Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи к зачету по дисциплине «Логика»

1. Приведите по два примера единичных, общих, пустых, неопределенных, конкретных и абстрактных понятий. Сформулируйте их содержание. В чем состоит гипостазирование? Дайте пример этой ошибки.

2. Охарактеризуйте, пользуясь принципом обратного отношения между объемом и содержанием понятий, следующие пары понятий:

· логика — наука;

· философ — русский философ;

· треугольник с четырьмя сторонами — треугольник;

· река Дон — самая длинная река;

· кентавр — мифические существа.

3. Дайте по три примера сравнимых и несравнимых понятий.

4. Представьте с помощью круговых схем отношения между понятиями:

а) полководец — древнегреческий полководец — древнеримский полководец — Александр Македонский — Александр Суворов — Ганнибал;

б) картина — реалистическя картина — сюрреалистическая картина — картина Репина — картина Дали;

в) сын — внук — отец — дедушка.

5. Укажите, какие понятия являются противоположными, а какие противоречивыми: а) молодой — старый;

б) равнодушный — неравнодушный;

в) большой красный стол — небольшой черный стол;

г) страны Северного полушария — страны Южного полушария;

д) небольшая черная книга — маленькая белая книга.

6. Подберите подходящие примеры понятий, объемы которых находятся в графически представленных отношениях:

7. Дайте примеры следующих разновидностей определений:

· определения через род и видовое отличие;

· генетического определения;

· операционального определения;

· определения через абстракцию.

8. Приведите по два примера, демонстрирующих различие между номинальными и реальными определениями, явными и неявными.

9. Дайте примеры определения понятий, демонстрирующих возможные ошибки при нарушении правил определения.

10. Укажите, какие ошибки допускаются в следующих определениях:

а) умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные и аналогию;

б) грамматические предложения делятся на простые, сложносочиненные и сложноподчиненные;

в) числа делятся на простые, четные и нечетные.

11. Пользуясь знанием языков классической логики высказываний и силлогистики, выделите в приведенных выражениях содержательные (дескриптивные) и логические термины (символы):

· некоторые деревья теряют зимой листья;

· существуют высказывания, не являющиеся ни истинными, ни ложными;

· если число делится на 3 и на 4, оно делится на 12;

· если все хвойные деревья не сбрасывают зимой листву, то те деревья, которые сбрасывают зимой листву, не являются хвойными.

12. Проверьте, пользуясь полными и сокращенными таблицами истинности, какие формулы тождественно-истинные, а какие тождественно-ложные:

А↔А; В)↔( А В); А В↔ ( А В);

(А→(В→С))→((А В) →С); (А→(В→С)) →((А В) С).

13. Символизируйте следующие предложения в языке логики высказываний:

а) Витя поедет в деревню тогда и только тогда, когда получит на работе деньги;

б) если Наполеона отравили, то имелись отравители;

в) он злой и невоспитан.

Выразите первую формулу через импликацию и конъюнкцию, вторую — через отрицание и дизъюнкцию, третью — через импликацию и отрицание, отрицание и дизъюнкцию. Перестройте предложения (а) — (в) так, чтобы эта переформулировка соответствовала тем логическим связкам, через которую выражали логическую связку исходной формулы.

14. Проверьте, следует ли данное заключение из данных посылок:

А В ╞ В); А→С, В→С, А В ╞ С; А→В, А→С, В С ╞ А.

Пользуйтесь определением логического следствия, а также методом полных и сокращенных таблиц истинности, предварительно соединив посылки и заключения подходящими для этой проверки логическими связками.

15. Подобрать в естественном языке подходящие рассуждения, которые бы имели указанную в пункте 14 логическую структуру посылок и заключения.

16. Построить вывод из посылок: А В├А В; А→В, В→С├А→С;

А→В, В├ А; А В, А├В; А В├ В); В) ├ А В.

17. Пользуясь общими правилами силлогизма (правила посылок и терминов) и круговыми схемами, проверьте, являются ли правильными указанные категорические силлогизмы:

а) Все летающие имеют крылья. Все птицы летающие. Следовательно, все птицы имеют крылья.

б) Все люди дышат легкими. Все рыбы не дышат легкими. Следовательно, все рыбы не люди.

в) Ни один несчастный не доволен. Есть довольные люди, которые бедны. Следовательно, есть бедные, которые не являются несчастными.

г) Кошка — живое существо. Собака — живое существо. Следовательно, собака — это кошка.

18. Определить корректность энтимем:

а) Некоторые богатые — глупцы. Всякий богатый почитается.

б) Ни один лжец не заслуживает доверия. Следовательно, ни один добропорядочный человек не лжец.

в) Если я опоздаю на автобус, то я опоздаю на работу. Если я опоздаю на работу, то у меня плохое настроение. Следовательно,…

г) Я не приду в это время, так как я занят.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...