Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1-2. Сущность права. Понятие права.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

модуля

«История и методология юридической науки»

 

 

Направление подготовки (специальность): 030900 Юриспруденция

 

Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр»

 

Форма обучения: (очная)

 

 

Тула 2011


 

 

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены к.ю.н., доцентом кафедры «Теории и истории государства и права» Е.М. Горячевой и ассистентом кафедры «Теории и истории государства и права» Н. А. Белобрагиной и обсуждены на заседании кафедры «Теории и истории государства и права» юридического факультета,

 

протокол № 9 от «24» мая 2011 г.

 

Зав. кафедрой ______________Е.Н. Соломатин

 


Методические указания и планы семинарских (практических) занятий

Планы семинарских занятий составлены на основе программы курса «История и методология юридической науки», разработанной на кафедре государства и права Тульского государственного университета. Их структура взаимосвязана с лекционным курсом, который позволяет создать целостное представление о наиболее значительных теоретических политико-правовых концепциях государства и права прошлых эпох.

Специфика семинаров обусловлена рядом факторов. Во-первых, темы занятий, их конкретные вопросы - составлены преимущественно таким образом, чтобы исключить дублирование при последующем изучении других, читаемых в ТулГУ курсов и спецкурсов исторического характера.

Во-вторых, предлагаемые семинарские занятия ориентируют студентов на осмысление изучаемого материала с разных позиций: конкретно-исторических, философских, политологических, правоведческих, социологических, политико-правовых. Все это предопределяет существенный объем самостоятельной работы студентов и, одновременно, широту выбора источников при подготовке к каждому занятию.

В самом начале изучении курса студентам необходимо внимательно изучить список рекомендуемой литературы, обратиться в читальный зал ТулГУ или иной библиотеки и просмотреть указанные книги, сделав краткие ознакомительные выписки (в ряде случаев достаточно даже оглавления).

Одним из важных этапов подготовки к изучению курса в целом, следует признать самостоятельную работу студентов в соответствии с предлагаемыми темами и в рамках установленных для них часов. Данное обстоятельство позволяет постепенно обогащать избранную тему дополнительным материалом из многих практических занятий курса.

Следует подчеркнуть, что первичной основой подготовки практически к любому семинару служат тематически совпадающие главы учебных пособий В.С. Нерсесянца, О.Э. Лейста, Е.А. Воротилин. Это заранее отмеченное условие позволяет во многих случаях не включать наименования учебников в общий список литературы по конкретным темам.

Необходимой составляющей успешной подготовки к семинару является изучение конкретных историко-правовых источников. Весьма результативно их краткое конспектирование.

Перечень основных источников, включая наиболее распространенные хрестоматии и сборники документов предваряет тематически-определенные планы семинарских занятий, и лишь в отдельных наиболее существенных случаях повторяется в последующих списках литературы.

Для углубленного и результативного изучения курса следует использовать собрания сочинений И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, С.М Соловьева, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, В.О. Ключевского.

Следующим этапом подготовки к семинару является изучение отдельных разделов из книг или статей, взятых из списка литературы по конкретной теме. При их выборе желательно ориентироваться на рекомендации преподавателя. Рекомендуется также использовать периодический научный журнал «История государства и права», а также иные специализированные юридические журналы, в которых включаются историко-правовые публикации: «Государство и право», «Российская юстиция».

Бесспорно, поощряется и обращение к дополнительной, самостоятельно предложенной литературе по каждой теме.

 

ПРИМЕР ДОСТАТОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ 13: Политическая и правовая мысль в Древней Греции.

1. За несколько дней до даты семинара внимательно изучить его план и список литературы по теме, просмотреть материалы подготовки предыдущему занятию и конспекты лекций.

2. Обратиться к ознакомительно-библиографическим записям, предварительно сделанным по списку источников и основной литературы, выбрать одно из учебных пособий. Это может быть учебник В.С. Нерсесянца - Политические учения Древней Греции. М. 1989. Желательно составить краткие тезисы или план возможного выступления на семинаре, выделить сложные и дискуссионные вопросы.

3. Целесообразно уделить внимание любому относящемуся к данному периоду сборнику документов (хрестоматии), и выбрать для историко-правоведческого анализа 1-2 документа, в тематических рамках рассматриваемых на семинаре вопросов.

4. Всесторонняя подготовка к семинарскому занятию по истории политических и правовых учений предполагает изучение работ древнегреческих мыслителей. Можно остановить выбор на собрании сочинений Аристотеля (Аристотель. Соч. в 4-х томах.. М. 1984.) и, дополняя учебный материал по каждому из вопросов семинара, обратиться к книгам - История правовых и политических учений. Древний мир. М.: Наука. 1985.; Эллинистический мир. Левек П. М. 1989.

5. Логично обратиться к сборнику “Фрагменты ранних греческих философов”, познакомиться с Курсом лекций по древней философии А.Н. Чанышева (М. 1991).

6. Подбирая материал для подготовки к семинару непосредственно из конкретного тематического списка литературы, следует ориентироваться на свои научные интересы и разъяснения преподавателя. Так, в учебнике В.С. Нерсесянца “История политических и правовых учений” (М., 1995) весьма четко изложен раздел “Древний мир”.

Профессионально значимо и познавательно учебное пособие В.А. Гуторова «Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории» (Л. 1989). Разумеется, из нее можно почерпнуть материал не только к конкретному семинару, но и реферативно провести сравнительный анализ политико-правовых учений древности и средних веков.

7. В итоге студент должен освоить научную литературу, уметь разбираться в научных концепциях, формулировать свою точку зрения по проблемам становления абсолютизма, государственного устройства этого периода и основным тенденциям развития права. Студент должен быть готов аргументировано со ссылками на конкретные правовые источники, излагать свои взгляды, правильно строить речь, свободно ориентироваться в теоретическом и правовом материале, отвечать на вопросы.

 

Тема 1-2. Сущность права. Понятие права.

1.1. Право как формальное равенство.

1.2. Право как свобода.

1.3. Право как справедливость.

2.1. Типология правопонимания.

2.2. Понятие права: многообразие определений и единство понятия

 

Литература

  1. Выгорбина, А.Е. Этика права.Опыт философско-социологического исследования нравственных основ права.— М.: Вузов.кн., 2005
  2. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. – с. 652.
  3. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. - М., 2006. – с. 568.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...