Лекция №2: «Структура исследовательской работы».
Методические рекомендации по подготовке исследовательской работы для обучающихся очно-заочной школы (направление «Социальная психология») Лекция №2: «Структура исследовательской работы».
Мы продолжаем освоение материала материалов по организации и проведению социально-психологического исследования. Данная лекция будет посвящена вопросам структурирования исследовательской работы и ее оформлению. Прежде всего, обратите внимание на строение работы, она должна обязательно содержать все ниже перечисленные компоненты: 1. Титульный лист. 2. Содержание работы. 3. Введение. 4. Теоретическая глава исследовательской работы - обзор литературы по проблеме исследования (это необходимо сформулировать в виде названия теоретической главы). 5. Практическая глава исследовательской работы (это также формулируется в виде названия практической главы). Эта часть работы обычно самая объемная, и должна содержать следующие подпункты: организация и методы исследования, изложение и обсуждение результатов, выводы. 6. Заключение. 7. Литература. 8. Приложение (при необходимости).
Рассмотрим содержание каждого компонента. Первый лист – титульный – должен содержать следующие атрибуты: название образовательного учреждения, название работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс), сведения о научном руководителе (фамилия, имя, отчество, должность, место работы). Нумерация страниц в работе начинается с титульного листа, однако, номер страницы на нем не пропечатывается. Примерный вариант оформления титульного листа можно посмотреть в приложении 1.
Содержание работы размещается на втором листе. В содержание включаются основные заголовки работы: введение, название глав и подглав (если необходимо), заключение, список литературы, приложение. Все компоненты должны иметь указание соответствующего номера страницы. Примерный вариант содержания работы представлен в приложении 2.
Введение начинается с третьей страницы работы. В прошлой лекции мы уже рассматривали, какие компоненты оно должно содержать. Ниже я просто их перечислю еще раз:
Объем введения обычно составляет 2-3 листа.
Далее начинается первая (теоретическая) глава исследовательской работы, которая содержит реферативный обзор и анализ литературы по проблеме исследования. В этой главе должно быть показано насколько хорошо Вы знаете литературу по заявленной теме, сумели ли в ней правильно разобраться, насколько разнообразными были те источники, которыми Вы пользовались. Для исследовательской работы должно быть достаточное количество материала. Источниками материала могут быть фонды библиотек, архивов, материалы Интернет. Желательно, чтобы база источников была оригинальной и содержала ссылки на авторов тех или иных идей. Помните, что разнообразие и оригинальность источников позволяет вам написать интересную работу, что позволит успешно выступить на итоговой конференции. При использовании материалов Интернета тщательно отредактируйте всю информацию! Сведения, полученные из литературы, необходимо излагать словами автора. Если есть необходимость дословного цитирования, цитируемый текст берут в кавычки и указывают в конце предложения в квадратных скобках тот источник (номер из списка литературы), из которого он взят. Например:
В своей работе А.С.Макаренко обозначил это понятием «воспитание в семье» [18]. Практическая глава исследовательской работы непосредственно и подробно раскрывает именно ту опытно-экспериментальную деятельность, которую Вы проводили. Эта глава обычно делится на ряд подвопросов: организация и методы исследования, изложение и обсуждение результатов, выводы по результатам практической деятельности. Организации и методы исследования: в этой части работы описываются сроки и этапы исследования, описывается база (учебное заведение), на которой оно было проведено, и подробно характеризуются участники Вашего исследования (выборка). В этом же пункте мы перечисляем методы и методики исследования и, при необходимости, характеризуем те методики, которые были самыми важными в Вашем исследовании. Не забывайте, что, используя тесты или анкеты, Вы должны узнать их авторство. Если же их разрабатываете Вы сами, это необходимо указать (авторская разработка). Изложение и обсуждение результатов предполагает непосредственное описание проведенной работы и полученных данных. Все материалы должны быть проанализированы и обобщены, очень уместно использовать методы первичной математической обработки (проценты, средние значения, их сравнения и т.д.). В этой части работы уместно представлять полученные данные в виде таблиц, рисунков, графиков и диаграмм. Но, не забывайте, каждая таблица или график должны быть пронумерованы, иметь название. В тексте эта таблица (диаграмма и т.п.) должна быть проанализирована и обсуждена. Представление табличных данных без всякого текстового анализа не только не уместно, но и снижает качество работы. Все полученные Вами факты, результаты наблюдений или методик должны быть описаны, проанализированы и объяснены. Это подразумевает и микровыводы, которые уместно делать по ходу описания результатов. Выводы в конце практической части исследования по существу повторяют в самом общем виде тот материал, который обсуждался выше. Но здесь они формулируются лаконично и кратко, без доказательств. Очень удобно будет воспринимать выводы, если Вы их пронумеруете. Начать этот параграф можно так:
«На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: 1 ………………………. 2. ………………………. 3. ……………………… и т.д.». Ваши выводы должны подтверждать цель и задачи исследования! В этой же главе уместно дать практические рекомендации, представить разработанные Вами памятки, буклеты и любую другую практическую продукцию, которую Вы подготовили для участников вашего исследования.
Заключение В этой части работы еще раз прописывается то, ради чего и для чего оно было проведено, какую цель преследовало, какие общие результаты были получены. В заключении не требуется полностью дублировать выводы, вполне достаточно написать в виде 2-3 предложений общие пространные фразы о достигнутом в ходе исследования. Уместно закончить заключение перспективами дальнейшего исследования: что Вас еще заинтересовало в процессе работы и на что еще можно сделать акцент в дальнейших исследованиях.
Литература Любая работа заканчивается списком литературы, который содержит все книги и статьи, упоминаемые в работе. Список создается в алфавитном порядке, нумеруется и оформляется в соответствии с существующими требованиями. Ниже представлены образцы оформления различных литературных источников. Обратите внимание, в новый ГОСТ оформления литературы внесены существенные изменения: появилась запятая после фамилии автора, дублирование инициалов и фамилии через слеш и т.д. Книга с одним автором (соблюдайте все знаки препинания!!!): Боссарт, А.Б. Парадоксы возраста или воспитание/ А.Б. Боссарт. – М.,1991.
Книга с двумя авторами: Рожков, М.И., Байбородова, Л.В., Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М., 2001.
Книга под редакцией: Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровского / А.В. Петровский. – М., 1989.
Статья в журнале: Захарова, А.Б. Самосознание и самооценка подростка / А.Б. Захарова // Семья и школа, 1979. - №11.
Наша следующая лекция будет посвящена подготовке презентации (стендового доклада) и устного доклада. Также мы рассмотрим критерии, по которым члены аттестационной комиссии будут оценивать Вашу работу и выступление.
Приложение 1 Схема оформления титульного листа
Главное управления образования Курганской области ГОУ ДОД «Детско-юношеский центр»
Областная очно-заочная школа «Шаг в будущее» Отделение «Психолого-педагогическое», 2 курс
Исследовательская работа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|