Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация компрессоров.




Компрессорами называются нагнетатели, служащие для подачи сжатого воздуха или газа под избыточным давлением бо­лее 0,2—0,3 МПа. Повышенная степень сжатия в компрессорах обусловливает изменение термодинамических условий состояния воздуха или газов.

По конструктивным особенностям и принципу действия (схе­ма 5) компрессоры подразделяются на поршневые, осевые и центробежные. Применяются также ротационные компрессоры, которые конструктивно и по способу привода сходны с центробежными машинами, однако по принципу действия (вытеснение) они относятся к поршневым машинам.

Области применения поршневых и центробежных компрес­соров различны и соответствуют особенностям этих машин. Так, поршневые компрессоры, воздействующие с помощью поршня на определенный замкнутый объем воздуха в цилиндре в период нагнетания, могут создавать значительную степень сжатия при относительно ограниченной подаче воздуха или газа. Порш­невые компрессоры обладают высоким коэффициентом полезного действия и применение их наиболее целесообразно при давлениях более 1 МПа и при малых подачах (не более 100—150 м3/мин).

Центробежные компрессоры (турбокомпрессоры) конструк­тивно и по принципу действия сходны с многоступенчатыми центробежными насосами. Отличие заключается в том, что ра­бочим телом является сжимаемый газ и поэтому имеют место тепловые процессы. Использование центробежных компрессоров наиболее целесообразно при подаче больших количеств воздуха (не менее 50 м3/мин) при сравнительно невысоком давлении (0,7-0,8 МПа).

У каждого из типов компрессорных машин имеются свои преимущества и недостатки, которые должны быть учтены при выборе установки в каждом конкретном случае.

Центробежные машины имеют ряд существенных преиму­ществ перед поршневыми. У центробежных машин отсутствуют быстро изнашивающиеся части — поршни, клапаны и т. д. Они не требуют внутренней смазки и поэтому не загрязняют сжатый воздух или газ, что очень важно в пищевых производствах. Бла­годаря большой частоте вращения роторов центробежных ком­прессоров их можно непосредственно соединять с электродвига­телями или паровыми турбинами.

Установки с турбокомпрессорами более компактны — они имеют меньший вес, занимают меньшую производственную пло­щадь. Так как воздух или газ проходит равномерно через ком­прессор в одном направлении, отпадает необходимость установ­ки рессиверов между отдельными ступенями. При работе турбокомпрессоров не возникают инерционные усилия, а поэто­му их фундаменты легче, чем фундаменты поршневых компрес­соров.

Существенным недостатком турбокомпрессоров является их меньший КПД и невозможность получения высоких давлений при относительно малых подачах.

Компрессорыиспользуются практически во всех от­раслях народного хозяйства. Сжатый воздух как энер­гоноситель применяется в различных пневматических устройствах на машиностроительных и металлообраба­тывающих заводах, в горнодобывающей и нефтяной, промышленности, при производстве строительных и ре­монтных работ. Компрессоры необходимы в газовой промышленности при добыче, транспортировке и исполь­зовании природных и искусственных газов.

В установках умеренного и глубокого холода, а так­же в газотурбинных установках компрессоры являются органической частью, в значительной степени опреде­ляющей экономичность агрегатов.

 

Поршневые компрессоры.

Принцип действия поршневого компрессора такой же, как и поршневого насоса. Отличием является только то, что поршень насоса выталкивает жидкость в течение всего нагнетательного хода, а компрессор выталкивает воздух или газ лишь после того, как давление в цилиндре компрессора превысит давление в на­гнетательной линии.

В зависимости от способа действия поршневые компрессоры бывают простого и двойного действия. По расположению цилинд­ров подразделяются на горизонтальные, вертикальные и с на­клонными цилиндрами; по числу ступеней сжатия подразделяют­ся на одно-, двух- и многоступенчатые, а по способу охлажде­ния — с воздушным (небольшие компрессоры) и водяным охлаж­дением.

По своему назначению различают компрессоры воздушные, кислородные, аммиачные, углекислотные и др. В пищевых пред­приятиях применяются стационарные и передвижные компрес­соры.

По принципу действия (т. е. по способу сообщения энергии) компрессоры разделяют на объемные и дина­мические.

В объемных компрессорах давление газа повышает­ся вследствие уменьшения пространства, в котором на­ходится газ; в идеальном случае это пространство яв­ляется абсолютно герметичным и никаких утечек в процессе повышения давления не происходит. К объем­ным компрессорам относятся поршневые, мембранные и роторные. Последние в свою очередь подразделя­ются на пластические, жидкостно-кольцевые и винто­вые.

К динамическим относятся центробежные и осевые компрессоры. В них давление повышается при непре­рывном движении газа через проточную часть машины за счет энергии, которую сообщают частичкам газа ло­патки вращающегося ротора. При этом кинетическая энергия преобразуется в работу сил давления.

Все компрессоры независимо от принципа действия подразделяются по основным эксплуатационным пара­метрам—давлению и подаче. Компрессоры, сжимаю­щие газ до избыточного давления 0,2—1,0 МПа, назы­вают компрессорами низкого давления, до давления 1,0—10,0 МПа — среднего и до давления 10—100 МПа— компрессорами высокого давления.

К компрессорам предъявляются в основном такие же требования, как и ко всем другим изделиям маши­ностроения. Компрессор должен быть надежным и эко­номичным в эксплуатации, прост в монтаже и обслужи­вании, технологичен в изготовлении; показатели, харак­теризующие его металлоемкость и энергопотребление, должны быть минимально возможными. Очевидно, что обеспечить в равной степени выполнение всех этих тре­бований в одной конструкции практически невозможно. Поэтому каждый тип компрессора имеет свои достоин­ства и недостатки по сравнению с другими, и выбор ти­па и конструкции зависит от конкретных условий.

У поршневых компрессоров проблемы достижения высоких давлений не существует. Йодля повышения по­дачи необходимо увеличивать размеры цилиндра и всех других узлов компрессора. При этом увеличивается мас­са узлов, совершающих возвратно-поступательное дви­жение, и соответственно действующие на них силы инерции. Поэтому при увеличении габаритов поршне­вых компрессоров приходится снижать скорость движе­ния поршня.

На рис. 152 представлена схема поршневого комп­рессора простого действия. В цилиндре расположен пор­шень, который под действием кривошипно-шатунного механизма совершает возвратно-поступательное движе­ние. На крыше цилиндра расположены всасывающий и нагнетательный клапаны. Всасывающий клапан откры­вается в сторону поршня, а нагнетательный в сторону нагнетательного трубопровода. Оба клапана составляют механизм распределения, регулирующий поступление газа в цилиндр и подачу его из цилиндра в нагнетательный трубопровод.

При движении поршня вниз давление в пространстве между цилиндром и поршнем становится меньше, чем во всасывающем патрубке, всасывающий клапан открыва­ется и газ попадает в цилиндр. Когда поршень достигает крайнего нижнего положения, давление в цилиндре и всасывающем трубопроводе практически выравнива­ется и клапан под действием пружины прижимается к седлу и перекрывает отверстие, соединяющее полость цилиндра со всасывающим трубопроводом. В течение всего периода всасывания отверстие нагнетательного клапана закрыто.

При движении поршня вверх происходит сжатие га­за, находящегося в цилиндре, и когда давление его ста­нет больше давления в нагнетательном трубопроводе, нагнетательный клапан откроется и газ втолкнется из цилиндра. Процессы всасывания и нагнетания, совер­шаемые за один оборот коленчатого вала, составляют полный цикл работы компрессора.

Компрессор описанной выше конструкции называет­ся одноступенчатым компрессором простого действия. Очевидным недостатком такого компрессора является то, что его поршень имеет одну рабочую сторону, и по­лезная работа совершается только при движении порш­ня в одном направлении.

Более экономичной и производительной является конструкция компрессора так называемого двойного дей­ствия (рис. 153). Компрессор двойного действия рабо­тает следующим образом. Когда поршень движется вправо, в левой части цилиндра создается разрежение и газ через левый всасывающий клапан поступает в ци­линдр. В это же время в правой части цилиндра про­исходит сжатие газа, вошедшего в рабочее простран­ство в предыдущем цикле, и выталкивание его через правый нагнетательный клапан в нагнетательный тру­бопровод. При движении поршня влево всасывание про­исходит через правый всасывающий клапан, а выталки­вание сжатого газа — через левый нагнетательный клапан. В этом случае обе стороны поршня являются рабо­чими.

Компрессоры простого и двойного действия могут иметь один или несколько цилиндров. Компрессор, ко­торый имеет несколько цилиндров, работающих парал­лельно и выталкивающих сжатый газ в один и тот же нагнетательный коллектор, называется многоцилиндро­вым одноступенчатым компрессором.

Если в компрессоре несколько цилиндров работают последовательно, т. е. сжатый воздух из одного ци­линдра поступает для дальнейшего сжатия в следующий, то такой компрессор называется многоступенча­тым. Если же в каждой рабочей полости компрессора давление повышается от давления во всасывающей по­лости до давления в нагнетательном трубопроводе то независимо от числа цилиндров и рабочих полостей та­кой компрессор является одноступенчатым.

Рассмотрим работу механизма движения компрессо­ра, под действием которого поршень совершает возврат­но-поступательное движение (см. рис. 153). Шатун служит для передачи движения от кривошипа коленча­того вала, при этом вращательное движение вала пре­образуется в возвратно-поступательное.

Крейцкопф — деталь, скользящая в прямолинейных направляющих, жестко связанная со штоком и шарнирно с шатуном. Крейцкопф передает продольное усиле­ние на шток, а поперечное — на направляющие. В бескрейцкопфных компрессорах движение от вала поршню передается шатуном. Шток служит для соединения поршня с крейцкопфом.

Схема поршневых компрессоров зависит от его наз­начения, условий эксплуатации, производительности, ко­нечного давления, числа ступеней и распределения дав­ления между ними. От схемы в значительной степени зависят габариты, масса и динамическая уравновешен­ность машины.

Схема компрессора характеризуется следующими основными элементами: числом ступеней, кратностью подачи, расположением осей цилиндров, расположением цилиндров, конструкцией механизма движения.

По расположению осей цилиндров компрессоры мож­но разделить на три основные группы: вертикальные, горизонтальные и угловые.

В вертикальных компрессорах элементы поршневого уплотнения работают в лучших условиях, чем в гори­зонтальных. Это объясняется тем, что смазка, посту­пающая в цилиндр, равномерно распределяется по всей рабочей поверхности, а попадающие вместе с ней или газом твердые частицы оседают в основном не на цилиндрической, а на торцевой поверхности поршня, которая не соприкасается с внутренней поверхностью цилиндра. Вследствие этого вертикальные компрессоры имеют меньший износ и лучшую герметичность уплот­нений.

Силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс в вертикальных компрессорах действуют на фундамент вертикально. Это повышает устойчивость маши­ны и позволяет устраивать более легкие фундаменты. Отмеченные преимущества позволяют делать вертикаль­ные компрессоры быстроходными.

Горизонтальные компрессоры лишены преимуществ вертикальных машин, однако их обслуживание более удобно.

Наиболее совершенными в отношении динамической устойчивости являются угловые компрессоры. Их мож­но выполнять высокооборотными на менее тяжелых фун­даментах.

Перечисленные особенности поршневых компрессо­ров предопределяют в основном области их практиче­ского применения. Вертикальная схема наиболее целе­сообразна для высокооборотных компрессоров с малым числом ступеней. Горизонтальная схема применяется в основном для относительно тихоходных стационарных компрессоров большой производительности. Угловая схема часто применяется для передвижных компрессор­ных установок.

По числу рядов цилиндров компрессоры подразде­ляются на однорядные и многорядные. Число рядов цилиндров в компрессоре определяется в основном рас­положением осей цилиндров, число ступеней — произво­дительностью и давлением, развиваемым машиной.

Основное преимущество однорядных компрессоров заключается в их простоте. Многорядные горизонталь­ные компрессоры выполняются в большинстве случаев по однорядной или двухрядной схеме. Компрессоры, имеющие более пяти ступеней, выполняются, как пра­вило, двухрядными.

Регулирование поршневых компрессоров. В тех слу­чаях когда в компрессорах происходит сжатие газа, как правило, требуется поддерживать его постоянное давление в сети, оптимальное для данных условий.

Как следует из основного газового закона, постоян­ство давления может быть обеспечено, если масса на­гнетаемого газа будет соответствовать массовому рас­ходу. Таким образом, при эксплуатации поршневых компрессоров регулирование давления сводится к регу­лированию подачи.

На практике применяют следующие способы регули­рования поршневых компрессоров: периодические остановки компрессора, изменения частоты вращения при­вода, присоединение дополнительного вредного прост­ранства, дросселирование на всосе, отжим клапанов.

Наиболее простым и экономичным способом явля­ются периодические остановки компрессора. Но приме­нение этого способа возможно только тогда, когда по­дача компрессора существенно больше расхода газа. В этом случае при работе компрессора происходит по­вышение давления и накапливание его в системе. При приближении давления к допустимому значению комп­рессор останавливают и расход газа обеспечивается снижением давления и запаса его в системе. Когда дав­ление снизится до минимально допустимого, произво­дится включение компрессора. Остановка и включение компрессора производятся автоматически по командам датчиков давления.

Несмотря на простоту и экономичность, этот способ имеет серьезные недостатки: из-за частых остановок и пусков происходит интенсивный износ деталей компрес­сора и в первую очередь механизма движения. В пуско­вой период резко увеличивается мощность, потребляе­мая электродвигателем, что нарушает нормальную ра­боту системы энергоснабжения предприятия.

Достаточно совершенным является способ регулиро­вания подачи компрессорам путем изменения частоты вращения привода. При этом способе обеспечивается плавное изменение подачи, он не требует изменения конструкции компрессора, КПД компрессорной установ­ки практически не снижается. Но возможности приме­нения описываемого способа довольно ограничены. Его можно использовать для установок с приводом от дви­гателя внутреннего сгорания, паровых или газовых тур­бин, а также для электродвигателя постоянного тока. При использовании наиболее распространенного приво­да от асинхронного трехфазного электродвигателя ре­гулирование подачи изменением частоты вращения при­вода не применяется.

Объемный КПД компрессора уменьшается с увеличением объема вред­ного пространства. Следствием этого является умень­шение подачи поршневого компрессора, так как на ста­дии всасывания газ, сжатый во вредном пространстве до давления нагнетания, расширяется и занимает часть по­лезного объема цилиндра. При значительном увеличении объема вредного пространства подачу компрессора мож­но снизить практически до нуля.

На рис. 154 изображена принципиальная схема при­соединения вредных пространств АБВГ к цилинд­ру компрессора двойного действия. Присоединение каж­дого из мертвых пространств уменьшает подачу маши­ны на 25%. Подключение дополнительных вредных про­странств производится автоматически при повышении давления в сети.

Для подтверждения обратимся к индикаторной диаг­рамме поршневого компрессора, изображенной на рис. 155. При нормальной работе компрессора, соот­ветствующей полной его подаче, теоретическая диаг­рамма процесса определится на чертеже площадью фи­гуры 1—2—3—4. Если добавить в работу компрессора объем вредного пространства, т. е. вместо V0 имеем , то точка 3 переместится в положение 3' и расширение этого объема завершится в точке 4'. Объем всасывае­мого газа, равный , определится расстоянием на диаграмме между точками 4'1.

Наиболее простым способом регулирования подачи является дросселирование на всасывании. При плавном дросселировании задвижкой подача компрессора будет изменяться также плавно от максимальной при пол­ностью открытой задвижке до нулевой при ее закрытии.

Уменьшение объема всасываемого газа V"B0 в связи с уменьшением давления всасывания с до пока­зано на диаграмме, изображенной на рис. 156.

Способ регулирования подачи отжимом всасываю­щих клапанов заключается в том, что часть газа из рабочей полости цилиндра перепускается во всасываю­щий патрубок вследствие того, что в период нагнетания закрытию самодействующих клапанов препятствует раз­личными устройствами. В этом случае газ, поступивший в цилиндр, при обратном ходе поршня будет вытеснен из цилиндра через тот же всасывающий клапан.

Расход сжатого газа обычно не вполне соответствует расчетному. Он может меняться в значительных пределах в зависимости от характера и условий работы потребителей. Поэтому давление в газосборнике меняется, так как объем его рассчитывается, глав­ным образом, из условий выравнивания неравномерностей по­дачи газа поршнем, движущимся с переменной скоростью.

Только весьма кратковременное несоответствие между пода­чей компрессора и расходом может быть компенсировано возду­хосборником (ресивером), который при возрастании давления принимает избыток газа, а при снижении — его отдает. Обыч­но же с уменьшением расхода газа потребителями давление в газосборнике увеличивается и может превысить пределы допу­стимого. Как известно, при подборе компрессора стремятся к тому, чтобы его номинальная подача немного превышала расход потребителя. Поэтому практически регулирование подачи, т. е. приведение подачи компрессора в соответствие с расходом газа потребителями, сводится к снижению подачи компрессора ниже номинальной.

Наиболее простым и удобным способом регулирования явля­ется изменение частоты вращения приводного вала компрессора. Однако этот способ применим только в том случае, если привод осуществляется от паровой машины или двигателя внутреннего сгорания.

При электроприводе, наиболее распространенном современ­ном способе привода компрессоров, регулирование изменением частоты вращения оказывается неприемлемым как с конструк­тивных, так и с энергетических соображений. Если приводной двигатель работает с постоянной частотой вращения, то регули­рование подачи компрессора может быть осуществлено следую­щими способами.

Регулирование за счет полного или частичного принудитель­ного открытия всасывающих клапанов. Это приводит к полному или частичному переводу компрессора на холостой ход.

При полном открытии всасывающих клапанов сжатие газа в цилиндре не происходит и засасываемый газ снова выталки­вается во всасывающую трубу. Если всасывающие клапаны за­крываются неполностью или только на части хода поршня, то, подача газа уменьшается. В практике предпочтительнее, как из конструктивных, так и энергетических условий, применять пол­ное открытие всасывающих клапанов на части хода поршня.

Регулирование зa счет перепуска газа из нагнетательного тру­бопровода во всасывающий. Такой перепуск может быть свобод­ным или дроссельным. При последнем способе регулирования происходит более плавное изменение подачи компрессора, но без уменьшения потребляемой мощности. Поэтому в практике чаще применяется более простой и более экономичный способ — сво­бодный перепуск с помощью байпасного вентиля.

Регулирование за счет дросселирования во всасывающем тру­бопроводе. Дросселирование вызывает падение давления p1 при всасывании компрессора. Следовательно, при неизменном давле­нии нагнетания степень сжатия будет увеличиваться, а объемный КПД будет уменьшаться. Естественно, при этом будет уменьшаться и подача компрессора. Вследствие повышения степени сжатия будет увеличиваться расход энергии на каждый килограмм сжатого газа. Поэтому применение указанного способа регулирования является неэкономичным.

Регулирование за счет подключения дополнительного вред­ного пространства. Если крышки цилиндра компрессора сделать пустотелыми и разделить полости на несколько ячеек, подклю­чаемых к вредному пространству, или каким-либо иным путем подключить к вредному пространству некоторый регулируемый объем, то общий объем вредного пространства будет перемен­ным. В этом случае регулирование объема вредного простран­ства будет заключаться в подключении или отключении части или всего дополнительного вредного пространства.

Увеличение объема вредного пространства Е ведет к уменьшению объем­ного КПД и, следовательно, к уменьшению подачи компрессора. Однако при этом удельный расход энергии, как было показа­но ранее, не увеличивается. Такой способ регулирования являет­ся наиболее целесообразным.

Каждый из приведенных способов регулирования подачи ком­прессоров конструктивно разработан и может вводиться в действие вручную или автоматически с помощью различных устройств. В настоящее время автоматические способы регули­рования разработаны с достаточной надежностью и поэтому руч­ное регулирование подачи компрессоров постепенно уступает место автоматическому.

Основные элементы компрессорной установки. Обычная компрессорная установка производственного назначе­ния должна обладать также некоторым вспомогательным обору­дованием, необходимым для нормальной работы компрессора (рис. 157).

Непосредственно за воздушным компрессором обычно уста­навливают газосборник. Его назначение — выравнивать нерав­номерную синусоидальную подачу воздуха поршнем компрессо­ра. Газосборник должен быть оборудован приспособлениями для улавливания масла и отделения сконденсировавшейся вла­ги. Газосборник — это закрытый резервуар 5, чаще всего цилинд­рический, оборудованный предохранительным клапаном 4 и спускным краном 6, а также манометром 3. По правилам тех­ники безопасности газосборник должен устанавливаться вне помещения компрессорной. При нагревании смазки, подаваемой в цилиндр компрессора, наиболее летучие фракции ее испаря­ются и поступают с воздухом в газосборник, в результате чего может образовываться взрывчатая смесь, которая представляет особую опасность при недостаточном охлаждении компрессора.

Между компрессором и газосборником устанавливают обрат­ный клапан 2 для предотвращения обратного течения газа в случае разрыва труб у компрессора. Перед воздушным поршне­вым компрессором обязательно устанавливают фильтр / (обыч­но масляного типа) для очистки всасываемого снаружи воздуха. Попадание в компрессор запыленного загрязненного воздуха приводит к быстрому загоранию и износу цилиндра.

Установки поршневых компрессоров отличаются многооб­разием схем выполнения и компоновки. В значительной степени это обусловлено различием:

а) подачи, которая колеблется в пределах от 1—2 л/мин до 500 м3/мин;

б) давлений, которые изменяются в пределах от сотых долей МПа до 150 МПа;

в) расхода мощности, которая зависит от подачи и давления и меняется от десятых долей киловатт до 7000 кВт и более.

Установки поршневых компрессоров отличаются, кроме того, по своему назначению и условиям эксплуатации. Так, например, воздушные компрессоры не пригодны для сжатия кислорода. Даже компрессоры холодильных установок имеют существенные конструктивные отличия в зависимости от того, на каком хладоагенте они работают: аммиаке или фреоне.

Установки поршневых компрессоров, применяемые в некото­рых технологических схемах пищевых производств и фармацев­тической промышленности, выполняются в виде специальных конструкций, действующих без смазки цилиндров. Смазка ци­линдров минеральным маслом часто оказывается нежелатель­ной или вовсе недопустимой.

Поршневые компрессоры, работающие без смазки цилиндров, выпускаются с графитовым уплотнением, с лабиринтным уплот­нением и мембранного типа.

 

Центробежные компрессоры.

 

В центробежных компрессорах (турбокомпрессорах) давление газа повышается при непрерывном его дви­жении через проточную часть машины в результате ра­боты, которую совершают лопатки рабочего колеса компрессора. Центробежные компрессоры применяются для сжатия газов до давления 0,8МПа(8ат). По срав­нению с поршневыми центробежные компрессоры имеют ряд преимуществ. Вследствие отсутствия возвратно-по­ступательного движения частей они не требуют тяже­лого фундамента; ротор их вращается с постоянной угловой скоростью, а движущиеся детали соприкасают­ся с неподвижными деталями только в подшипниках, что позволяет использовать более дешевые быстроход­ные двигатели. Центробежные компрессоры более ком­пактны. Основной недостаток центробежных компрессо­ров по сравнению с поршневыми заключается в том, что степень повышения давления в одной ступени компрессора зависит от физических свойств газа, в первую очередь от его плотности. При сжатии легких газов до значительных давлений требуется большое число сту­пеней. Поэтому для обеспечения требуемой жесткости вала необходимо иметь многокорпусную машину. Цент­робежные компрессоры, как правило, представляют со­бой многоступенчатую машину.

На рис. 158 показана в разрезе ступень центробеж­ного компрессора. Находящемуся между лопатками га­зу при вращении рабочего колеса сообщается враща­тельное движение, в результате чего газ под действием центробежной силы движется к периферии колеса. За­тем газ попадает в диффузор, площадь которого увели­чивается с увеличением радиуса, скорость частичек га­за при этом снижается, а давление возрастает. Для повышения эффективности работы диффузора по пре­вращению кинетической энергии в потенциальную слу­жат диффузорные лопатки, упорядочивающие движе­ние газа.

При вращении рабочего колеса в зонах, располо­женных у оси вращения, давление газа становится меньше, чем во всасывающем трубопроводе, вследствие чего образуется непрерывный поток газа через проточную часть колеса и диффузор. При работе одного ко­лена и диффузора, образующих ступень центробежного компрессора, где происходит одноступенчатое сжатие газа, степень сжатия невелика и составляет не более 1,2.

Для получения высокой степени сжатия газа используют несколько ступеней компрессора. Конструктивно это обеспечивается установкой на одном валу не­скольких рабочих колес, располагаемых в одном кор­пус. В этом случае газ поступает в следующую сту­пень по каналам, образованным лопатками направляю­щего аппарата.

Общая степень сжатия центробежного компрессора определяется степенью сжатия его отдельных ступеней и определяется отношением давления р2 на выхо­де из компрессора к давлению p1 на входе.

На рис. 159 показана схема четырехступенчатого центробежного компрессора с колесом первой ступени полузакрытого типа.

Известно, что при сжатии газ нагревается, поэтому при использовании многоступенчатых компрессоров не­обходимо решить проблему охлаждения. Существуют два способа охлаждения: внутренний и внешний. При внешнем охлаждении газ, прежде чем попадает в сле­дующую ступень, проходит через холодильник, а при внутреннем охлаждении корпус холодильника имеет «рубашку», через которую прокачивается охлаждаю­щаяся вода. Обычно корпус холодильника представля­ет собой органически связанную с кожухом турбокомп­рессора часть конструкции.

Большинство современных машин имеет внешнее охлаждение. Промежуточные холодильники присоединя­ются либо к нижней части корпуса компрессора (рис. 160), либо к обеим частям корпуса (рис. 161). Охлаждаемый газ протекает в межтрубном простран­стве холодильника, а в трубах протекает охлаждаю­щая вода.

При присоединении холодильника к нижней части корпуса газ из компрессора по улитке / попадает в хо­лодильник 2. Пройдя трубный пучок 3, газ направляет­ся в следующую ступень. Охлаждающая вода подво­дится в трубный пучок через патрубок 4 и отводится через патрубок 5. К достоинствам такой компоновки относится удобство монтажа и обслуживания холодиль­ника, к недостаткам — низкий КПД холодильника.

При присоединении холодильника к обеим частям корпуса (см. рис. 161) газ из улитки / поступает в верхнюю часть трубного пучка 3, меняет направление и через нижнюю часть пучка попадает во всасываю­щую камеру 2 следующей ступени. Недостаток этой компоновки холодильника состоит в сложности монта­жа, преимущество — в более высоком КПД.

По сравнению с внутренним охлаждением компрессо­ров основным преимуществом внешнего охлаждения яв­ляется более интенсивное охлаждение газа, так как площадь поверхности охлаждения промежуточного хо­лодильника значительно больше, чем у водяной ру­башки.

Наиболее простыми по конструкции являются одно­ступенчатые центробежные компрессоры, на которых хо­лодильники не монтируются. На рис. 162 показан одноступенчатый компрессор, предназначенный для сжа­тия горячих дымоходных газов с температурой 800°С. Подача компрессора 0,55 м3/с, степень сжатия газа у него очень мала е =1,0025. Все детали, соприкасающиеся с горячим газом, изготовлены из жаропрочных сталей. Чтобы теплота от рабочего колеса не переда­валась на вал, между колесами и фланцем вала уста­новлена изолирующая вставка. На валу размещено вентиляторное колесо, которое засасывает воздух по радиальным сверлениям пологого вала; этим воздухом вал охлаждается.

Одной из основных частей центробежных компрес­соров с внешним охлаждением являются компрессоры, сжимающие воздух для пневматического оборудования и инструментов. Давление нагнетания в этих машинах составляет 0,6—0,9 МПа. В воздушном центробежном компрессоре (рис. 163) подачей 5,5 м3/ч и давлением нагнетания 0,8 МПа воздух отводится в промежуточные холодильники, установленные после второй и четвертой ступеней через асимметричные спиральные отводы. Промежуточные холодильники расположены с одной стороны компрессора.

При эксплуатации центробежных компрессоров час­то возникает необходимость изменения их подачи в весьма широких пределах. Помимо этих требований необходимо обеспечивать также определенную зависи­мость между давлением и подачей. Так, например, для работы пневматических инструментов необходимо под­держивать в сети определенное давление независимо от изменения подачи. Для компрессоров, нагнетающих воздух в доменные печи, требуется поддержание задан­ной подачи при изменении давления, которое зависит от сопротивления слоя шихты в печи, толщина которо­го изменяется в зависимости от хода технологического процесса.

Регулирование центробежного компрессора по суще­ству является изменением положения рабочей точки. Это изменение можно осуществлять изменением либо характеристики компрессора, либо характеристики сети.

Наиболее распространенными способами регулирова­ния работы компрессоров являются: изменение часто­ты вращения ротора, изменение проточной части и дросселирование.

Если посмотреть на напорную характеристику 4 центробежного компрессора (рис. 164), то можно уви­деть, что с уменьшением подач происходит постепен­ное сжатие газа до давления ркр. Дальнейшее умень­шение подачи приводит к уменьшению давления. Теоретически оно должно падать вдоль пунктирной линии. На практике этого не происходит. Как только давле­ние достигает значения ркр, периодически происходит возврат газа из области нагнетания в область всасыва­ния, сопровождающийся интенсивными ударами, часто­та которых зависит от давления сжатия, плотности га­зов, емкости сети и т. д. Это явление называется помпажем в компрессоре. Точка на характеристике, в ко­торой начинается помпаж, называется границей помпажа. При большом сжатии газа при помпаже возни­кают такие удары, что эксплуатация турбокомпрессора становится невозможной.

При отборе потребителем небольших количеств га­за, когда подача компрессора меньше критической и лежит в помпажной зоне, необходимо применять антипомпажное регулирование, сущность которого состоит в следующем. Если требуемая подача компрессора Q1 меньше Qкр, то компрессор настраивают на подачу Q2, которая больше Qкр и лежит в устойчивой зоне. Раз­ность расхода, равная Q2-Q1, перепускается из линии нагнетания в линию всасывания или выбрасывается в атмосферу. Антипомпажное регулирование осуществля­ется только в автоматическом режиме специальными антипомпажными регуляторами. Основное отличие ре­гулирования турбокомпрессоров от регулирования поршневых компрессоров заключается в том, что изме­нение давления, под влиянием которого должен пере­ставляться регулятор, сравнительно невелико.

Поэтому в большинстве случаев приходится прибегать к вспомо­гательным устройствам. Обычно такими вспомогатель­ными устройствами являются либо масляные сервомоторы, либо мультипликаторы, когда регулирование свя­зано с изменением подачи.

Случаю, когда компрессор должен обеспечивать по­стоянное давление независимо от расхода, будет отве­чать характеристика, соответствующая на рис. 164 пря­мой 1; а случаю, когда расход при изменяющемся дав­лении постоянен, — прямая 3.

Помимо отмеченных основных случаев возможен и третий, когда требуется регулирование давления нагне­тания в зависимости от подачи. В этом случае для под­держания определенного давления у потребителя не­обходимо регулировать давление газа за компрессором. Требуемая характеристика компрессора соответствует кривой 2.

На практике выбор способа регулирования зависит от конструкции компрессора и типа привода. Если комп­рессор имеет привод с регулируемой частотой враще­ния, то это позволяет регулировать частоту вращения ротора компрессора. При повышении частоты враще­ния ротора конечное давление и мощность увеличива­ются, при ее уменьшении давление и мощность снижа­ются. Регулирование изменением частоты вращения ро­тора является наиболее точным и экономичным.

Для центробежных компрессоров, имеющих в каче­стве привода аси

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...