Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Теория производства фирмы




Вкусы, или предпочтения потребителей.

Если потребительские вкусы изменяются, то спрос изменяется при любой цене. В основном, это связано с модой или новыми видами товаров на рынке.

Например, появление компакт-дисков сильно снизило спрос на долгоиграющие виниловые пластинки, а спрос на спортивную обувь сильно возрос из-за предпочтения людей быть здоровыми.

Количество покупателей.

Увеличение на рынке числа потребителей приводит к увеличению спроса, а уменьшение числа потребителей – к сокращению спроса.

Например, большое число туристов на курорте вызывает рост спроса на продукты питания. Также сокращение рождаемости в Беларуси в 1990-1998 годах привело к уменьшению спроса на учителей в средней школе.

Доходы потребителей.

Если доходы у людей растут, то они покупают больше товаров при любых уровнях цен на эти товары.

Например, рост доходов покупателя привел к росту его спроса на новую одежду и автомобили и снизил его спрос на поношенную одежду и общественный транспорт.

Цены на товары-заменители (субституты) и товары-дополнители (комплементы).

Когда товары являются субститутами, то между ценой на один товар и объёмом спроса на другой существует прямая зависимость. Например, когда цена на сливочное масло растёт, потребители покупают его меньше. А это вызывает рост спроса на маргарин.

Когда товары являются комплементами, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость. Например, если цена на обучение в университете растёт, то спрос на учебники падает.

Ожидания потребителей.

Ожидания будущих цен на товары, будущего дохода способны изменить спрос. Например, плохая погода в Южной Америке и плохой урожай кофе приводят к ожиданиям более высоких цен на кофе в будущем и повышают спрос на кофе сейчас.

Действие неценовых факторов спроса можно показать на графике спроса. Если спрос растёт, то график спроса сдвигается вправо. Если спрос падает, то график спроса сдвигается влево.

Рисунок 1. Сдвиги кривой спроса

Линия D1 на рисунке показывает уменьшение спроса, а линия D2 – увеличение спроса.

Предложение(S)– количество товара, которое производители согласны и могут продать по определенной цене.

Зависимость между уровнем цены и объёмом предложения отражает закон предложения: чем выше цены на товар, тем больше объём предложения этого товара, а чем ниже цена, тем меньше объём предложения. Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость между ценой и объёмом предложения.

Предложение можно представить в двух формах: а) шкала предложения;

б) кривая предложения.

Шкала предложения – таблица, которая показывает, какое количество товара будет продано по различным ценам в течение определенного периода времени.

Данные об объемах предложения яблок при разных ценах представлены в таблице.

Таблица. Предложение яблок

Цена яблок за 1 кг, рублей Объём предложения в неделю, кг
   
   
   
   
  0,5

 

Из таблицы видно, что объём предложения и цена товара находятся между собой в прямой зависимости.

Кривая предложения иллюстрирует закон предложения графически. На рисунке изображена кривая предложения яблок.

Рисунок. Кривая предложения яблок

Зависимость между уровнем цены и объёмом предложения можно проследить двигаясь из одной точки в другую по кривой предложения S.

Кроме цены на предложение оказывают влияние и неценовые факторы:

Цены на ресурсы.

Для производства необходимы ресурсы (факторы производства). Если цены на ресурсы увеличатся, то вырастут и затраты производителя (издержки производства). Рост затрат на производство товара уменьшит прибыль. Поэтому производитель сократит производство товара. Следовательно, на рынке снизится предложение этого товара.

Применяемые технологии.

Если используются более совершенные технологии, то снижаются издержки производства. Поэтому производитель выпускает больше данного товара и увеличивается объём предложения товара на рынке.

Налоги и субсидии.

Производители платят налоги. Налоги для производителя являются издержками. Если налоги увеличиваются, то увеличиваются издержки производства, что вызывает снижение объёма производства. Предложение товара на рынке уменьшается.

Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства данного товара, предложение увеличивается.

Субсидии - это помощь, которую фирмы получают от государства.

4. Количество производителей.

Чем больше производителей, тем больше предложение.

Ожидания.

Ожидаемое изменение цен в будущем повлияет на поведение производителя в настоящее время и, соответственно, на объём предложения.

Например, если производитель ожидает повышения цен на свой товар, то в настоящее время он уменьшит предложение товара, чтобы в будущем получить больший доход.

Особые факторы.

Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство (засуха или дожди ведут к неурожаю сельскохозяйственной продукции). Предложение этой продукции уменьшается.

Действие неценовых факторов предложения можно показать на графике.

Если предложение растёт, то кривая предложения сдвигается вправо.

Если предложение падает, то кривая предложения сдвигается влево.

Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения. На рынке множество продавцов (производителей) и покупателей (потребителей), желания и возможности которых различны. Покупатели хотят купить товар по более низкой цене, а продавцы хотят продавать свой товар по более высокой цене. Конкуренция между ними приводит к тому, что при какой-то цене установится равенство между спросом и предложением, то есть интересы продавцов и покупателей совпадут. На рынке установится равенство между объёмом спроса и объёмом предложения.

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объём спроса равен объёму предложения, то есть Qs = QD.

Совместим на одном графике линии спроса и предложения.

Как видно из рисунка, линии спроса и предложения пересекаются в одной точке (точка Е). В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определённое количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка Е называется точкой равновесия. Объём продаж в этой точке называется равновесным объемом (QE).

QE = Qs = QD

Равновесная цена (PE) – это рыночная цена, при которой планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают. Объём товаров (благ), который могут купить покупатели, равен объёму товаров (благ), который могут предложить производители.

РЕ = Ps = РD

Если рыночная цена устанавливается ниже равновесной, возникает дефицит товара, при котором спрос превышает предложение. (QD > QS)

Если рыночная цена выше цены равновесия, появляется избыток товара, при котором предложение превышает спрос. (QS > QD)

 

 

Тема 4. Теория производства фирмы

 

Предприятие (синоним – фирма) является одним из основных хозяйствующих субъектов.

Предприятие – самостоятельный субъект, который использует факторы производства (земля, труд, капитал) для производства товаров и услуг.

Основные признаки предприятия:

– предприятие представляет собой коллектив людей (если нет коллектива людей – нет предприятия). Именно эти люди (рабочие и менеджеры) осуществляют производство и продажу благ и услуг;

– у предприятия обязательно должен быть фактор производства – капитал (здания, станки, оборудование, денежные ресурсы и другое);

– предприятие является самостоятельным субъектом. Оно само решает, что ему производить, для кого и как это делать.

Главная цель предприятия – получить прибыль (чем больше прибыли, тем лучше для предприятия).

Основные функции предприятия – производство благ и услуг, получение прибыли.

Существует много видов предприятий.

Все предприятия можно разделить на две большие группы – коммерческие и некоммерческие. Коммерческие – это предприятия, которые работают для получения прибыли. Некоммерческие – это предприятия, у которых главная цель – решать социальные задачи (Например, школа даёт ученикам образование; в больнице лечат больных людей).

Нужно выделить государственные, частные и смешанные предприятия.

В государственных предприятиях весь капитал принадлежит государству.

Частные предприятия принадлежат одному человеку или группе людей.

В смешанных предприятиях часть имущества принадлежит государству, а часть – одному человеку или группе людей.

Можно выделить национальные, иностранные и совместные предприятия.

Национальное предприятия принадлежат гражданам или фирмам страны, на территории которой оно создано.

Иностранное предприятие принадлежит иностранным гражданам или иностранным фирмам.

Совместное предприятие – это предприятие, часть капитала которого принадлежит гражданам данной страны или национальным фирмам, а оставшаяся часть – иностранным.

По размеру можно выделить крупные, средние и малые предприятия.

Крупные предприятия выпускают очень много продукции, на них работает очень много работников и у них есть много капитала. Например, Samsung, Sony, BMW, Toyota и др.

Малые предприятия – это предприятия, на которых работает несколько человек, они выпускают мало продукции и у них немного капитала.

Средние предприятия – это предприятия, которые по числу работников, количеству продукции и размеру капитала занимают промежуточное положение между крупными и малыми предприятиями.

В процессе производства благ и услуг фирма использует факторы производства. С помощью математики можно описать зависимость количества производимых товаров от объёма используемых в производстве факторов производства. Такая зависимость описывается производственной функцией. В наиболее общем виде производственная функция выглядит так:

Q=f(K, L, M),

где К – объём используемого в производстве капитала, L – объём труда, М – объём земли.

Производственная функция показывает максимальный объём производства продукции Q при заданном объёме используемых факторов производства и используемой технологии. Для увеличения объёма производства необходимо увеличивать количество используемых факторов производства. Однако возможность изменять объём факторов производства зависит от особенности производственного периода, на который ориентируется фирма. Поэтому выделяют три основных производственных периода – мгновенный, краткосрочный и долгосрочный производственный периоды.

Мгновенный производственный период – это настолько короткий период времени производства, что предприятие не может изменить объём ни труда, ни капитала, ни земли. Такой период может длиться несколько дней, недель или даже месяцев. Поэтому в мгновенном периоде все факторы являются постоянными (так называются факторы, объём которых предприятие не может увеличить или уменьшить).

Краткосрочный производственный период – это такой период времени производства, за который предприятие может изменить (увеличить или уменьшить) объём некоторых используемых факторов производства. Такие факторы называются переменными. А объём других факторов производства предприятие не может изменить, поэтому они называются постоянными. Такой период длится полгода или год. За это время предприятие может нанять новых работников, поэтому переменным фактором, как правило, является труд. Но построить здание, купить много станков предприятие, скорее всего, за это время не сможет. Поэтому капитал является постоянным фактором производства в среднесрочном периоде.

Долгосрочный производственный период – это такой период времени производства, в течение которого предприятие может изменить объём всех используемых факторов производства. Такой период длится от одного года и больше. Фирма может нанять много новых работников, построить здание, купить нужное количество станков, взять в кредит или заработать деньги. Поэтому все факторы – труд, капитал, природный фактор – являются переменными.

 

Представим себе такую ситуацию, что фирма осуществляет свою деятельность в краткосрочном производственном периоде. Это означает, что один из факторов производства является переменным, а другой – постоянным. Предположим, что переменным фактором является труд, а постоянным – капитал. Следовательно, единственным способом увеличить количество производимой продукции является увеличение объёма фактора тру д (то есть найм дополнительных работников). Чтобы определить, выгодно фирме увеличивать объём труда или нет, необходимо рассчитать общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства.

Общий продукт переменного фактора производства – это общее количество произведенной продукции при использовании какого-либо объёма переменного фактора. Так как переменным фактором является труд (L), то общий продукт переменного фактора обозначается TPL.

Средний продукт переменного фактора– это отношение общего продукта переменного фактора к количеству использованного переменного фактора. Средний продукт переменного фактора обозначается АРL и рассчитывается по формуле: APL=TPL/L.

Предельный продукт переменного фактора – это величина, на которую изменяется общий продукт переменного фактора при увеличении количества переменного фактора на единицу. Предельный продукт переменного фактора производства обозначается MPL и рассчитывается по формуле: MPL=ΔTPL/ΔL, где ΔL=1.

Динамика общего, среднего и предельного продукта переменного фактора приведена в таблице.

Единицы труда, L Общий продукт, TPL Средний продукт, APL Предельный продукт, MPL
   
       
       
       
       
       
       
       
      -6

 

Мы видим, что сначала предельный продукт переменного фактора резко увеличивается:

при L=3 MPL=18.

Затем предельный продукт начинает уменьшаться: при L=4 MPL=8,

при L=5 MPL=6,

при L=6 MPL=4 и т.д.

Это значит, что найм четвертого, пятого и шестого работников всё менее выгоден для предприятия. Когда фирма наймёт седьмого работника MPL=0. Это значит, что общий продукт не увеличится, то есть нанимать этого работника предприятию невыгодно вообще. Найм восьмого работника приведёт к уменьшению общего продукта.

Следовательно, фирма будет нанимать дополнительных работников до тех пор, пока МРL будет иметь положительное значение.

 

В долгосрочном производственном периоде все ресурсы (факторы производства) являются переменными, поэтому все издержки в таком периоде являются переменными.

Главной задачей является определение такого объёма производства, при котором долгосрочные издержки производства будут самыми маленькими. Для этого нужно учесть, что долгосрочный производственный период можно рассмотреть как совокупность краткосрочных производственных периодов, каждому из которых соответствует своя динамика краткосрочных средних издержек (SATC). Предположим, в первый год своей работы предприятие достигает минимальных издержек на единицу продукции при Q=50 000 единиц, дальнейшее увеличение выпуска приводит к увеличению издержек. Однако в следующем году фирма может увеличить количество всех используемых факторов производства и производить 150 000 единиц продукции при минимуме издержек на единицу продукции. В следующем году фирма может опять увеличить количество всех используемых факторов производства и производить 300 000 единиц продукции, но это не приведёт к уменьшению издержек. Если фирма в следующем году снова увеличит количество используемых факторов, то она сможет производить 450 000 единиц продукции, но издержки производства на единицу продукции возрастут. Проиллюстрируем это на графике.

Зависимость между объёмом издержек и объёмом производства в долгосрочном производственном периоде называется эффектом масштаба. Если при увеличении выпуска продукции издержки уменьшаются, то такой эффект масштаба называется положительным, а если издержки увеличиваются – то отрицательным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...