Заключение . Некоторые политические выводы и рекомендации.
1. Данные опросов общественного мнения в Приморском крае в 90-х годах свидетельствуют о том, что усиление озабоченности степенью безопасности этого региона имеет своими составляющими рост восприятия этнической дистанции между русскими и китайцами и растущее восприятие деловой агрессивности граждан КНР, занимающихся в Приморье экономической деятельностью. Нетривиальным выводом из этих тенденций в общественном мнении является то, что как негативные демографические тенденции, так и позитивные экономические тенденции на ДВ способны давать толчок росту межэтнической враждебности и антикитайской (и потенциально антирусской) мобилизации при условии продолжающегося отсутствия международных институтов или других механизмов многостороннего разрешения спорных вопросов и конфликтов, способных снизить эффект "дилеммы безопасности". 2. Вместе с тем, несмотря на использование националистической риторики главными политическими деятелями в Приморье, они в настоящее время скорее всего имеют достаточно сильную экономическую заинтересованность в сдерживании антикитайского активизма. Оборотной стороной медали является то, что при уменьшении со временем восприятия экономической полезности от приграничного взаимодействия с КНР - что представляется возможным, учитывая патовую ситуацию по многосторонним проектам, таким как создание свободной экономической зоны "Туманган", и возрастающую заинтересованность в поднятии политических рейтингов через эскалацию националистических тем (особенно на фоне чеченской войны) - ассоциация геополитической и демографической угрозы, связанных с китайской миграцией, вероятнее всего усилится.
Экономические тенденции (по таким показателям, как объем торговли, инвестиций и доходов СП) после 1996 г. свидетельствуют в целом об уменьшении материальной заинтересованности в сдерживании антикитайской мобилизации в крае. Интервью автора с государственными и общественными деятелями и данные опросов общественного мнения говорят о том, что представители российского правительства и общественности в целом переоценивают реальную угрозу "китаизации". Из этого следует, что государственные институты и общество на ДВ России плохо подготовлены к интеграции китайских мигрантов и к взаимодействию в рамках многокультурной толерантности и согласия. Между тем долгосрочные демографические и экономические тенденции обусловливают растущую необходимость увеличения присутствия китайских мигрантов в Приморье и на ДВ в целом. 3. Российское правительство может внести большой вклад в изменение условий в регионе с тем, чтобы уменьшить восприятие китайской миграции на ДВ в рамках "дилеммы безопасности" и усилить не только экономическую, но и политическую заинтересованность населения и элит ДВ в работе над улучшением условий сотрудничества с Китаем и созданием более благоприятного климата для работы и жизни китайских мигрантов в крае в рамках регулируемых Россией и КНР миграционных процессов. Одним из конкретных шагов могло бы стать усиление сотрудничества с правительством США по работе над созданием и развитием многосторонних, многонациональных институтов для разработки приграничных проектов и решения споров и проблем. Имеет смысл, с этой точки зрения, активизировать такой уже имеющийся институт, как Группа взаимодействия между Западным побережьем США и Дальним Востоком России, которая была образована в рамках двусторонней комиссии Гор-Черномырдин и зарекомендовала себя как катализатор многостороннего сотрудничества и продолжает работу над транснациональными экономическими проектами на стыке России, Китая, Северной и Южной Кореи и Японии. Важно не потерять наработанный опыт и поддержать политический статус данной группы в условиях, когда к власти в России и США пришли новые президенты.
Более того, полезно было бы рассмотреть возможность повышения полезности данного института путем более активного привлечения к его деятельности представителей правительственных и деловых кругов Китая, Кореи и Японии. Параллельно с этим следует повышать - непосредственно и путем переговоров с правительствами стран-участниц – роль АРЕС в развитии региона путем поощрения участия представителей федеральных и региональных органов власти, а также бизнеса в разработке предложений по проектам многостороннего экономического развития, включая зоны свободной торговли, раздел продукции и развитие инфраструктуры. Вовлечение в такие проекты и институты также способно уменьшить сильную на сегодня объективную заинтересованность китайского бизнеса в краткосрочной стратегии быстрого извлечения ренты и распродажи ресурсов и капитальных фондов, находящихся на ДВ России. 4. Правительство России может усилить сотрудничество с США и другими странами, а также работу в международных организациях для повышения экономической заинтересованности в снижении межэтнической напряженности в Приморье и на ДВ по такому каналу, как Программа международного развития ООН (UNDP), в рамках которой был разработан проект "Туманган". Правительство России вместе с другими странами-участницами могло бы обратить внимание этой организации на необходимость повышения внимания к демографическим и политическим процессам, отмеченным в данном исследовании, которые усиливают по большей части негативное восприятие проекта среди политических элит Приморья. 5. Одним из аргументов (помимо научных исследований, установивших роль многосторонних транснациональных институтов в снижении "дилеммы безопасности") в пользу начала активизации конструктивных действий по созданию и укреплению многосторонних институтов и форумов на ДВ является то, что многие шаги можно сделать без значительного инвестирования политического и экономического капитала, на базе уже имеющихся институтов. Чем раньше такие шаги будут предприняты, тем с большей вероятностью России (и ее соседям в северо-восточной Азии) удастся избежать более дорогостоящих шагов в случае активизации, в длительной перспективе, наметившихся в 90-е годы дестабилизирующих аспектов демографических, социально-экономических и политических тенденций в регионе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|