Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие и трансформации акцентуаций характера




В развитии акцентуаций характера можно выделить две группы динамических изменений:

Первая группа - это преходящие, транзиторные изменения. Они по форме те же, что и при психопатиях.

1) острые аффективные реакции:

а) Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии - нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т.п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций - сензитивной и эпилептоидной.

б) Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путём агрессии на окружающее - нападение на обидчиков или "вымещение злобы" на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.

в) Импунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путём безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже усугубляет. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.

г) Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в "спектакль", в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилиптоидной и при лабильной.

2) преходящие психоподобные нарушения поведения ("пубертатные поведенческие кризы").

а) делинквентность, т.е. в проступки и мелкие правонарушения, достигающие наказуемого в судебном порядке криминала;

б) токсикоманическое поведение, т. е. в стремление получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путём употребления алкоголя или других дурманящих средств;

в) побеги из дома, и бродяжничество;

г) транзиторные сексуальные девиации (ранней половой жизни, преходящего подросткового гомосексуализма и др.).

3) развитие на фоне акцентуаций характера разнообразных психогенных психических расстройств - неврозов, реактивных депрессий и т.п. Но в данном случае дело уже не ограничивается "динамикой акцентуаций"; происходит переход на качественно иной уровень - развитие болезни.

 

Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения.

Они могут быть нескольких типов:

1. Переход "явной" акцентуации в скрытую, латентную. Под влиянием повзросления н накопления жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются, компенсируются.

2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием благоприятных условий среды психопатического развития, достигающего уровня среды патологии (" краевые психопатии ", по О.В. Кербикову). Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов: - наличие изначальной акцентуации характера, неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться именно к "месту наименьшего сопротивления" данного типа акцентуации, их действие должно быть достаточно продолжительным и, главное,- оно должно упасть на критический для формирования данного типа акцентуации возраст.

3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике.

Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого. Трансформация типов возможна только по определённым закономерностям - только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного - в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сензитивную основу.

 

Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т.е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды неправильного воспитания.

Можно указать следующие из них:

1) гипо протекция, достигающая в крайней степени безнадзорности;

2) особый вид гипо протекции, описанный А.А. Вдовиченко под названием потворствующая гипопротекция, когда родители предоставляют подростка самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже правонарушениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стремятся любыми способами освободить от наказаний и т.п.;

3) доминирующая гиперпротекция ("гиперопека");

4) потворствующая гипер протекция, в крайней степени достигающая воспитания "кумира семьи";

5)эмоциональное отвержение, в крайних случаях достигающее степени третирования и унижения (воспитание по типу "Золушки");

6) воспитание в условиях жестоких взаимоотношений;

7) в условиях повышенной моральной ответственности;

8) воспитание в условиях "культа болезней".

 

Соотношение между акцентуациями характера и типами семейного воспитания приводится в приложении № 3.

 

Семинарское занятие

Цель - исследование понятия "акцентуация характера" как крайнего варианта нормы.

Основные понятия: характер, акцентуация (лабильный, циклоидный, астенический, боязливый, психастенический, шизоидный, застревающий, эпилептоидный, демонстративный, гипертимный, дистимный, неустойчивый, конформный)

 

План.

1. Определение понятий "характер" и "акцентуация характера" в психологии.

2. Классификация акцентуаций характера.

3. Психологические травмы, вызывающие отклонения в развитии личности и поведении подростков.

4. Характерные особенности каждого типа акцентуации.

5. Причины трансформации акцентуаций характера.

 

Задание I.

1. Подумайте, как соотносятся понятия "характер" и "акцентуация характера". Проведите сравнительный анализ (выделите общее и различное в этих понятиях).

2. Изучите материал, содержащийся в лекциях. Из доступных Вам источников выпишите определения основных понятий курса, установите их иерархию и взаимосвязь.

3. Сравните классификации по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Выскажите свое мнение (доводы "за" и "против") по каждой из классификаций.

4. С помощью доступных Вам источников ознакомьтесь более подробно с каждым типом акцентуации характера.

 

Задание II.

  1. Подготовьте сообщения на тему "Тип акцентуированной личности по К.Леонгарду".
  2. Подготовьте сообщение на тему "Типы акцентуации характера по А.Е. Личко".
  3. Подготовьте сообщение на тему "Психологические портреты людей с различными типами акцентуаций характера".
  4. Найдите тестовый материал для определения акцентуаций характера. Выберите наиболее подходящий вариант.

 

Методические рекомендации к выполнению заданий.

При работе над темой Вам необходимо овладеть понятийным аппаратом (для этого нужно выполнить задания I группы). Найдите в доступных Вам источниках основные понятия темы, ознакомьтесь с их формулировкой, выпишите те, которые Вам не совсем понятны и над которыми следует поработать.

Постарайтесь освоить конкретный тест для определения типа акцентуации, обратите особое внимание на обработку результатов тестирования. Найдите полное описание каждого типа акцентуации характера. Объясните, зачем педагогу или психологу необходимо знать типы акцентуаций характера. Пригодятся ли эти знания в практической работе с подростками и их семьями?

 

(Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н.Толстого, кафедра психологии развития п/р Е.А.Орловой)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...