Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебная программа по дисциплине «Сравнительная психология»

 

Предмет и задачи сравнительной психологии: общее понятие феномена психики, поведения и психической деятельности животных, определение предмета сравнительной психологии и зоопсихологии, качественное различие психики человека и животного, задачи сравнительной психологии, ее место в системе других наук о поведении. Методы сравнительной психологии: «лабиринта», «обходного пути», дифференцировочной дрессировки, «проблемной клетки». Подходы к изучению психики и поведения: антропоморфический, механистический, атомистический, молярный, междисциплинарный, филогенетический, онтогенетический и др.; объективные критерии психики. Генетика поведения: роль генотипа в проявлении индивидуальных различий в поведении. Этология как наука о поведении: основные направления и положения, значение работ этологов.

Доэволюционные взгляды на поведение животных (XVIII в.): взгляды на поведение животных Аристотеля, Ж.-О. Ламетри, Ш.Ж. Леруа, Ж. Бюффона, «инстинкт» и «разум» как две категории поведения. Взгляды эволюционистов на поведение животных (XIX в.): эволюционное учение Ж.Б. Ламарка, экспериментальное исследование поведения животных Ф. Кювье, представления об инстинкте К.Ф. Рулье, книга А. Брема, вклад Ч. Дарвина и его категории поведения, работы К.Л. Моргана. Развитие сравнительной психологии в Европе и США: исследование обучения животных методом «проб и ошибок» в экспериментах Э. Торндайка, работы Дж. Уотсона и создание бихевиоризма, вклад Б.Ф. Скиннера, описание «инсайта» в опытах В. Кёлера, вклад Р. Йеркса. Развитие отечественной сравнительной психологии: основатель зоопсихологии В.А. Вагнер, изучение онтогенеза и элементарного мышления шимпанзе Н.Н. Ладыгиной-Котс, вклад И.П. Павлова в создание ВНД, вклад Л.А. Фирсова в изучение антропоидов, физиолого-генетическое исследование зачатков мышления у разных видов животныхЛ.В. Крушинским в 1960-е гг.

Типология поведенческих реакций: понятие «поведение», причины поведения, понятия «безусловный рефлекс», «таксис», виды таксисов. Понятие инстинкта: критерии инстинкта. Рефлексы в жизни человека. Факторы и структура инстинктивного поведения: внутренние факторы (гомеостаз, биологические ритмы, потребности, активация нервной системы), внешние факторы (ключевые раздражители или релизеры, исследования Н. Тинбергера и Г.Л. Скребицкого),структура осуществления инстинкта. Механизмы инстинктивного поведения: спонтанность инстинктивной активности, перепроизводство инстинктивных действий, смещение и перенаправление инстинкта, эффект суммации информативных стимулов, ошибочные реакции, понятие «гейтинг», целесообразность инстинкта. Основные формы инстинктов: основания для классификации, инстинкты витальные, социальные, саморазвития. Инстинкты человека.

Коммуникация животных. Ритуал: биологическое сигнальное поле, понятие «знаковая среда», зрительная коммуникация и др., ритуал и его особенности. Коммуникативное поведение животных разных таксономических групп. Территориальное поведение: понятие «социальное поведение», причина спонтанного распадения популяций, структура территории, индивидуальное пространство. Типология сообществ животных (по К. Лоренцу): анонимная стая, сообщество без любви, союзы, акция «переориентированное действие», малые союзы («брачные», «дружеские»), ритуалы натравливания и триумфального крика; одиночный образ жизни. Механизмы организации социальных групп животных: иерархия и доминантность, групповое доминирование, социотомия, дестабилизирующие группы, клубы, стабилизирующие трансакции (груминг); сотрудничество у животных («полиэтнизм», «разделения труда», шесть стратегий присвоения чужого). Формы поведения животных (по Г. Темброку и др.): пищевое, комфортное, половое и др. Агрессивное поведение.

Развитие психической деятельности в пренатальном периоде: морфофункциональные основы эмбриогенеза поведения, проблема эмбрионального научения (исследования Цин Янг Куо), сравнительный обзор двигательной активности зародышей (беспозвоночных, низших позвоночных, птиц, млекопитающих), развитие сенсорных способностей и элементов общения. Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде: разнообразие постэмбрионального развития поведения животных, постэмбриональное развитие у зрело- и незрелорождающихся позвоночных (взгляды Орбели), значение заботы о потомстве. Инстинктивное поведение и ранний опыт в постнатальном периоде: инстинктивные движения, врожденное узнавание, облигатное научение (привыкание, запечатление, реакция следования, половое запечатление), раннее факультативное научение, взаимоотношения между компонентами раннего постнатального развития поведения; раннее формирование общения. Развитие психической деятельности в ювенильном (игровом) периоде: взгляды на природу игры у животных, манипуляционные игры, совместные игры, исследовательские игры. Сравнительно-психологический аспект игры животных и игры детей. Онтогенез поведения приматов. Особенности онтогенеза человека.

Подходы к проблеме научения: понятия «обучение» и «научение», теории научения, понятия «привычка». Реактивное научение: привыкание (габитуация), ориентировочный рефлекс, сенситизация, импринтинг, подражание. Ассоциативное научение: классические условные рефлексы по И.П. Павлову, инструментальные условные рефлексы, «проблемная клетка» и научение методом «проб и ошибок» по Э. Торндайку, метод «последовательных приближений» Б. Скиннера, дифференцировочные условные рефлексы. Когнитивное научение: метод отсроченных реакций, латентное научение и создание когнитивных карт, научение путем инсайта (эвристическое), пространственное обучение, обучение «выбору по образцу», заучивание последовательностей стимулов. Навык и дрессировка. Виды научения у человека.

Экспериментальное изучение мышления животных: определение понятия «мышление животных», основные экспериментальные данные о мышлении животных, о способности к экстренному решению новых задач, для которых у них нет «готового» решения; анализ основных взглядов на природу мышления животных; описание методик изучения рассудочной деятельности животных. Орудийные действия животных в естественной среде обитания: краткие сравнительные характеристики решения элементарных логических задач животными разных таксономических групп; обоснование необходимости комплексного разностороннего тестирования для получения полноценной характеристики уровня рассудочной деятельности вида; понятие А.В. Крушинского об элементарной логической задачи и эмпирических законах. Сравнительная характеристика мышления животных разных видов. Элементарное мышление обезьян. Изучение способности животных к обобщению и абстрагированию: методические основы экспериментов, тесты на перенос, обобщение разных признаков. Изучение элементов сознания у животных: способность опознавать себя в зеркале, способность животных к оценке знаний и намерений других особей, манипулирование поведением сородичей.

Основные свойства языков животных: особенности естественного языка животных, наблюдения Р.М. Сифарта и Д.Л. Чини за вокальной сигнализацией мартышек-верветок, опыт Э. Мензела о намеренности коммуникации шимпанзе, количество дискретных звуков у шимпанзе, понятие «сигнальных систем» по И.П. Павлову, ключевые свойства языка по Ч. Хоккету. Способность животных к символизации (на примере «счета»): понятие «символизация» и ее критерии, опыты К. Фестера, Матсузавы, С. Бойзен, Д. Рамбо с шимпанзе, способность к символизации представителей семейства врановых. Обучение обезьян языкам-посредникам: обучение обезьян амслену – объем словаря антропоидов, использование знаков в переносном смысле и в новых ситуациях, составление предложений (опыты Б. и А. Гарднеров и Д. Примэка), обучение обезьян йеркишу – понимание смысла знаков и устной речи (эксперименты Д. и С. Рамбо). Обучение языкам-посредникам дельфинов и попугаев: обучение дельфинов Л. Херманом, обучение попугаев И. Пепперберг.

Низший уровень элементарной сенсорной психики: понятие «элементарная сенсорная психика» по А.Н. Леонтьеву, типичные представители животных, движения простейших (кинезы), ориентация (таксисы), пластичность поведения (ощущения, реакция испуга, привыкание, «истощение»), общая характеристика психической активности. Высший уровень элементарной сенсорной психики: типичные представители, строение нервной системы у кольчатых червей, движения (образ жизни животных, мускулатура, конечности), органы чувств и сенсорные способности (появление органа зрения), таксисы, зачатки высших форм поведения (территориальное), пластичность поведения (опыты Р. Йеркса с дождевыми червями и улитками). Низший уровень перцептивной психики: понятие «перцептивная психика» по А.Н. Леонтьеву, типичные представители, движения, ЦНС, сенсорные способности (фасеточный глаз), таксисы, предметное восприятие, пластичность поведения (общение и групповое поведение, территориальное поведение, научение, обобщение), особенности поведения головоногих моллюсков. Высший уровень перцептивной психики: типичные представители, локомоция, манипулирование, комфортное поведение, строение ЦНС, сенсорные способности (обоняние, зрение), предметное восприятие (обобщения и представления млекопитающих), пластичность поведения (развитость научения, перенос навыка). Проблема интеллекта животных. Развитие психики человека в процессе антропогенеза. Этапы становления Homo sapiens.

 

Основная литература:

1. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. – М., 2009.

2. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 2003.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...