Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие на тему «Финансовое обеспечение воспроизводства основных фондов»




План

1. Основные фонды предприятия (ОПФ).

2. Характеристика, классификация ОПФ.

3. Стоимостная оценка ОПФ.

4. Снос, амортизация ОПФ.

5. Порядок расчета амортизации.

6. Методы начисления амортизации в системе бухгалтерского учета.

Методические указания.

Производственные основные средства - это здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование (рабочие, силовые), вычислительная техника, измерительные приборы, транспортные средства, инструмент и другие средства, которые отвечают вышеприведенному определению основных средств и функционируют непосредственно в сфере производства товаров и услуг.

К непроизводственным основным средствам принадлежат те средства, которые не связаны непосредственно с производственным процессом и функционируют для удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей участников производства.

Принадлежность тех или других ценностей к основным средствам регулируется законодательством. Согласно П(С)БУ 7 «Основные средства» в состав основных средств не включаются любые предметы независимо от их стоимости, срок службы которых меньше одного года (или операционного цикла, если он длиннее года). Такие предметы входят в состав оборотных активов: предметы, срок службы которых хотя и превышает один год, но стоимость которых является ниже, чем установлен минимальный предел стоимости предметов, которые считаются основными средствами (определяет этот предел предприятие самостоятельно), в бухгалтерском учете занесены к счету «Малоценные необратимые материальные активы». Вместе с другими необратимыми материальными активами они включаются в балансовую статью «Основные средства».

Классификация групп основных средств и других необоротных активов. Методы начисления амортизации.

Таблица 1 - Классификация групп основных средств и других необоротных активов

Группы Минимально допустимые сроки полезного использования, лет
   
группа 1 – земельные участки -
группа 2 – капитальные затраты на улучшение земель, не связанные со строительством  
группа 3 – здания,  
сооружения,  
передаточные устройства  
группа 4 – машины и оборудование  
из них:  
электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, связанные с ними средства считывания или печати информации, связанные с ними компьютерные программы (кроме программ, расходы на приобретение которых признаются роялти и / или программ, которые признаются нематериальным активом), другие информационные системы, коммутаторы, маршрутизаторы, модули, модемы, источники бесперебойного питания и средства их подключения к телекоммуникационным сетям, телефоны (в том числе мобильные), микрофоны и рации, стоимость которых превышает 2500 гривен  
группа 5 – транспортные средства  
группа 6 – инструменты, приборы, инвентарь (мебель)  
группа 7 – животные  
группа 8 – многолетние насаждения  
группа 9 – прочие основные средства  
группа 10 – библиотечные фонды -
группа 11 – малоценные необоротные материальные активы -
группа 12 – временные (нетитульные) сооружения  
группа 13 – природные ресурсы -
группа 14 – инвентарная тара  
группа 15 – предметы проката  
группа 16 – долгосрочные биологические активы  

Начисление амортизации нематериальных активов осуществляется с применением методов амортизации в течение сроков, приведенных в табл. 2:

Таблица 2- Методы начисления амортизации нематериальных активов

Группы Срок действия права пользования
   
группа 1 – права пользования природными ресурсами (право пользования недрами, другими ресурсами природной среды, геологической и другой информацией о природной среде); согласно правовстановлю-рующего документа
группа 2 – права пользования имуществом (право пользования земельным участком, кроме права постоянного пользования земельным участком, согласно закону, право пользования зданием, право на аренду помещений и т.д.); согласно правовстановлю-рующего документа
группа 3 – права на коммерческие обозначения (права на торговые марки (знаки для товаров и услуг), коммерческие (фирменные) наименования и т.п.), кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти; согласно правовстановлю-рующего документа
группа 4 – права на объекты промышленной собственности (право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, породы животных, компоновки (топографии) интегральных микросхем, коммерческие тайны, в том числе ноу-хау, защита от недобросовестной конкуренции и т.д.) кроме расходы на приобретение которых признаются роялти; согласно правовстановлю-рующего документа, но не менее 5 лет
группа 5 – авторское право и смежные с ним права (право на литературные, художественные, музыкальные произведения, компьютерные программы, программы для электронно-вычислительных машин, компиляции данных (базы данных), фонограммы, видеограммы, передачи (программы) организаций вещания и т.п.) кроме расходы на приобретение которых признаются роялти; согласно правовстановлю-рующего документа, но не менее 2 года
группа 6 – другие нематериальные активы (право на ведение деятельности, использование экономических и других привилегий и т.п.) согласно правовстановлю-рующего документа

Учет амортизируемой, нематериальных активов ведется по каждому из объектов, входящий в состав отдельной группы.

Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, который устанавливается приказом по предприятию при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс), но не менее, чем минимально допустимый срок полезного использования на основании документов, свидетельствующих о выводе таких основных средств из эксплуатации.

При определении срока полезного использования (эксплуатации) следует учитывать:

  • ожидаемое использование объекта предприятием с учетом его мощности или производительности;
  • физический и моральный износ;
  • правовые или другие ограничения относительно сроков использования объекта и другие факторы.

Срок полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств пересматривается в случае изменения ожидаемых экономических выгод от его использования, но он не может быть меньше, чем минимально допутимые сроки полезного использования.

Амортизация объекта основных средств начисляется исходя из нового срока полезного использования, начиная с месяца, следующего за месяцем изменения срока полезного использования (кроме производственного метода начисления амортизации).

Амортизация основных средств производится до достижения остаточной стоимости объектом его ликвидационной стоимости.

Амортизация основных средств начисляется с применением следующих методов:

1) прямолинейного, по которому годовая сумма амортизации определяется делением амортизируемой стоимости на срок полезного использования объекта основных средств;

2) уменьшения остаточной стоимости, по которому годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации. Годовая норма амортизации (в процентах) исчисляется как разница между единицей и результатом корня степени количества лет полезного использования объекта из результата от деления ликвидационной стоимости объекта на его первоначальную стоимость;

3) ускоренного уменьшения остаточной стоимости, по которому годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации, которая исчисляется согласно срока полезного использования объекта и удваивается.

Метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости применяется только при начислении амортизации к объектам основных средств, входящих в группы 4 (машины и оборудование)

и 5 (транспортные средства);

4) кумулятивного, по которому годовая сумма амортизации определяется как произведение амортизируемой и кумулятивного коэффициента. Кумулятивный коэффициент рассчитывается делением количества лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта основных средств, на сумму числа лет его полезного использования;

5) производственного, по которому месячная сумма амортизации определяется как произведение фактического месячного объема продукции (работ, услуг) и производственной ставки амортизации. Производственная ставка амортизации исчисляется делением амортизируемой стоимости на общий объем продукции (работ, услуг), который предприятие ожидает произвести (выполнить) с использованием объекта основных средств.

Амортизация объектов групп 9, 12, 14, 15, начисляется прямолинейным и производственными методами. Амортизация малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов может начисляться по решению налогоплательщика в первом месяце использования объекта в размере 50 процентов его амортизируемой и остальных 50 процентов амортизируемой стоимости в месяце их изъятия из активов (списания с баланса) вследствие несоответствия критериям признания активом или в первом месяце использования объекта в размере 100 процентов его стоимости.

На основные средства групп 1 и 13 амортизация не начисляется.

Суммы амортизационных отчислений не подлежат изъятию в бюджет, а также не могут быть базой для начисления всех налогов и сборов.

Начисление амортизации в целях налогообложения осуществляется предприятием по методу, определенному приказом об учетной политике для целей составления финансовой отчетности, и может пересматриваться в случае изменения ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования.

Начисление амортизации по новому методу начинается с месяца, следующего за месяцем принятия решения об изменении метода амортизации.

Учет амортизируемой, ведется по каждому объекту, который входит в состав отдельной группы основных средств, в том числе стоимость ремонта, улучшения таких средств, полученных безвозмездно или предоставленных в оперативный лизинг (аренду), как отдельный объект амортизации.

Амортизация объекта основных средств начисляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, установленного налогоплательщиком, но не менее минимально допустимого срока, помесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объ объекта основных средств в эксплуатацию и останавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации и других видов улучшения и консервации.

Амортизационные отчисления расчетного квартала по каждому объекту основных средств определяются как сумма амортизационных отчислений за три месяца расчетного квартала, исчисленных с применением выбранного налогоплательщиком метода начисления амортизации в соответствии с каждой группе основных средств.

Амортизационные средства поступают предприятию в составе выручки от реализации готовой продукции (работ, услуг) и накапливаются для последующего использования как источника воссоздания стоимости основных средств. Они представляют собой средства для простого воссоздания основных средств.

Начисление амортизации основных средств в системе бухгалтерского учета построено на других принципах, основные из них такие:

• все основные средства, кроме земли, являются объектом амортизации;

• наличие нескольких методов начисления амортизации и права любого предприятия в пределах избранной учетной политики применять тот или другой метод по своему выбору;

• право предприятия применять разные методы начисления амортизации к разным объектам;

• нормы амортизационных отчислений дифференцируются, как правило, в зависимости от срока полезного использования (эксплуатации) объектов, причем эти сроки определяются предприятием самостоятельно (допускается начисление амортизации также в зависимости от фактического объема продукции, работ, услуг, которого предприятие достигает, используя объект основных средств);

• базой для амортизационных отчислений является первоначальная стоимость основных фондов, уменьшенная на ликвидационную стоимость объекта. Такая стоимость имеет название «стоимость, которая амортизируется», или «амортизируемая стоимость»;

• ежемесячное начисление амортизации.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Из чего состоят источники фонда основных средств предприятия?

2. Что такое собственные основные средства и арендованные основные средства?

3. Что такое первоначальная, переоцененная и остаточная стоимость основных средств?

4. Какой порядок индексации стоимости основных средств в Украине и в чем заключается разница между «бухгалтерским» и «налоговым» методами?

5. В чем заключается смысл распределения основных средств на шестнадцать групп в системе налогового учета?

6. Как классифицируют группы основных средств в системе бухгалтерского учета?

7. Какие источники финансирования капитальных вложений используют предприятия разных форм собственности?

8. В чем особенность финансирования расходов на реконструкцию и модернизацию основных средств?

9. За счет каких источников осуществляется финансирование текущего, среднего и капитального ремонтов основных средств в системе бухгалтерского учета и согласно налоговому законодательству?

10.Какие особенности начисления амортизационных отчислений по 16-ти группам основных средств?

11. Как классифицируют группы основных средств в системе бухгалтерского учета?

12. Дать характеристику первого «бухгалтерского» метода амортизации основных средств.

13. Дать характеристику второго «бухгалтерского» метода амортизации основных средств.

14. Дать характеристику третьего «бухгалтерского» метода амортизации основных средств.

15. Дать характеристику четвертого «бухгалтерского» метода амортизации основных средств.

16. Дать характеристику пятого «бухгалтерского» метода амортизации основных средств.

 

Темы рефератов

§ Структура и классификация основных фондов предприятия.

§ Сущность финансов воссоздания основных фондов предприятия.

§ Источники финансирования простого воссоздания основных фондов.

§ Инвестирование расширенного воссоздания основных фондов.

§ Финансирование капитальных вложений при разных способах их освоения.

§ Износ основных фондов.

§ Амортизация.

§ Методы расчета амортизационных отчислений. Порядок расчета амортизации.

§ Методы начисления амортизации в системе бухгалтерского учета.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

[14], [4], [1], [9], [11].

3.8 Практическое занятие на тему «Финансовое планирование на предприятиях»

 

План

1. Роль финансового планирования на предприятии.

2. Объекты и задания финансового планирования.

3. Финансовый план как раздел бизнес-плана.

4. Инструменты оперативного планирования хозяйственной деятельности предприятия.

5. График достижения безубыточности производства.

 

Методические указания

Финансовое планирование на уровне хозяйствующих субъектов - это процесс планирования поступлений и использования финансовых ресурсов, установления оптимальных соотношений, в распределении доходов предприятий.

Без финансового планирования не может быть достигнут тот уровень управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, который обеспечивает ему успех на рынке, постоянное совершенствование материальной базы, социальное развитие коллектива. Ни один из других видов планирования не может иметь для предприятия такого обобщающего, глобального значения, потому что именно финансы охватывают все без исключения стороны и участки его функционирования.

Финансовое планирование связано с планированием производственной деятельности предприятия. Показатели всех плановых финансовых инструментов базируются на планах по объему производства, ассортимента товаров и услуг, себестоимости продукции, т.е. они должны создавать необходимые финансовые условия для успешного выполнения этих планов. В этом - основное назначение финансового планирования.

Финансовое планирование способствует выявлению внутренних резервов для потребностей предприятия. Это обеспечивается тем, что, во-первых, оно выходит из необходимости эффективного использования производственных мощностей, новой техники, передовой технологии производства, улучшения качества продукции; во-вторых, выполнения планов по прибыли и объема других финансовых ресурсов (например амортизации основных средств) нуждается в соблюдении плановых норм расходов труда и материальных ресурсов; в-третьих, объемом финансовых ресурсов, который определяется при планировании, не дает возможность предприятию или затрудняет создавать избыточные запасы материальных ресурсов, делать внеплановые капитальные вложения.

В процессе финансового планирования обеспечивается необходимый предыдущий контроль за созданием и рациональным использованием финансовых ресурсов.

Объектами планирования являются доходы предприятия, прибыль, расчеты с государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, объем капиталовложений и других форм инвестирования финансовых ресурсов, объем долгосрочных кредитов банков, на инвестиционные мероприятия, потребность предприятия в собственных оборотных средствах и источника ее покрытия.

Главным инструментом финансового планирования в современных условиях является финансовый план предприятия, в частности в форме баланса доходов и расходов. Значительное распространение в практике имеют также такие инструменты финансового планирования, как платежный календарь, бизнес-план.

Разработка финансового плана - это заключительный этап финансового планирования. Для его составления нужно иметь все планы производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также сделать все финансовые расчеты:

• план по прибыли и ее использование;

• план поступления и использования амортизационных отчислений;

• расчет планового прироста норматива собственных оборотных средств и источников его покрытия;

• расчет объема и источников капиталовложений;

• расчет поступления НДС и его уплаты в бюджет и др.

Кроме того, необходимо сделать расчеты плановых объемов валовых доходов и валовых расходов для определения суммы прибыли, которая должна быть оплачена в бюджет в виде налога на прибыль. Однако как источник всех расходов, которые планируются в финансовом плане, может выступать лишь бухгалтерская прибыль, именно она является основным объектом финансового планирования.

Обязательная форма финансового плана приспособлена для отображения объемов и направления только отдельных финансовых ресурсов и денежных потоков в планируемом году с целью обеспечения потребностей функционирования предприятий, в первую очередь выполнения его обязательств относительно уплаты налогов и обязательных платежей.

Финансовое планирование нельзя понимать только как процесс создания плановых инструментов, которые отображают источники и направления использования финансовых ресурсов за конкретные календарные периоды, которыми является баланс доходов и расходов, платежный календарь. Оно включает также расчеты относительно инвестиционных проектов, реализация которых приносит прибыль предприятию-инвестору. Программа, которая описывает экономико-организационную сторону такого проекта, называется бизнес-планом.

Чтобы повышать рентабельность своей работы, предприятие должно постоянно разрабатывать проекты, которые предусматривают вложение финансовых ресурсов в создание новых технологий, организацию новых производств, реконструкцию производственных площадей и оборудования под выпуск конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках, строительство филиалов и цехов, приближения к источникам сырья и рынков сбыта, в другие проекты, в том числе инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги посторонних эмитентов. Каждый из таких проектов должен быть глубоко обоснован в бизнес-плане.

Одной из важнейших характеристик взаимоувязки затрат, объема производства и прибыли является анализ безубыточности. Такой анализ возможен при системе учета переменных затрат, основой которой является деление затрат на постоянных и переменных, а также при использовании показателя маржинального дохода.

Точка безубыточности - это такой объем реализации, когда доходы предприятия равняются его расходам, а предприятие не имеет ни прибыль, ни убытки. Анализ безубыточности используют при:

1) учреждении нового вида деятельности, например, организации нового производства;

2) развитии и расширении производства, которое уже существует;

3) изготовлении нового вида продукции, предоставлении нового вида услуг. Целями, для которых используют анализ безубыточности, являются:

1) оценка начального периода функционирования нового предприятия;

2) оценка прибыльности нового вида услуг или нового вида продукции;

3) оценка прибыльности инвестиций при наращивании основного капитала.

Точка безубыточности может быть определена тремя методами:

1) методом уравнения;

2) методом маржинального дохода;

3) графическим методом.

Метод уравнения

Метод уравнения определяется по формуле:

Точка безубыточности =
Постоянные издержки + Условно-переменные издержки
 
Продажная цена на ед. продук.- Переменные издержки на ед. продук.

 

 


Метод маржинального дохода

Маржинальный доход определяется по формуле:

Маржинальный доход =
Постоянные издержки + Прибыль

 

 

 

В точке безубыточности прибыль равна нулю:

Маржинальный доход =
Постоянные издержки

 

(2.3)

 

Точка безубыточности в натуральном измерении определяется по формуле:

Точка безубыточности =
Постоянные издержки
 
Маржинальный доход на ед. продукции

 

(2.4)

 

Точка безубыточности в денежном измерении определяется по формуле:

Точка безубыточности =
Постоянные издержки
 
Маржинальный доход на ед. продук. * Реализация на ед. продук.

 

(2.5)

 

Графический метод

Основан на построении двух линий пересечение которых дает точку безубыточности.

Объем продажи, которая превышает точку безубыточности, обеспечивает прибыль. Если объем продаж ниже от точки безубыточности, предприятие несет убытки.

Точка безубыточности, следовательно, указывает на то, при каком объеме производства доход от реализации покроет суммарные (валовые) расходы предприятия. Точка безубыточности зависит от трех факторов:

1) цены продажи выработанного товара;

2) переменных расходов производства, реализации, управления;

3) постоянных расходов производства, реализации, управления.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите назначение финансового планирования на предприятии.

2. Что представляет собой баланс доходов и расходов предприятия?

3. Опишите структуру разделов финансового плана.

4. Какие методы используются при разработке финансового плана?

5. Какую цель преследует оперативное финансовое планирование на предприятии?

6. Назовите назначение платежного календаря и приведите его структуру.

7. В чем сущность бизнес-планирования?

8. График достижения безубыточности производства.

 

Темы рефератов

§ Роль финансового планирования на предприятии. Баланс доходов и расходов предприятия.

§ Методы, которые используются при разработке финансового плана.

§ Назначение и структура платежного календаря.

§ Роль финансового планирования на предприятии.

§ Баланс доходов и расходов предприятия.

§ Методы, используюемые при разработке финансового плана.

§ Назначение и структура платежного календаря.

§ График достижения безубыточности производства.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

[1], [2], [3], [5], [11], [12], [13].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...