое конструктивные замечания и предложения кол­лег, которые стоит направлять по адресу: г. Одесса 65026 а/я 74 г. Украина или по электронной почте [email protected].

 

 

Введение

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ: М.БУБЕР И М.М.БАХТИН ПРОТИВ Б.ПАСКАЛЯ И Г.-Г.ГАДАМЕРА1

 

«Всякая настоящая жизнь есть встреча. Человеческая жизнь и человечество начинает существовать в этой встрече, ибо рост внутренней сущности не происходит в отношении человека к самому себе, а в отношении между одним человеком и другим, между людьми».

Мартин Бубер

 

«Я осознаю себя и становлюсь самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с

помощью другого... Быть — значит быть для другого и через него для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря на себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого».

Михаил Бахтин

 

«До чего же мы нелепы с нашим желанием найти опору в себе подобных! Такие же ничтожные, как мы, они нам не помогут: в смертный свой час человек одинок. Значит, и жить ему надобно так, словно он один на свете».

Блез Паскаль

 

«Вот что немыслимо в телефонном диалоге — немыслимо осторожно вслушиваться в готовность другого вступить в диалог, углубиться в него; а вот чем обделен говорящий по телефону человек: он лишен опыта, позволявшего шаг за шагом погружаться в диалог, ввязываться в него настолько, чтобы в итоге между собеседниками возникала такая общность, какую уже не разорвать. Любой телефонный звонок отмечен жестокостью вмешательства в чужую жизнь; даже если твой собеседник заверяет тебя, что рад звонку».

Ганс-Георг Гадамер

 

«Цитата — как цикада. Неумолкаемость ей свойственна»

О.Мандельштам.

Со- и противопоставления такого рода используются очень ча­сто, но требуют чрезвычайной осторожности.

Но прежде она — часть организма воплощенной в тексте мысли и, отделенная от организма, может звучать совсем иначе. Так, про­исходит, например, с цитатой из Г.-Г.Гадамера, имеющей в виду отнюдь не процесс телефонного консультирования, но телефон­ные разговоры в поле обыденности — «отмеченные жестокостью вмешательства в чужую жизнь». Но в той же работе {Гадамер Г.-Г. Неспособность к разговору // Актуальность прекрасного. М.: Ис­кусство, 1991. С. 82—92) он пишет: «Что же такое разговор? <...> Разговором для нас было нечто такое, что потом оставило в нас какой-то след. Разговор не потому стал разговором, что мы уз­нали что-то новое, — нет, с нами приключилось нечто такое, с чем мы не встречались еще в собственном опыте жизни. <...> Разговор, если он удался, оставляет что-то нам, он оставляет что-то в нас, и это "что-то" изменяет нас». И далее: «Особен­ность психоаналитической беседы состоит в том, что здесь не­способность к разговору, составляющая суть... излечивается ни­чем иным, как разговором <...> беседа все же является совмест­ным трудом раскрытия, а не простым применением знания со стороны врача». И тут Г.-Г.Гадамер — прямой союзник М.Бубера и М.М.Бахтина. Но, занимая читателя еще и цитированием Б.Паскаля, замечу лишь, что одиночество — отнюдь не только повод для сочувствия и психотерапии, но и, данное в пережи­вании своей уникальности и своей ответственности, необходи­мое условие и спутник личностного роста. (Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, подстрочные примечания принадле­жат научному редактору издания.)

философская антропология и телефонная помощь

Несомненно, что телефонная помощь призвана слу­жить Любви и Добру, но это также требует оправдания. По своей природе телефонное консультирование пред­ставляет собой направление в развитии знаний о челове­ческих отношениях, возникшее на границах прикладной психологии, психотерапии и социальной работы. Суще­ственный вклад в это направление вносят социология, культурология, юриспруденция и профилактическая пси­хиатрия. Но, очевидно, самым главным вкладом в него является уникальный опыт личности как Человека.

Использование в психологическом консультировании телефона не только вводит ограничения и определяет специфику этой помощи, но и открывает новые, порой неожиданно благотворные перспективы. Формой работы в телефонном консультировании является диалог — ос­новная форма человеческого общения. Многие люди достигали в нем большого искусства. Но лишь единицы — Иисус и Конфуций, Будда и Сократ — видели в диалоге нечто большее, чем форму общения, осознавали скры­тую от глаз других сущность человеческого бытия. Ученик Сократа Платон сделал философский диалог совершен­ной формой общения.

Для известных мыслителей XX века — Мартина Бубе-ра и Михаила Бахтина — диалог был смыслом и сущно­стью бытия. Их философская антропология может служить достойным обоснованием науки о телефонном консуль­тировании.

Мартин Бубер полагал, что человек уникален из-за его способности вести диалог с другим. Определяющий факт человеческого существования состоит в истинном диало­ге между Человеком и Человеком, основанном на при­знании другого Я во всей его отличности и готовности Я выслушать и ответить ему. «Всякая настоящая жизнь есть встреча, — писал Бубер. — Во встрече содержится реаль­ность жизни человеческого существа. Человеческая жизнь и человечество начинают существовать в этой встрече, ибо рост внутренней сущности не происходит в отношении человека к самому себе, а в отношении между одним че­ловеком и другим, между людьми» (Бубер, 1966. С. 71). Истинное Я проявляется в диалоге, в отношении, во встрече, именно здесь возникают уникальные качества человека.

Бубер утверждал, что есть два способа человеческого существования — отношения «Я—ТЫ» и «Я—ОНО». В ходе последних другой человек является объектом для Я, для его наблюдений, анализа, использования или эксплуата­ции. Нельзя прожить без отношений «Я—ОНО». Участвуя в них, мы воспринимаем других людей и вступаем с ними в частичные отношения, находясь на эгоцентричес­кой точке зрения. Нам свойственно задавать вопросы, оценивать ситуацию, классифицировать или категоризо-вать проблемы, в том числе, чтобы помочь другому че­ловеку. В этом случае, вступая в отношениях «Я—ОНО», мы обращаемся лишь к нужной нам части другого. Даже любовь может быть отношениями «Я—ОНО», если для любящего любимый не существует вне интимных отно­шений. Множество наших встреч проходит на уровне «Я—ОНО», и этого бывает достаточно для разрешения конкретных жизненных ситуаций. Но в каждой такой встрече содержится ожидание и надежда на отношения «Я—ТЫ», которыми преодолеваются изоляция и оди­ночество.

Отношения «Я—ТЫ» являются прямыми, взаимными и происходят «здесь-и-теперь». Они выражаются только всем существом Я. В этом диалоге ТЫ воспринимается со всей его уникальностью, ради него самого, а не в смыс­ле частичных отношений с другими вещами или в виде обобщения. Диалог «Я—ТЫ» возникает спонтанно, не­ожиданно, и его не удержать силой. Ожидание и надежда помогают человеку подготовиться к моменту его появле­ния. Оба типа отношений {«Я—ТЫ» и «Я—ОНО») необ­ходимы для жизни, но только первые реализуют нашу сущность и без них человек живет в пустоте, отчужден­ности и одиночестве.

Диалог «Я—ТЫ» происходит, по Буберу, в особой межчеловеческой сфере, то есть не в том или ином из его участников, и не в них как едином целом, а между ними, в особой реальности, которая отличается от интрапсихи-ческой сферы каждого партнера и области межличност­ных отношений. Именно в межчеловеческой сфере происходит встреча между людьми, полностью при­сутствующими друг для друга, готовыми к открытости, выслушиванию и ответу при обоюдном уважении авто­номности. Интрапсихическая сфера состоит из психичес­ких явлений, происходящих внутри человека и извест­ных лишь ему одному. В межличностной области устанавливаются отношения «Я—ОНО», для которых ха­рактерно восприятие другого человека как объекта для анализа, наблюдения или использования. Лишь при ус­ловии, что говорящий и слушающий полностью откры­ты друг другу, они полноценно участвуют в происходя­щем, даже если это длится всего минуту. Именно в это мгновение они ощущают взаимную связь и оказываются в межчеловеческой сфере. Диалог «Я—ТЫ» требует от участников забыть о том, какое впечатление произведут их слова на других, и стать непосредственными, откры­тыми и искренними. Когда они свободны от забот о воз­можных последствиях общения, они получают уникаль­ную возможность обоюдного полного человеческого при­сутствия.

Для Михаила Михайловича Бахтина центр Вселенной— это личность человека. По своей природе она уникальна, и ее цель состоит в том, чтобы осуществить свое пред­назначение в мире. Это означает, что личность должна не плыть по течению и не раствориться в бытии, но вовре­мя осознать свою уникальность как непреходящую цен­ность. В этом проявляется самореализация человека.

Личность прежде всего должна быть, и ее бытие — это ее поступок. Сущность поступка состоит в ответственно­сти, любое действие должно быть пропущено через нрав­ственное сознание человека. Ответственность предполага­ет напряженную осознанность и удержание всей полно­ты содержания жизни. Она состоит, по Бахтину, в первую очередь в осознании чужого слова во мне как слова чу­жого... Таким образом, совершая этот ответственный по­ступок, человек осуществляет свое предназначение и осознает свою и чужую уникальность.

Если бытие — это поступок, то он предполагает лич­ность, ориентированную на другого человека, человека, с которым он взаимодействует. Таким образом, мир со­стоит из множества диалогических пар, и каждая связана с другими цепью диалогических контактов (для М.М.Бах­тина: «Быть — значит общаться диалогически» — 1963. С. 338).

Диалог является, по Бахтину, ответственным поступ­ком, «событием бытия», и его структура может быть опи­сана с помощью трех категорий: 1) я-для-себя, 2) дру-гой-для-меня, 3) я-для-другого. Он предполагает не только существование одного Я, но и присутствие столь же ценного «Я—Другого», с которым происходит диалог. «Я осоз­наю себя и становлюсь самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Быть — значит быть для другого и через него — для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря на себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого» {Бахтин, 1963. С. 251).

Диалог имеет две стороны: (1) онтологическую — яв­ляется категорией бытия, его событием, некой бесконеч­ной сущностью: «...ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира и о мире еще не ска­зано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди» {Бахтин, 1963. С. 259) и (2) гносеологи­ческую: диалог — это событие, в ходе которого осуще­ствляется познание. Слово является результатом познания человеком мировой тайны, и потому в гносеологии диа­лог имеет свою цель и предел.

Диалог является постепенно углубляющимся «событи­ем бытия», в философском смысле принципиально не-завершимым и бесконечным. Он протекает на нескольких уровнях: телесном, душевном и доходит до духовного. В духовный уровень диалога вовлечено вечное начало в че­ловеке. В мире ответственных поступков Я и равноцен­ный ему Другой ведут экзистенциальный диалог, но каж­дый из них, в свою очередь, общается с Автором (по Бахтину), творцом, соединяющим людей между собой на уровне духовности.

Что означает для человека вступление в диалог?

Осознавая мир, в котором живет, человек вносит в него осмысленность, которую выражает словами. Диалог как ответственный поступок в этом контексте придает смысл жизни. В его отсутствие человек начинает страдать телесно, душевно или духовно: мир становится страшным от одиночества, бессмысленным и абсурдным. Человек попадает в ситуацию Иова, архетип ее возникает вновь и вновь, в каждой человеческой жизни.

Смысл библейской «Книги Иова» состоит не в самих страданиях, выпавших на долю человека (зачем Бог допустил их в судьбе праведника?), не в их безмерной тя­жести (Иов потерял имущество, детей, наконец, пора­женный проказой, был вынужден усесться в пыли и рас­чесывать язвы кусочком черепицы — вот все, что ему осталось в жизни), не в бунте, сопротивлении Богу, не в скрытых угрозах самоубийства, которыми Иов грозит Всевышнему, а в том, что он, не в силах постичь смысл происходящего, стремится «достучаться» до Бога. Иов оказывается в страшном, бессмысленном мире абсурда. Лишь когда Бог вступает в диалог с ним, Иов обретает смысл, перестает чувствовать свою богооставленность (в отсутствие диалога) и получает подтверждение правомер­ности своих вопрошаний. Часто страдания обусловлены не только потерей смысла, но и ностальгией: человек не может нечто забыть и не в состоянии освободиться от груза того, что необходимо преодолеть. В такой ситуации человек полностью живет прошлым. Диалог расширяет туннельное сознание, позволяет увидеть и понять мир как нечто осмысленное в своей целостности. Вступить в диа­лог — означает начать экзистенциально жить в настоящем. Полное вовлечение в диалог помогает преодолеть про­шлое, освободиться от его груза.

С момента рождения человек оказывается в простран­стве чужих слов, называющих предметы. Они достаются ему в наследство от предшествующих поколений. Как писал знаменитый немецкий лингвист Вильгельм Гум­больдт: «Язык насыщен переживаниями прежних поко­лений и хранит их живое дыхание» (1984. С. 82). В этом пространстве развивается индивидуальное сознание, цель которого — найти и сказать свое собственное слово. Един­ственным шансом сказать его, обрести собственный го­лос является приобщение к чужому слову («признание чужого слова»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...