Автономия – право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой – н. части государства; самоуправление.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Функции государства классифицируются: 1. По причинам возникновения: Вытекающие из классовых противоречий; Вытекающие из потребностей общества. 2. По направленности: 1. Внутренние: а) охрана прав и свобод человека и гражданина; б) охрана форм собственности; в) обеспечение правопорядка; г) экологическая; д) экономическая; е) социальная; ж) развитие научно-технического прогресса; з) налогообложение. 2. Внешние: а) ведение захватнических войн; б) защита страны от нападения извне, оборона страны; в) поддержание мира; г) взаимовыгодная торговля; д) решение совместно с другими государствами мировых проблем. З. По продолжительности действия: а) постоянные, осуществляющиеся на всех этапах развития государства; б) временные, т.е. функции государства, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер. 4. По значению: а) основные; б) не основные. Формы осуществления функций государства — это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют правовые и организационные формы. К правовым формам относятся: а) правотворческая — это деятельность по подготовке и изданию нормативных актов; б) правоприменительная — это деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;
в) правоохранительная — это деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и тд. К организационным формам относят: а) организационно-регламентирующую — это текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.; б) организационно-хозяйственную — это оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.п.; в) организационно-идеологическую — это повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и проч. Теория государства, фиксируя в его истории реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них - это деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному - монархия, если многим - аристократия, если всем - демократия, или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии после убийства Лже-Смердиса. Также и критика этого деления имеет достаточно давнюю историю, восходя к Платону и Аристотелю. Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мудрости, мужества и умеренности, второй - в зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными - те, в которых преобладает личный интерес.
История государственности была по существу историей монархий, и в ходе ее эта форма правления существенно видоизменялась. Вот почему первым основанием классификации монархий является их разделение по тем историческим эпохам, в которых они существовали и существуют. В историческом разрезе монархии подразделяются на восточно - деспотические, основанные на азиатском способе производства; античные (рабовладельческие), в число которых входят рабовладельческие государства, выросшие на основе классической древности (например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные, к которым относятся раннефеодальные, отличавшиеся большой степенью децентрализованности, сословно - представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно - территориальным представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в Испании - кортесами и т.п.), и абсолютные (абсолютизм, самодержавие), в которых власть полностью принадлежит одному лицу и складываются такие государственные институты, как наемная армия (в России ее не было), чиновничество, королевская казна с системой податей и т.д.; буржуазные, в которых власть короля ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на дуалистические, когда монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти (в частности, назначает министров, ответственных перед ним), и парламентарные, когда монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах и, в частности, назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента (например, Великобритания, Швеция). 3. Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальное устройство государства». Территориальное устройство - историческое следствие той предпосылки государства, которая сформировалась в результате замещения кровнородственных связей с соседскими и эволюционировала в принцип разделения людей не по их происхождению, а по проживанию на определенной территории. Естественно, что по тому же принципу должны были строиться и государственные органы, управляющие людьми.
Рассматривая формы территориального устройства, теория государства и права сталкивается с таким их многообразием, которое позволяет по- разному оценивать эти формы, и потому вынуждена прибегать к их классификации по объективным признаками. В современной теории государственное устройство разделяется на унитарное (простое) и сложное. Унитарное государственное устройство предполагает существование слитного государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные единицы и потому не включающие в себя никаких государственных образований. В нем господствуют единые конституционные принципы, существует только одна система центральных органов власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд), как правило, функционирует одна валютная система, одна армия и т.п. (Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция и т.д.). В зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В бюрократически централизованных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. Демократическая форма централизации допускает большую степень самостоятельности выборных местных органов государственной власти в решении их региональных вопросов. Децентрализованным теория называет государство, в котором центральные органы государственной власти имеют весьма ограниченные права вмешательства в решения местных проблем и где местные органы, избираемые населением, обладают значительным объемом автономии. Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Рассматривая отдельные территориальные устройства, теория государства ничего не конструирует, а лишь фиксирует в истории и современной действительности отдельные их виды (классы). В результате выделились такие классы сложных государств, как протекторат и уния.
Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.
Контрольные вопросы. 1. Как соотносятся понятия "право" и "свобода", "право" и "справедливость"? 2. В чем отличие субъективного права, от объективного? 3. Какова роль права в правовом социальном государстве? 4. Рассказать о формах государственного устройства. 5. Назовите политические режимы. Задания на СРС.
Задания на СРСП. 1. Составьте таблицу «формы государственного устройства». 2. Охарактеризуйте Тоталитаризм, его плюсы и минусы. Глоссарий. Автономия – право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой – н. части государства; самоуправление. Тоталитаризм – основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности. Политика – деятельность органов государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями. Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Устройство – установленный порядок; строй. Федерация – союзное государство, состоящее из государств или государственных образований, сохраняющих определенную юридическую и политическую самостоятельность; соответствующая форма государственного устройства. Конфедерация - союз независимых государств, имеющих объединенные органы для координации военных, внешнеполитических и нек-рых других задач; соответствующая форма государственного устройства. Республика – форма государственного правления, при к-рой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Демократия – политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. Союз – объединение, соглашение для каких-н. совместных целей. Список литературы: Основная: 1.Оспанов К.И. Основы права. Алматы 2008 2. Ибраева А. С., Ибраев Н. С. Теория государства и права. Алматы, 2003.
Дополнительная: 1. Булгакова Д.А. Теория государства и права: Уч пособ для студ заочной формы обуч.,А. 2003
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|