Механизированные грузовые стрелы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Грузовая стрела с двумя топенантами системы Халлена (рис. 101). На современных судах все шире применяются механизированные стрелы, при которых не только подъем и опускание груза, но также поворот стрелы и изменение ее вылета осуществляются с помощью специальных механизмов. Это значительно повышает производительность грузовых работ. Рис. 101. Грузовая стрела с двумя топенантами системы Халлена: 1 - топенантная лебедка; Обе топенантные лебедки управляются одним сдвоенным контроллером. При равномерном и разностороннем вращении обеих лебедок стрела поворачивается в горизонтальной плоскости, при равномерном и одностороннем - поднимается или опускается, при неравномерном - поворачивается одновременное подъемом или опусканием. Максимальный угол поворота стрелы с борта на борт составляет около 160°. Для подъема и опускания шкентеля с грузом служит третья лебедка - грузовая, управляемая отдельным контроллером. Стрелы этого типа имеют несколько модификаций и бывают легкие и тяжеловесные. Конструкция тяжеловесной стрелы отличается лишь тем, что стрела снабжена врезным шкивом и грузовыми гинями, а вместо простых топенантов применяются топенант-тали.
Рис. 102 Перекидная тяжеловесная стрела системы Штюлькена: 1, 2 - грузовые колонны; Перекидная тяжеловесная стрела с двумя топенантами системы Штюлькена (рис. 102). Стрела, в отличие от обычных, может обслуживать два смежных люка. Для ее установки служат две массивные безвантовые грузовые колонны, расположенные обычно с небольшим наклоном в сторону бортов. Колонны оканчиваются вверху специальными поворотными головками для крепления блоков. Стрела оснащена двумя топенант-талями, неподвижные блоки которых крепятся к поворотным головкам колонн, а ходовые лопари идут к двум топенантным лебедкам. Поворот стрелы осуществляется увеличением длины одного топенанта и уменьшением длины другого, изменение вылета - одновременным изменением длины обоих топенантов (аналогично стреле Халлена). Для подъема и опускания груза служат двойные грузовые гини. Их ходовые лопари проходят через блоки на ноке стрелы, блоки на поворотных головках колонн и идут на две грузовые лебедки, которые работают синхронно. Наличие поворотных головок на грузовых колоннах и специальных вертлюгов на ноке стрелы позволяет «перебрасывать» стрелу с одного люка на другой, не производя никаких такелажных работ. В походном положении стрела крепится вертикально между двумя консолями в верхней части колонн. Грузоподъемность подобных перекидных стрел достигает 150- 200 т, а в отдельных случаях - 300 т. Их устанавливают на судах, специально предназначенных для перевозки особо тяжелых грузов.
Грузовые лебедки
Грузовые лебедки обеспечивают работу грузовых стрел и используются также для швартовных операций, открытия и закрытия люковых крышек и других судовых работ. Обычная грузоподъемность лебедок 5-6 т, иногда до 10 т; при необходимости больших тяговых усилий применяют тали. Лебедки бывают электрические, паровые, гидравлические.
Электрическая лебедка (рис. 103) состоит из грузового и вспомогательного барабанов, зубчатого редуктора и приводного электромотора. На грузовом барабане закрепляется шкентель. Барабан сидит на валу свободно и подключается к нему с помощью муфты 4. Рис. 103. Электрическая грузовая лебедка: а - общий вид; Для торможения барабана при его отключении от вала служит ленточный тормоз 2 с ручным приводом. Вспомогательный барабан (турачка) сидит на валу жестко. Он используется для швартовных операций, подъема и опускания стрел, открытия и закрытия люковых крышек и т. п. Зубчатый редуктор служит для повышения усилия на барабанах за счет снижения передаваемого числа оборотов. Данный редуктор позволяет работать лебедке на двух скоростных режимах. Для этого шестерни редуктора 6 и 8 посажены на вал свободно и могут подключаться к нему муфтой 7. Если масса поднимаемых грузов не превышает 2 т, включают шестерню 8, и грузовой барабан вращается с большей скоростью. Если же требуется поднимать более тяжелые грузы, включают шестерню 6, барабан вращается медленнее, но развивает усилие до 6 т. Рис. 104. Паровая грузовая лебедка: 1 - паровые цилиндры привода; Электромотор лебедки работает на постоянном или переменном токе; управление мотором осуществляется с помощью контроллера 10, установленного рядом с ним. На валу мотора предусмотрен электромагнитный тормоз 9, который автоматически тормозит лебедку при выключении тока. Электрические лебедки экономичны, просты в управлении и не требуют большого ухода, а потому широко распространены на судах.
Паровая лебедка (рис. 104) также двухскоростная. Приводом ее служит двухцилиндровая паровая машина 1, обеспечивающая вращение ведущему валу 4, на котором свободно сидят шестерни 2 и 6; они могут подключаться к валу с помощью муфт 3 и 5. На промежуточном валу 9 жестко насажены турачки 7, шестерня 8 и свободно - шестерня И, подключаемая к валу муфтой 10. На грузовом валу 13 жестко закреплены грузовой барабан 14, турачки 12, шестерня 16 и обод ленточного тормоза 15. При подъеме легких грузов (до 2 т) используют одинарную передачу от ведущего вала к грузовому барабану. Для этого включают муфту 5 и отключают муфты 3 и 10: движение к барабану передается через шестерни 6, 11, 16. Для подъема тяжелых грузов (до 5 т) используют двойную передачу, т. е. включают муфты 3 и 10 и отключают муфту 5, движение к барабану передается через шестерни 2, 8, И, 16. Если требуется привести в движение только турачки 7, то включают муфту 3, а муфты 5 и 10 выключают. Управляют лебедкой с помощью клапана, которым регулируют подачу пара в цилиндры, и реверсивного рычага, которым изменяют направление пара в цилиндрах. Для торможения лебедки служит ленточный тормоз с педальным приводом 17. Недостаток паровых лебедок - их низкая экономичность и необходимость тщательного ухода, особенно в зимнее время, когда возможно замерзание конденсата в паропроводах и цилиндрах. Применяются они в основном на судах старой постройки, а также на танкерах, где их установка объясняется противопожарными требованиями. Гидравлические лебедки приводятся в движение гидравлическим двигателем, масло к которому подается от специального электронасоса. Насос может быть в одном агрегате с лебедкой или находиться на значительном расстоянии от нее, например в машинном отделении, обслуживая одновременно группу лебедок. Гидравлические лебедки отличаются плавной и бесшумной работой, имеют сравнительно малые размеры и массу, особенно при централизованной системе подачи масла, поэтому применение их весьма перспективно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|