Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция как элемент рыночного механизма. Формы и методы конкурентной борьбы. Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство.

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие усло­вия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция —эко­номическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворе­ние своих интересов, связанных с продажей этой продук­ции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция — состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм сти­хийного регулирования пропорций общественного произ­водства.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению ка­чества продукции, усилению научно-технического прогрес­са. Вместе с тем конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает эконо­мическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созда­нию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания кон­куренции и удержания ее на уровне нормального стимуля­тора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей про­дукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Исторически конкуренция возникла в условиях просто­го товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наи­более выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталис­тическая конкуренция. В современных условиях конкурен­ция также выступает как важное средство развития произ­водства и существуют в различных формах.

Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция за­ставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершен­ствовать технологию производства.

В западной экономической литературе различают со­вершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершённая конкуренция - это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

ü наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;

ü возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным производственным секретам;

ü однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного секто­ра, состоящего из множества фирм;

ü хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономи­ке развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние государ­ства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конку­ренции.

Одной из моделей является монополия, для которой характерны:

ü единственный продавец (одна фирма или отрасль яв­ляется единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);

ü нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемле­мых альтернатив);

ü диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);

ü вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так, соглас­но законодательству ФРГ доминирующее положение пред­приятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.

В нашей хозяйственной практике в качестве занимаю­щих доминирующее положение на рынке рекомендуется рассматривать тех участников хозяйственного оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцирование, в част­ности выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географичес­ких границ.

Моделью несовершенной конкуренции является также монополистическая конкуренция. Ее отличительные при­знаки:

ü существует достаточно большое число фирм, что огра­ничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимо­зависимость и фактически невозможен тайный сговор;

ü продукты характеризуются реальными и мнимыми раз­личиями и различающимися условиями их продажи;

ü экономическое соперничество влечет за собой и цено­вую и неценовую конкуренцию;

ü вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­говременном периоде;

ü тип продукта дифференцированный;

ü неценовая конкуренция: значительный упор на рекла­му, торговые знаки, торговые марки и т.д.

На практике предприниматель, действующий в услови­ях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его при­быль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Моделью несовершенной конкуренции является олигополия для которой характерны:

ü наличие нескольких фирм;

ü тип продукта (стандартизированный или дифференци­рованный);

ü контроль над ценой;

ü наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

ü типична неценовая конкуренция, особенно при диффе­ренциации цен.

Олигополия более распространена в отраслях, где эф­фективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта.

В современных усло­виях используются различные методы конкурентной борь­бы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скуп­ка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия: поджоги, взры­вы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государст­венные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конку­рентной борьбы. К ним относится применение монополь­но высоких и монопольно низких цен. К ценовым мето­дам относится также метод ценовой дискриминации (раз­ные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска про­дукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов гор­чицы.

Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных поку­пателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означа­ет пользование средствами производства вместо приобре­тения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений про­изводственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Развитие конкурентных отношений в Беларуси в настоящее время ограничивается преобладанием государ­ственной собственности и высокой степенью монополиза­ции экономики. Будущее конкурентных отношений связа­но с процессами разгосударствления, принятием антимоно­польных законов и другими мерами государственной под­держки конкуренции и государственной защиты нацио­нальной конкурентоспособности.

Рынку принадлежит важная позитивная роль. Конкурентная рыночная система способ­ствует развитию научно-технического прогресса, побужда­ет применять новейшие технологии, рационально исполь­зовать ресурсы. Кроме того, она обеспечивает своим субъ­ектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую доско­нально разработанным законодательством.

Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает "экономического человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готов­ность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует "челове­ка административного", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного.

Рынок с высокой степенью эффективности решает про­блему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повыше­ния эффективности производства.

Рыночный механизм устанавливает четкую зависи­мость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода.

Важным преимуществом рыночной экономики являет­ся то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.

Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-тех­нического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете полного удовлетворения потребностей об­щества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Рынок имеет и негативные стороны. При всей своей огромной позитивной роли он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленно­му самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффек­тивности хозяйствования. Рынок обостряет проблему со­циального неравенства, порождает значительную диффе­ренциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рыночная конкуренция приводит к эмпирической дифференциации производителей, высвобождению работ­ников из производства и безработице, обострению социаль­ного положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосудар­ственным программам, связанным с ликвидацией социаль­ного неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратеги­ческие идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные струк­турные сдвиги, сориентированные на перспективу.

Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограничен­ной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи не­качественных товаров, ложной информации о деятельнос­ти фирм; улучшает функционирование рынка путем созда­ния стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранитель­ных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с про­изводственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

Государство осуществляет контроль за состоянием ок­ружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европей­ской части России, пострадавших от аварии на Чернобыль­ской АЭС.

Государство субсидирует здравоохранение, образова­ние, различные благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государст­во необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

В литературе выделяют сле­дующие экономические функции государства:

ü создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;

ü составление прогнозов развития своей социально-эко­номической системы на перспективу;

ü регулирование процессов использования производи­тельной силы природы и охрана окружающей человека среды;

ü управление демографическими процессами, обеспечи­вающими рациональное, научно обоснованное воспроиз­водство производительной силы человека;

ü ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

ü разработка целевых комплексных программ экономи­ческого развития;

ü повышение роли трудовых коллективов, каждого ра­ботника в управлении экономическими и социальными процессами;

ü согласование экономических интересов субъектов про­изводственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

ü формирование и регулирование системы стимулирова­ния производственно-экономической деятельности;

ü регулирование и экономическое обеспечение интеллек­туального развития, защиты жизни, прав и свобод граж­дан;

ü регулирование процессов по включению страны в меж­дународную экономическую интеграцию.

Известны следующие направления го­сударственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.

Основными инструментами микрорегулирования высту­пают налогообложение, ускоренная амортизация, воздейст­вие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополис­тических объединений, уголовно-правовые санкции против виновних лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов про­изводства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех согла­шений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдержива­ния развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итого­вых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются фи­нансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фис­кальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпри­нимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую поли­тику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внеш­ней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различ­ных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денеж­ных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воз­действовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, явля­ется собственником предприятий. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям:

ü стимулирование капиталовложений;

ü обеспечение наиболее полной занятости;

ü стимулирование экспорта и импорта товаров, капита­лов и рабочей силы;

ü воздействие на общий уровень цен в целях их стабили­зации;

ü поддержка устойчивого экономического роста;

ü перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де­нежной политике.

В странах СНГ, где происходит формирование рыноч­ный отношений, к перечисленным направлениям государ­ственного регулирования экономики добавляются новые, связанные с образованием многосекторной экономики и включающие проведение приватизации, демонополизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйственного механизма, применение экономических регуляторов вместо административных и многое другое.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том1,2. Кэмпбелл Маконнел и Стенли Брю М.: Республика 1992  

2. Экономическая теория- Мн.: «НТЦ АПИ», 1998.

3. Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 1999

4. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 1999

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...