Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Германская Демократическая республика




Провозглашение ГДР состоялось спустя пять месяцев в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон Федеративной Республики Германии, 7 октября 1949 провозглашена Конституция ГДР.

СССР вывез из ГДР машины и оборудование, взимал с ГДР репарации. Лишь к 1950 году промышленное производство в ГДР достигло уровня 1936 года. События 17 июня 1953 года в ГДР привели к тому, что вместо репараций, СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь.

Как провозглашалось, граждане ГДР имели все демократические права и свободы. Хотя доминирующее положение в стране занимала Социалистическая единая партия Германии (её ведущая роль была закреплена в Конституции), наряду с нею на протяжении десятилетий существовали и четыре другие партии.

Темпы экономического развития ГДР были ниже, чем в ФРГ, и самыми низкими среди государств Варшавского договора. Тем не менее, уровень жизни в ГДР оставался самым высоким среди восточноевропейских государств. К 1980-м годам ГДР стала высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством. По объёму промышленной продукции ГДР занимала 6-е место в Европе.

Берлинская стена

Отсутствие чёткой физической границы в Берлине приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов из ГДР. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатно, работать — в Западном Берлине или ФРГ. В августе 1961 года власти ГДР начали строительство охраняемой стены, физически отделившей Западный Берлин от ГДР. Берлинская стена была разрушена лишь в 1990 году.

 

Вопрос 48.ГОС СТРОЙ ФРГ(КОНСТ 1949) отрицания порядков "Третьего рейха", провозглашая "ненарушимость чел достоинства", "неприкосновенность" и "неотчуждаемость" прав человека. Социальные права закрепляются и самим фактом провозглашения ФРГ соц г-вом. В этом контексте дается и трактовка права собственности, повторяющая соответствующие положения Веймарской конституции: "Собственность обязывает. Владение ею есть служение общему благу", а также положение Основного закона о воз-можности государства на основе закона принудительно отчуждать собственность, в том числе обобществлять земли, общественные ресурсы и средства производства "для общего блага". В н 50-х гг. в соответствии с "Законом о стимулировании занятости" 1958 г. началась выплата пособий всем безработным, которая зависит от продолжительности периода занятости работника до увольнения, размера уплачиваемых страховых взносов по безработице, возраста и состава семьи безработного. Включены меры выпуска бумажных денег, охраны промышленной собственности, авторского и патентного права. Федеральное право ломает право земель". Единообразие жизненных условий лежит в основе кооперативного феодализма.Все большее значение приобретают не диктат центра, не "экзекуция", а такие рычаги управления, как выверенная финансовая политика и государственное регулирование экономики. Высшим органом законодат власти, по Конст 1949 г., является бундестаг, избираемый на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (на 4 года) лицами, достигшими 18-летнего возраста. Бундестаг избирает главу правительства, канцлера, несущего перед ним ответственность. Он может вызвать на свои заседания любого члена федерального правительства, назначить следственную комиссию, а федеральный министр финансов обязан ежегодно представлять бундестагу и бундесрату отчет "о доходах и расходах, а также о состоянии активов и пассивов выполняемого бюджета".Глава г-ва - президент- выбирается большинством голосов особого органа - федерального собрания, состоящего из членов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель на пропорциональной основе. Президент выступает прежде всего в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конст строя. Основной закон отказался от дуалистической концепции Веймарской республики: "президент-рейхстаг".Он, кроме представительств в международных делах, назначает и увольняет федеральных судей, ряд категорий федеральных служащих, обладает "в отдельных случаях" правом помилования, промульгирует принятые законы.Глава г-ва лишён права командования вооруженными силами, возлагая эти обязанности в мирное время на министра обороны, во время войны - на канцлера. Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное - он направляет всю внеш и внут политику и несет за нее ответственность только перед бундестагом. Основным гарантом правового г-тва ФРГ является,ФКС, кот выбирается бундестагом и бундесратом и стоит во главе суд системы. По отношению ко всем конституционным органам ФКС является единственной и независимой судебной палатой

Вопрос 54.Деформация государственного строя КНР в период "большого скачка" и "культурной революции" (1958- 1976 гг.).

"Большой скачок" - название массовой политической кампании, организацией которой ставилась задача многократного увеличения экономической мощи Китая в кратчайший исторический срок.

"Большой скачок" как политическая кампания был направлен на выполнение утопической задачи многократного увеличения в короткий срок производства важнейших видов промышленной продукции за счет мобилизации трудовых ресурсов, увеличения продолжительности рабочего времени и сокращения заработной платы. Одновременно в сельском хозяйстве стала проводиться "коммунизация" деревни, в ходе которой произошло укрупнение ранее созданных сельскохозяйственных производственных кооперативов. Появившиеся в результате этого укрупнения народные коммуны взяли на себя полномочия местных органов власти.

Были ликвидированы трудодни, главной формой обеспечения стало питание в общественных столовых.

Период "большого скачка" и коммунизации связан с упадком роли представительных органов. На селе они были практически ликвидированы. На других уровнях выборы вообще не проводились с 1958 по 1964 г.

Наиболее деструктивная кампания тех лет ("пролетарская культурная революция"), продолжавшаяся с 1966 по 1976 г.

В самом начале она носила характер проработки на страницах печати ряда литераторов и ученых. Затем к ней были подключены отряды молодежи.Умело направляемые лидерами "культурной революции" и поддерживаемые воинскими частями, эти отряды были брошены на погром местных и некоторых центральных государственных, партийных органов, профсоюзных и молодежных организаций, администраций учебных заведений, научно-исследовательских институтов и пр. Во время "культурной революции" только что начавшие создаваться правовые основы государства были разрушены. "Культурная революция" создала свою государственно-политическую систему, которая до 1975 г. не имела даже формального подобия конституционно-правового закрепления.

Вопрос 61.Падение монархии в России,изменения в гос. Строе после февральской буржуазной революции. Законодательная политика временного прав-ва.

В результате Февральской буржуазно-демократической революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего изменилась форма правления, в этом отношении Россия догнала передовые капиталистические страны. На смену царской монархии пришла буржуазная республика, которая фактически установилась с первых дней после свержения самодержавия. Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции впредь до созыва Учредительного собрания, которое и должно было окончательно определить конструкцию власти и государственного управления. На роль временного главы претендовал Временный комитет Государственной думы. Однако Временное правительство высшим органом государственной власти в стране считало Сенат. Оно установило правило, согласно которому каждый новый министр представлялся на утверждение Сенату. Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось крайней неустойчивостью. Часто изменялся его состав, что приводило к так называемой министерской чехарде, к невозможности последовательно проводить какую-либо определенную линию в государственном управлении. Крайняя неустойчивость правительственных органов лишала буржуазию возможности проводить в жизнь то, что соответствовало ее интересам, революционная ситуация в стране вынуждала идти на компромиссы, буржуазии приходилось считаться с интересами и требованиями трудящихся классов. Коалиционные составы правительства не могли обеспечить устойчивость Временного правительства. Такие правительства возникали потому, что под давлением революционного движения масс буржуазия не могла, хотя этого очень хотела, одна оставаться у власти, а мелкобуржуазные партии имели реальную возможность взять на себя ответственность за государство, но боялись властвовать одни, без буржуазии. Взамен Департамента полиции Временное правительство создало в системе Министерства внутренних дел новый орган, который сначала назывался Главным управлением общественной полиции, а затем Главным управлением по делам милиции. Временное правительство создало некоторые новые звенья центрального государственного аппарата. Проблема правового регулирования трудовых отношений вызвала необходимость учреждения Министерства труда. Оно не ставило задачу ввести 8-часовой рабочий день, увеличить заработную плату рабочим, проводить другие мероприятия, улучшающие условия работы на заводах и фабриках. Среди новых министерств создаются Министерство продовольствия и Министерство призрения. В марте 1917 г. при Министерстве юстиции образуется так называемая Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Результаты работы комиссии нашли отражение в опубликованном сборнике документов под названием "Падение царского режима". Временное правительство не успело провести Учредительное собрание. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон, и назначен срок выборов на ноябрь. Однако усилившееся после корниловского мятежа требование ускорить созыв Учредительного собрания и готовящийся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов заставили Временное правительство применить отвлекающий маневр. 14 сентября 1917 г. было созвано Демократическое совещание. На нем присутствовали главным образом представители земских, буржуазных и мелкобуржуазных организаций. Представители партии большевиков, Советов и фабзавкомов были в явном меньшинстве. Совещание преследовало две основные цели: 1) отсрочить созыв очередного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов; 2) отсрочить созыв Учредительного собрания до окончания войны, о чем втайне мечтали, по свидетельству управляющего делами Временного правительства В.Д. Набокова, его члены. Совещание оказало существенную помощь буржуазному правительству, высказавшись за создание третьего коалиционного Временного правительства. Оно избрало постоянно действующий орган - Временный Совет Республики, или Предпарламент, - для осуществления контроля за деятельностью Временного правительства в составе 555 человек. В условиях нарастания революционного подъема ЦК партии большевиков счел ошибочным участие в Предпарламенте. На первом же заседании 7 октября 1917 г. большевистская фракция покинула этот орган. Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников. Вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. После победы буржуазно-демократической революции на местах возрастает роль местных земских и городских органов самоуправления. Идет процесс их дальнейшей демократизации. Создаются волостные земские собрания и управы, упраздняются волостные сходы и правления, а также волостные суды. Некоторые изменения произошли в судебной системе. Прежде всего последовало упразднение института земских начальников и суда с сословными представителями, но в целом судебная система оставалась почти прежней, в ее основе лежали Судебные уставы 1864 г.. Временному правительству пришлось все же пойти на уступки и санкционировать создание революционных судов, возникших по инициативе трудящихся масс. В связи с ростом массового движения крестьян, которые требовали решения аграрного вопроса, а во многих случаях самочинно захватывали помещичьи земли, в апреле 1917 г. Временное правительство сделало попытку утихомирить крестьян путем создания в стране разветвленной системы земельных комитетов. Их главная задача заключалась в сборе материала для подготовки законопроекта по земельному вопросу, который предполагалось предложить на рассмотрение Учредительного собрания. Стремясь вырвать инициативу из рук Советов и профсоюзов, выдвигавших требования об улучшении продовольственного дела в стране, Временное правительство в мае 1917 г. создало широкую сеть продовольственных органов на местах, в которых преобладали представители буржуазии. Была введена хлебная монополия, имевшая цель ограничить спекулятивные возможности чиновников. Однако в комитетах сидели те же частники. Несмотря на огромное число продовольственных органов, их полезная деятельность равнялась нулю. Создавалась только видимость заботы о продовольственных нуждах населения. А продовольственный кризис все больше обострялся и усугублялся. Приближалась неминуемая катастрофа, назревал голод.

Вопрос 62.ОКТЯБРЬСКОЕ ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ 1917, принятое после свержения Врем. пр-ва и переходом власти к Советам. Подготовлено большевистской партией и осуществлено под ее рук. силами Красной гвардии, солдат Петрогр. гарнизона и матросов Балт. флота. 6-й съезд РСДРП(б) (июнь-авг. 1917) по инициативе В. И. Ленина взял курс на вооруж. захват власти. В сер. сент. 1917 Ленин в письмах ЦК РСДРП(б) потребовал "на очередь дня поставить вооруж. восстание" и сформулировал план его проведения. Однако ЦК под влиянием Л. Б. Каменева и Г. Е. Зиновьева не поддержал в тот момент эту позицию. На заседании ЦК РСДРП(б) 10(23) окт. Ленин, нелегально вернувшийся в П., выступил с докладом по текущему моменту. 10 голосами против 2 была принята резолюция, что вооруж. восстание необходимо и вполне назрело. Руководящие центры восстания находились в Смольном. Под началом ПВРК находилась Кр. гвардия, значит. часть Петрогр. гарнизона, матросы флотских экипажей и сводные отряды моряков из Кронштадта и Гельсингфорса, присланные Центробалтом. Врем. пр-во рассчитывало на юнкеров, слушателей пяти петрогр. офицерских школ и нек-рые воинские части. Ставка и командование Сев. фронта получили приказ ускорить переброску войск в столицу. 24 окт. отряд юнкеров захватил типографию большевистской газ. "Рабочий путь", Врем. пр-во отдало приказ об аресте членов ПВРК. В ответ последний дал указание солдатам Литовского полка и саперного батальона изгнать юнкеров из типографии, что было исполнено, и привел в боеготовность все свои вооруж. силы. В Смольный были вызваны отряды Кр. гвардии, подразделения солдат, связные от воинских частей, р-нов П., з-дов и фабрик. Днем 24 окт. юнкера попытались развести мосты через Неву, но отряды красногвардейцев и солдат установили охрану на всех мостах, кроме Дворцового и Николаевского.Поздно вечером в Смольный прибыл Ленин. В операции по занятию Зимнего дворца приняли участие ок. 11 тыс. чел.. Гарнизон Зимнего насчитывал ок. 2,7 тыс. чел. Врем. пр-ву был предъявлен ультиматум. По сигналу из Петропавловской крепости раздался холостой выстрел "Авроры". Войска ПВРК начали наступление. Первые группы стали проникать во дворец. В Малой столовой арестованы члены Врем. пр-ва, юнкера и "ударницы" разоружены. Арестованных министров отправили в Петропавловскую крепость. При занятии дворца нек-рые помещения были разграблены и разгромлены, но сокровища Эрмитажа практически не пострадали. Всего в ходе окт. событий в П. убиты 46 чел., ранены ок. 50. В результате переворота власть в П. и стране перешла формально в руки ПВРК, фактически - в руки партии большевиков, что было юридически оформлено 2-м Всерос. съездом Советов. Конституция РСФСР 1918 года — первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР»[1]. Содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она в основном утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1924 года. Однако статья 25 Конституции 1918 года действовала вплоть до 1937 года в связи с тем, что на неё прямо ссылалась статья 20 Конституция РСФСР 1925 года.

Вопрос 67. Переход к гос самостоят России. Глава государства — Президент Российской Федерации. Президент избирается на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Законодательный (представительный) орган государственной власти (парламент) Российской Федерации — двухпалатное Федеральное Собрание Российской Федерации. Палатами Федерального Собрания являются Совет Федерации — верхняя палата и Государственная Дума — нижняя палата. В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов. Депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе. Ранее часть депутатов избиралась также по мажоритарной системе. Срок полномочий Государственной Думы — 4 года. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. О форме правления в России нет единой точки зрения: согласно некоторым исследованиям, Россия — президентская республика, согласно другим — полупрезидентская или суперпрезидентская республика. В отличие от классической президентской модели (США), в России имеются должности и президента, и премьер-министра. Правительство во главе с премьер-министром подотчетно и президенту, и парламенту. Однако от классической смешанной модели (Франция) Россию отличает то, что, несмотря на одновременное наличие постов президента и премьер-министра, ответственность правительства перед парламентом носит во многом теоретический характер: президент всегда сохраняет возможность назначить устраивающего его премьер-министра, а во многих случаях и распустить парламент.

Вопрос 64.Конституция СССР 1936 года — основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы, победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах — государственную и колхозно-кооперативную. Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни; свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки. Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование. Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций. Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. В конституции было положение о невозможности учреждения единоличной президентской власти и создание «коллективного президента» в лице Президиума Верховного Совета, предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывает оказанное им доверие. Правительство страны сохраняло своё название — Совет народных комиссаров СССР. СНК являлся высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

Вопрос 63.СОЗД ССР.1-АЯ КОНСТитуция.

По мере завершения гражданской войны возникла необходимость конституционного урегулирования отношений между советскими республиками. РСФСР занимала 92% территории, на которой проживало 70% населения будущего Союза Советских республик. Остальную территорию занимали советские республики: Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация, в которую в 1922 г. объединились Азербайджан, Грузия, Армения. Существовали также Дальневосточная республика со столицей в Чите и две среднеазиатские народные республики - Хорезмская и Бухарская. В июне 1919 г. для более эффективной борьбы с белым движением и интервенций между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз. Объединялись вооруженные силы, и вводилось единое военное командование. В 1920-1922 гг. все советские республики подписали с РСФСР и между собой двусторонние соглашения, которые предусматривали совместные мероприятия по обороне, в хозяйственной деятельности, дипломатии. Таким образом, складывалась ситуация, когда формально республики имели право руководить своей политикой, а фактически были лишены права самостоятельно вести ее. В январе 1922 г. при решении вопроса об участии РСФСР и других советских республик в Международной экономической конференции в Генуе нарком иностранных дел РСФСР Г.Чичерин предложил объединиться с братскими республиками. Взамен была выдвинута идея «единого дипломатического фронта», проводящего общую внешнюю политику. Несогласованность и острые разногласия при решении ряда вопросов проявились из-за отсутствия четкого разграничения полномочий между центральной и республиканскими властями. Чтобы положить конец этим конфликтам, в августе 1922 г. Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик» и организовали для выработки решения комиссию, в которую вошли также представители от других республик. По заданию этой комиссии И.В. Сталин подготовил так называемый проект «автономизации», сутью которого было предложение о вхождении в РСФСР на правах автономных республик Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении. Проект был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Против проекта «автономизации» выступил В.И. Ленин. В сентябре 1922 г. он предлагает проект «федерализации»: создание союзного государства на основе добровольного и равного объединения самостоятельных союзных республик с общефедеральными органами власти. Пленум ЦК РКП(б) принял в качестве отправного варианта план В.И. Ленина, однако это не привело к прекращению борьбы в партии по вопросам национальной политики. 30 декабря 1922 г. на I съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор. Формально новое государство создавалось как федерация суверенных республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако механизм «свободного выхода» не предусматривался. В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принимает первую Конституцию СССР, в основе которой лежали Декларация и Договор 1922 г. В ней устанавливается единое союзное гражданство: гражданин каждой республики являлся гражданином СССР. В 1920-1930-е годы число союзных республик в составе СССР увеличивается.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...