Следующий тип неправильного обращения с ребёнком - детская заброшенность.
Типы неправильного влияния – жестокое обращение с ребёнком К сожалению, сегодня актуальным стал вопрос о неправильном влиянии родителей на детей. Под неправильным влиянием подразумевается жестокое обращение с ребёнком. Любой вид жестокого обращения наносит ребёнку травму. А травма – это пережитое событие, которое оказывает негативное психологическое влияние на развитие ребёнка. К типам неправильного обращения с ребёнком относятся: · Детская заброшенность. · Плохое физическое отношение к ребёнку. · Плохое психологическое отношение к ребёнку. · Сексуальная жестокость. Одни формы плохого обращения с ребёнком являются открытыми, а другие более скрытыми и изощрёнными, последствия которых проявляются спустя долгое время. Например, психологическое безразличие к успехам ребёнка. Плохое обращение – это такое поведение в отношении другого человека, которое, выходит за рамки норм общественного поведения и влечёт за собой риск причинения физического или эмоционального вреда. В реальной жизни различные формы жестокого, плохого обращения нередко сосуществуют. Нужно понимать, то, что в одном возрасте жестоко, в другом возрасте таковым не является. Например, если родители оставляют ребёнка раннего и младшего возраста одного дома – это жестокое обращение, приносящее ребёнку психологическую травму, в подростковом возрасте – это норма обращения с ребёнком, т.к. подростки сами жаждут побыть в одиночестве. Плохое физическое обращение, физическое насилие отличается по степени тяжести от других форм плохого обращения с ребёнком. Чаще всего физическое насилие изменяется в зависимости от возраста. Дети 7 лет и младше составляют самую большую группу по численности – 51%, 26% - дети 3 лет и младше, 20% - подростки.
Более жестокому обращению подвержены трудные дети с особыми потребностями: · дети с ускоренным развитием; · дети с задержкой психического развития; · дети-инвалиды; · дети с проблемами в поведении и общении. То есть все те, кому в первую очередь необходима наша помощь и поддержка, подвергаются плохому обращению. Папа и мама для ребёнка являются солнцем и луной. Например, в ситуации развода мир ребёнка рушится, он живёт с такими мыслями "Я виноват", "Я плохой". В результате он начинает быть идеальным, чтобы исправить семейную ситуацию, чтобы вернуть на прежнее место солнце или луну. Мама думает, что такое поведение является положительным результатом развода "Давно нужно было расстаться…". К сожалению, это только мамина иллюзия, для детей – это ничто иное как защитный механизм "Я буду хорошим, меня не будут ругать, папа вернётся…". При физическом насилии: · Дети младшего возраста особенно отстают в развитии речи. При переходе в среднюю возрастную группу, дети начинают отставать по уровню развития не только речевых, но и математических навыков на 2 года. · В подростковом возрасте эмоциональные и поведенческие проблемы усиливаются, наблюдаются невысокие достижения и отставания в учёбе. · Особенно страдает эмоциональное развитие, формируются избегающие привязанности, когда дети, испытывая стресс, воздерживаются от привлечения к себе внимания взрослых, проявляют апатию и безразличие к происходящему. Именно такое поведение снижает риск родительского гнева. В данном случае потребности детей в безопасности и утешении остаются неудовлетворёнными, их дальнейшее развитие очень страдает, не происходит нормального развития чувства Я и осознание своей индивидуальности. В норме у ребёнка потребность в безопасности и утешении проявляется способностью говорить об эмоциях и внутренних состояниях, при физическом насилии у детей бедный лексикон, они не могут передать словами своё внутреннее состояние.
Часто ли ваши дети открыто, свободно, с чувством рассказывают Вам о происходящем с ними в детском саду или школе? Да, это здорово, у вашего ребёнка потребность в безопасности в норме! Нет, подумайте, что Вы сделали для того, чтобы ребёнок "закрылся"?... · Долговременное последствие плохого физического обращения приводит к неспособности детей регулировать свои эмоции, а также распознавать чувства и эмоции других. В общении таких детей можно распознать по следующим признакам: "комок в горле", слёзы в глазах, апатия. У мальчиков наблюдается агрессия и неповиновение, у девочек – депрессия (долговременная ситуация лишения) и низкая самооценка. У тех, и у других – нереалистично завышенная самооценка личности. Например, ребёнка бьют дома, у него возникает чувство незащищённости, как следствие реакция в школе: "Я самый сильный…". · Нужно помнить, что именно депрессия может вызывать суицидальный умысел. Чем выше изолированность, тем выше депрессивность. Депрессивный тип характерен для людей, которые подвергались плохому физическому обращению до 11 лет. · Модель воспитания ребёнка переносится, к сожалению, во взрослую семейную жизнь. · Наблюдается отсутствие навыков решения межличностных проблем. Испытавшие жестокое обращение, дети полагают, что другие замышляют против них что-то плохое, а потому заслуживают такое же отношение. У детей не сформировано доверие. Даже в ситуации влюблённости они используют унижение и подавление. Портрет жестокого родителя Среди жестоких родителей одинаковое количество мужчин и женщин, причём о мужской жестокости известно случаев меньше. · Статистически часто у таких родителей первый ребёнок рождён до 19 лет. · Для них характерен высокий уровень жизненного стресса при низком экономическом уровне. · Часто они чрезвычайно тревожны и гневливы, обладают низкой стрессоустойчивостью, сосредоточенностью. · Очень низко осведомлены о выполнении родительских функций, о развитии ребёнка.
Например, ребёнок-дошкольник разрисовал обои в комнате, непросвещённая мама подумает, что он балуется, хулиганит, делает на зло. Естественно малыш будет за такое действие наказан, просвещенная мама вспомнит, что данный возраст – сензитивный период для развития творческих способностей и вместе с ребёнком порадуется его произведению искусства. Жестокие родители склоны к искажениям в своих мыслях о детях, поэтому приписывают им намерение "насолить", или внутренних отрицательных черт: "Она подлиза", "Вся в отца" и т.д. Родитель, воспринимающий поведение ребёнка как злонамерение, с одной стороны ещё больше расстраивается, с другой стороны находит оправдание своим неправильным плохим действиям. Следующий тип неправильного обращения с ребёнком - детская заброшенность. Заброшенность является самой распространённой формой плохого обращения с детьми – 49%. Этот вид неправильного влияния на развитие ребёнка можно определить как недостаток обеспечения ухода за детьми, является результатом скорее отсутствия действий, чем их совершение, поэтому его трудно выявить, результат заброшенности – увечья, случайные смерти ит.д. Заброшенность – это пренебрежение нуждами ребёнка, отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Индикаторы заброшенности: · У детей до 2 лет остановка в весе, которая проявляется задержкой роста. · Умственное развитие заброшенного ребёнка страдает больше, чем при других формах, т.к. родители не проявляют интереса к успехам ребёнка. Дефицит к развитию сохраняется очень долго, как результат появляется низкий уровень развития базовых навыков, хромают речь, счёт, чтение, такие дети более отвлекаемы, имеют низкую самооценку и хуже всех справляются со стрессом. · В подростковом возрасте у таких детей отсутствует инициатива, они чаще других используют психоактивные вещества. Всё это формы ухода от сложившейся жизненной ситуации. · Эмоциональное развитие заброшенных детей также сильно страдает. Главное последствие, которое обнаружено, например, у детей с остановкой в весе – несформированная привязанность. В раннем возрасте, когда ребёнок начинает ходить, он нуждается в поддержке со стороны родителей, если физической поддержки нет либо в ней часто отказывают, проявляется реакция – гнев и страх, формируется пассивное разочарование.
· В отношениях с матерями заброшенные дети не чувствуют себя в безопасности и воспринимают их как ненадёжных и недоступных, относятся к ним пассивно. Такие отношения носят амбивалентный характер: жажда контакта с одной стороны, гнев, вызванный фрустрацией, с другой. · Пассивность в отношениях с матерью распространяется на межличностные отношения, таким детям часто не достаёт настойчивости, они склонны к проявлению негативного аффекта, зависимы от воспитателей и учителей. · У заброшенных детей часто проявляется агрессия, сочетающаяся с пассивностью и уклонение от контактов, они занимаются самоедством. · Заброшенность проявляется, например, в покусывании щёк, губ, отказе от пищи и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|