Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 13.Система функций управления.

Менеджмент горного производства

 

ТЕМА 9. Понятие управления и менеджмента. Основные этапы эволюции теории менеджмента.

Тема имеет большое значение так как призвана дать определения базовым категориям менеджмента и указать различия, определив управления как более широкую категорию. Следует остановиться на определении управления, как специфической и целенаправленной человеческой деятельности. Рассмотреть роль целеполагания в управлении, основные требования к формулировке целей. Выделить особенности в управлении системами: техническими, биологическими, социальными.

Менеджмент следует определять как управление социальными системами, указав, что первоначально менеджмент формировался как управление деятельностью коммерческих организаций.

Рассматриваю историю развития теории менеджмента необходимо четко указать причины и факторы, определившие зарождение и развитие науки менеджмента.

Среди основных школ необходимо выделить –школу научного управления, классическую (административную) школу, школу человеческих отношений, школу поведенческих наук, а также современные теории. Отдельно следует остановиться на развитии управленческой мысли в России и необходимости адаптации существующих теоретических положений при их использовании в условиях российской практики.

 

ТЕМА 10. Организация как обьект управления. Внешняя и внутренняя среда организации. Основные принципы и подходы менеджмента.

Определение организации и деление на коммерческие и некоммерческие. Выделение коммерческих организаций и их деятельности как объекта менеджмента.

Организация как система - сложная, открытая, динамическая, социально-экономическая. Каждый из указанных аспектов должен быть рассмотрен с точки зрения сложностей, которые он определяет в обеспечении управляемости организаций как систем.

Поскольку внешняя и внутренняя среда организации подробно анализируется в курсе «Стратегический менеджмент», в рамках данного курса необходимо принципиально выделить основные факторы внешней среды, с делением на микро и макроокружение, и обязательным указанием критериев в отнесении этих факторов к микро и макрогруппам.

Факторы внутренней среды также могут быть названы укрупненными – цели, структуры, ресурсы, организационная культура.

Рассматривая основные принципы необходимо указать, что они развиваются вместе с развитием менеджмента (вспомнить принципы Тейлора, Файоля).

Рассматривая основные подходы и инструменты современного менеджмента необходимо обосновать актуальность системного, ситуационного, исторического, процессного подходов, а также появившихся сравнительно недавно – стратегического, социального, экологического и др.

 

ТЕМА 11. Управленческий труд и его специфика. Менеджер. Типы менеджеров. Основные требования и качества.

Управленческий труд должен рассматриваться как производительный, предполагающий наличие базовых факторов: средств труда, предметов труда и подготовленный персонал. Специфические особенности: опосредованный характер участия в создании материальных благ, умственный характер, высокая доля искусства и др. необходимо рассматривать с точки зрения сложностей, которые эти особенности предполагают при организации управленческой деятельности.

Определение менеджера как профессии. Различия в понятиях менеджер и предприниматель.Разделение труда среди менеджеров – горизонтальное и вертикальное. Выделение уровней управления среди менеджеров. Для руководителей необходимо выделить основные функции и роли (по Минцбергу).

Основные требования и качества, предъявляемые к менеджерам лучше рассматривать с точки зрения основных знаний, которыми они должны обладать и личностных качеств, наличие и развитие которых повышает эффективность менеджеров.

 

ТЕМА 12. Организационные структуры. Основные принципы формирования и эволюция развития типов структур.

Поскольку организационные структуры подробно рассматриваются в рамках «Теории организации», при изложении этой темы необходимо обратить внимание прежде всего на роль организационных структур как базового компонента внутренней среды организации и основные элементы организационных структур.

Среди принципов формирования организационных структур обратить внимание на обязательное соответствие используемых структур целям и задачам организации, а также стадии развития организации.

Рассматривая эволюцию развития типов организационных структур выделить различия (плюсы и минусы) структур бюрократических (механистических), дивизиональных, органических и сферы их использования в современных российских организациях.

 

ТЕМА 13.Система функций управления.

Функции управления необходимо рассматривать в системе, указав их взаимосвязь и возможное развитие.

Основные функции - планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование.должны рассматриваться отдельно каждая с выделением их роли в процессе управления, а также с выделение главных процедур.

Планирование как совокупность процедур по целеполаганию, анализу исходного состояния, прогнозированию, разработки стратегических, тактических и оперативных планов. Роль бизнес-планирования в системе планов организации. Бюджетирование и его роль в плановой деятельности организации.

Организовывание как совокупность действий по структурированию организации, распределении обязанностей, ответственности, ресурсов и полномочий, построение системы коммуникаций. Подробно необходимо остановиться на роли делегирования полномочий и сложностях возникающих при использовании этого инструмента в современных российских организациях.

Рассматривая коммуникации выделить не только их информационную оснолву, но и систему межличностных отношений, также являющуюся элементом коммуникационного менеджмента.

Функция мотивации должна рассматриваться с выделением необходимости при ее реализации опираться на базовые теории мотивации: первоначальные, содержательные, процессуальные.

Функция контроля должна содержать деятельность по организации текущего, оценочного (заключительного) и мотивационного контроля с указанием роли и значения каждого из них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...