Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система проверки знаний и умений в 5-6 классах

Недостатки проверки и учета знаний по истории в 5-6 классах.

В содержании и организации проверки знаний учащихся 5-6 классов наблюдаются серьезные недостатки:

1. Нередко проверка знаний ограничивается предложение воспроизвести текст учебника или вопросами, требующими односложных ответов учащихся.

2. Работа с учащимися, вызванными к доске или карте, проводится без активного участия остального класса: школьники не вносят исправлений и дополнений к ответам своих товарищей.

3. Ответы учащихся учитель не рецензирует.

4. Не соблюдается дифференцированный подход к учащимся в проверке знаний.

5. Проверка подчас проводится только по содержанию предыдущего урока и не связана с повторением пройденного ранее.

6. Задания и вопросы к параграфам учебников, рассчитанные на самостоятельное осмысление материала, на проверку и самопроверку учеников, и развитие умений учащихся мало используются.

7. Дополнительные вопросы учащимся иногда не связывают с основной тематикой урока и служат лишь формальной проверке знания хронологических дат и исторической карты, в то время как они могут и должны быть направлены на повторение текущего материала.

8. Некоторые учителя спрашивают каждого ученика только 1-2 раза в четверть.

9. Иногда учителя затрачивают на проверку знаний свыше половины времени на уроке; это наносит серьезный ущерб изучению нового материала, усвоению которого в основном переносится на домашнюю работу школьников.

Необходимо дальнейшее усовершенствование методики проверки знаний по истории.

Основные формы проверки и учета знаний в 5-6 классах.

В  5-6 классах эффективно используются разнообразные формы проверки и учета знаний и умений учащихся.

Вызов учащихся для развернутых ответов. Такие ответы играют особенно большую роль в развитии у школьников устной речи, стимулируют тщательную подготовку рассказа по тексту учебника или по содержанию его иллюстраций.

Было бы ошибочно и вредно отказываться от вызова учащихся для развернутых ответов. Однако, эта форма проверки знаний, как и всякая другая, применяемая изолированно, имеет свои отрицательные стороны. Развернутое опрашивание учащихся на уроках в 5-6 классах, где у детей еще относительно слабо развиты речевые умения, занимают много времени.

Учитывая указанные недостатки развернутого опрашивания, передовые учителя сочетают эту форму опроса с привлечением внимания всего класса к разбору ответов и их дополнению.

Вызов учащихся для кратких ответов по наиболее существенным вопросам темы.  Кроме развернутых ответов у карты или доски учащиеся кратко отвечают с места. Эта формы проверки учит школьников выделять главное в содержании урока и темы, кратко формулировать ответы. При этом можно за короткое время опросить многих учеников.

Однако вызов учащихся для кратких ответов имеет недостатки, если он превращается в основную форму проверки знаний в 5-6 классах: появляется известный схематизм ответов и недостаточная конкретизация общих положений; у школьников ослабевает внимание к тщательной работе с текстом учебника; снижается требовательность учителей к речи учащихся; оценки, выставляемые за краткие ответы, часто носят случайный характер, если они не выставляются не по совокупности ответов, данных на нескольких уроках.

Одна из важнейших форм вызова учащихся для ответов с места – привлечение школьников к дополнениям и исправления ответов своих товарищей. Обычно учащиеся в 5-6 классах проявляют при этом высокую активность, внимательно слушают ответы вызванных школьников и охотно вносят исправления и дополнения. Особенностью дополнений и поправок пятиклассников является их желание повторить одни и те же факты с небольшими вариациями. Постепенно рецензии ответов, при условии показа их приемов учителем и частых упражнений, становятся более содержательными. Учащиеся исправляют, уточняют и дополняют не только факты, но и обобщения в ответах товарищей, замечают нарушение правильной последовательности изложения, отсутствие вывода или его обоснования. Все реже восполняются мелкие детали рассказа; шестиклассники обращают внимание преимущественно на более существенные пропуски.

Рецензирование ученических ответов самими школьниками имеет большое развивающее значение. Важно к исправлениям и дополнениям ответов школьников привлекать по возможности всех учащихся класса, как из числа желающих отвечать, так и из наиболее пассивных. Необходимо выставлять за эти дополнения соответствующие оценки. На уроках истории в 5-6 классах удается иногда выставлять некоторым учащимся так называемый «поурочный балл», то есть оценку по совокупности за их работу на уроке в целом. Нам представляется целесообразным выставление отметки по совокупности за краткие ответы, данные не только на одном, а на нескольких уроках. В этом случае учитель в особой тетради правильные и неправильные ответы с мест, дополнения ответов товарищей и т. п., с тем чтобы выставить общую оценку в журнал.

Сочетание на отдельных уроках устной и письменной проверки знаний:  развернутых или кратких устных ответов учащихся с одновременным составлением другими учениками на классной доске плана, тематической или хронологической таблицы, схематического чертежа, рисунка, картосхемы и т.п. Разбор выполненной на доске работы проходит при высокой активности всего класса. Такая форма проверки знаний и умений позволяет разбирать и наглядно иллюстрировать наиболее сложные вопросы, выявлять некоторые зрительные представления учащихся об изучаемых исторических объектах, о связях и отношениях между ними, интенсивно формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.

Подобная организация опроса сопряжена со значительными трудностями: работа одного-двух учеников у доски может отвлечь внимание класса от устных ответов учеников, и требует от учителя умелого руководства работой всех учащихся во время опроса.

Примерно один-два раза в четверть целесообразно проводить письменную и географическую проверку знаний школьников всего класса без предварительного предупреждения о времени и содержании такой проверки. На выполнение работы в 5-6 классах учитель обычно отводит 15-20 минут. Содержание такой проверки соответствует в основном характеру учебных упражнений на уроке и при выполнении домашних заданий. Она может выразиться в составлении простого или развернутого плана, таблицы, схемы, выполнении задания по контурной карте или в тетради для самостоятельных работ, ответе письменно на один-два вопроса и т.п.

Следует учитывать, что у учащихся 5-6 классов нет еще достаточного умения письменно излагать свои мысли. Поэтому письменные работы школьников надо рассматривать как дополнительное средство выявления знаний и главным образом умений.

Известные положительные результаты приносит оценка домашних письменных работ в тетради учащихся: самостоятельно выполненной несложной схемы, составленного плана параграфа учебника, заполненной таблицы и т.п. обычно учитель выставляет оценки за ведение тетради в целом.

Использование и сочетание разнообразных форм проверки знаний и умений помогают преодолеть слабые стороны их отдельных форм и тем самым обеспечивают осуществление всех функций проверки, повышают ее роль в образовании, развитии и воспитании школьников.

Заключение

 

Значение проверки результатов обучения во много раз возрастает, когда она является проверкой не только выполнения домашних заданий, но и учебной деятельности школьников на уроке: их внимания, активности, добросовестности, правильности выполнения упражнений.

Прежде всего проверке подлежат приобретенные в обучении знания, умения и развитие учащихся. Важно проверять не только объем усваиваемого учащимися исторического материала, но также прочность, осознанность и оперативность знаний, то есть способность учащихся их применять при решении разного рода познавательных и других практических задач. Мало проверить, помнит ли ученик обобщающий вывод, необходимо выяснить, может ли он этот вывод обосновать и доказать.

Только регулярная проверка выполнения школьниками требований учителя придает им действенность. Учащиеся в том случае продумывают помещенные в учебниках истории вопросы, если учитель требует отвечать на них; готовят связный рассказ по заданному материалу, если учитель требует от них не только ответов на отдельные вопросы, но и развернутого изложения материала.

Совершенно правильно, что ученики учат и знают не совсем так как объясняет учитель, как написано в учебнике, а так, как учитель спрашивает, каков уровень требований. Ученик в основном обдумывает материал так, как требует при ответе учитель.

Не только учителю, но и самим учащимся проверка позволяет увидеть и оценить их рост в процессе обучения, правильность и добросовестность их отношения к своим учебным обязанностям. Значение проверки особенно возрастает, если учитель отмечает продвижение ученика вперед: лучшее, чем раньше, построение им ответа, прогресс в овладении картой, в развитой речи, более серьезное, чем раньше, отношение к учению и пр.

Проверка воспитательных результатов обучения истории имеет не меньшее значение, чем проверка знаний и умений. Основное заключается в выявлен6ии того, как и в какой мере знания по истории превращаются в убеждения, воспитывают чувства учащихся и способствуют формированию у них материалистического мировоззрения. Школьники 5-6 классов обычно охотно и непосредственно выражают свое отношение к общественным явлениям, с которыми встречаются в курсе истории и во внеклассной работе.

Учителю необходимо стимулировать высказывание учащимися моральных оценок исторических явлений, одобрения или порицания действия исторических лиц. Беседы на такие темы имеют большое значение для лучшего осмысления и закрепления знаний, для выработки умений выражать и доказывать свои мнения и для морального воспитания детей. Вместе с тем проверка воспитательных результатов обучения не ограничивается уроками. В историческом кружке, на экскурсии, в беседе о прочитанных исторических книгах наиболее полно могут раскрываться интересы, запросы, а часто чувства и взгляды школьников, относящиеся к явлениям общественной жизни. Проверка результатов обучения истории и учебной деятельности учащихся является ключом к проверке, оценке усовершенствования всего процесса обучения предмету.

 

 Приложение 1

Примеры вопросов теста на:

 

1) выявление хронологических знаний:

 

Когда Финляндия вошла в состав Российской империи?

а) в 1812 г.

б) в 1815 г.

в) в 1809 г.

 

Где в 1849 году русская армия участвовала в подавлении революционных выступлений?

а) в Пруссии

б) во Франции

в) в Венгрии

 

2) выявление картографических знаний и умений:

 

На территории какой современной страны произошла «битва народов» 1813 г?

а) Германия

б) Австрия

в) Польша

 

Отметьте среди перечисленных штатов примкнувший к конфедерации в ходе гражданской войны севера и юга Америки:

а) Техас

б) северная Каролина

в) южная Каролина

 

3) выявление знания главных и неглавных исторических фактов

 

Кто был командующим кавалерией в наполеоновской армии во время войны 1812 г.?

а) М. Ней

б) Е. Богарне

в) И. Мюрат

 

Сколько человек погибло, по данным министерства юстиции, в результате подавления восстания декабристов на сенатской площади?

а) 80

б) 200

в) 1271

 

4) выявление теоретических исторических знаний

 

 Что такое военные поселения?

а) особый вид войск

б) особый вид общины

в) временное поселение военных

 

Процесс обращения государством церковной собственности в светскую?

а) секуляризация

б) партикуляризация

в) национализация

 

Литература:

 

1. Вагин А.А. «Методика обучения истории в школе». М.:1972   

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. «Методика преподавания истории в школе»

3. Коровкина Ф.П. и Запорожец Н.И. «Методика обучения истории древнего мира и средних веков в 5-6 классах». М.: 1970

4. Короткова М. В., Студеникин М.Т. «Практикум по методике преподавания истории в школе». М: 2000 

5. Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории». М.:2002

6. Студеникин М.Т. «Методика преподавания истории в школе». М.:2000

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...