Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Должностная инструкция тьютора (педагога сопровождения) в инклюзивном классе

Московский городской психолого-педагогический университет

Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования

Городской ресурсный центр по развитию инклюзивногоь образования

 

Организация тьюторского сопровождения
детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях

 

 

Информационный материал подготовлен Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В.

 

 

Москва 2011


Оглавление:

 

Профессия тьютор в современной системе образования. 2

Должностные обязанности тьютора: 4

Материалы: 7

Организация тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики. 9

Инклюзивное образование. 9

Материалы по инклюзивному образованию: 10

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования: 10

Материалы: 12

Тьютор в системе инклюзивного образования. 13

Цели и задачи в работе тьютора. 15

Основные этапы индивидуального сопровождения: 20

Ведение документации. 24

Содержание и специфика деятельности тьютора. 26

Успешность тьюторской деятельности. 26

Пример должностной инструкции тьютора в системе инклюзивного образования. 27

Материалы: 30

Как стать тьютором ребенка с ОВЗ? Программы подготовки тьюторов. 31

Опыт тьюторской деятельности. 33

ГОУ СОШ № 1321 "Ковчег". 33

ГОУ Центр образования № 1447 им. Н.А.Островского. 34

Инклюзивное образование в ГОУ СОШ №1961 (ЮЗАО) 36

Инклюзивное образование в МОУ СОШ № 5 города Архангельска. 37

Центр психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) "ДАРС" в Бердске. 38

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения в Самарской области. 40

Сопровождение детей с ОВЗ силами волонтеров. 42

 


В помощь тьютору

 

Профессия тьютор в современной системе образования

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.

Тьютор – это:

· Наставник;

· Посредник;

· Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);

· Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

· Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения;

 

 

Должностные обязанности тьютора.

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. (№ 18638), изменения касаются только оформления приказа - П р и к а з Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации - http://b-uchet.ru/ndoc/61649.php?sphrase_id=135968):

Должностные обязанности тьютора:

- Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.

- Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.

- Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.

- Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

- Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;

- Координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

- Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;

- Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).

- Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

- Проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

- Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана.

- Содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

- Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

- Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

- Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

- Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

- Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

- Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

- Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

- Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

- Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

- Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

- основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии; методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы экологии, экономики, права, социологии;

- организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

 

Материалы

 

Основные понятия, методологию тьюторству, принципы сопровождения, пути развития и т.д. можно подробнее посмотреть в литературе, на интернет-сайтах, посвященных тьюторству:

· Литература

Долгова Л.М. - Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г. - http://thetutor.ru/pro/articles02.html

Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С. – Четыре тактики педагогики поддержки – Речь, СПб, 2010 - http://pedlib.ru/Books/2/0073/2_0073-6.shtml

Ковалева Т.М. – Свобода выбора образовательной системы – один из важнейших принципов полисистемной школы // Ежегодный педагогический журнал альтернативной школы «Эврика-развитие». - Томск, 1993.

Ковалева Т.М. - Практика работы с процессом индивидуализации (анализ локальных практик) // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: Сборник научных трудов по материалам 4 Всероссийской научной тьюторской конференции. – М. - Томск, 1999

Ковалева Т.М. - О возможном соотношении системы развивающего обучения и педагогики развития // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности.- Красноярск, 2002.

Ковалева Т.М. - К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции – М., ИТОиП РАО, 2002

Ковалева Т.М. - Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск, 2005.

Комраков Е.С. Тьютор в роли проектировщика– В кн. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

Лильин Е.Т. Те, кто приходит на помощь // Новая среда. – 2006. - № 2.

Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Александрова Е.А. и др. - Педагогическая поддержка ребенка в образовании, 2006

Чернявская А.Г. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности/ Система обеспечения качества в дистанционном образовании: Сборник научных трудов МИМ ЛИНК, выпуск 15.

Эльконин Б.Д. - Поле и задачи посреднического действия, М. - http://thetutor.ru/history/article01.htm

Эпштейн М. Метод Ривина. История развития идеи и практики применения - http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/4/8

Основы деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

Идея тьюторства - идея педагогического поиска: (Идентификация пространства полагания) / Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. - Томск, 1996

Школа «Эврика-развитие» (авторский коллектив: Ковалева Т.М., Рыбалкина Н.В., Щедровицкий П.Г. и др.)

Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов/Отв. ред Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: «Дельтаплан», 2001

Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск, 2005.

Сборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»

 

· Сайты, посвященные данной проблематике

 

http://thetutor.ru/ - Тьюторская Ассоциация

http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»

http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html - Тьюторство в образовательном процессе

ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор - Тьютор – Википедия

Сборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»; о конференции http://hpsy.ru/edu/785.htm

www.alteredu.ru - Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург)

www.fondedu.ru - Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург)

Перекрестки психологии и педагогики, Роль и место тьютора/ Екатерина Александрова/ «1 сентября» http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306

Институт психолого-педагогических проблем детства (опыт работников экспериментальных площадок «Опытно-экспериментальное обеспечение реализации национальной инициативы «Наша новая школа»).- http://ippdrao.ru

 

· Форумы, посвященные тьюторству

«Кто такой тьютор и нужен ли он российской школе?» http://forum.pridnestrovie.com/topic/?id=9281

«Тьютор как зеркало российского образования?!» http://balyasova.livejournal.com/1183.html

«Лектор или тьютор» http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=08

«Кто такой тьютор?» -http://www.gymnasium4br.ru/tutor/str1.php?PHPSESSID=a813160561e4c68a751f994e1f8566d3

 

Организация тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики

Инклюзивное образование

Инклюзивное, или включенное, образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка (Ч.А. Джумагулова, 2001).

 

 

Материалы по инклюзивному образованию

 

Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы - http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/

Что такое ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций "Спасите детей" ("Save the children") - http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_inkluziv_obrazov

Здоровье детей - http://zdd.1september.ru/ - Спецвыпуск «Инклюзивное образование» - http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200801204

10 общих правил этикета для работников общественных служб (составлены К.Мейер, Национальный центр доступности, США) - http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200801204, http://www.pravmir.ru/invalidy-yazyk-i-etiket/, http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_10ope

Декларация независимости инвалида (краткие тезисы) Норман КЮНК, американский активист движения в защиту прав инвалидов http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200801203, http://perspektiva-inva.ru/index.php?id=296

В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции. - http://efaspb.narod.ru/matelials.htm

Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» - http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315

 

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования

Международные нормативно-правовые акты ООН и ЮНЕСКО:

Всеобщая Декларация прав человека (1948)

Декларация прав ребенка (1959)

Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971)

Конвенция ООН о правах инвалидов (1975)

Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Всемирная декларация об образовании для всех (Джонтьен, 1990)

Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993)

Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994)

Дакарские Рамки действий, принятые Всемирным форумом по образованию (2000)

Конвенция ООН о правах инвалидов - http://detiangeli.ru/inter.html

 

Законы РФ:

п. 7 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» – на получение детьми впервые бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования в ОУ в пределах государственных образовательных стандартов; http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/

п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ – Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми. http://www.zakonrf.info/sk/

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». - http://nskvoi.ru/?p=796

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - http://detiangeli.ru/laws/fed02.html

В Москве 28.04.2010 был принят Закон, согласно которому дети с ограниченными возможностями смогут обучаться не только в специализированных учреждениях или на дому, но и в любой школе Москвы (N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве)".

В Петербурге 21.04.2010 года принято постановление о Законе Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об общем образовании в Санкт-Петербурге" (N 224) в соответствии с которым «В образовательных учреждениях СПб., не являющихся специальными (коррекционными) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей-инвалидов, создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, а также обеспечивается их воспитание и обучение в соответствии с индивидуальными программами реабилитации». http://www.assembly.spb.ru/manage/page?%20&nd=706146494

Постановление Правительства Москвы от 17.02. 2009 N 115-ПП «О годе равных возможностей в г.Москве и стратегии повышения качества жизни инвалидов на период до 2020 года. http://www.uvao.ru/uvao/getimage?objectId=80442

 

Материалы

 

· Литература

 

Мария Дименштейн «Московские адреса помощи для семей с детьми с нарушениями развития»

Дименштейн Р., Ларикова И. «Защита прав детей-инвалидов на образование и реабилитацию: опыт поддержки родителей»

Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. Интеграция "особого" ребенка в России: законодательство, практика и перспективы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи, 2000. - Вып. 3. http://www.pedlib.ru/Books/4/0003/index.shtml

 

· Полезные ссылки:

Альманах института коррекционной педагогики (ИКП) - http://almanah.ikprao.ru/almanah/editors.htm

Юнеско по вопросам образования, науки и культуры http://www.unesco.ru/

Виртуальная справочная служба http://vss.nlr.ru/archive_catalog.php

 

· Тематические сайты и форумы:

Форумы сайта «ОСОБОЕ ДЕТСТВО» - http://www.osoboedetstvo.ru/;

Конференция «Другое детство» - http://flogiston.ru/news/conference/another_childhood

Конференция клуба «РОДИМ И ВЫРАСТИМ» – Особые дети - http://rodim.ru/conference/index.php?showforum=124;

Конференция МАТЕРИНСТВО, «Дети с особыми потребностями» - http://forum.materinstvo.ru/index.php?showforum=69;

Сайт «ГОРОД ЗОЛОТОЙ» - http://gold-child.ru/;

Детский Экологический Центр «ЖИВАЯ НИТЬ». Иппотерапия. - http://livingthread.ru/

Центр реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир". Адрес: г. Москва, ул. 1-ый Лучевой просек, д.3 Телефон/факс: (499) 268-02-06. www.solnechnymir.ru Комплексная реабилитация и социальная адаптация, иппотерапия. Адрес электронной почты: innet_karp@mail.ru

Центр целительной педагогики. Тел./факс: (495) 131-06-83. Электронная почта: ccpmain@online.ru, bial@online.ru

Русский дом. Тел./факс: (499) 739-20-67. Электронная почта: rushouse@mtu-net.ru

Таганский детский фонд. Тел./факс: (495) 911-74-49. Электронная почта: TCF.RUS@g23.relcom.ru, tatianatroitskaya@hotmail.com. Адрес в интернете: www.charity-tcf.ru

http://detiangeli.ru/- «Дети-ангелы» — сайт сообщества родителей особых детей, в первую очередь тех, чьи детки страдают детским церебральным параличом (ДЦП).

Организации, которые занимаются правовой защитой детей-инвалидов и их семей:

Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsmanrf.ru/

Сайт Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. - http://www.rfdeti.ru/

Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации - http://www.zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=prava_deti_upolnomotch

Уполномоченный по правам человека в г. Москве - http://ombudsman.mos.ru/index.php?id=home1

Региональная общественная организация инвалидов “Перспектива” - http://perspektiva-inva.ru/. Адрес: 119021 Москва, ул. Тимура Фрунзе, 16 строение 3 (вход с Большого Чудова переулка) Тел.-факс +7(495)725-39-82 E-mail: office@perspektiva-inva.ru.

Благотворительный Фонд “Поддержка гуманитарных программ” Горячая линия Адрес: Москва, ул. Новороссийская, д. 25, к. 1, м. Люблино. Тел.: 358-2274 - офис, 778-78-39 – юридическая поддержка. E-mail: legal@fpgp.ru http://www.fpgp.ru/

Правовая защита на сайте “Особое детство” http://www.osoboedetstvo.ru/

 

Тьютор в системе инклюзивного образования

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

При реализации интегрированного обучения перед коллективом общеобразовательного учреждения возникают следующие задачи:

• создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся;

• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.

Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д» (Петрова Е.Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе» статья).

В инклюзивном образовании подобных специалистов в настоящий момент также называют педагог сопровождения, адаптор, куратор, освобожденный классный воспитатель, поддерживатель.

На практике тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т.д), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития.

 

Цели и задачи в работе тьютора

 

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Описывая роль тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ, И.В.Карпенкова предлагает 2 таблицы:

 

 

Таблица 1: «Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».

    Тьютор и подопечный Тьютор:
ü формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; ü следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); ü координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
    Тьютор и учитель (учителя) класса Тьютор:
обсуждает с учителем: ü цели и задачи своей работы; ü возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; ü каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
  Тьютор и другие дети Тьютор:
ü следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; ü объясняет детям, как общаться с их одноклассником; ü если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
Тьютор и родители Тьютор:
ü рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; ü отвечает на вопросы родителей.

 

 

Таблица 2: Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школьной системе и роль тьютора в этом процессе.

 

Ребенок с ОВЗ и учитель Для этого тьютор:
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции ü привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; ü «Смотри на доску»; ü «Возьми ручку, пиши»; ü «Открывай учебник»; ü «Открывай дневник» и т.п.
Ребенок с ОВЗ и тьютор Для этого тьютор:
Ребенок выполняет рекомендации тьютора   ü следит за организацией рабочего пространства ученика; ü соотносит задания учителя с возможностями ученика; ü если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; ü если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.
Ребенок с ОВЗ и другие ученики Для этого тьютор:
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему ü наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».
Ребенок с ОВЗ и родители   Для этого тьютор:
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором ü помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.  

 

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования.

Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего положения Министерства образования (Приказ №27/901-6 от 27.03.2000). Это возможность различных специалистов активно взаимодействовать друг с другом. На консилиуме, если такая практика существует в УО, формируются для тьютора цели и задачи в работе с ребенком, с опорой на, выявленные в ходе диагностики, дефициты и ресурсы. Далее именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

Основные направления работы с родителями:

- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

- Оказание родителям эмоциональной поддержки;

- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

 

«При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития». (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010).

 

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. «Сопровождать можно только идущего». (Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации»).

 

В школах, где инклюзия уже прижилась и дает положительные результаты, действуют различные схемы организации учебного процесса. В соответствии с ними тьютор может выполнять три совершенно разные организационные задачи (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010):

1) Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития. По оценкам специалистов по внедрению инклюзии в российские школы, на сегодняшний день наиболее реалистичной является картина, когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая учителю приспособиться к нуждам ученика с особенностями развития, не снижая при этом качества образования всего класса.

Например, тьютор может заранее договориться с учителем о том, когда наиболее уместно вызвать ученика с особенностями развития к доске. Во время урока дети по очереди выходят решать примеры, и тьютор «встречается глазами» с учителем в тот момент, когда подопечный тьютора готов идти к доске. Учитель при этом задает более легкое задание. Таким образом, ребенок получает опыт успешного ответа перед классом.

От тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебной программы к возможностям ученика с особенностями развития. В этом случае тьютор следит за тем, что излагает учитель,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...