ТЕМА 13.Система функций управления.
Менеджмент горного производства
ТЕМА 9. Понятие управления и менеджмента. Основные этапы эволюции теории менеджмента. Тема имеет большое значение так как призвана дать определения базовым категориям менеджмента и указать различия, определив управления как более широкую категорию. Следует остановиться на определении управления, как специфической и целенаправленной человеческой деятельности. Рассмотреть роль целеполагания в управлении, основные требования к формулировке целей. Выделить особенности в управлении системами: техническими, биологическими, социальными. Менеджмент следует определять как управление социальными системами, указав, что первоначально менеджмент формировался как управление деятельностью коммерческих организаций. Рассматриваю историю развития теории менеджмента необходимо четко указать причины и факторы, определившие зарождение и развитие науки менеджмента. Среди основных школ необходимо выделить –школу научного управления, классическую (административную) школу, школу человеческих отношений, школу поведенческих наук, а также современные теории. Отдельно следует остановиться на развитии управленческой мысли в России и необходимости адаптации существующих теоретических положений при их использовании в условиях российской практики.
ТЕМА 10. Организация как обьект управления. Внешняя и внутренняя среда организации. Основные принципы и подходы менеджмента. Определение организации и деление на коммерческие и некоммерческие. Выделение коммерческих организаций и их деятельности как объекта менеджмента. Организация как система - сложная, открытая, динамическая, социально-экономическая. Каждый из указанных аспектов должен быть рассмотрен с точки зрения сложностей, которые он определяет в обеспечении управляемости организаций как систем.
Поскольку внешняя и внутренняя среда организации подробно анализируется в курсе «Стратегический менеджмент», в рамках данного курса необходимо принципиально выделить основные факторы внешней среды, с делением на микро и макроокружение, и обязательным указанием критериев в отнесении этих факторов к микро и макрогруппам. Факторы внутренней среды также могут быть названы укрупненными – цели, структуры, ресурсы, организационная культура. Рассматривая основные принципы необходимо указать, что они развиваются вместе с развитием менеджмента (вспомнить принципы Тейлора, Файоля). Рассматривая основные подходы и инструменты современного менеджмента необходимо обосновать актуальность системного, ситуационного, исторического, процессного подходов, а также появившихся сравнительно недавно – стратегического, социального, экологического и др.
ТЕМА 11. Управленческий труд и его специфика. Менеджер. Типы менеджеров. Основные требования и качества. Управленческий труд должен рассматриваться как производительный, предполагающий наличие базовых факторов: средств труда, предметов труда и подготовленный персонал. Специфические особенности: опосредованный характер участия в создании материальных благ, умственный характер, высокая доля искусства и др. необходимо рассматривать с точки зрения сложностей, которые эти особенности предполагают при организации управленческой деятельности. Определение менеджера как профессии. Различия в понятиях менеджер и предприниматель.Разделение труда среди менеджеров – горизонтальное и вертикальное. Выделение уровней управления среди менеджеров. Для руководителей необходимо выделить основные функции и роли (по Минцбергу).
Основные требования и качества, предъявляемые к менеджерам лучше рассматривать с точки зрения основных знаний, которыми они должны обладать и личностных качеств, наличие и развитие которых повышает эффективность менеджеров.
ТЕМА 12. Организационные структуры. Основные принципы формирования и эволюция развития типов структур. Поскольку организационные структуры подробно рассматриваются в рамках «Теории организации», при изложении этой темы необходимо обратить внимание прежде всего на роль организационных структур как базового компонента внутренней среды организации и основные элементы организационных структур. Среди принципов формирования организационных структур обратить внимание на обязательное соответствие используемых структур целям и задачам организации, а также стадии развития организации. Рассматривая эволюцию развития типов организационных структур выделить различия (плюсы и минусы) структур бюрократических (механистических), дивизиональных, органических и сферы их использования в современных российских организациях.
ТЕМА 13.Система функций управления. Функции управления необходимо рассматривать в системе, указав их взаимосвязь и возможное развитие. Основные функции - планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование.должны рассматриваться отдельно каждая с выделением их роли в процессе управления, а также с выделение главных процедур. Планирование как совокупность процедур по целеполаганию, анализу исходного состояния, прогнозированию, разработки стратегических, тактических и оперативных планов. Роль бизнес-планирования в системе планов организации. Бюджетирование и его роль в плановой деятельности организации. Организовывание как совокупность действий по структурированию организации, распределении обязанностей, ответственности, ресурсов и полномочий, построение системы коммуникаций. Подробно необходимо остановиться на роли делегирования полномочий и сложностях возникающих при использовании этого инструмента в современных российских организациях. Рассматривая коммуникации выделить не только их информационную оснолву, но и систему межличностных отношений, также являющуюся элементом коммуникационного менеджмента. Функция мотивации должна рассматриваться с выделением необходимости при ее реализации опираться на базовые теории мотивации: первоначальные, содержательные, процессуальные. Функция контроля должна содержать деятельность по организации текущего, оценочного (заключительного) и мотивационного контроля с указанием роли и значения каждого из них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|