Основания и пределы административной и уголовной ответственности
Одно из основных демократических требований, предъявляемых обществом к законотворческой деятельности, - точное указание в правовых нормах основании и пределов юридической ответственности. В последние годы это требование выдвигается все настойчивее: без четкого указания в законе признаков запрещенного поведения невозможно добиться нормального развития общественных отношений. В условиях же интенсивного правотворчества, вызванного реформированием общественной жизни, это требование соблюдается далеко не всегда. Для того чтобы предупредить возможные отступления от него в будущем, очень важно критически проанализировать законодательство Украины последних лет. Основополагающим принципом уголовного и административного права является признание в качестве (оснований ответственности совершения лицом преступления или административного правонарушения.) При этом под преступлением понимается общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние (ст. 7 УК Украины), под административным правонарушением - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 9 КоАП Украины). Не может быть признано правонарушением выражение человеком своих взглядов и убеждений. Право каждого человека на свободное выражение своих мыслей признано международно-правовыми актами. Оно закреплено в ст. 19 Пакта о гражданских и политических правах, установившей, что "каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или в художественных формах выражения или иным способом по своему выбору". Согласно этой статье ограничения указанного права могут быть установлены лишь "для уважения прав и репутации других лиц", а также "для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения". С этой точки зрения следует считать оправданным включение в украинское законодательство правовых норм, устанавливающих уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной или расовой вражды или розни, за изготовление или сбыт порнографических предметов, за распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст. 66 УК Украины), и некоторые другие подобные деяния, а также за действия, выражающиеся в призыве к совершению преступления или иного правонарушения.
Украинскому законодательству последних лет не известны правовые нормы, устанавливающие ответственность за выражение своих взглядов и убеждений, за их пропаганду. Тем не менее, следует обратить специальное внимание на недопустимость их появления. В правотворческой деятельности последних лет можно обнаружить случаи нарушения важного принципа юридической ответственности - принципа соответствия наказания и иных мер государственного принуждения тяжести совершенного правонарушения. Нарушение указанного принципа, по моему мнению, порой выражается в установлении уголовной ответственности за деяние, представляющее по своему социальному содержанию административное правонарушение. Так, статья 1482 УК Украины, предусматривает уголовную ответственность в случаях умышленного уклонения от уплаты налогов, других обязательных платежей.
Нарушение принципа соответствия меры государственного принуждения тяжести совершенного правонарушения может привести к установлению уголовной ответственности за рядовые невыполнения норм гражданского, трудового и хозяйственного законодательства. Недостаточная конкретизация составов правонарушений, несоответствие тяжести правонарушений и размеров санкций, предусмотренных за их совершение, по многих случаях являются следствием неправильного использования при установлении правовых норм так называемых бланкетных диспозиций. Использование бланкетных диспозиций в нормах, как уголовного, так и административного права допустимо лишь в тех случаях, когда правила поведения, предусмотренные другими нормативными актами, достаточно конкретны. В противном случае общество не может быть гарантировано от необоснованного применения уголовного наказания или административного взыскания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разграничить административные проступки и преступления можно и должно лишь по степени их общественной опасности. Задача эта сложная - особенно в случаях, когда речь идет о сходных по характеру проступках и преступлениях, но она должна решаться в точном соответствии с законом, ибо только таким путем можно избежать необоснованного установления уголовной ответственности за административные правонарушения, совершенные повторно или при других отягчающих обстоятельствах. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его опасности существенно повышается и достигает уровня преступлении, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность. Проблема выражения в законе пределов уголовной и административной ответственности многопланова. Она тесно связана с вопросами криминализации и декриминализации деяний, разграничения уголовной и административной ответственности, определения размера наказания и административного взыскания за конкретные правонарушения, отграничения уголовной и административной ответственности от мер общественного воздействия и др. В последние годы при разработке этой проблемы в юридической литературе наибольшее внимание уделялось социальной обусловленности правовых норм. Правовые же аспекты оставались как бы в тени. Полагаю, что это явилось одной из причин наличия в законодательстве ошибок, связанных с определением границ уголовной и административной ответственности.
В настоящее время ошибки подобного рода носят единичный характер, но их число может увеличиться. Для того чтобы этого не произошло, необходимо в процессе подготовки нормативного акта, регулирующего уголовную или административную ответственность, определять состав правонарушения и размер санкции таким образом, чтобы они соответствовали положениям смежных правовых норм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лунев А.Е., Административные правонарушения. - М.: Госюриздат, 1961. 2. Никифоров Б.Е., Объекты преступления. - М.: Госюриздат, 1960. 3. Шаргородский М.Д.. Некоторые вопросы причинной связи в теории советского права // Советское государство и право. -1956.-№7. 4. // Государство и право / - 1994. -№ 12 ««Раздвоение вины» - свидетельство отстаивания науки уголовного права, от требований технического прогресса» 5. Научно-практический комментарий Уголовного Кодекса Украины. - К.,1998 6. Кодекс Украины об административных правонарушениях. - Харьков, Нефрит, 1997. 7. Медведев А.М. Разграничение преступлений и административных проступков // Государство и право.-1990.-№6 8. Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различия? // Государство и право.-1996.-№3 9. Филимонов В.Д. О выражении в законе оснований и пределов уголовной и административной ответственности // Государство и право.-1993.-№12 10. Шишов О.Ф. Преступление и административный проступок. - М., 1967.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|